ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-21830/18 от 21.06.2018 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья – Наумов С.Н. Дело № 33а- 21830/18

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 июня 2018 г. г. Краснодар

Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Якубовской Е.В.,

судей: Малаевой В.Г., Онохова Ю.В.,

по докладу судьи Малаевой В.Г.

при секретаре < Ф.И.О. >4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Соловьева С.П. к администрации Хадыженского городского поселения Апшеронского района о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство

по апелляционной жалобе Соловьева С.П. на решение Апшеронского районного суда Краснодарского края от 10 апреля 2018 г.

Заслушав доклад судьи Краснодарского краевого суда Малаевой В.Г., выслушав Соловьева С.П., судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда

установила:

Соловьев < Ф.И.О. >9 обратился в Апшеронский районный суд Краснодарского края с административным исковым заявлением к администрации Хадыженского городского поселения Апшеронского района о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство <...> от <...>

В обоснование требований административного искового заявления указал, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок, площадью <...> м с кадастровым номером <...> из земель населенных пунктов с разрешенным использованием под индивидуальное жилищное строительство по адресу: <...>.

<...> он обратился в администрацию Хадыженского городского поселения с заявлением о выдаче разрешения на строительство, однако, в установленный законом срок ответ на заявление не получил. При повторном обращении в администрацию с заявлением <...> административным ответчиком <...> было принято решение об отказе в выдаче разрешения на строительство в связи с тем, что имеются несоответствия представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения на строительство градостроительного плана земельного участка, и ограничениям, установленным в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации. Считая решение от <...><...> об отказе в выдаче разрешения на строительство незаконным, < Ф.И.О. >1 просил отменить его и обязать администрацию Хадыженского городского поселения <...> выдать разрешение на строительство объекта индивидуального жилищного строительства на основании заявления от <...>

Решением Апшеронского районного суда Краснодарского края от <...>< Ф.И.О. >1 отказано в удовлетворении административного искового заявления к администрации Хадыженского городского поселения <...> о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство <...> от <...>

В апелляционной жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, < Ф.И.О. >1 просит решение Апшеронского районного суда Краснодарского края от <...> отменить и принять по делу новое решение, которым удовлетворить требования административного искового заявления в полном объеме.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав административного истца < Ф.И.О. >1, судебная коллегия не нашла оснований для отмены решения суда первой инстанции.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как видно из материалов административного дела, < Ф.И.О. >1 на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от <...> на праве собственности принадлежит земельный участок площадью <...> кв. м с кадастровым номером <...> земли населенных пунктов - для индивидуального жилищного строительства по адресу: Краснодарский край, <...>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <...>

<...>< Ф.И.О. >1 обратился в администрацию Хадыженского городского поселения <...> с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома по адресу: <...>.

К указанному заявлению были приложены: градостроительный паспорт земельного участка ИЖС; схема планировочной организации; свидетельство о праве собственности на земельный участок.

<...> администрацией Хадыженского городского поселения <...>< Ф.И.О. >1 было рекомендовано предоставить краткие проектные характеристики индивидуального жилого дома, а именно этажность, материал стен, размеры жилого дома.

Поскольку < Ф.И.О. >1 не предоставил документы, решением администрации Хадыженского городского поселения <...> от <...><...>< Ф.И.О. >1 было отказано в выдаче разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства на основании п. 2.14 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства» по причине несоответствия представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения на строительство градостроительного плана земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Данный отказ послужил основанием для обращения < Ф.И.О. >1 в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Оставляя решение Апшеронского районного суда Краснодарского края от <...> без изменения, суд апелляционной инстанции исходит из следующего

В соответствии с п. 1 ст. 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.

Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

В соответствии с ч. 3 ст. 85 Земельного кодекса РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Частями 2 и 4 указанной статьи предусмотрено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей. Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.

Частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлен перечень документов, являющийся обязательным для предоставления в орган местного самоуправления с целью получения разрешения на строительство.

Согласно пункту 2 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации к заявлению о выдаче разрешения на строительство прилагается градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство.

Градостроительный план земельного участка выполняет информационную функцию в нем должна быть консолидирована информация о всех строительных характеристиках предназначенного для застройки земельного участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях. Градостроительный план участка относится к градостроительной документации и является документом, в котором зафиксирована информация, позволяющая ее идентифицировать; как документ он не устанавливает каких-либо ограничений в отношении земельного участка, а лишь воспроизводит эти ограничения.

Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка. Основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство являются, в частности, отсутствие документов, предусмотренных указанными частями Кодекса, или несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка (часть 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В силу ч. 1 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

Администрацией Хадыженского городского поселения <...> постановлением от <...><...> утвержден Административный регламент Хадыженского городского поселения <...> по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительства, реконструкцию объектов капитального строительства» (далее также - Административный регламент от <...>).

Согласно п.п. 2.3, 2.4., п. 2 Административного регламента от <...> конечным результатом предоставления муниципальной услуги является выдача разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства либо мотивированный отказ в предоставлении данной услуги.

Согласно п. 2.6.5 Административного регламента от <...> в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство на имя главы Хадыженского городского поселения непосредственно либо через многофункциональный центр. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы:

1) правоустанавливающий документ на земельный участок;

2) градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня предоставления заявления на получение разрешения на строительство;

3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

4) описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства в случае, если строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, за исключением случая, предусмотренного частью 10.2 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства включает в себя его описание в текстовой форме и графическое описание. Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства в текстовой форме включает в себя указание на параметры объекта индивидуального жилищного строительства, цветовое решение его внешнего облика, планируемые к использованию строительные материалы, определяющие внешний облик такого объекта, а также описание иных характеристик такого объекта, требования к которым установлены градостроительным регламентом в качестве требований к архитектурным решениям объекта капитального строительства. Графическое описание представляет собой изображение внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства, включая его фасады и конфигурацию объекта.

В соответствии с пункта 2.14 Административного регламента от <...> исполнительным органом по предоставлению муниципальной услуги может быть отказано в выдаче разрешения на строительство, в том числе:

- при отсутствии документов, предусмотренных пунктами 2.6.1 и 2.6.5 настоящего регламента;

- несоответствие представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения на строительство градостроительного плана земельного участка или, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки и проекта межевания территории, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;

- в случае, предусмотренном частью 11.1 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство является также поступившее от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, заключение о несоответствии раздела проектной документации объекта капитального строительства или описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границе территории исторического поселения федерального или регионального значения.

- обращение (в письменном виде) заявителя с просьбой о прекращении предоставления муниципальной услуги.

Постановлением администрации Хадыженского городского поселения <...> от <...><...> утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером <...> земли населенных пунктов - для индивидуального жилищного строительства по адресу: Краснодарский край, <...>.

Как следует из обращения директора МБУДО детской художественной школы (ДХШ) <...>< Ф.И.О. >5 о разъяснении выдачи разрешения на строительные работы по <...> в <...> и ответа администрации Хадыженского городского поселения <...> от <...><...>, собственник спорного земельного участка, расположенного в непосредственной близости от земельного участка, принадлежащего художественной школе, на <...> за разрешением на строительство жилого дома в отдел архитектуры и градостроительства администрации Хадыженского городского поселения не обращался, сведений о проведенных инженерных изысканий по выемке грунта не предоставил.

Таким образом, обращение директора художественной школы и ответ администрации на него свидетельствуют, что информация о всех строительных характеристиках предназначенного для строительства жилого дома земельного участка с кадастровым номером <...> на момент обращения (<...>) < Ф.И.О. >1 в администрацию Хадыженского городского поселения <...> с заявлением о выдаче разрешения на строительство не соответствовала информации, отраженной в градостроительном плане земельного участка с кадастровым номером <...>, утвержденном постановлением администрации Хадыженского городского поселения <...> от <...><...>.

Кроме того, согласно представленной < Ф.И.О. >1 схеме планировочной организации земельного участка с кадастровым номером <...> общей площадью <...> кв. м по адресу: <...>, место размещения предполагаемого двухэтажного жилого дома находится за существующим одноэтажным индивидуальным жилым домом с кадастровым номером <...> На предоставленной схеме планировочной организации земельного участка не указанно уже существующее 2-х этажное здание. Схемой планировочной организации земельного участка не предусмотрен снос, каких-либо зданий (сооружений), соответственно, уже возведенное 2-х этажное, новое здание без разрешительных документов входит в границы будущего 2-х этажного жилого дома.

За существующим одноэтажным индивидуальным жилым домом согласно фотоматериалам возведено новое 2-х этажное кирпичное строение (здание), выполнена кровля - металлочерепица, строение построено без получения необходимых разрешительных документов. Согласно представленной схеме планировочной организации земельного участка уже возведенное новое 2-х этажное строение (здание) планируется частично располагаться в границах нового (третьего здания).

Правилами землепользования и застройки Хадыженского городского поселения <...>, утвержденными решением Совета Хадыженского городского поселения <...><...> от <...> «Об утверждении правил землепользования и застройки Хадыженского городского поселения <...>», а также п. 2.2.3 градостроительного плана № RU <...> от <...> предусмотрен максимальный процент застройки в границах земельного участка - 50 %.

Поскольку представленные < Ф.И.О. >1 вместе с заявлением о выдаче разрешения на строительство документы не соответствуют требованиям к строительству, установленным на дату выдачи представленного для получения на строительство градостроительного плана земельного участка, администрация Хадыженского городского поселения <...> правомерно на основании п. 2.14 Административного регламента отказала < Ф.И.О. >6 в выдаче разрешения на строительство жилого дома.

Кроме того, комиссией по вопросам пресечения самовольного строительства на территории Хадыженского городского поселения <...><...> составлен акт осмотра объекта, из которого следует, что < Ф.И.О. >1 было отказано в допуске комиссии на территорию принадлежащего ему земельного участка для проведения осмотра. В связи с этим, комиссией был проведен осмотр данного земельного участка за пределами границ земельного участка по <...> в <...>. В ходе проведения осмотра земельного участка было установлено, что на существующем земельном участке с кадастровым номером <...> общей площадь <...> кв. м по адресу <...>, расположен существующий одноэтажный индивидуальный жилой дом с кадастровым номером <...> Кроме этого, возведено новое 2-х этажное кирпичное строение (здание), без получения необходимых разрешений. Выполнена кровля - металлочерепица, установлены пластиковые окна, входные двери, установлены водостоки. Согласно топографической съемке земельного участка, указанное строение может располагаться в границах охранной зоны водоотведения (канализации). Выявлены проведенные работы по углублению грунта без опорной стенки, что повлекло частичное разрушение соседнего здания гаража, а также возникновение опасности разрушения здания МБУДО ДХШ <...>.

Таким образом, материалами дела подтверждается, что < Ф.И.О. >1 приступил и осуществляет строительство дома без получения разрешения.

Вместе с тем, системное толкование выше приведенных положений Градостроительного кодекса РФ дает основание полагать, что застройщик вправе приступить к строительству объекта капитального строительства (в случаях, когда необходимо получение разрешения) только после получения разрешения на строительство такого объекта, осуществления всех предусмотренных законом мероприятий и оформления документов, подготавливаемых в целях его получения и осуществления строительства.

Предоставление застройщиком указанных в статье 51 Градостроительного кодекса РФ документов, необходимых для получения разрешения на строительство, является обязательным, но их наличие не является единственным основанием для получения разрешения на строительство. Исполнение этой обязанности необходимо совершить перед началом строительства.

Кроме того, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ при выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию удостоверяется выполнение строительства (реконструкции объекта капитального строительства) в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, из этого также следует, что приступить к строительству застройщик вправе только после получения такого разрешения.

Фактическое осуществление < Ф.И.О. >1 строительства жилого дома по указанному адресу без разрешения в силу статей 49, 51 Градостроительного кодекса РФ также является самостоятельным основанием для отказа ему в выдаче разрешения на строительство дома.

При вышеуказанных обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно указал на отсутствие оснований для признания незаконным решения администрации Хадыженского городского поселения <...><...> от <...>, в связи с чем обоснованно отказал в удовлетворении административного искового заявления < Ф.И.О. >1

Доказательства, положенные судом первой инстанции в основу своих выводов, сомнений в достоверности не вызывают.

Доводы апелляционной жалобы о незаконности отказа администрации в выдаче разрешения на строительство на спорном земельном участке не может повлечь отмену решения суда, поскольку они аналогичны позиции < Ф.И.О. >1, указанной в суде первой инстанции, которой последним дана надлежащая правовая оценка, что нашло мотивированное, обстоятельное отражение в судебном акте.

Другие доводы апелляционной жалобы не подтверждают нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а также не опровергают выводы судебного постановления.

При таких обстоятельствах, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным. Оснований для отмены данного решения суда по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе < Ф.И.О. >1 не имеется.

В соответствии с пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Апшеронского районного суда Краснодарского края от 10 апреля 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Соловьева С.П. без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: