Судья Изюмова С.В. Дело №...а-885/2022
ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 мая 2022 года № 33а-2213/2022
г. Вологда
Судебная коллегия по административным делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Медведчикова Е.Г.,
судей Коничевой А.А., Мещеряковой Н.В.,
при секретаре Быстровой М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам Департамента жилищно-коммунального хозяйства мэрии города Череповца, Комиссии для оценки жилых помещений муниципального и частного фонда города Череповца на решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 15.02.2022 по административному исковому заявлению ФИО1 к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства мэрии города Череповца, Комиссии для оценки жилых помещений муниципального и частного фонда города Череповца, мэрии города Череповца о признании незаконным отказа в принятии решения о признании жилого помещения непригодным для проживания.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Медведчикова Е.Г., объяснения представителя административных ответчиков Департамента жилищно-коммунального хозяйства мэрии города Череповца, Комиссии для оценки жилых помещений муниципального и частного фонда города Череповца ФИО2, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с административным иском, в котором просила признать незаконным отказ Департамента жилищно-коммунального хозяйства мэрии города Череповца в принятии решения о признании жилого помещения непригодным для проживания от 14.10.2021; возложить на Комиссию для оценки жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда в городе Череповце (далее также Комиссия, межведомственная комиссия) обязанность в течение 30 дней с момента вступления в законную силу судебного акта принять решение в соответствии с пунктом 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 №47 (далее также Положение № 47).
В обоснование требований указала, что она зарегистрирована по месту жительства в <адрес>, где проживала до 1996 года вместе со своими родителями. К 1996 году дом обветшал, поэтому фактическое проживание в нем стало невозможно, и ее семья была вынуждена снимать жилье. В 1997 году дом разобран неизвестными лицами, остался лишь фундамент. По данному факту возбуждено уголовное дело, однако виновные лица не установлены. В указанном жилом помещении она сохраняет регистрацию по месту жительства и другого жилого помещения для проживания в собственности не имеет. С 05.06.2012 она состоит в мэрии города Череповца на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по общим основаниям. С заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в связи с непригодностью жилого помещения она не обращалась, так как у нее отсутствует заключение уполномоченного органа о признании жилого помещения, в котором она зарегистрирована, непригодным для проживания. В 2013 году она обращалась в Комиссию для оценки жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда в городе Череповце с заявлением о признании вышеуказанного жилого помещения непригодным для проживания. 14.10.2013 комиссия приняла решение о невозможности обследования жилого помещения в связи с отсутствием объекта обследования в наличии. Решением Череповецкого городского суда от 09.06.2021 ей отказано в удовлетворении исковых требований о признании бездействия Комиссии незаконным, в связи с пропуском срока обжалования вынесенного заключения от 14.10.2013. В этой связи 17.09.2021 она снова обратилась в мэрию города с заявлением о признании жилого помещения по адресу: <адрес> - непригодным для проживания, приложив к нему копии имеющихся документов. 14.10.2021 Департаментом жилищно-коммунального хозяйства мэрии города Череповца ей отказано в рассмотрении представленных документов и в принятии решения по существу. Полагает, что данный отказ нарушает ее жилищные права, поскольку она не имеет возможности встать на учет граждан, чьи жилые помещения признаны непригодными для проживания, и реализовать свое право на получение жилого помещения во внеочередном порядке.
Решением Череповецкого городского суда Вологодской области от 15.02.2022 административные исковые требования ФИО1 удовлетворены. Признано незаконным решение Департамента жилищно-коммунального хозяйства мэрии города Череповца от 14.10.2021 по возвращению заявления ФИО1 от 17.09.2021 по вопросу признания жилого помещения по адресу: <адрес>, непригодным для проживания. На комиссию для оценки жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда города Череповца возложена обязанность рассмотреть заявление ФИО1 от 17.09.2021 и вынести решение в соответствий с пунктом 47 постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
В апелляционных жалобах Департамент жилищно-коммунального хозяйства мэрии города Череповца, Комиссия для оценки жилых помещений муниципального и частного фонда города Череповца, ставят вопрос об отмене решения суда с принятием по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований. Указывают, что ФИО1 возвращено заявление в связи с отсутствием заключения специализированной организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения в соответствии с пунктами 1.2, 2.6.1, 2.9.2 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Мэрии г. Череповца от 20.05.2016 № 2080 (далее также Административный регламент). Обращают внимание, что межведомственной комиссией ранее аналогичное заявление административного истца уже рассматривалось, принятое решение о невозможности обследования жилого помещения в связи с его отсутствием от 14.10.2013 №1 обжаловалось в судебном порядке, при этом решением Череповецкого городского суда от 09.06.2021 в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 отказано. Кроме того, считают, что ФИО1 является ненадлежащим административным истцом, так как она не обладает правом на получение жилья во внеочередном порядке. Считают, что Комиссия прав административного истца не нарушала, правами юридического лица не обладает, в силу чего на неё не могла быть возложена обязанность по принятию решения в соответствии с пунктом 47 Положения № 47.
Представитель административных ответчиков Департамента жилищно-коммунального хозяйства мэрии города Череповца, Комиссии для оценки жилых помещений муниципального и частного фонда города Череповца ФИО2 доводы апелляционных жалоб поддержала в полном объеме.
Проверив законность и обоснованность судебного постановления в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
В силу части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления обязаны обеспечить условия для осуществления гражданами права на жилище и его безопасность.
Как следует из пунктов 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в числе прочих: признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции; осуществление муниципального жилищного контроля.
Положениями части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.
Порядок признания жилого помещения непригодным для проживания, установлены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации № 47 от 28.01.2006 (Положение № 47).
В соответствии с пунктом 7 Положения № 47 уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия.
В силу этого на основании абзаца 3 пункта 7 Положения № 47 орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда.
Постановлением Мэра города Череповца от 13.02.2006 № 494 утверждён состав Комиссии для оценки жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда в целях признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 1).
Пунктом 2 данного постановления определено, что решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу принимается в форме постановления мэрии города по итогам работы комиссии, в состав которой включены: заместитель мэра города, начальник департамента жилищно-коммунального хозяйства мэрии; главный специалист территориального отдела Управления Роспотребнадзор; директор МАУ «Череповец Проект»; заместитель председателя комитета по управлению имуществом города, начальник отдела муниципальной собственности и ведения реестра; начальник филиала Бюджетного учреждения в сфере государственной кадастровой оценки Вологодской области «Бюро кадастровой оценки и технической инвентаризации»; заместитель начальника отдела муниципального контроля управления по развитию городских территорий мэрии; представитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества; начальник жилищного управления мэрии; начальник отдела архитектурно-строительного контроля управления архитектуры и градостроительства мэрии; заместитель председателя комитета охраны окружающей среды мэрии.
Порядок предоставления муниципальной услуги по признанию жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу регламентируется Административным регламентом, утвержденным постановлением Мэрии города Череповца от 20.05.2016 № 2080.
В соответствии с пунктами 1.2, 2.1 Административного регламента муниципальная услуга по признанию жилого помещения непригодным для проживания на территории г. Череповец предоставляется:
- Уполномоченным органом (Департаментом жилищно-коммунального хозяйства) - в части приема, обработки документов, принятия решения и выдачи документов;
- при этом признание жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (Комиссия).
В соответствии с пунктом 42 Положения № 47 Комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решение в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.
По результатам работы Комиссия принимает одно из следующих решений: 1) о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; 2) о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствии с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; 3) о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; 4) о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; 5) о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (пункт 47 Положения № 47).
Таким образом, обязанность по признанию помещений пригодными (непригодными) для проживания, а также по признанию многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции независимо от того, к какой форме собственности они относятся, возложена на Комиссию, образованную постановлением Мэра города Череповца от 13.02.2006 № 494.
Законом Вологодской области от 29.06.2005 №1307-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и об определении общей площади предоставляемого жилого помещения отдельным категориям граждан» предусмотрен перечень документов, необходимых для принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии со статьей 3 названого Закона для принятия на учет по месту своего жительства гражданин подает заявление и ряд документов, в том числе, заключение межведомственной комиссии, составленное в соответствии с Положением №47 для лиц, проживающих в помещениях, не отвечающих установленным для жилого помещения требованиям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес> В указанной квартире ФИО1 проживала вместе с родителями до 1996 года, в 1997 году дом был разобран, остался лишь его фундамент (л.д. 13, 44-46).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 29.10.2007 на мэрию города Череповца возложена обязанность принять жилой дом по адресу: <адрес> в муниципальную собственность (л.д. 83-86).
25.09.2013 ФИО1 обратилась в мэрию г. Череповца с заявлением о создании межведомственной комиссии и рассмотрении вопроса о признании жилого помещения по адресу: <адрес> - непригодным для проживания (л.д. 31-32).
14.10.2013 межведомственной комиссией, образованной в соответствии с постановлением мэра города Череповца от 13.02.2006 № 494, дано заключение о невозможности обследования данного жилого помещения в связи с отсутствием объекта обследования в наличии (л.д. 38-39).
Решением Череповецкого городского суда от 09.06.2021 ФИО1 отказано в удовлетворении требований об оспаривании бездействия Комиссии и данного заключения, в связи с пропуском трехмесячного срока обращения в суд (л.д. 18-20).
17.09.2021 ФИО1 вновь обратилась в Департамент жилищно-коммунального хозяйства мэрии города Череповца с заявлением о признании жилого помещения по адресу: <адрес> -непригодным для проживания (л.д. 42).
14.10.2021 заявление ФИО1 возвращено Департаментом жилищно-коммунального хозяйства мэрии города Череповца со ссылкой на ранее принятое заключение о невозможности обследования жилого помещения в связи с отсутствием объекта обследования в наличии и указанием на положения Административного регламента, предусматривающие предоставление в Комиссию заявления по установленной форме, заключения специализированной организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения (л.д. 8).
Исходя из положений части 1 статьи 218, пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, входящих в состав главы 22 Кодекса, обязательным условием для удовлетворения судом требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными является установление их противоправности и одновременно нарушение ими прав, свобод либо законных интересов административного истца.
Разрешая возникший спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными нормами права, исходил из того, что заявление ФИО1 о признании непригодным для проживания вышеуказанного жилого помещения от 17.09.2021 разрешено Департаментом жилищно-коммунального хозяйства мэрии города Череповца 14.10.2021 с нарушением Положения № 47, без фактической оценки Комиссией состояния вышеуказанного жилого помещения, при этом решение, предусмотренное пунктом 47 Положения № 47, являющееся одним из условий, необходимых для реализации жилищных прав граждан и постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, Комиссией не принято.
Судебная коллегия с указанными выводами соглашается, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Согласно пункту 45 Положения № 47 для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения следующие документы: а) заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; б) копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; в) в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением - проект реконструкции нежилого помещения; г) заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; д) заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения - в случае, если в соответствии с абзацем 3 пункта 44 настоящего Положения предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; е) заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания - по усмотрению заявителя.
В силу пункта 45(2) Положения № 47 Комиссия на основании межведомственных запросов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия получает в том числе в электронной форме: а) сведения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на жилое помещение; б) технический паспорт жилого помещения, а для нежилых помещений - технический план; в) заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля) в случае, если представление указанных документов в соответствии с абзацем 3 пункта 44 Положения признано необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям.
Комиссия вправе запрашивать эти документы в органах государственного надзора (контроля).
Пунктом 43 Положения № 47 установлено, что при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.
Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в Положении требованиям включает: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в Положении требованиям (пункт 44).
Согласно абзацу 3 пункта 44 Положения № 47 определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям отнесено к усмотрению Комиссии.
При этом решение Комиссии о необходимости представления заявителем заключения специализированной организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения не может носить произвольный характер и может быть принято только тогда, когда без данного заключения, которое Комиссия не может получить самостоятельно в порядке межведомственного взаимодействия, невозможно принять решение о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям.
Согласно пункту 46 Положения №47 Комиссия рассматривает поступившее заявление в течение 30 календарных дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения. В ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии. В случае непредставления заявителем документов, предусмотренных пунктом 45 настоящего Положения, и невозможности их истребования на основании межведомственных запросов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия комиссия возвращает без рассмотрения заявление и соответствующие документы в течение 15 календарных дней со дня истечения срока, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта.
Пунктом 2.9.2 Административного регламента указано, что оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги в части признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции не имеется, однако, в случае непредставления заявителем документов, предусмотренных пунктом 2.6.1 настоящего административного регламента, в том числе заключения специализированной организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, и невозможности их истребования на основании межведомственных запросов Комиссия возвращает заявление и соответствующие документы заявителю без рассмотрения в течение 15 календарных дней со дня направления уведомления заявителю о представлении правоустанавливающего документа.
Из системного токования приведенных норм права следует, что непредставление заключения специализированной организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения может являться основанием для возврата заявления только в том случае, если без данного заключения невозможно принять решение, предусмотренное пунктом 47 Положения № 47.
В силу положений части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий, отсутствия незаконного бездействия возлагается на административного ответчика.
Доказательств, которые бы свидетельствовали о невозможности принятия решения, предусмотренного пунктом 47 Положения № 47, без заключения специализированной организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, административными ответчиками не представлено.
Из материалов дела видно, что ограждающие и несущие конструкции жилого помещения, вопрос о пригодности которого поставлен административным истцом, отсутствуют, так как дом по адресу: <адрес>, разобран, в наличии имеются лишь фрагменты его фундамента, в этой связи требования о предоставлении заключения обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения носят избыточный, неправомерный характер.
Иных правовых оснований для возвращения заявления, в том числе по причине несоблюдения формы обращения, наличия ранее вынесенного заключения о невозможности обследования жилого помещения в связи с отсутствием объекта ни Положение № 47, ни Административный регламент не предусматривают.
Таким образом, Комиссия без предусмотренных законом оснований уклонилась от обследования жилого помещения, в котором зарегистрирована ФИО1, и не приняла решение, предусмотренное пунктом 47 Положения № 47.
Разрушение многоквартирного дома в результате действий неустановленных лиц не отнесено действующим законодательством к обстоятельствам, исключающим обследование жилого помещения и принятие Комиссией соответствующего решения.
Указанное согласуется с правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 01.06.2017 № 1-КГ17-4, от 11.04.2018 № 1-КГ18-6, согласно которой межведомственная комиссия обязана рассмотреть поступившее заявление, провести оценку соответствия жилого помещения, многоквартирного дома в порядке, установленном пунктом 42 Положения № 47, и вынести решение в соответствии с пунктами 46 или 47 Положения № 47; никаких иных решений либо условий для их принятия Положением не предусмотрено; в случае необходимости межведомственная комиссия может самостоятельно назначить проведение дополнительных обследований и испытаний в отношении спорного дома.
Вопреки доводам авторов апелляционных жалоб, ранее вынесенное заключение Комиссии от 14.10.2013 о невозможности обследования жилого помещения, решение Череповецкого городского суда от 09.06.2021 об отказе в признании незаконным данного заключения в связи с пропуском срока обращения в суд не препятствовали обращению ФИО1 17.09.2021 в Департамент жилищно-коммунального хозяйства мэрии города Череповца с новым заявлением о признании вышеуказанного жилого помещения непригодным для проживания и не освобождали административных ответчиков от обязанности по рассмотрению поданного заявления в порядке, установленном Положением № 47.
Положение № 47 и Административный регламент не содержат правовых норм, ограничивающих количество обращений граждан с заявлениями о признании жилого помещения непригодным для проживания.
Судебная коллегия отмечает, что по заявлениям административного истца от 25.09.2013 и от 17.09.2021 приняты разные решения, которыми по существу вопрос о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания не рассмотрен. Оспариваемое в рамках настоящего дела решение Департамента от 14.10.2021, связанное с возвратом заявления административного истца о признании жилого помещения непригодным для проживания, ранее предметом судебного разбирательства не являлось.
Таким образом, принятый по настоящему делу судебный акт не противоречит решению Череповецкого городского суда от 09.06.2021 об отказе в удовлетворении иска, так как судебные решения вынесены по административным исковым требованиям, имеющим разный предмет и основания.
Не может судебная коллегия согласиться и с суждениями апеллянта о том, что ФИО1 является ненадлежащим административным истцом по делу, со ссылкой на постановление Президиума Вологодского областного суда от 11.04.2016 № 44Г-15/2016, которым установлено, что при выезде ФИО1 из квартиры (по адресу: <адрес>) с родителями на постоянное место жительство в другое место, договор социального найма считается расторгнутым, следовательно, у мэрии города Череповца отсутствует обязанность обеспечить ФИО3 жилым помещением вне очереди по основаниям, указанным в пункте 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации закрепляет такую задачу административного судопроизводства как обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункт 1 статьи 3) и гарантирует каждому заинтересованному лицу право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность (часть 1 статьи 4).
ФИО1 обратилась в суд с административным иском об оспаривании решения Департамента от 14.10.2021 о возращении без рассмотрения её заявления о признании непригодным для проживания жилого помещения, в котором она зарегистрирована.
По мнению административного истца, действия Департамента, связанные с уклонением от рассмотрения её заявления, препятствуют постановке её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
В силу статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 3 Закона Вологодской области от 29.06.2005 №1307-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и об определении общей площади предоставляемого жилого помещения отдельным категориям граждан» заключение межведомственной комиссии, составленное в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 №47, является одним из условий для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в связи с этим неправомерный отказ в получении такого заключения затрагивает права и законные интересы ФИО1, которая в таком помещении имеет регистрацию по месту жительства.
При этом, как правильно отмечено судом первой инстанции, наличие или отсутствие оснований для постановки на учет ФИО1 в качестве граждан, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, предметом настоящего судебного разбирательства не является, что не исключает правовую заинтересованность административного истца в принятии Комиссией решения в соответствии с пунктом 47 Положения № 47 в отношении жилого помещения, в котором она сохраняет регистрацию по месту жительства.
Кроме того, обстоятельства, установленные постановлением Президиума Вологодского областного суда от 11.04.2016 № 44Г-15/2016, не являлись основанием для возврата её заявления о признании жилого помещения непригодным для проживания.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.
Утверждения административного истца о необоснованности возложения судом обязанности по принятию решения на Комиссию, которая прав административного истца не нарушала, правами юридического лица не обладает, основанием для отмены судебного решения не являются.
В соответствии с пунктами 1.2, 2.1 Административного регламента муниципальная услуга по признанию жилого помещения непригодным для проживания на территории г. Череповец предоставляется: Уполномоченным органом (Департаментом жилищно-коммунального хозяйства) - в части приема, обработки документов, принятия решения и выдачи документов; при этом признание жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется исключительно Комиссией, образованной постановлением Мэра г. Череповца от 13.02.2006 № 494.
В соответствии с частью 5 статьи 38 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административными ответчиками могут быть органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, комиссии референдума, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностные лица, государственные и муниципальные служащие.
Пункт 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает, что при удовлетворении административного иска, должен быть указан способ восстановления нарушенного права, в этом случае, суд в резолютивной части должен указать на необходимость принятия уполномоченными лицами решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и срок устранения таких нарушений.
Установив, что решение Департамента по возврату заявления ФИО1, а равно бездействие Комиссии по оценке состояния указанного выше жилого помещения не соответствуют Положению № 47 и Административному регламенту, суд, определяя надлежащий способ восстановления нарушенных прав, в пределах административных исковых требований, правомерно возложил на уполномоченное лицо (Комиссию) обязанность принять решение, предусмотренное пунктом 47 Положения № 47.
Комиссия, созданная в соответствии с постановлением Мэра города Череповца от 13.02.2006 № 494, носит межведомственный характер, обладает собственной компетенцией, властно-распорядительными полномочиями, определенными Положением № 47 и Административным регламентом, принимаемые ею решения носят юридический характер, влекут правовые последствия, обязательны для органов государственной власти и местного самоуправления, юридических и физических лиц.
Тот факт, что сама по себе Комиссия не обладает статусом юридического лица, не является основанием для вывода о невозможности возложения на нее обязанности по принятию решения, указанного в пункте 47 Положения № 47, так как по своей правовой природе Комиссия соответствует признакам административного ответчика, органа власти (статья 38 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), поскольку комиссия наделена отдельными публичными полномочиями, связанными с признанием помещений (многоквартирных домов) пригодными (непригодными) для проживания независимо от того, к какой форме собственности они относятся.
Учитывая, что органы местного самоуправления, участвовавшие в создании данной Комиссии и привлеченные к участию в настоящем деле, не вправе подменять собой данную Комиссию и принимать какие-либо решения, входящие в её исключительную компетенцию, то суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что восстановление нарушенных прав административного истца может быть обеспечено только путем возложения обязанности на Комиссию принять решение, предусмотренное пунктом 47 Положения № 47.
Таким образом, разрешая поданное исковое заявление, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований административного процессуального законодательства.
Правовых доводов, влекущих отмену решения, а также ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 15.02.2022 оставить без изменения, апелляционные жалобы Департамента жилищно-коммунального хозяйства мэрии города Череповца, Комиссии для оценки жилых помещений муниципального и частного фонда города Череповца - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Третий кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий:
Судьи: