ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2204/2021 от 31.08.2021 Ивановского областного суда (Ивановская область)

Судья Уенкова О.Г. Дело№33а-2204/2021

УИД 37RS0010-01-2021-001476-19

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

31 августа 2021года г.Иваново

Судебная коллегия по административным делам Ивановского областного суда в составе председательствующего судьи Мудровой Е.В.,

судей Степановой Л.А., Луковкиной Е.О.

при секретаре Соломиной Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Степановой Л.А.

административное дело по апелляционной жалобе Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Октябрьскому району города Иваново на решение Ленинского районного суда города Иваново от 31 мая 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Октябрьскому району города Иваново, начальнику отделения по вопросам миграции Министерства внутренних дел России по Октябрьскому району города Иваново ФИО2 о признании решения незаконным, обязании совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с указанным административным иском, в котором просил признать незаконным отказ начальника отделения по вопросам миграции Отдела Министерства внутренних дел России по Октябрьскому району города Иваново (далее – ОВМ ОМВД России по Октябрьскому району г.Иваново) ФИО3 в принятии, регистрации и рассмотрении по существу заявления и документов на выдачу ему вида на жительство в Российской Федерации, устранить допущенные нарушения путем возложения на административного ответчика обязанности принять у административного истца заявление и документы на выдачу вида на жительство для рассмотрения по существу.

Требования мотивированы тем, что ФИО1, являясь гражданином Сирийской Арабской Республики, обратился в ОВМ ОМВД России по Октябрьскому району города Иваново с заявлением о выдаче вида на жительство в Российской Федерации с предоставлением соответствующих документов в соответствии с требованиями подпункта 4 пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», а также положений Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство, замене иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России №417 от 11 июня 2017 года (далее – Административный регламент). Все представленные административным истцом документы были просмотрены и проверены должностным лицом ОВМ ОМВД России по Октябрьскому району города Иваново. Однако данные документы ОВМ ОМВД России по Октябрьскому району города Иваново не были приняты к рассмотрению по существу, заявителю был выдан отказ за подписью начальника ОВМ ОМВД России по Октябрьскому району г.Иваново, в котором указано, что заявление о выдаче вида на жительство может быть принято только у иностранного гражданина, законно находящегося на территории РФ. С данным решением ФИО1 не согласен, полагая его незаконным, несоответствующим требованиям действующего законодательства, в том числе положениям ведомственного нормативного акта – Административного регламента, поскольку все необходимые документы были представлены административным истцом в соответствии с установленным Административным регламентом перечнем, законность нахождения заявителя на территории РФ на момент его обращения за государственной услугой подтверждается копией решения Фрунзенского районного суда города Иваново от 18 декабря 2020 года, которое в тот период находилось в процессе обжалования.

Полагая, что оспариваемым решением миграционного органа нарушены его законные права на пребывание в Российской Федерации со своей семьей и с высокой вероятностью может повлечь высылку из Российской Федерации, как нарушителя режима пребывания, административный истец обратился с настоящим иском в суд.

Решением Ленинского районного суда города Иваново от 31 мая 2021 года заявленные ФИО1 требования удовлетворены, признано незаконным решение начальника ОВМ ОМВД России по Октябрьскому району г. Иваново ФИО2 от 16 января 2021 г. об отказе в приеме и регистрации документов о выдаче вида на жительство в Российской Федерации гражданину Сирийской Арабской Республики ФИО1; на ОМВД России по Октябрьскому району города Иваново возложена обязанность устранить нарушение прав и законных интересов ФИО1 путем повторного рассмотрения заявления о выдаче вида на жительство в Российской Федерации.

На указанное решение суда ОМВД России по Октябрьскому району города Иваново подана апелляционная жалоба, в которой содержится просьба об отмене решения и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В судебном заседании представитель административного ответчика ОМВД России по Октябрьскому району города Иваново ФИО4 возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, полагая решение суда законным и обоснованным.

В заседание судебной коллегии административный истец ФИО1, административные ответчик начальник ОМВД России по Октябрьскому району города Иваново ФИО2, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом в порядке главы 9 КАС РФ.

При таких обстоятельствах, в соответствии с положениями ст.ст.150, 307 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Выслушав представителя административного истца, проверив административное дело в полном объеме, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из материалов дела следует, что 16 января 2021 года ФИО1, являющийся гражданином Сирийской Арабской Республики, обратился в ОВМ ОМВД России по Октябрьскому району города Иваново с заявлением о выдаче вида на жительство в Российской Федерации в соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 8 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Вместе с заявлением административным истцом были представлены следующие документы: нотариально заверенная копия перевода паспорта, медицинский сертификат, копия миграционного учета, справка об отсутствии судимости на территории Сирийской Арабской Республики с нотариально заверенным переводом, копия свидетельства о рождении ребенка, копия свидетельства об установлении отцовства, копия свидетельства о регистрации по месту жительства ребенка, справка о наличии вклада, квитанция об оплате госпошлины, фото, сведения о близких родственниках заявителя (приложение № 2 к заявлению о выдаче вида на жительство).

Справкой от 16 января 2021 года за подписью начальника ОВМ ОМВД Октябрьскому району города Иваново, административному истцу отказано в приеме данного заявления, при этом в справке указано, что заявление о выдаче вида на жительство иностранным гражданином подается лично, законно находящимся на территории РФ. В соответствии со статьей 2 ФЗ от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» законно находящимся на территории РФ является лицо, имеющее действительный вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные Федеральным законом или международным договором РФ документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в РФ. При наличии действующей визы, в том числе электронной, а также миграционной карты и при условии пребывания в РФ без нарушений срока, установленного статьей 5 Федерального закона №115-ФЗ, иностранный гражданин вправе подать заявление на вид на жительство в РФ. Поскольку ФИО1 является гражданином Сирийской Арабской Республики, с которой установлен визовый режим въезда в Российскую Федерацию, для принятия заявления на выдачу вида на жительство на территории Российской Федерации, он должен иметь действующую визу и миграционную карту.

Разрешая административный иск, руководствуясь положениями Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», положениями нормативных правовых актов, регламентирующих полномочия миграционных органов по вынесению оспариваемого решений, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований.

При этом суд исходил из того, что оснований для отказа в приеме заявления административного истца о предоставлении ему вида на жительство в РФ у миграционного органа не имелось, при том, что административный истец в данный период находился в процессе защиты своих прав при оспаривании решения государственного органа об отказе в предоставлении ему временного убежища на территории РФ, что подтверждает законность нахождения административного истца на территории РФ в этот период.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, поскольку установленные по административному делу фактические обстоятельства, оцениваемые судебной коллегией применительно к вышеприведенным нормам, подтверждают правомерность выводов суда об удовлетворении административного иска; они сделаны при правильно определенных характере правоотношений, возникших между сторонами по делу, и законе, подлежащем применению, верном определении юридически значимых обстоятельств по делу и законном распределении бремени доказывания между сторонами (статья 62 КАС РФ), достаточности собранных по делу доказательств и их надлежащей оценке по правилам статьи 84 КАС РФ, тщательном исследовании всех фактических обстоятельств дела, их доказанности.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности определяется и регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №115 – ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона №115 – ФЗ вид на жительство может быть выдан иностранному гражданину, прожившему в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 8 упомянутого Федерального закона без получения разрешения на временное проживание вид на жительство выдается иностранному гражданину, имеющему родителя (усыновителя, опекуна, попечителя), сына или дочь, состоящих в гражданстве Российской Федерации и постоянно проживающих в Российской Федерации.

Согласно пункту 10 статьи 8 упомянутого Федерального закона порядок выдачи вида на жительство, замены вида на жительство, формы заявлений о выдаче вида на жительство, о замене вида на жительство, срок рассмотрения таких заявлений и порядок подачи заявлений в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, утверждаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче вида на жительство, заявлением о замене вида на жительство, в том числе представляемых в форме электронного документа, утверждается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Указанные порядок оказания государственной услуги и перечень требуемых документов установлен Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство, замене иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России от 11 июня 2020 года № 417.

Пунктами 26 – 49 Административного регламента предусмотрен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем, способы их получения заявителем, в том числе в электронной форме, порядок их представления.

При этом в силу пунктов 52.1, 52.2 Административного регламента запрещается требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги, равно как и представления документов и информации, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами находятся в распоряжении государственных органов, предоставляющих государственную услугу, иных государственных органов, органов местного самоуправления и (или) подведомственных государственным органам и органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, за исключением документов, указанных в части 6 статьи 7 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме заявления о предоставлении государственной услуги и документов указан в пунктах 53.1 – 53.10 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство, замене иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России от 11 июня 2020 года № 417.

Так в силу 53.3 Административного регламента заявление и документы к рассмотрению не принимаются, если отсутствуют документы, представление которых предусмотрено Административным регламентом, за исключением подачи заявления в электронной форме с использованием Единого портала.

В соответствии с пунктом 110 в случае, если в результате проверки, предусмотренной пунктом 107 Административного регламента, выявлено одно или несколько предусмотренных пунктами 53 - 56 Административного регламента оснований для отказа в приеме заявления и документов, заявителю отказывается в их приеме и выдается справка, подтверждающая отказ в приеме заявления.

При наличии оснований отказа в приеме заявления такое заявление и документы возвращаются заявителю, по согласованию с ним определяется срок его повторного обращения и по желанию заявителя производится предварительная запись на прием (пункт 111 Административного регламента).

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в приеме заявления о выдаче вида на жительство с приложенными документами административному истцу должностным лицом ОВМ ОМВД России по Октябрьскому району города Иваново 16 января 2021 года отказано в связи с нахождением иностранного гражданина на территории РФ с нарушением установленного порядка пребывания (проживания), о чем административному истцу выдана справка за подписью начальника ФИО2

Вместе с тем, как верно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, административным ответчиком доказательств предоставления административным истцом неполного пакета документов, либо наличия иных оснований для отказа в приеме документов на выдачу вида на жительство в РФ, не представлено, при этом в период подачи данного заявления административным истцом оспаривалось решение государственного органа об отказе в представлении ему временного убежища на территории РФ, что свидетельствует о законности пребывания административного истца и членов его семьи на территории РФ.

Делая подобный вывод, судебная коллегия учитывает, что нормами Административного регламента в совокупности с нормами Федерального закона №115-ФЗ основание для отказа в приеме заявления и документов на выдачу вида на жительство, указанное в справке от 16 января 2021 года, выданной административным ответчиком заявителю, не предусмотрено.

Таким образом, руководствуясь вышеперечисленными нормами законодательства, с учетом установленных по делу фактических обстоятельств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности действий административного ответчика по отказу в принятии к рассмотрению заявления ФИО1 о выдаче вида на жительство в РФ.

Доводы апелляционной жалобы о том, что при подаче в ОМВД России по Октябрьскому району заявления о выдаче вида на жительство в Российской Федерации ФИО1 не предоставил справку, подтверждающую законность его пребывания на территории РФ, выданную ему на период рассмотрения его заявления о предоставлении временного убежища, также подлежат отклонению в связи со следующим.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2001 г. № 274 «О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации» утвержден Порядок предоставления временного убежища на территории Российской Федерации (далее - Порядок).

В соответствии с пунктом 4 Порядка на время рассмотрения заявления лица о предоставлении ему и прибывшим с ним членам его семьи временного убежища территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации выдает ему справку о рассмотрении заявления о предоставлении временного убежища (далее именуется - справка) или делает отметку в свидетельстве о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу, выданном лицу в соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона «О беженцах», о продлении срока его действия, если лицо ранее обращалось с ходатайством о признании беженцем на территории Российской Федерации.

Пунктом 5 Порядка установлено, что справка или свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу с отметкой о продлении срока его действия подтверждают законное пребывание лица и прибывших с ним членов семьи на территории Российской Федерации на период рассмотрения заявления о предоставлении временного убежища, в том числе на период обжалования решения об отказе в предоставлении временного убежища.

Как следует из материалов дела, решением УМВД России по Ивановской области от 09 ноября 2020 года ФИО1 отказано в предоставлении ему временного убежища на территории РФ. Решением Фрунзенского районного суда города Иваново от 18 декабря 2020 года в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 о признании данного решения миграционного органа незаконным отказано. Не согласившись с упомянутым решением Фрунзенского районного суда города Иваново от 18 декабря 2020 года, административный истец подал на него апелляционную жалобу, которая была принята к производству Ивановского областного суда. Апелляционным определением Ивановского областного суда от 09 марта 2021 года в удовлетворении данной апелляционной жалобы ФИО1 отказано.

Учитывая указанные обстоятельства, не предоставление ФИО1 справки о рассмотрении заявления о предоставлении временного убежища, которая выдается иностранному гражданину территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации, не свидетельствует об отсутствии законных оснований для пребывания иностранного гражданина на территории Российской Федерации до решения вопроса по его заявлению о предоставлении временного убежища, в том числе на период обжалования этого решения.

При этом сведения об обращении ФИО1 в УМВД России по Ивановской области с заявлением о предоставлении ему временного убежища, на период рассмотрения которого выдается соответствующая справка, подтверждающая законность его пребывания на территории Российской Федерации, находились в распоряжении органов, предоставляющих иностранным гражданам государственные услуги в сфере вопросов миграции, соответственно, обязанность предоставления этого документа у административного истца отсутствовала.

Таким образом, судом первой инстанции сделан правильный вывод об отсутствии у ОВМ ОМВД России по Октябрьскому району г. Иваново правовых оснований для отказа ФИО1 в принятии для рассмотрения по существу его заявления и документов о выдаче вида на жительство в Российской Федерации.

В целом доводы жалобы сводятся к переоценке собранных по делу доказательств и установленных судом обстоятельств, но не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в связи с чем, они не могут служить основанием для отмены решения суда.

Нормы материального и процессуального права судом применены верно. Оснований для отмены или изменения решения суда, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда города Иваново от 31 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Октябрьскому району города Иваново – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано во Второй кассационный суд общей юрисдикции (г. Москва) в течение 6 месяцев со дня принятия.

Председательствующий Мудрова Е.В.

Судьи Степанова Л.А.

Луковкина Е.О.