ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2233/2018 от 29.05.2018 Севастопольского городского суда (город Севастополь)

Дело №33а-2233/2018 Председательствующий в

Категория 015а первой инстанции Степанова Ю.С.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда в составе:

председательствующего Кондрак Н.И.,

судей Дудкиной Т.Н., Еланской Е.Э.

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства по докладу судьи Кондрак Н.И. административное дело по иску ФИО1 к Департаменту архитектуры и градостроительства города Севастополя о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия, по частной жалобе административного истца ФИО1 на определение Ленинского районного суда г. Севастополя от 28 апреля 2018 года, которым административный иск возвращен ФИО1, -

УСТАНОВИЛА:

28 апреля 2018 года ФИО1 обратился в Ленинский районный суд г. Севастополя с административным иском, в котором просил признать незаконным и отменить решение Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя об отказе в выдаче разрешения на строительство, возложении на административного ответчика обязанности выдать разрешение на строительство объекта индивидуального жилищного строительства по адресу <адрес> на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ.

Определением Ленинского районного суда г. Севастополя от 28 апреля 2018 года административный иск возвращен ФИО1 как поданный с нарушением правил территориальной подсудности.

Не согласившись с вышеуказанным определением, административный истец подал частную жалобу, в которой просит его отменить как постановленное с нарушением норм процессуального права, принять к производству административный иск. Указывает, что согласно ч. 1 ст. 22 КАС РФ административное исковое заявление к органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления, избирательной комиссии, комиссии референдума, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту их нахождения, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему - по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности. Согласно ч. 2 ст. 24 КАС РФ административное исковое заявление к федеральному органу исполнительной власти, вытекающее из деятельности его территориального органа, может быть подано также в суд по месту нахождения территориального органа. Согласно ч. 4 ст. 24 КАС РФ право выбора между несколькими судами, которым согласно настоящей статье подсудно административное дело, принадлежит административному истцу.

На основании ч. 2 ст. 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) частная жалоба рассматривается без извещения лиц, участвующих в деле по правилам главы 33 настоящего Кодекса.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 128 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья возвращает административное исковое заявление административному истцу в случае, если дело неподсудно данному суду.

Согласно п. 1 ст. 316 КАС РФ суд апелляционной инстанции, рассмотрев частную жалобу, представление прокурора, вправе оставить определение суда первой инстанции без изменения, жалобу, представление прокурора без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных ч. 2 ст. 310 КАС РФ оснований для отмены обжалуемого определения.

Возвращая административный иск, судья суда первой инстанции пришел к выводу о неподсудности указанного административного иска Ленинскому районному суду.

С указанными выводами судьи оснований не согласиться не имеется.

В соответствии с ч. 2 ст. 22 КАС РФ в случае, если место нахождения органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не совпадает с территорией, на которую распространяются их полномочия или на которой исполняет свои обязанности должностное лицо, государственный или муниципальный служащий, административное исковое заявление подается в суд того района, на территорию которого распространяются полномочия указанных органов, организации или на территории которого исполняет свои обязанности соответствующее должностное лицо, государственный или муниципальный служащий.

Согласно абз. 1 п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №36 от 27.09.2016 года «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» в случае, если полномочия органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего распространяются на несколько районов, административное исковое заявление подается в суд того района, на территории которого возникли или могут возникнуть правовые последствия оспариваемых административным истцом действий (бездействия) либо на территории которого исполняется оспариваемое решение (часть 2 статьи 22 КАС РФ).

Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (за исключением судебных приставов-исполнителей), государственных и муниципальных служащих может подаваться также в суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом, а в случаях, предусмотренных Кодексом, - по месту нахождения организации, являющейся административным истцом (часть 3 статьи 24 КАС РФ).

Так, из административного иска усматривается, что административный истец оспаривает решение Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя об отказе в выдаче разрешения на строительство жилого дома на земельном участке общей площадью <данные изъяты> кв.м, по адресу <адрес>, то есть находящегося в Нахимовском районе г. Севастополя. Полномочия Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя распространяются на все районы города, а правовые последствия оспариваемого административным истцом решения возникнут на территории Нахимовского района города Севастополя, поскольку на территории этого района находится земельный участок, относительно которого истец просит возложить на ответчика обязанность выдать разрешение на строительство жилого дома.

Кроме того, частью 3 статьи 24 КАС РФ установлено, что административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (за исключением судебных приставов-исполнителей), государственных и муниципальных служащих может подаваться также в суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом.

Из анализа данной правовой нормы усматривается, что в ней содержится исключение из общего правила определения подсудности при обжаловании физическим лицом решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.

Таким образом, правовое значение при определении подсудности требований истца имеет место расположения объекта недвижимости, в отношении которого в результате рассмотрения могут возникнуть правовые последствия оспариваемого административным истцом решения, либо по выбору административного истца - его место жительства, но в любом случае не место нахождения административного ответчика.

Поскольку ФИО1 в административном исковом заявлении указал, что он проживает по адресу <адрес> – Нахимовский район г. Севастополя, административный иск не подлежит рассмотрению Ленинским районным судом г. Севастополя.

Эти нормы процессуального закона судом применены правильно.

Таким образом, доводы частной жалобы основаны на неверном толковании норм закона, выводы судьи суда первой инстанции не опровергают, в связи с чем не могут быть основанием для отмены обжалуемого определения.

Нарушений норм процессуального либо материального права, влекущих отмену судебного определения, так же не имеется.

Руководствуясь ст.ст.313, 315, 316 КАС РФ, судебная коллегия, -

ОПРЕДЕЛИЛА:

определение судьи Ленинского районного суда г. Севастополя от 28 апреля 2018 года оставить без изменения, а частную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

судьи