Судья Синицына О.В. Дело №33а-2238/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 марта 2018 года г. Симферополь
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего Терентьевой Н.А.,
судей Агина В.В., Юсуповой Л.А-В.,
при секретаре Журавской Т.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации города Ялты Республики Крым, Департаменту имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым о признании незаконным бездействия, возложении обязанности совершить действия, по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Ялтинского городского суда Республики Крым 13 декабря 2017 года, которым в удовлетворении административного иска отказано.
Заслушав доклад судьи Терентьевой Н.А., пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, судебная коллегия,
установила:
ФИО2 обратилась в Ялтинский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным бездействие Администрации города Ялты и Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты по нерассмотрению заявления ФИО1 от 26 сентября 2017 года об изменении вида разрешенного использования земельного участка, площадью 519 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером №; обязать Администрацию города Ялты Республики Крым в течение 10 рабочих дней рассмотреть заявление ФИО1 от 26 сентября 2017 года об изменении вида разрешенного использования земельного участка, площадью 519 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером №, ссылаясь на то что, на праве собственности принадлежит земельный участок по адресу: <адрес> использование (разрешенное использование) указанного земельного участка – строительство и обслуживание жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (индивидуальное жилищное строительство). В период действия законодательства Украины на участке возведен жилой дом, с получением необходимых разрешений, регистрацией декларации о начале выполнения строительных работ и готовности объекта к эксплуатации. С целью приведения правоустанавливающих документов на землю в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации, 26 сентября 2017 года истица обратилась с заявлением об изменении вида разрешенного использования на среднеэтажная жилая застройка. При этом, указанное заявление Администрацией города Ялты не было рассмотрено по существу в установленном законом порядке. Департаментом имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты в адрес истицы был направлен ответ от 09 октября 2017 года №01-15/7822, из которого следует, что основания для изменения вида разрешенного использования отсутствует. С указанным бездействием истица не согласна, поскольку письмо Департамента не содержит нормативного обоснования нерассмотрения заявления ФИО1. При этом, из письма следует, что ее заявление рассмотрено в порядке рассмотрения обращений граждан, установленного Федеральным законом от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации».
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым 13 декабря 2017 года в удовлетворении административного искового ФИО1 отказано.
Не согласившись с указанным решением, ФИО1 обратилась с апелляционной жалобой, в которой просят решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме, ссылаясь на то, что вывод суда не основан на законе и является ошибочным, поскольку в мотивировочной части решения не указана норма закона, позволяющая органам местного самоуправления изменять порядок рассмотрения заявлений граждан в случае повторного обращения с аналогичным вопросом. Указывает, что в заявлении истицы от 26 сентября 2017 года содержит доводы и обстоятельства, которые не были изложены в обращении рассмотренном Администрацией города Ялты Республики Крым 03 ноября 2016 года.
В судебном заседании представитель Администрации города Ялты Республики Крым ФИО3 возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
ФИО1, представитель Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
В соответствии с пунктом 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Судебная коллегия, руководствуясь указанными положениями статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц, учитывая их надлежащее извещение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
В статье 46 Конституции Российской Федерации закреплено право гражданина на обжалование в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым установлены Законом Республики Крым от 31.07.2014 № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым».
В соответствии с частью 2 статьи 5 Закона № 38-ЗРК, особенности отнесения земельного участка к соответствующей категории земель на основании настоящей статьи, а также установления категории земельных участков, которые не были отнесены ни к одной из категорий до вступления в силу Федерального конституционного закона, устанавливаются нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым.
В свою очередь, особенности отнесения к определенной категории земель и (или) определения (изменения) вида разрешенного использования образуемых земельных участков, в том числе из земель государственной и муниципальной собственности, ранее учтенных земельных участков, а также при переводе земельных участков из одной категории в другую (далее - установление категории земель и (или) вида разрешенного использования земельного участка), установлены «Положением об особенностях отнесения к определенной категории земель и определения вида разрешенного использования земельных участков», утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Крым от 15.10.2014 № 378 (далее - Положение).
Согласно пункту 3 Положения, установление категории земель и (или) вида разрешенного использования земельных участков осуществляется в соответствии с видами разрешенного использования земельных участков, указанными в утвержденной документации по планировке территории.
В случае отсутствия утвержденной документации по планировке территории пунктом 4 Положения предусмотрено установление категории земель и (или) вида разрешенного использования земельных участков в соответствии с правилами землепользования и застройки или лесохозяйственными регламентами.
Из пункта 5 следует, что изменение категории земель и (или) вида разрешенного использования земельного участка на категорию земель и (или) вид разрешенного использования земельного участка, не предусмотренные документами, указанными в пункте 3 или 4 настоящего Положения, возможно только путем внесения изменений в указанные документы или путем принятия новых соответствующих документов.
Как усматривается из материалов дела, ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок по адресу: <адрес>Е.
20 мая 2016 года ФИО1 обратилась в Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка по адресу: <адрес>Е с индивидуального жилищного строительства на среднеэтажная жилая застройка.
По результатам рассмотрения указанного заявления, Администрацией города Ялты Республики Крым вынесено постановление от 03 ноября 2016 года №4335-п об отказе ФИО1 в изменении вида разрешенного использования земельного участка находящегося в собственности, с видом разрешенного использования – «Для индивидуального жилищного строительства», расположенного по адресу: <адрес>Е, общей площадью 519 кв.м, с кадастровым номером 90:25:010113:32, на вид разрешенного использования «Среднеэтажная жилая застройка», в связи с несоответствием места расположения земельного участка градостроительной документации населенного пункта.
26 сентября 2017 года ФИО1 повторно обратилась в Администрацию города Ялты с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка по адресу: <адрес> с индивидуального жилищного строительства на вид среднеэтажной жилой застройки.
Письмом Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым от 09 октября 2017 года №01-15/7822 истцу разъяснено, что основания для изменения указанному земельному участку вида разрешенного использования отсутствуют, указав, что ее заявление от 20 мая 2016 года №01-3/848 об изменении вида разрешенного использования указанному земельному участку было рассмотрено, Администрацией города Ялты Республики Крым было принято постановление от 03 ноября 2016 года №4335-п «О рассмотрении заявления ФИО1 об изменении вида разрешенного использования земельного участка по адресу: <адрес>»
Проанализировав приведенные выше правовые нормы, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку нарушений действующего законодательства при рассмотрении заявления ФИО1, административным ответчиком допущено не было, ответ на заявление направлен административному истцу в предусмотренный Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» срок, права и охраняемые законом интересы административного истца не были нарушены.
С указанными выводами судебная коллегия соглашается исходя из следующего.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регламентируются Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Статьей 10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» регламентировано, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо 1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; 2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; 3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; 4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; 5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
Часть 1 статьи 9 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» регламентирует, что обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
В соответствии с пунктом 55 Регламента Администрации города Ялты, утвержденного распоряжением Администрации города Ялты от 03 марта 2015 года №97-р регистрацию, учёт и контроль за соблюдением сроков рассмотрения обращений граждан, поступивших в администрацию города Ялты, а также подготовку статистических и аналитических документов в части касающейся, осуществляет отдел по работе с обращениями граждан департамента Организационно-документального обеспечения, внутренней политики и контроля в соответствии с требованиями Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Пунктом 56 Регламента определено, что контроль за рассмотрением обращений граждан, снятие с контроля своевременно и в полном объёме рассмотренных обращений осуществляется теми должностными лицами, которые давали поручения (резолюции) по соответствующим обращениям.
Должностные лица администрации города Ялты, её структурных подразделений и органов, которым поручено рассмотрение конкретных обращений, несут персональную ответственность за их сохранность, качество и сроки подготовки ответов заявителям.
Согласно пункту 59 Регламента обращения, поступившие главе администрации города Ялты, первому заместителю, заместителям главы администрации, руководителю аппарата рассматриваются исполнителями в срок до 30 календарных дней со дня их регистрации в отделе по работе с обращениями граждан, если иной срок не установлен в поручении (резолюции) к обращению. Обращения, не требующие дополнительного изучения и проверки, рассматриваются безотлагательно, но не позднее 15 дней со дня их получения. О результатах рассмотрения уведомляются заявители.
В соответствии с пунктом 4.13 Положения о Департаменте имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым, утвержденного решением Ялтинского городского совета Республики Крым от 17.09.2015 года № 11 Департамент обязан рассматривать заявления, обращения и жалобы граждан, предприятий, учреждений, организаций в соответствии с требованиями действующего законодательства и принимать по ним соответствующие меры.
Таким образом, с учетом конкретных обстоятельств дела, в том числе обращения административного истца в Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты с аналогичным заявлением ранее - 20 мая 2016 года, и принятого Администрацией города Ялты Республики Крым по указанному заявлению решения в форме постановления от 03 ноября 2016 года №4335-п, судебная коллегия полагает, что при оформлении ответа в форме письма от 09 октября 2017 года, и при наличии на момент его подготовки неотменённого постановления от 03 ноября 2016 года в отношении одного и того же земельного участка, оспариваемое бездействие прав и законных интересов ФИО1 в данном случае не нарушает.
Вместе с тем несогласие административного истца с содержанием ответа не свидетельствует о незаконности действий (бездействия) административного ответчика при рассмотрении заявления.
Судебная коллегия, соглашаясь с выводами суда, не находит оснований к отмене постановленного по делу решения, поскольку судом при разрешении спора правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, применен закон, подлежащий применению, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, нарушений норм процессуального права не допущено.
Ссылки в жалобе на то, что у Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты отсутствовали основания для рассмотрения заявления в порядке обращений граждан, основаны на неверном толковании норм закона.
В связи с указанным, и принимая во внимание отсутствие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца, установленных статьёй 277 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, заявленные требования о признании незаконным бездействия Администрации города Ялты Республики Крым по не рассмотрению в установленном законом порядке заявления ФИО1 от 26 сентября 2017 года об изменении вида разрешенного использования, удовлетворению не подлежат.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, направлены на иное толкование норм материального права, не опровергают вышеизложенных выводов суда, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, и не влияют на правильность принятого судом решения.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
решение Ялтинского городского суда Республики Крым 13 декабря 2017 года, - оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1, - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий судья: Н.А. Терентьева
Судья: В.В. Агин
Судья: Л.А.-В. Юсупова