ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2206 от 12.05.2018 Кировского областного суда (Кировская область)

Судья Никонов К.Ф. Дело № 33а-2206

Апелляционное ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Киров 12 мая 2018 года

Судебная коллегия по административным делам Кировского областного суда в составе:

председательствующего судьи

Опалева О.М.

судей

ФИО1, ФИО2,

при секретаре

ФИО3,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе ФИО4 на решение Первомайского районного суда г.Кирова от 11 мая 2018 года по административному исковому заявлению ФИО4 к администрации г. Кирова о признании незаконным отказа в согласовании публичного мероприятия, возложении обязанности согласовать публичное мероприятие, которым постановлено:

В удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.

Заслушав доклад судьи Кировского областного суда Опалева О.М., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО4 обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации г. Кирова, в котором оспаривает отказ в согласовании публичного мероприятия, просит возложить обязанность на административного ответчика согласовать публичное мероприятие.

В обоснование исковых требований указал, что 27.04.2018 обратился в администрацию г. Кирова с уведомлением о проведении публичного мероприятия 13.05.2018 по адресу: <адрес>. Письмом от 28.04.2018 администрация г. Кирова предложила истцу исправить имеющиеся в уведомлении несоответствия. ФИО4 направил 28.04.2018 письмо об устранении ошибок, допущенных при подаче уведомления. В ответе от 03.05.2018 администрация г. Кирова проинформировала заявителя о необходимости подать уведомление о проведении публичного мероприятия в соответствии с действующим законодательством. Указанный ответ административный истец расценивает как отказ в согласовании проведения мероприятия. Полагает, что данный ответ нарушает его право на проведение публичного мероприятия и противоречит положениям Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.

Не согласившись с принятым решением, ФИО4 обратился в Кировский областной суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает, что обстоятельства не отражения в первоначально поданном заявлении времени проведения публичного мероприятия не свидетельствуют о нарушении Конституции РФ, иных законов, кроме того, были устранены административным истцом. Доказательств подачи нового уведомления за пределами установленного Законом срока административным ответчиком в материалы дела не представлено, как не представлены документы, подтверждающие невозможность проведения публичного мероприятия ввиду не указания времени митинга. Время проведения публичного мероприятия возможно было обговорить в ходе процедуры согласования в срок до трех дней до начала митинга.

В судебном заседании административный истец – ФИО4 доводы и требования жалобы поддержал, дополнительно пояснил, что отсутствие времени проведения публичного мероприятия нарушает ст.7 ФЗ №54, но не является основанием для отказа. Процесс согласования должен идти от момента подачи уведомления до дня мероприятия. В связи с исправлением допущенных ошибок сроки не начинают течь заново. Уведомление о проведение публичного мероприятия было подано 27.04.2018 в установленные законом сроки. Второе письмо от 28.04.2018 направлено лишь для исправления недочетов, и не является отдельным уведомлением. Письмо № от 03.05.2018 по своей сути является отказом в проведении публичного мероприятия, которое нарушает нормы действующего законодательства.

С учетом изложенного, административный истец просил отменить решение Первомайского районного суда г.Кирова от 11 мая 2018 года, признать незаконным и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца решение администрации города Кирова об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия от 13 мая 2018 года и обязать административного ответчика устранить указанные нарушения, согласовав заявленное публичное мероприятие 13 мая 2018 года.

Представитель административного ответчика – администрации г.Кирова – ФИО5 в судебном заседании указала на законность и обоснованность оспариваемого решения административного ответчика, отсутствие нарушения права административного истца на проведение публичного мероприятия. Дополнительно пояснила, что повторное письмо от ФИО4 поступило и зарегистрировано администрацией 03.05.2018. Срок, когда можно подавать уведомления о проведении митинга, предусмотрен ст.7 ФЗ - не менее 10 и не более 15 дней до проведения публичного мероприятия. Уведомление поступило за 9 дней до публичного мероприятия. Уведомление необходимо подавать в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав административного истца, представителя администрации г.Кирова, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст. ст. 218, 227 КАС РФ признание незаконными решений, действий (бездействия) публичного органа, должностного лица, государственного или муниципального служащего возможно только при их несоответствии нормам действующего законодательства, сопряженным с нарушением прав и законных интересов гражданина.

Как следует из материалов дела, 27.04.2018 в 16 ч. 50 мин. административным истцом в администрацию г.Кирова подано уведомление о проведении публичного мероприятия в форме митинга 13.05.2018, целью которого заявлено: выступить против цензуры, выступить за свободный интернет и право на тайну переписки. Местом проведения мероприятия заявлена площадь <адрес>. Предполагаемое количество участников 700 человек. Организатором указан ФИО4, также указаны лица, уполномоченные организатором мероприятия выполнять распорядительные функции. Также указано, что в ходе демонстрации планируется использование средств звукоусиления и наглядной агитации (л.д.34).

Письмом от 28.04.2018 администрация г.Кирова уведомила ФИО4 о несоответствии поданного уведомления положениям Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Федеральный закон от 19.06.2004 N 54-ФЗ) ввиду не указания времени начала и окончания публичного мероприятия; отсутствия однозначного определения формы публичного мероприятия, в связи с чем, административному истцу было предложено устранить указанные в уведомлении несоответствия указанному Федеральному закону и подать уведомление в соответствии с действующим законодательством (л.д.32-33).

В 23 ч. 59 мин. 28.04.2018 ФИО4 посредством электронной почты направил в администрацию г.Кирова уведомление с учетом исправления указанных административным органом несоответствий положениям Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ (л.д.37-38).

03.05.2018 администрация г.Кирова зарегистрировала указанное уведомление и уведомила ФИО4 о несоблюдении сроков подачи уведомления, предусмотренных ст. 7 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ. Кроме того, обратила внимание административного истца на предусмотренный законодательством Кировской области порядок подачи соответствующего уведомления с обязательным предъявлением документа, удостоверяющего личность (л.д.35-36).

Административный истец, полагая несогласование администрацией г.Кирова проведения публичного мероприятия не основанным на объективных, законных основаниях, нарушающим его права, обратился в суд с настоящим административным иском.

Рассмотрев заявленные требования, суд первой инстанции руководствуясь вышеназванными нормами законодательства, приняв во внимание предусмотренный действующим законодательством «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия, пришел к выводу о несоответствии уведомления от 27.04.2018 требованиям ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ. В отношении уведомления от 28.04.2018 суд пришел к выводу о подаче уведомления с нарушением установленного ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ, ч. 2 ст. 2 Закона Кировской области от 06.11.2012 № 215-ЗО «О реализации на территории Кировской области отдельных положений Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» порядка подачи уведомления» порядка подачи уведомления и, кроме того, нарушении срока подачи уведомления.

Учитывая изложенное, в удовлетворении заявленных требований судом отказано.

Суд апелляционной инстанции согласен с выводом суда первой инстанции и не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта исходя из нижеследующего.

На федеральном уровне обеспечение реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования регулируется положениями Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

На региональном уровне вышеуказанное право регулируется нормами Закона Кировской области от 06.11.2012 N 215-ЗО «О реализации на территории Кировской области отдельных положений Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Порядок организации и проведения публичного мероприятия регламентированы положениями Главы 2 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ.

Согласно п. 1 ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона.

Требования к содержанию уведомления определены ч.3 ст.7 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ, предусматривающей указание в уведомлении о проведении публичного мероприятия следующих данных: 1) цель публичного мероприятия; 2) форма публичного мероприятия; 3) место (места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников, а в случае, если публичное мероприятие будет проводиться с использованием транспортных средств, информация об использовании транспортных средств; 4) дата, время начала и окончания публичного мероприятия; 5) предполагаемое количество участников публичного мероприятия; 6) формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении публичного мероприятия; 7) фамилия, имя, отчество либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона; 8) фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия; 9) дата подачи уведомления о проведении публичного мероприятия.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ одной из обязанностей органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия является довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.

Ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ установлено, что уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением публичного мероприятия, проводимого депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями, а также собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия

Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации (ч.2 ст.7 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ).

В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона Кировской области от 06.11.2012 № 215-ЗО «О реализации на территории Кировской области отдельных положений Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» при подаче уведомления организатор публичного мероприятия или лицо, уполномоченное организатором публичного мероприятия, предъявляет документ, удостоверяющий личность (паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина в соответствии с федеральным законодательством), а лицо, уполномоченное организатором публичного мероприятия, также документ, подтверждающий его полномочия.

Таким образом, уведомление о проведении публичного мероприятия на территории Кировской области должно быть подано его организатором или лицом, уполномоченным организатором публичного мероприятия, только напрямую, т.е. путем личного посещения, с предъявлением документа, удостоверяющего личность. Подача же уведомления посредством электронной почты, как федеральным законодательством, так и законодательством Кировской области не предусмотрена.

В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ организатор публичного мероприятия имеет право проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, собрания - в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания.

Организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия (ч.5 ст.5 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ.

Как следует из материалов дела и не оспаривается административным истцом по существу, уведомление ФИО4 о проведении публичного мероприятия от 27.04.2018 не соответствовало положениям ч.3 ст.7 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ, предусматривающей указание в уведомлении о проведении публичного мероприятия обязательных данных.

В этой связи указание административного ответчика на имеющиеся несоответствия нормам Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ с соответствующим предложением подать уведомление, учитывающее требования законодательства, является правомерным.

Аналогичные выводы суда первой инстанции в данной части являются обоснованными, соответствующими обстоятельствам дела и нормам действующего законодательства.

Также судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о подаче уведомления от 28.04.2018 с нарушением порядка, установленного ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ, ч. 2 ст. 2 Закона Кировской области от 06.11.2012 № 215-ЗО «О реализации на территории Кировской области отдельных положений Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» порядка подачи уведомления», не предусматривающего возможность подачи уведомления посредством электронной почты.

Кроме того, судебная коллегия приходит к выводу о том, что надлежащим образом оформленное уведомление о проведении публичного мероприятия после полученного ответа администрации г.Кирова с предложением направить уведомление отвечающее нормам Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ в предусмотренные ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ сроки административным истцом не подано.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной им в Постановлении от 14.02.2013 N 4-П, возложение на организатора публичного мероприятия обязанности подать предварительное уведомление о проведении публичного мероприятия преследует цель заблаговременно довести до соответствующих органов публичной власти необходимую информацию о форме, месте (маршруте движения), времени начала и окончания публичного мероприятия, предполагаемом количестве его участников, способах (методах) обеспечения общественного порядка и организации медицинской помощи, а также об организаторах и лицах, уполномоченных выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия. В противном случае органы публичной власти, не имея адекватного представления о планируемом публичном мероприятии, его характере и масштабах, лишаются реальной возможности исполнить возложенную на них Конституцией Российской Федерации, прежде всего ее статьей 2, обязанность по соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина и принять необходимые меры, в том числе профилактические и организационные, направленные на обеспечение безопасных как для самих участников публичного мероприятия, так и для иных лиц условий проведения публичного мероприятия.

С учетом изложенного, а также принимая во внимание возложенную на органы публичной власти обязанность по соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина и принятию необходимых мер по обеспечению общественной безопасности в период проведения публичного мероприятия, доводы административного истца о возможности согласования в данном конкретном случае публичного мероприятия, с учетом избранной формы, вплоть до дня проведения публичного мероприятия, не основаны на нормах закона.

Исходя из даты планируемого публичного мероприятия и требований ч.1 ст.7 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ, уведомление о проведении публичного мероприятия могло быть подано в администрацию г.Кирова в период с 27.04.2018 по 02.05.2018.

В соответствии со ст. 112 ТК РФ, Постановлением Правительства РФ № 1250 от 14.10.2017 дни с 29.04.2018 по 02.05.2018 являлись нерабочими.

Как следует из материалов дела, ответ администрации г.Кирова на уведомление ФИО4 о проведении публичного мероприятия, поступившее в администрацию г.Кирова в 16 ч. 50 мин. 27.04.2018 был дан административным ответчиком в кратчайшие сроки, на следующий день с учетом трех возможных дней со дня получения уведомления и направлен административному истцу в этот же день.

Вместе с тем, после получения сообщения административного ответчика с предложением направить уведомление отвечающее нормам Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ, административным истцом надлежащим образом оформленное уведомление о проведении публичного мероприятия в предусмотренные ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ сроки не было подано.

Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, уведомление от 27.04.2018 подано административным истцом в администрацию г.Кирова лично.

Предусмотренный нормами ч. 2 ст. 2 Закона Кировской области от 06.11.2012 № 215-ЗО «О реализации на территории Кировской области отдельных положений Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» порядок подачи уведомления в его системном толковании не сводит подачу уведомления к требованию только лишь о направлении организатором публичного мероприятия уведомления в предусмотренный законом срок.

Уведомление о проведении публичного мероприятия с учетом исправленных несоответствий требованиям Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ направлено посредством электронной почты в администрацию г.Кирова в 23 ч. 59 мин. 28.04.2018. Вместе с тем, поступило в администрацию г.Кирова в первый рабочий день - 03.05.2018, т.е. за пределами, установленного ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ срока подачи уведомления о проведении публичного мероприятия.

Учитывая изложенное, избранный административным истцом способ подачи уведомления от 28.04.2018 о проведении публичного мероприятия не отвечает порядку подачи уведомления, установленному ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ, ч. 2 ст. 2 Закона Кировской области от 06.11.2012 № 215-ЗО «О реализации на территории Кировской области отдельных положений Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Предусмотренная для организатора публичного мероприятия обязанность подать соответствующее нормам законодательства уведомление о проведение публичного мероприятия ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ в установленные сроки не соблюдена.

Ответ администрация г.Кирова от 03.05.2018 о несоблюдении ФИО4 порядка подачи уведомления нормам действующего законодательства «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», и не подаче организатором публичного мероприятия уведомления в предусмотренные законом сроки является законным.

Кроме того, доказательств обращения организатора публичного мероприятия в орган местного самоуправления в день, являющийся первым рабочим днем, в данном случае 03.05.2018 с учетом приходящихся на часть предусмотренного ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ срока нерабочих дней, с соответствующим уведомлением не представлено.

Доводы жалобы о том, что в связи с исправлением допущенных ошибок сроки подачи уведомления не начинают течь заново, уведомление от 28.04.2018 направлено лишь для исправления недочетов и не является отдельным уведомлением, не могут быть признаны обоснованными.

Положения Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ не содержат в отношении уведомления, подаваемого организатором публичного мероприятия, норм, определяющих уведомление как первичное, либо вторичное, либо направленное на исправление недочетов уже поданного уведомления.

Тогда как в отношении каждого уведомления, поданного организатором публичного мероприятия для органа местного самоуправления, предусмотрены определенные статьей 12 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ обязанности.

Таким образом, принимая во внимание, что оспариваемое сообщение органа местного самоуправления не противоречит требованиям действующего законодательства, права и законные интересы административного истца не нарушает, поскольку в случае несоблюдение организатором публичного мероприятия при подаче уведомления требований законодательства «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» орган местного самоуправления не праве согласовать проведение заявленного публичного мероприятия, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления ФИО4

Доводы жалобы о том, что письмо административного ответчика №3272-02-05 от 03.05.2018 по своей сути является отказом в проведении публичного мероприятия, которое нарушает нормы действующего законодательства, не основаны на материалах дела, в связи с чем, не могут быть признаны обоснованными.

В целом доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда, не влияют на правильность вынесенного решения, поскольку являются субъективным мнением заявителя по применению и толкованию закона, направлены на иную оценку обстоятельств дела, в связи с чем, не могут быть основанием для отмены решения суда, поскольку судебная коллегия находит оценку обстоятельств дела, данную судом первой инстанции, правильной.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно отказал административному истцу в удовлетворении административных исковых требований.

Обжалуемый судебный акт принят судом первой инстанции при правильном применении норм права с учетом конкретных обстоятельств дела, оснований для его отмены или изменения не имеется.

Нарушения судом норм процессуального права, являющегося в соответствии с положениями ч.1 ст. 310 КАС РФ основанием для безусловной отмены решения суда первой инстанции, не установлено.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 111 КАС РФ расходы по уплате государственной пошлины, понесенные ФИО4 при подаче апелляционной жалобы в размере 150 руб. 00 коп., относятся на него, и возмещению не подлежат.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Первомайского районного суда г.Кирова от 11 мая 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО4 - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: