ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-21930/2022 от 03.10.2022 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Рег. № 33а-21930/2022

Судья: Глазычева С.Ю.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:

председательствующего

Поповой Е.И.,

судей

ФИО1, ФИО2,

при секретаре

ФИО3,

рассмотрела в судебном заседании 3 октября 2022 года административное дело №2а-4236/2022 по апелляционной жалобе ФИО4 на решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 12 мая 2022 года по административному исковому заявлению ФИО4 к Местной администрации муниципального образования «Лебяженское городское поселение» Ломоносовского муниципального района Ленинградской области об оспаривании решения об отказе в предоставлении муниципальной услуги.

Заслушав доклад судьи Поповой Е.И., выслушав объяснения административного истца, ФИО4 и его представителя – ФИО5 (по доверенности), возражения представителя административного ответчика, Местной администрации муниципального образования «Лебяженское городское поселение» Ломоносовского муниципального района Ленинградской области – ФИО6 (по доверенности), судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО4 обратился в Выборгский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением к Местной администрации муниципального образования «Лебяженское городское поселение» Ломоносовского муниципального района Ленинградской области, в котором просил признать незаконным решение административного ответчика о формировании земельного участка с кадастровым номером №..., расположенного по адресу: <адрес>, снять его с кадастрового учета; признать незаконным отказы административного ответчика от 21 октября 2021 года в перераспределении и утверждении схем земельных участков с кадастровыми номерами <адрес> и №..., расположенными по адресу: <адрес>.

В обоснование заявленных требований ФИО4 указал, что является собственником двух земельных участков с кадастровым номером №..., площадью 923 кв.м., и кадастровым номером №..., площадью 500 кв.м., расположенных по адресу: <адрес>. Как указал административный истец, он обратился к административному ответчику с заявлениями об утверждении схем расположения земельных участков, однако, уведомлениями №1694 и №1695 от 21 октября 2021 года ему отказано в перераспределении и утверждении схем расположения земельных участков. Принятые отказы административный истец полагает несоответствующими требованиям законодательства.

Решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга, принятым 12 мая 2022 года, в удовлетворении заявленных ФИО4 требований отказано.

В апелляционной жалобе административный истец ФИО4 просит решение суда отменить и принять по делу новое решение. В обоснование доводов апелляционной жалобы ФИО4 указывает, что судом первой инстанции не дана правовая оценка наличию на одном из испрашиваемых земельных участков объекта капитального сооружения, принадлежащего административному истцу. Также апеллянт отмечает, что судом первой инстанции не принято во внимание отсутствие запрета на оборот земель в водоохраной зоне.

Административный истец, ФИО4 и его представитель – ФИО5, действующая по доверенности, в заседание суда апелляционной инстанции явились, доводы апелляционной жалобы поддержали, просили решение суда отменить.

Представитель административного ответчика, Местной администрации муниципального образования «Лебяженское городское поселение» Ломоносовского муниципального района Ленинградской области – ФИО6, действующая по доверенности, в заседание суда апелляционной инстанции явилась, просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Заинтересованное лицо, Управление Росреестра по Ленинградской обалсти, в заседание суда апелляционной инстанции не явилось, извещено заблаговременно и надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание, ходатайств об отложении судебного заседания не представило, судебная коллегия в порядке части 2 статьи 150 и статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие заинтересованного лица.

Судебная коллегия, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, приходит к следующему.

На основании части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО4 является собственником земельного участка, площадью 923 кв.м., кадастровый №..., расположенного по адресу: <адрес>, о чем в Едином государственном реестре недвижимости имеется регистрационная запись №47-01/21-10/2002-318 от 14 августа 2002 года и земельного участка, площадью 500 кв.м., кадастровый №..., расположенного по адресу: <адрес>, о чем в Едином государственном реестре недвижимости имеется регистрационная запись №47-01/21-10/2002-317 от 14 августа 2002 года.

21 сентября 2021 года ФИО4 обратился в Местную администрацию муниципального образования «Лебяженское городское поселение» Ломоносовского муниципального района Ленинградской области с заявлением о перераспределении и утверждении схемы расположения земельного участка площадью 500 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, состоящего из земельного участка с кадастровым номером №..., принадлежащего ФИО4, и земельного участка, находящегося в государственной собственности, площадью 399 кв.м., с указанием наличия на соответствующем земельном участке строения (бани).

5 октября 2021 года ФИО4 обратился с заявлением о перераспределении и утверждении схемы расположения земельного участка, площадью 923 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> состоящего из земельного участка с кадастровым номером №..., принадлежащего ФИО4, и земельного участка, находящегося в государственной собственности площадью 399 кв.м., с указанием наличия на соответствующем земельном участке строения.

Уведомлением №1694 от 21 октября 2021 года ФИО4 отказано в перераспределении и утверждении схемы расположения земельного участка, площадью 500 кв.м., с кадастровым номером №... на основании подпункта 3 пункта 9 статьи 39.29, пункта 6 статьи 11.9, пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.

Также уведомлением №1695 от 21 октября 2021 года административному истцу отказано в перераспределении и утверждении схемы расположения земельного участка, площадью 923 кв.м., с кадастровым номером №... на основании подпункта 9 пункта 9 статьи 39.29, пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, а также указано, что образован земельный участок с кадастровым номером №..., по адресу: <адрес>.

Судом первой инстанции также установлено, что постановлением Местной администрации муниципального образования «Лебяженское городское поселение» Ломоносовского муниципального района Ленинградской области №285 от 2 августа 2021 года утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 1 970 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>; категория земель - земли населенных пунктов; территориальная зона - Ж1 «зона застройки индивидуальными жилыми домами»; вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства (код 2.1. классификатора разрешенного использования); зона с особыми условиями использования территории - зона с особыми условиями использования территории, часть водоохранной зоны Балтийского моря, реестровый номер 47:14:-6,162, учетный номер 47.14.2.298. охранная зона водопровода - 72 кв.м.

Также, указанным постановлением присвоен образуемому земельному участку адрес: <адрес>.

Согласно выписке из ЕГРН земельный участок образован из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположен по адресу: Российская <адрес>, б/н, 2021-08-02

Суд первой инстанции, приняв во внимание, что на момент обращения ФИО4 с заявлениями испрашиваемые земельные участки были сформированы в земельный участок с кадастровым номером №..., установив, что площадь испрашиваемых к перераспределению земель, составляет 798 кв.м., что позволяет сформировать самостоятельный земельный участок для его использования под индивидуальное жилищное строительство, и является в силу подпункта 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в заключение соглашения о перераспределении земельных участков, пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, сделаны на основании всестороннего исследования и оценки по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации имеющихся в материалах административного дела доказательств.

Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в обжалуемом решении, их правильность не вызывает у судебной коллегии сомнений.

Согласно пункту 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В силу пункта 1 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации, государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.

В соответствии с пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Одним из основных принципов земельного законодательства является сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком (подпункт 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, при образовании земельного участка из земель, находящихся в государственной либо муниципальной собственности, должен быть установлен баланс общих интересов и интересов каждого землепользователя, а также соблюдены иные обязательные требования федерального законодательства.

В силу части 4 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, также являются органами, уполномоченными на заключение в отношении таких земельных участков договора мены, соглашения об установлении сервитута, соглашения о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на принятие решений о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и на выдачу разрешения на использование земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

На основании пункта 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

В силу пункта 3 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В рассматриваемом случае, доводы административного истца о незаконности постановления №285 от 2 августа 2021 года обоснованно отклонены судом первой инстанции.

Из положений статьи 46 Конституции Российской Федерации и статей 218, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что предъявление любого иска об оспаривании решений, действий (бездействия) должностных лиц должно иметь своей целью восстановление реально нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, а способ защиты права должен соответствовать по содержанию нарушенному праву и характеру нарушения.

Таким образом, административное исковое заявление об оспаривании незаконных действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав и свобод административного истца и с непременным указанием на способ восстановления такого права, при этом, для удовлетворения требований административного иска должна присутствовать совокупность двух оснований в виде нарушения права административного истца и совершения административным ответчиком незаконных действий или бездействий.

Административным истцом не представлено доказательств нарушения его прав оспариваемым постановлением, при этом, у административного ответчика имелись законные основания для принятия оспариваемого постановления.

Необходимо отметить, что размещение административным истцом на части земельного участка сооружения (бани) не может иметь правового значения, поскольку ФИО4 не было принято предусмотренных законом мер к легализации расположения строения на не принадлежащем ему земельном участке.

Согласно пункту 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:

1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;

2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;

3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;

4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;

В силу пункта 1 статьи 39.27 Земельного кодекса Российской Федерации, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой допускается в следующих случаях:

1) все земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и перераспределение между которыми осуществляется, не предоставлены гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления и не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута;

2) земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и между которым и землями осуществляется перераспределение, не предоставлен гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления и не обременен правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута;

3) все земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и перераспределение между которыми осуществляется, предоставлены на одном виде права одному и тому же лицу;

4) границы земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, и земель и земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, не предоставлены гражданам и юридическим лицам и не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута, приводятся в соответствие с утвержденным проектом межевания территории (в том числе для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы) при условии, что площадь земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен гражданам, юридическим лицам, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.

Согласно пункту 1 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган.

В силу пункта 2 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, в заявлении о перераспределении земельных участков указываются: фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина); наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо; кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, перераспределение которых планируется осуществить; реквизиты утвержденного проекта межевания территории, если перераспределение земельных участков планируется осуществить в соответствии с данным проектом; почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.

В соответствии с пунктом 3 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, к заявлению о перераспределении земельных участков прилагаются: копии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на земельный участок, принадлежащий заявителю, в случае, если право собственности не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости; схема расположения земельного участка в случае, если отсутствует проект межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков; документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обращается представитель заявителя; заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо.

Согласно пункту 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса;

2) не представлено в письменной форме согласие лиц, указанных в пункте 4 статьи 11.2 настоящего Кодекса, если земельные участки, которые предлагается перераспределить, обременены правами указанных лиц;

3) на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), размещение которого допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекта, размещенного в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса;

4) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и изъятых из оборота или ограниченных в обороте, за исключением случаев, если такое перераспределение осуществляется в соответствии с проектом межевания территории с земельными участками, указанными в подпункте 7 пункта 5 статьи 27 настоящего Кодекса;

5) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности и зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;

6) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и являющегося предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 настоящего Кодекса, либо в отношении такого земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек;

7) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и в отношении которых подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или заявление о предоставлении земельного участка и не принято решение об отказе в этом предварительном согласовании или этом предоставлении;

8) в результате перераспределения земельных участков площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, будет превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков;

9) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса;

10) границы земельного участка, находящегося в частной собственности, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";

11) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;

12) приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам или не соответствует утвержденным проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;

13) земельный участок, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, расположен в границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории.

В настоящем случае, с учетом отсутствия указания в схемах административного истца сведений о земельном участке с кадастровым номером №..., административным ответчиком обоснованно приняты решения об отказе в удовлетворении заявлений ФИО4

Необходимо отметить, что отсутствие законодательного запрета на оборот водоохранных земель, в рассматриваемой ситуации не имеет правового значения, поскольку отказ административного ответчика был основан на иных основаниях.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено. При таком положении судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 12 мая 2022 года, по административному делу №2а-4236/2022, оставить без изменений, апелляционную жалобу ФИО4 – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев в Третий кассационный суд общей юрисдикции, путем подачи кассационной жалобы через Выборгский районный суд Санкт-Петербурга.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 13 октября 2022 года.