ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2187/19 от 17.05.2019 Вологодского областного суда (Вологодская область)

Судья Власов М.С.

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 17 мая 2019 года № 33а-2187/2019

г. Вологда

Судебная коллегия по административным делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Коничевой А.А.,

судей Молоковой Л.К., Сотникова И.А.,

при секретаре Журавлевой В.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя ФКУ «Военный комиссариат города Санкт-Петербурга» по доверенности ФИО1 на решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 30 января 2019 года, которым административное исковое заявление ФИО2 к отделу военного комиссариата Вологодской области по
г.Череповцу и Череповецкому району, Военному комиссариату Выборгского района города Санкт-Петербурга удовлетворено частично.

Признано незаконным бездействие военного комиссариата Выборгского района города Санкт-Петербурга по выдаче ФИО2 документа воинского учета. На ФКУ «Военный комиссариат города Санкт-Петербурга» в лице военного комиссариата Выборгского района города Санкт-Петербурга возложена обязанность выдать ФИО2 документ воинского учета.

В удовлетворении требований в остальной части - отказано.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Коничевой А.А., объяснения административного истца ФИО2, представителя административных ответчиков ФКУ «Военный комиссариат Вологодской области» и ФКУ «Военный комиссариат г.Череповца и Череповецкого района Вологодской области» по доверенности ФИО3, судебная коллегия

установила:

ФИО2, "___"____ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на воинском учете в военном комиссариате Выборгского района города Санкт-Петербурга.

25 сентября 2018 года ФИО2 обратился в отдел военного комиссариата Вологодской области по г.Череповцу и Череповецкому району о постановке на воинский учет и выдаче документа воинского учета, где ответом от 09 октября 2018 года ему предложено обратиться за получением документа воинского учета в военный комиссариат города Санкт-Петербурга, поскольку на момент достижения 27 лет ФИО2 на воинском учете в военном комиссариате г.Череповца и Череповецкого района не состоял, убыл в город Санкт-Петербург, личное дело направлено в военкомат города Санкт-Петербурга по Приморскому району 25 октября 2005 года, исх.2/3527. Предложено обратиться в военный комиссариат города Санкт-Петербурга.

Одновременно, 25 сентября 2018 года ФИО2 обратился в военный комиссариат Выборгского района Санкт-Петербурга с аналогичным заявлением. В ответе от 10 октября 2018 года ему было предложено встать на воинский учет по месту постоянного проживания для получения военного билета, т.е. в г.Череповце.

04 декабря 2018 года ФИО2 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным бездействие отдела военного комиссариата Вологодской области по г.Череповцу и Череповецкому району, комиссариата Выборгского района города Санкт-Петербурга по выдаче документа воинского учета, обязать надлежащего административного ответчика выдать документ воинского учета.

В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве ответчиков привлечены ФКУ «Военный комиссариат Вологодской области», ФКУ «Военный комиссариат города Санкт-Петербурга».

Судом принято приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат города Санкт-Петербурга» по доверенности ФИО1 просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение, которым признать незаконным бездействие военного комиссара г.Череповца и Череповецкого района Вологодской области, выразившегося в не постановке ФИО2 на воинский учет и не выдаче ему документа воинского учета, возложении обязанности на военный комиссариат г.Череповца и Череповецкого района Вологодской области поставить ФИО2 на воинский учет и выдать ему документ воинского учета.

В обоснование жалобы указано, что решением призывной комиссии от 06 мая 2006 года (протокол № 29/4) ФИО2 была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в связи с обучением. 30 июня 2011 года ФИО2 был снят с воинского учета в связи с убытием к месту жительства в г.Череповец. Личное дело призывника было направлено по запросу военного комиссара г.Череповца и Череповецкого района. В период с 30 июня 2011 года ФИО2 на воинском учете в военном комиссариате Выборгского района Санкт-Петербурга не состоял. Поскольку ФИО2 имеет регистрацию по месту жительства и фактически проживает в г.Череповце, он должен состоять на воинском учете в военном комиссариате г.Череповца и Череповецкого района Вологодской области. Судом первой инстанции ошибочно указано, что на момент снятия с учета ФИО2 с воинского учета в Выборгском районе Санкт-Петербурга, ему было 27 лет, поскольку ему было на тот момент 23 года. Решение о зачислении в запас ФИО2 не принималось.

В возражениях на апелляционную жалобу административный истец ФИО2 и представитель ФКУ «Военный комиссариат Вологодской области» и ФКУ «Военный комиссариат г.Череповца и Череповецкого района Вологодской области» ФИО3 просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В судебном заседании апелляционной инстанции административный истец ФИО2 возражал против удовлетворения жалобы.

Представитель административных ответчиков ФКУ «Военный комиссариат г.Череповца и Череповецкого района Вологодской области», ФКУ «Военный комиссариат Вологодской области» ФИО3 поддержала доводы, изложенные в возражениях на апелляционную жалобу.

Представитель административных ответчиков военного комиссариата Выборгского района города Санкт-Петербурга, ФКУ «Военный комиссариат г.Санкт-Петербурга» в заседание суда апелляционной инстанции не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения, обсудив доводы апелляционной жалобы, полагает, что решение принято судом с учетом фактических обстоятельств дела и требований действующего законодательства.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу пункта 1 части 2 статьи 227 данного кодекса решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, принимается судом, если он признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Из смысла приведённых правовых норм следует, что обязательным условием для удовлетворения судом требований об оспаривании решений и действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего является установление незаконности этих решений и действий и нарушение ими прав, свобод либо законных интересов административного истца.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон № 53-ФЗ) в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны: состоять на воинском учете в военном комиссариате в соответствии с абзацами первым и третьим пункта 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, а граждане, имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и в запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации, - в указанных органах.

Согласно части 2 статьи 10 Закона № 53-ФЗ воинский учет граждан, за исключением граждан, указанных в пункте 3 настоящей статьи, осуществляется военными комиссариатами по месту их жительства, а граждан, прибывших на место пребывания на срок более трех месяцев или проходящих альтернативную гражданскую службу, - по месту их пребывания.

Из материалов дела следует, что 26 марта 2004 года административный истец был поставлен на первичный воинский учет по месту жительства в военном комиссариате г.Череповца.

В связи с переездом в г.Санкт-Петербург для обучения в Санкт-Петербургском государственном политехническом университете, ФИО2 07 сентября 2005 года был снят с воинского учета в военном комиссариате г.Череповца, 28 сентября 2005 года поставлен на учет в военном комиссариате Приморского района города Санкт-Петербурга, а затем, в связи с изменением места пребывания, 20 марта 2006 года - поставлен на учет в военный комиссариат Выборгского района города Санкт-Петербурга.

25 октября 2005 года личное дело призывника ФИО2 направлено по запросу в военный комиссариат Приморского района города Санкт-Петербурга.

Решением призывной комиссии от 06 мая 2006 года ФИО2 была предоставлена отсрочка в связи с обучением до 01 апреля 2011 года.

После окончания обучения ФИО2 проживает в г.Череповце, достиг 27 лет в 2014 году.

25 сентября 2018 года ФИО2 обратился с заявлением в отдел военного комиссариата Вологодской области по г.Череповцу и Череповецкому району о постановке на воинский учет и выдаче документа воинского учета. В ответе от 09 октября 2018 года ФИО2 предложено обратиться в военный комиссариат города Санкт-Петербурга.

25 сентября 2018 года ФИО2 обратился в военный комиссариат Выборгского района города Санкт-Петербурга. В ответе от 10 октября 2018 года ему предложено встать на воинский учет по месту проживания для получения военного билета.

Согласно статье 10 Закона № 53-ФЗ, в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны:

- сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы (учебы) или должности;

- явиться в двухнедельный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства и (или) место пребывания, в том числе не подтвержденные регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию.

Согласно приложению № 9 к приказу Министерства обороны Российской Федерации от 02 октября 2007 года № 400 «О мерах по реализации постановления Правительства РФ от 11 ноября 2006 года № 663» граждане лично являются в военный комиссариат для снятия с воинского учета и подают заявление с указанием причины снятия и адреса нового места жительства, места работы или учебы.

В п.22 приложения указано, что снятие с воинского учета гражданина, убывающего к новому месту жительства (пребывания), производится на основании его заявления, в котором указывается, куда убывает гражданин (муниципальное образование, субъект Российской Федерации), адрес места жительства (пребывания) на новом месте, где будет работать (учиться), адрес проживания ближайших родственников, обязательство в двухнедельный срок встать на воинский учет по новому месту жительства (пребывания).

В силу «Положения о воинском учете» (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 года № 719) граждане, подлежащие призыву на военную службу для постановки на воинский учет и снятия с воинского учета, обязаны лично являться в военные комиссариаты (п.53). Снятие с воинского учета граждан, подлежащих призыву, производится по их письменным заявлениям с указанием причины снятия и нового места жительства или места пребывания.

Таким образом, прежде, чем встать на воинский учет по месту жительства в г.Череповце, ФИО2 обязан был сняться с такого учета в соответствующем отделе военного комиссариата города Санкт-Петербурга.

Между тем, в материалах административного дела нет данных о том, что в 2011 году ФИО2 обращался в военный комиссариат Выборгского района города Санкт-Петербурга с заявлением о снятии его с воинского учета в связи с убытием в г.Череповец.

Из ответа военного комиссариата г.Череповца и Череповецкого района от 15 мая 2019 года, представленной копии учетно-алфавитной книги призывников ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающих на территории г.Череповца, следует, что личное дело ФИО2 военкомат не запрашивал, сам ФИО2 для постановки на воинский учет не обращался. Имеется лишь отметка об убытии в военный комиссариат Приморского района города Санкт-Петербурга.

В удостоверении гражданина, подлежащего призыву на военную службу №... на имя ФИО2, имеется отметка военкомата Выборгского района Санкт-Петербурга от 06 мая 2006 года о предоставлении отсрочки от прохождения военной службы до 01 апреля 2011 года, как студенту ВУЗа, указано о явке в военкомат для принятия решения.

Отметки о снятии с воинского учета не имеется.

Из пояснений истца следует, что в 2011 году он заявлений о снятии с учета в военном комиссариате Выборгского района города Санкт-Петербурга и постановке на воинский учет в военном комиссариате по г.Череповцу и Череповецкому району не писал, о переезде на новое место жительство не сообщал.

Представленная ФКУ «Военный комиссариат города Санкт-Петербурга» учетно-алфавитная книга призывников ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в которой имеется отметка о том, что ФИО2 убыл, и его личное дело направлено по запросу отдела военного комиссариата г.Череповца, исх.1/70 от 30 июня 2011 года, не подтверждают, что ФИО2 был снят с воинского учета в соответствии с действующим законодательством.

Указанная отметка не отражает, в том числе, от какого числа и за каким номером поступил запрос военного комиссариата г.Череповца на личное дело ФИО2, в связи с чем доводы представителя ФКУ «Военный комиссариат города Санкт-Петербурга» о том, что в соответствии с приказом Минобороны от 26 июля 1997 года срок хранения документов по снятию с учета призывников в связи с переменой места жительства и пересылке названного материала составляет 2 года, не имеют правового значения для разрешения спора.

Из указанного приказа следует, что к таким документам относятся только запросы, заявления, препроводительные, однако непосредственно решение призывной комиссии о снятии ФИО2 с учета в 2011 году не представлено.

Представитель административных ответчиков ФКУ «Военный комиссариат Вологодской области» и ФКУ «Военный комиссариат г.Череповца и Череповецкого района Вологодской области» представила доказательства, что военным комиссариатом г.Череповца запрос на личное дело ФИО2 после 2005 года не направлялся, личное дело отсутствует, с заявлением о постановке на учет в 2011 году ФИО2 не обращался, в связи с чем основания для запроса его личного дела отсутствовали.

Таким образом, достоверных и допустимых доказательств снятия ФИО2 с воинского учета в соответствии с положениями действующего законодательства, а также направления его личного дела в военный комиссариат г.Череповца военным комиссариатом Выборгского района города Санкт-Петербурга не представлено.

Несмотря на неисполнение ФИО2 своих непосредственных обязанностей гражданина, подлежащего воинскому учету, судебная коллегия полагает, что отсутствием документа воинского учета в силу статьи 65 Трудового кодекса Российской Федерации ему созданы препятствия в трудоустройстве и нарушены его права.

В силу Закона №53-ФЗ оснований для постановки ФИО2 на воинский учет по имеющимся у него документам в ФКУ «Военный комиссариат г.Череповца и Череповецкого района Вологодской области» не имеется, поскольку установлено ненадлежащее снятие гражданина с воинского учета со стороны военного комиссариата Выборгского района города Санкт-Петербурга.

Учитывая, что ФИО2 снят с воинского учета военным комиссариатом Выборского района города Санкт-Петербурга ненадлежащим образом, суд первой инстанции верно возложил на указанного ответчика обязанность выдать ему документ воинского учета.

На основании изложенного решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 30 января 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФКУ «Военный комиссариат города Санкт-Петербурга» по доверенности ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: