ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2187/19 от 21.10.2019 Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания (Республика Северная Осетия-Алания)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 21 октября 2019 года № 33а-2187/2019

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания в составе:

председательствующего Хадонова С.З.,

судей Климова И.А. и Панаиотиди И.В.,

при секретаре Гагкаевой Ю.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Министерства государственного имущества и земельных отношений РСО-Алания на решение Ленинского районного суда г.Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания от 25 июля 2019 года, которым постановлено:

признать незаконным и отменить Решение Министерства государственного имущества и земельных отношений РСО-Алания об отказе в выкупе арендованных земельных участков, выраженное в ответе от ... года № ....

Обязать Министерство государственного имущества и земельных отношений РСО-Алания в десятидневный срок после вступления в законную силу решения суда по настоящему делу заключить с ФИО1 договор купли-продажи земельных участков: с кадастровым номером ..., находящегося по адресу: ... для целей сельскохозяйственного производства в границах, указанных в кадастровом паспорте Участка; с кадастровым номером ..., находящегося по адресу: ...», для целей сельскохозяйственного производства в границах, указанных в кадастровом паспорте Участка.

Установить выкупную стоимость земельных участков: с кадастровым номером ... находящегося по адресу: ... для целей сельскохозяйственного производства в границах, указанных в кадастровом паспорте Участка; с кадастровым номером ..., находящегося по адресу: ... для целей сельскохозяйственного производства, в границах, указанных в кадастровом паспорте Участка, в размере кадастровой стоимости земельных участков.

Заслушав доклад судьи Хадонова С.З., выслушав объяснения представителя Министерства государственного имущества и земельных отношений РСО-Алания – ФИО2, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения по доводам апелляционной жалобы представителя ФИО1 – ФИО3, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания

у с т а н о в и л а:

административный истец ФИО1 обратилась в суд с административным иском о признании незаконным и отмене решения Министерства государственного имущества и земельных отношений РСО-Алания об отказе в выкупе арендованных земельных участков, выраженного в ответе от ... г. № ..., возложении обязанности в десятидневный срок после вступления в законную силу решения суда по настоящему делу заключить с ней договор купли-продажи земельных участков: с кадастровым номером ..., находящегося по адресу: ... для целей сельскохозяйственного производства в границах, указанных в кадастровом паспорте Участка, с кадастровым номером ..., находящегося по адресу: ... для целей сельскохозяйственного производства в границах, указанных в кадастровом паспорте Участка, и установлении выкупной стоимости указанных земельных участков в размере кадастровой стоимости земельных участков.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО3, административные исковые требования поддержала в полном объеме, указав в обоснование, что в соответствии с договором аренды земельного участка от ... г. № ...З. был предоставлен в аренду земельный участок из земель населенных пунктов, с кадастровым номером ..., находящийся по адресу: ...» для целей сельскохозяйственного производства, площадью ... кв.м. Соглашением о внесении изменений в договор от ... г. № ... внесены изменения в п.1.1. договора. В соответствии с указанным Соглашением арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе: земельный участок с кадастровым номером ..., находящийся по адресу: ... для целей сельскохозяйственного производства в границах, указанных в кадастровом паспорте Участка, площадью ... кв. м; земельный участок с кадастровым номером ..., находящийся по адресу: ... для целей сельскохозяйственного производства в границах, указанных в кадастровом паспорте Участка, площадью ... кв. м. Соглашениями о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка (перенаем) от ... г. З.. передала свои права и обязанности арендатора по договору аренды земельного участка от ... г. № ... на земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером ..., расположенный по адресу: ... площадью ... кв.м., в границах, указанных в кадастровом паспорте Участка, и на земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером ... находящийся по адресу: ... в границах, указанных в кадастровом паспорте Участка, площадью ... кв.м., ФИО1 Административный истец, для реализации своего права на выкуп принадлежащих ей на праве аренды земельных участков без проведения торгов, закрепленного в пп. 9 п. 3 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ, ... г. обратилась в Министерство государственного имущества и земельных отношений РСО-Алания с заявлением о предоставлении ей в собственность земельных участков без проведения торгов.

Однако, ответом от ... г. № ... ей было отказано в предоставлении в собственность вышеуказанных земельных участков со ссылкой на п. 2 ст. 12 Закона Республики Северная Осетия-Алания от 14.05.2004 г. № 17-РЗ «Об особенностях регулирования земельных отношений в РСО-Алания».

Административный истец считает, что указанным ответом нарушаются ее законные права на приобретение в собственность земельных участков, находящихся в аренде более трех лет, закрепленные в пп. 9 п.2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ.

В судебном заседании представитель административного ответчика Министерства государственного имущества и земельных отношений РСО-Алания ФИО2, административные исковые требования ФИО1 не признал, считая их незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в письменном отзыве, ссылаясь на ответ Министерства от ... г. № .... Просил оставить административный иск без рассмотрения ввиду несоблюдения досудебного порядка урегулирования спора, указав, что административный истец, полагая заключение с ним договора для ответчика обязательным, не направил ему проект договора купли-продажи земельного участка.

Судом постановлено приведенное выше решение.

Представитель Министерства государственного имущества и земельных отношений РСО-Алания ФИО4 не согласился с решением суда, обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе просит решение отменить полностью и принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление ФИО1 оставить без удовлетворения.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, на основании Распоряжения Министерства государственного имущества и земельных отношений РСО-Алания от ... г. № ... и договора аренды земельного участка от ... г. № ...З.. был предоставлен в аренду земельный участок из земель населенных пунктов, с кадастровым номером ..., находящийся по адресу: ... для целей сельскохозяйственного производства, площадью ... кв.м.

Срок аренды участка установлен с ... г. до ... г.

Актом приема-передачи от ... г. указанный в договоре земельный участок был передан З.

Договор аренды от ... г. зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РСО-Алания в установленном порядке.

Согласно п. 3.1 договора аренды размер арендной платы за аренду земельного участка за один год составляет ... рублей.

Арендная плата вносится арендатором один раз в полугодие равными частями от указанной в п. 3.1 договора суммы до 10 июля года – I полугодие и не позднее 31 декабря текущего года - за II полугодие (п. 3.2 договора).

Соглашением о внесении изменений в договор аренды земельного участка от ... г. № ...... от ... г., заключенным между Министерством государственного имущества и земельных ресурсов РСО-Алания (арендодатель) и З. (арендатор), внесены изменения в п.1.1. договора. В соответствии с указанным Соглашением арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе: земельный участок с кадастровым номером ..., находящийся по адресу: ... для целей сельскохозяйственного производства в границах, указанных в кадастровом паспорте Участка, площадью ... кв. м; земельный участок с кадастровым номером ..., находящийся по адресу: ... для целей сельскохозяйственного производства в границах, указанных в кадастровом паспорте Участка, площадью ... кв. м.

Соглашением о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка (перенаем) от ... г. З. передала свои права и обязанности арендатора по договору аренды земельного участка от ... г. № ... на земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером ..., расположенный по адресу: ... площадью ... кв.м., в границах, указанных в кадастровом паспорте Участка, ФИО1

В соответствии с п. 2.4. Соглашения о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка (перенаем) от ... г. общая сумма ежегодной платы за арендованные земельные участки определена в договоре аренды и составляет ... рублей.

Соглашением о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка (перенаем) от ... г. З. передала свои права и обязанности арендатора по договору аренды земельного участка от ... г. № ... на земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером ..., находящийся по адресу: ...», в границах, указанных в кадастровом паспорте Участка, площадью ... кв. м., ФИО1

Согласно п. 2.1. Соглашения о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка (перенаем) от ... г. общая сумма ежегодной платы за арендованные земельные участки определена в договоре аренды и составляет ... руб.

... года ФИО1 обратилась в Министерство государственного имущества и земельных отношений РСО-Алания с заявлением в соответствии со ст. 39.3 Земельного кодекса РФ о предоставлении ей в собственность земельных участков: с кадастровым номером ..., находящегося по адресу: ... площадью ... кв.м., и с кадастровым номером ..., находящегося по адресу: ...», площадью ... кв. м., приложив проект договора купли-продажи.

Министерство государственного имущества и земельных отношений РСО-Алания ответом от ... г. № ... отказало в предоставлении в собственность вышеуказанных земельных участков в соответствии с п. 2 ст. 12 Закона Республики Северная Осетия-Алания от 14.05.2004 г. № 17-РЗ «Об особенностях регулирования земельных отношений в Республике Северная Осетия-Алания», на основании которого приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенных на территории Республики Северная Осетия-Алания, осуществляется через 49 лет со дня вступления в силу настоящего Закона.

Ссылаясь на необоснованность отказа, ФИО1 обратилась в суд с данным административным иском.

В силу ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно части 2 статьи 15 Земельного кодекса РФ, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.

Оборот земельных участков в силу статьи 27 ЗК РФ осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в числе прочего, на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату (статья 39.1 Земельного кодекса РФ).

В силу статьи 39.3 Земельного кодекса РФ, продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

В подпункте 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса РФ установлено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка

Буквальное толкование подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса РФ свидетельствует о наличии законных оснований для его применения не только в отношении земельных участков, имеющих категорию - земельные участки сельскохозяйственного назначения, но и в отношении земельных участков, имеющих иную категорию, но предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства.

При этом, суд правильно исходил из того, что в соответствии с пунктом 1 статьи 77 Земельного кодекса РФ, землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 85 Земельного кодекса РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами, в частности, к территориальной зоне сельскохозяйственного использования.

Земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах - земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, - используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки (пункт 11 статьи 85 Земельного кодекса РФ).

По смыслу вышеприведенных норм арендатор имеет право на приобретение в собственность земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения или земель иных категорий, но предназначенных для сельскохозяйственного производства, без проведения торгов при наличии следующих условий: арендатор пользуется земельным участком на основании договора аренды, с момента заключения которого прошло не менее трех лет; у уполномоченного органа отсутствует информация в отношении арендатора о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка; заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка подано до дня истечения срока действия договора аренды.

Как справедливо указал суд первой инстанции, административный истец использует спорные земельные участки на праве аренды более трех лет. Заявление о заключении договора купли-продажи земельных участков подано ФИО1 до истечения срока действия договора аренды.

Согласно письму Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РСО-Алания от ... г. № ... фактов нарушений земельного и природоохранного законодательства РФ на земельных участках с кадастровыми номерами № ..., № ..., расположенных по адресу: ...», не имеется.

Из письма Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РСО-Алания от ... г. № ... усматривается, что факты нарушения установленных требований земельного законодательства правообладателями земельных участков с кадастровыми номерами № ..., № ... когда-либо не выявлялись.

Как следует из письма Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по КБР и РСО-Алания от ... г., земельные участки с кадастровыми номерами № ...... не относятся к сфере осуществления государственного земельного надзора в связи с их отнесением к категории «земли населенных пунктов».

Министерство государственного имущества и земельных отношений РСО-Алания уведомлено об отсутствии выявленных нарушений в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушений законодательства Российской Федерации.

Перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов приведен в ст. 39.16 Земельного кодекса РФ.

При этом, суд первой инстанции обоснованно указал, что из содержания отказа Министерства государственного имущества и земельных отношений РСО-Алания не усматривается ни одного основания, перечисленного в статье 39.16 Земельного кодекса РФ, для отказа в предоставлении земельного участка.

Вместе с тем, судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что право на приобретение в собственность спорных земельных участков возникло у ФИО1 на основании специальной нормы Земельного кодекса РФ (подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3).

Статьей 39.17 Земельного кодекса РФ установлены требования к заявлению о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

Приказом Министерства экономического развития России от 12.01.2015 г. №1 в редакции от 24.12.2018 г. «Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов» установлен перечень документов, прилагаемых к заявлению о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

Судом первой инстанции достоверно установлено, что при подаче заявления ФИО1 соблюдены требования ст. 39.17 Земельного кодекса РФ и Приказа Министерства экономического развития России от 12.01.2015 г. № 1.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, обоснованно исходя из того, что действия ФИО1 отвечают критериям, установленным положениями подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса РФ, она надлежащим образом исполняет обязательства по договору аренды, заявление подано до дня истечения срока договоров аренды земельных участков, арендные платежи вносятся своевременно, отсутствуют нарушения земельного законодательства при использовании земельных участков, правомерно посчитал требования административного истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В силу пункта 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда (пункт 2 статьи 445 Гражданского кодекса РФ).

Если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда (пункт 4 статьи 445 Гражданского кодекса РФ).

Согласно п.1 ст.446 ГК РФ, в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.

Исследовав представленные в материалы дела документы, суд правильно признал досудебный порядок урегулирования спора по требованию о понуждении к заключению договора купли-продажи земельных участков соблюденным, поскольку ... года ФИО1 в адрес Министерства государственного имущества и земельных отношений РСО-Алания был направлен проект договора купли-продажи земельных участков.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 39.4 Земельного кодекса РФ при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, определяется в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

На территории Республики Северная Осетия - Алания порядок определения цены земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, установлен постановлением Правительства РСО-Алания от 15.03.2016 г. № 78.

Пунктом 5.1. этого постановления цена земельных участков определяется в размере кадастровой стоимости при продаже земельных участков, предназначенных для сельскохозяйственного использования, относящихся к категории земель населенных пунктов.

Спорные земельные участки относятся к землям населенных пунктов и предназначены для сельскохозяйственного использования, в связи с чем подпадают под действие пункта 5.1 постановления Правительства РСО-Алания от 15.03.2016 г. № 78.

На основании изложенного, суд обоснованно посчитал административный иск ФИО1 подлежащим удовлетворению в полном объеме.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку такие выводы основаны на нормах права, регулирующих спорные правоотношения, подтверждаются установленными по делу юридически значимыми обстоятельствами.

Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые бы не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения решения по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, при этом доводы указанной апелляционной жалобы не могут являться основанием к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции.

Возникшие между сторонами правоотношения судом первой инстанции определены правильно, применен надлежащий материально-правовой закон, представленные доказательства оценены с соблюдением процессуальных норм, то есть в их совокупности и взаимосвязи.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РСО-Алания

о п р е д е л и л а:

решение Ленинского районного суда г.Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания от 25 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства государственного имущества и земельных отношений РСО-Алания - без удовлетворения.

Председательствующий Хадонов С.З.

Судьи Климов И.А.

Панаиотиди И.В.

Справка: по первой инстанции дело рассмотрено Ленинским районным судом г.Владикавказа РСО-Алания под председательством судьи Цаголова З.М.