Судья – Вороненков О.В. дело № 33а-21913/19
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 июня 2019 г. г. Краснодар
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Якубовской Е.В.
судей Онохова Ю.В., Малахай Г.А.
при секретаре Масюке М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к управлению архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Туапсинский район Краснодарского края об оспаривании решения муниципального служащего,
по апелляционной жалобе ФИО2 в интересах ФИО1 на решение Туапсинского районного суда Краснодарского края от 18 марта 2019г., которым отказано в удовлетворении административных исковых требований.
Заслушав доклад судьи Онохова Ю.И., судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании уведомления начальника управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Туапсинский район Краснодарского края ФИО3 о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером <...>, расположенном в <...><...>, поскольку не согласен с отказом администрации в согласовании строительства жилого дома и считает, что принятым решением нарушено его право на строительство объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, принадлежащем ему на праве собственности и предназначенном для указанных целей.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 1095 кв.м. с кадастровым номером <...>, находящийся в Туапсинском районе в <...>, относящийся к категории земель: земли населенных пунктов, и имеющий разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства. На землях, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, допускается строительство объектов индивидуального жилищного строительства. Административный истец в соответствии с требованиями статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации направил в управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Туапсинский район Краснодарского края уведомление о планируемом строительстве на указанном земельном участке объекта индивидуального жилищного строительства, на что получил отказ. Принятое решение администрации ФИО1 считает незаконным, поскольку признает доводы ответчика о расположении земельного участка в границах зоны кратковременного затопления с периодичностью до нескольких раз в год и эрозийной деятельности временных потоков в период выпадения большого количества осадков и необходимости проведения собственником водного объекта специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон затопления и подтопления несостоятельными, указывая на то, что зоны затопления и подтопления в Туапсинском районе не определены в соответствии с действующим законодательством и сведения о них в государственный кадастр недвижимости не внесены.
Решением суда в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного истца просил решение суда отменить, по делу принять новое решение, удовлетворив заявленные исковые требования ФИО1, ссылаясь на то, что суд первой инстанции не обосновал, каким образом им были установлены обстоятельства, что земельный участок с кадастровым номером <...> располагается в границах зоны подтопления, и принял решение при неправильном определении и недоказанности обстоятельств, имеющих значение для дела.
Представитель административного ответчика, не согласившись с доводами апелляционной жалобы, представил возражение, полагая, что решение суда основано на полном, всестороннем и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, и признавая доводы административного истца о нарушениях положений законодательства при определении зоны подтопления не состоятельными.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Судебная коллегия на основании статьи 150 и статьи 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражение на нее, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Отказывая в удовлетворении заявленного искового требования, суд первой инстанции исходил из того, что земельный участок административного истца находится в границах зоны кратковременного затопления, отраженной в документах территориального планирования Вельяминовского сельского поселения Туапсинского района и правилах землепользования и застройки муниципального образования в редакции, действовавшей на момент принятия решения, а доказательств, подтверждающих проведение административным истцом специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зоны затопления, не представлено.
Судебная коллегия находит данный вывод суда правильным, основанным на правильном применении норм материального права.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Кодексу.
Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления (пункт 1 части 1 статьи 8, пункт 2 части 1 статьи 18, часть 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункта 20 части 1 статьи 14, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», утверждение генерального плана поселения относится к вопросам местного значения поселения, по которым принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Генеральный план поселения содержит положение о территориальном планировании и картографический материал (часть 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают зоны с особыми условиями использования территорий (подпункт 7 части 8 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
К зонам с особыми условиями использования территорий относятся в том числе, зоны затопления, подтопления (пункт 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Затопление и подтопление относятся к негативному воздействию вод (пункт 16 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации) в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению и ликвидации его последствий определяются границы зон затопления, подтопления; документированные сведения о таких зонах включаются в государственный водный реестр (часть 3, пункт 8 части 4 статьи 31 Водного кодекса Российской Федерации).
Границы зон затопления, подтопления определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 3 Правил определения границ зон затопления, подтопления, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 г. № 360 «Об определении границ зон затопления, подтопления», предусмотрено, что границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах таких зон.
Границы зон затопления, подтопления отображаются в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности (пункт 18 Правил).
Как следует из материалов дела, ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 1095 кв.м. с кадастровым номером <...>, расположенный в <...> и приобретенный на основании договора купли-продажи от 1 июня 2017г. Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке и подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, согласно которой земельный участок отнесен к категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование – для личного подобного хозяйства. В целях строительства жилого дома ФИО1 обратился в управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Туапсинский район с уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на принадлежащем ему земельном участке в поселке Цыпка с кадастровым номером <...>. Управлением архитектуры представлено уведомление от 19 февраля 2019г. №471 о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, поскольку принадлежащий ФИО1 земельный участок, согласно сведениям, содержащимся в генеральном плане Вельяминовского сельского поселения Туапсинского района, располагается в границах зоны кратковременного затопления с периодичностью до нескольких раз в год и эрозийной деятельности временных потоков в период выпадения большого количества осадков, оползневые, обвально-осыпные процессы, в связи с чем строительство объектов капитального строительства без проведения собственником водного объекта специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон затопления, подтопления запрещаются.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, в соответствии с частью 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей. Полномочиями по выдаче разрешений на строительство в силу пункта 6 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации обладают также и органы местного самоуправления.
В тоже время, судебная коллегия считает необходимым отметить, что в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации могут устанавливаться ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий.
В целях предотвращения негативного воздействия вод (затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания) и ликвидации его последствий проводятся специальные защитные мероприятия в соответствии со статьей 67.1 Водного кодекса Российской Федерации. Размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления, отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий, запрещаются (пункт 1 части 6 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации).
Кроме того, согласно статье 9 Федерального закона от 30 декабря 2009г. № 384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» здание или сооружение на территории, на которой возможно проявление опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий, должно быть спроектировано и построено таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения опасные природные процессы и явления и (или) техногенные воздействия не вызывали последствий, указанных встатье 7настоящего Федерального закона, и (или) иных событий, создающих угрозу причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений.
Судебной коллегией установлено, что в соответствии с генеральным планом Вельяминовского сельского поселения Туапсинского района, утвержденным решением Совета муниципального образования Туапсинский район от 24 мая 2013 г. № 725 и Правилами землепользования и застройки Вельяминовского сельского поселения Туапсинского района, утвержденными решением Совета муниципального образования Туапсинский район от 28 марта 2014г. № 92, земельный участок принадлежащий административному истцу находится в границах зоны подтопления при наводнении в октябре 2010 г., июне 2014г. и октябре 2018г. Указанные акты органа местного самоуправления приняты уполномоченным органом с соблюдением процедур, предусмотренных статьями 24, 25, 31, 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в установленной форме и официально опубликованы в установленном порядке, не оспорены и не отменены, в связи с чем судебная коллегия считает, доводы административного истца о незаконном решении начальника управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Туапсинский район не обоснованными.
В связи с вышеизложенным, судебная коллегия приходит к выводу, что на спорный земельный участок распространен лишь запрет на строительство объектов капитального строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон затопления, подтопления (часть 2 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей на момент принятии оспариваемого решения), в связи с чем, письмом управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Туапсинский район административному истцу обоснованно отказано в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома без проведения специальных защитных мероприятий.
Таким образом, в положениях статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации не содержится однозначный запрет на строительство жилых домов в зонах кратковременного затопления, а указано на невозможность строительства объектов индивидуальной жилой застройки без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон затопления, обязанность проведения которых, в соответствии с частью 7 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации, возлагается на собственника водного объекта.
Однако, административным истцом в нарушение требований статьи 62 Кодекса административного судопроизводства российской Федерации не представлено доказательств, подтверждающих проведение комплекса защитных мероприятий, достаточных для предотвращения затопления земельного участка, находящегося в его собственности.
Изучив материалам дела, судебная коллегия приходит к выводу, что доводы административного истца об отсутствии зоны подтопления, существующих ограничений, нарушении законодательства при определении зоны подтопления, сведений в ЕГРН о зоне подтопления, в качестве обоснования отсутствия зоны подтопления не земельном участке, принадлежащем административному истцу не обоснованы, поскольку сама регистрация такого обременения не исключает земельные участки из зоны затопления.
Таким образом, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было. Доводы жалобы не опровергают выводов решения суда и потому не могут служить основанием к отмене этого решения.
Иные доводы апелляционной жалобы тщательно проверены, однако не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно определены судом, решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Туапсинского районного суда Краснодарского края от 18 марта 2019г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО2 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>