ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
по делу № 33а-22408/2018
19 ноября 2018 года г.Уфа
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Кривцовой О.Ю.
судей Портновой Л.В.
ФИО1
при секретаре Идельбаеве З.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе ФИО2, председателя Совета сельского поселения Краснохолмский сельсовет муниципального района Калтасинский район Республики Башкортостан ФИО3 на решение Краснокамского межрайонного суда Республики Башкортостан от 05 сентября 2018 года, которым постановлено:
Административное исковое заявление прокуратуры Калтасинского района Республики Башкортостан, действующей в интересах неопределенного круга лиц в Российской Федерации к Совету сельского поселения Краснохолмский сельсовет муниципального района Калтасинский район Республики Башкортостан о признании решения Совета сельского поселения Краснохолмский сельсовет муниципального района Калтасинский район Республики Башкортостан № 288 от 05.07.2018 года незаконным -удовлетворить.
Признать незаконным решение Совета сельского поселения Краснохолмский сельсовет муниципального района Калтасинский район Республики Башкортостан №... от 05.07.2018 года, выразившегося в отказе досрочного прекращения полномочий депутата Совета сельского поселения Краснохолмский сельсовет муниципального района Калтасинский район Республики Башкортостан ФИО2.
Обязать Совет сельского поселения Краснохолмский сельсовет муниципального района Калтасинский район Республики Башкортостан рассмотреть представление прокурора Калтасинского района Республики Башкортостан от 22.06.2018 года в соответствии с требованиями законодательства о противодействии коррупции и досрочно прекратить полномочия депутата Совета сельского поселения Краснохолмский сельсовет ФИО2 за совершение коррупционного правонарушения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Портновой Л.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
И.о. прокурора Калтасинского района Республики Башкортостан обратился в суд с административным иском к Совету сельского поселения Краснохолмский сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостан о признании решения Совета сельского поселения Краснохолмский сельсовет №... от 05.07.2018 года незаконным, указывая, что проведенной прокуратурой района проверкой вскрыты нарушения законодательства о противодействии коррупции, связанные с несоблюдением депутатом сельского поселения Краснохолмский сельсовет муниципального района Калтасинский район Республики Башкортостан ФИО2 установленных законом обязанностей, игнорирование требований антикоррупционного законодательства, влекущие утрату доверия.
Проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что депутат Совета сельского поселения Краснохолмский сельсовет муниципального района Калтасинский район Республики Башкортостан ФИО2, в Справке о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2017 год (далее по тексту - Справка за 2017 год) не отразил 10 объектов недвижимости в разделе 3.1 и не отразил в разделе 5.1 (Акции и иное участие в коммерческих организациях и фондах), что он является учредителем ООО «...» с дата.
В этой связи в адрес Совета сельского поселения Краснохолмский сельсовет муниципального района Калтасинский район Республики Башкортостан 22.06.2018 внесено представление с требованием о досрочном прекращении полномочий депутата Совета сельского поселения Краснохолмский сельсовет муниципального района Калтасинский район Республики Башкортостан ФИО2 в связи с предоставлением недостоверных сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.
Решением Совета сельского поселения Краснохолмский сельсовет от 05.07.2018 №... требование прокурора о досрочном прекращении полномочий депутатов Совета сельского поселения Краснохолмский сельсовет муниципального района Калтасинский район Республики Башкортостан ФИО2 отклонено.
Бездействие Совета сельского поселения Краснохолмский сельсовет муниципального района Калтасинский район Республики Башкортостан по досрочному прекращению полномочий депутата органа местного самоуправления за совершение коррупционного правонарушения нарушает установленный п. 4 ст. 3 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» принцип противодействия коррупции в виде неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений, препятствует пресечению и предупреждению коррупционных правонарушений, которые в соответствии с п.п. «б» п. 2 названного закона составляют деятельность органов местного самоуправления по противодействию коррупции.
Отказ Совета в досрочном прекращении полномочий депутата Совета ФИО2 противоречит интересам Российской Федерации, которой в лице федерального законодателя определены условия прекращения указанных полномочий.
Решение Совета сельского поселения Краснохолмский сельсовет от 05.07.2018 №... нарушает права Российской Федерации, которая правовыми актами закрепила принципы противодействия коррупции: законность, неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений.
В результате принятия незаконного решения также нарушаются права неопределенного круга лиц - жителей Российской Федерации, на решение вопросов местного значения.
Истец просил признать незаконным решение Совета сельского поселения Краснохолмский сельсовет муниципального района Калтасинский район от 05.07.2018 №... «О досрочном прекращении полномочий депутата Совета сельского поселения Краснохолмский сельсовет избирательного округа №... Лазаревский ФИО2 и обязать Совет сельского поселения Краснохолмский сельсовет муниципального района адрес досрочно прекратить полномочия депутата Совета сельского поселения Краснохолмский сельсовет избирательного округа №... Лазаревский ФИО2 за совершение коррупционного правонарушения.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционных жалобах, аналогичных по содержанию, ФИО2 и председатель Совета сельского поселения Краснохолмский сельсовет муниципального района Калтасинский район Республики Башкортостан ФИО3 просят решение суда отменить, принять новое об отказе в удовлетворении административных исковых требований, указывая в обосновании доводов, что согласно пункта 7.2 статьи 40 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года проверка достоверности и полноты сведений о доходах должна осуществляться только по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
Согласно пункта 7.3 статьи 40 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года решение о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования может быть принято на основании заявления высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации не вправе обязать представительный орган рассмотреть вопрос только положительно, а при его обращении в суд, суд самостоятельно принимает решение о досрочном прекращении полномочий того или иного депутата, не подменяя компетенцию представительного органа.
ФИО2 представлены дополнения к апелляционной жалобе, в которых указал, что представление прокурора не соответствует предмету надзора, установленному статьей 21 ФЗ «О прокуратуре», является незаконным и соответственно не подлежит исполнению.
Прокуратурой избран неверный способ защиты государственных и общественных интересов. Правонарушение ФИО2 фактически создает ответственность для Совета сельского поселения. Происходит вменение вины Совету за правонарушения депутата ФИО2, тогда как проверку должен проводить орган, перед которым депутаты отчитываются согласно ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06 октября 2003 года.
Прокурор вправе предъявить иск самостоятельно к ФИО2 о сложении полномочий и на основании решения суда прекратить его статус депутата или координировать деятельность исполнительной власти Республики Башкортостан на предмет инициирования проверки и подачи заявления в Совет сельского поселения со стороны высшего должностного лица Республики Башкортостан.
При осуществлении государственного контроля (надзора) не допускается дублирование контрольно-надзорных полномочий органов государственного контроля (надзора) различных уровней.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, об отложении дела слушанием не просили. В связи с чем, судебная коллегия на основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) признает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного решения по правилам статьи 308 КАС РФ, заслушав ФИО2, председателя Совета сельского поселения Краснохолмский сельсовет муниципального района Калтасинский район Республики Башкортостан ФИО3, поддержавших доводы своих апелляционных жалоб, прокурора Фахретдинову Ю.Ю., полагавшую решение суда первой инстанции законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Пленума Верховного Суда от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Рассмотрев настоящее дело в апелляционном порядке, судебная коллегия приходит к выводу, что принятое по делу решение суда не в полной мере отвечает требованиям статьи 176 КАС РФ.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Судом первой инстанции и материалами дела установлено, что ФИО2, дата года рождения является депутатом Совета сельского поселения Краснохолмский сельсовет муниципального района Калтасинский район Республики Башкортостан по одномандатному избирательному округу №... с сентября 2017 года, что подтверждается справкой от 07.08.2018 года, выданной председателем Совета сельского поселения Краснохолмский сельсовет.
Депутат ФИО2, в справке о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2017 год (далее по тексту - Справка за 2017 год):
1) не отразил в разделе 3.1 (Недвижимое имущество) находящееся у него в собственности здание (нежилое здание), площадью 268,5 кв. м (номер гос. регистрации №...) с дата по адресу: адрес, что подтверждается выпиской из единого государственного Реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества от дата№.... Кадастровый №...;
2) не отразил в разделе 3.1 (Недвижимое имущество) находящийся у него в собственности земельный участок, площадью 604 кв. м (номер гос. регистрации №...) с дата по адресу: адресА, что подтверждается выпиской из единого государственного Реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества от дата№.... Кадастровый №...;
3) не отразил в разделе 3.1 (Недвижимое имущество) находящееся у него в собственности здание (нежилое здание), площадью 118,6 кв. м (номер гос. регистрации №...) с дата по адресу: адрес, что подтверждается выпиской из единого государственного Реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества от дата№.... Кадастровый №...;
4) не отразил в разделе 3.1 (Недвижимое имущество) находящееся у него в собственности здание (нежилое здание), площадью 53,2 кв. м (номер гос. регистрации №...) с дата по адресу: адрес, что подтверждается выпиской из единого государственного Реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества от дата№.... Кадастровый №...;
5) не отразил в разделе 3.1 (Недвижимое имущество) находящийся у него в собственности земельный участок, площадью 390 кв. м (номер гос. регистрации №...) с дата по адресу: адрес, что подтверждается выпиской из единого государственного Реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества от дата№.... Кадастровый №...;
6) не отразил в разделе 3.1 (Недвижимое имущество) находящийся у него в собственности земельный участок, площадью 259 кв. м (номер гос. регистрации №...) с дата по адресу: адрес, д. Калмиябаш, адрес, строение 16А, что подтверждается выпиской из единого государственного Реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества от дата№.... Кадастровый №...;
7) не отразил в разделе 3.1 (Недвижимое имущество) находящееся у него в собственности здание (нежилое здание), площадью 113,3 кв. м (номер гос. регистрации №...) с дата по адресу: адрес, д. Калмиябаш, адрес, что подтверждается выпиской из единого государственного Реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества от дата№.... Кадастровый №...;
8) не отразил в разделе 3.1 (Недвижимое имущество) находящийся у него в собственности земельный участок, площадью 1076 кв. м (номер гос. регистрации №...) с дата по адресу: адрес, что подтверждается выпиской из единого государственного Реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества от дата№.... Кадастровый №...;
9) не отразил в разделе 3.1 (Недвижимое имущество) находящееся у него в собственности здание (нежилое здание), площадью 20,6 кв. м (номер гос. регистрации №...) с дата по адресу: адрес, д. Калмиябаш, адрес А, что подтверждается выпиской из единого государственного Реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества от дата№.... Кадастровый №...;
10) не отразил в разделе 3.1 (Недвижимое имущество) находящееся у него в собственности здание (нежилое здание), площадью 43,5 кв. м (номер гос. регистрации №...) с дата по адресу: адрес, д. Калмиябаш, адрес А, что подтверждается выпиской из единого государственного Реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах лица на имеющиеся у него Объекты недвижимого имущества от дата№.... Кадастровый №...;
11) не отразил в разделе 5.1 (Акции и иное участие в коммерческих организациях и фондах), что он является учредителем ООО «...» с дата.
Указанные обстоятельства подтверждаются актом проверки от 30.06.2018 года, справкой о доходах депутата ФИО2 за 2017 год, представленных Главе Республики Башкортостан, выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество от дата№..., выданной ФФГБУ ФКП Росреестра по РБ, согласно которых одиннадцать объектов недвижимости, указанные в акте проверки, принадлежат на праве собственности депутату ФИО2
В адрес Совета сельского поселения Краснохолмский сельсовет муниципального района Калтасинский район 22.06.2018 внесено представление с требованием о досрочном прекращении полномочий депутата Совета сельского поселения Краснохолмский сельсовет муниципального района Калтасинский район Республики Башкортостан ФИО2 в связи с предоставлением недостоверных сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера
Решением Совета сельского поселения Краснохолмский сельсовет от 05.07.2018 № №... требование прокурора о досрочном прекращении полномочий депутата Совета сельского поселения Краснохолмский сельсовет муниципального района Калтасинский район Республики Башкортостан ФИО2 отклонено.
Удовлетворяя административные исковые требования, суд пришел к выводу, что решение Совета сельского поселения Краснохолмский сельсовет муниципального района Калтасинский район Республики Башкортостан не соответствует действующему законодательству.
Судебная коллегия с указанным выводом суда соглашается.
В соответствии с положениями части 10 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от дата (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случаях, прямо указанных в этой части, а также в иных случаях, установленных данным Федеральным законом и иными федеральными законами.
Частью 10.1 той же статьи закона предусмотрено, что полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.
Согласно части 7.1 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом N 273-ФЗ и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных, в том числе, Федеральным законом N 273-ФЗ «О противодействии коррупции».К лицам, замещающим муниципальную должность, относятся депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса (абзац семнадцатый части 1 статьи 2 Федерального закона N 131-ФЗ).
В соответствии с частью 4 статьи 12.1 Федерального закона N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» лица, замещающие муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с 5 статьи 22 Устава сельского поселения Краснохолмский сельсовет муниципального района Калтасинский район Республики Башкортостан (с изменением от 13 июля 2016 года) депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».
В соответствии с Положением о представлении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера депутатами Совета сельского поселения Краснохолмский сельсовет муниципального района Калтасинский район Республики Башкортостан, утвержденного решением Совета от 17.03.2016 N 73, депутаты Совета сельского поселения Краснохолмский сельсовет муниципального района Калтасинский район Республики Башкортостан ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, представляют:
- сведения о своих доходах, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая денежное содержание, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и своих обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного года;
- сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода.
В случае, если депутат обнаружил, что в представленных им сведениях не отражены или не полностью отражены какие-либо данные либо имеются ошибки, он вправе представить уточненные сведения в течение одного месяца после окончания срока, указанного в пункте 2 настоящего Положения.
При этом указанным Положением установлено, что в случае непредставления или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера депутаты Совета сельского поселения Краснохолмский сельсовет муниципального района Калтасинский район Республики Башкортостан несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Установив, что депутат Совета сельского поселения Краснохолмский сельсовет муниципального района Калтасинский район Республики Башкортостан ФИО2, в Справке о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2017 год не отразил 9 объектов недвижимости в разделе 3.1, и не отразил в разделе 5.1 (Акции и иное участие в коммерческих организациях и фондах), что он является учредителем ООО «...» с дата, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что недостоверное предоставление депутатом ФИО2 сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, является основанием для досрочного прекращения их полномочий, в связи с чем, данное решение не соответствует Федеральному закону N 273-ФЗ, Федеральному закону N 131-ФЗ.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с определенным судом первой инстанции способом устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано административное исковое заявление, в части возложения на Совет сельского поселения Краснохолмский сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостан обязанности досрочно прекратить полномочия депутата Совета сельского поселения Краснохолмский сельсовет ФИО2.
В Российской Федерации существует закрепленный Конституцией РФ принцип разделения властей (ст. 10). Власть разделяется на законодательную, исполнительную и судебную. Все органы власти самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга. В частности, суд не может обязать орган исполнительной или законодательной власти принять какое-либо конкретное решение, если принятие такого решения относится к исключительной компетенции данной ветви власти.
При таких обстоятельствах, решение Краснокамского межрайонного суда Республики Башкортостан от дата в части возложения обязанности на Совет сельского поселения Краснохолмский сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостан рассмотреть представление прокурора адрес Республики Башкортостан от дата в соответствии с требованиями законодательства о противодействии коррупции и досрочно прекратить полномочия депутата Совета сельского поселения Краснохолмский сельсовет ФИО2 за совершение коррупционного правонарушения подлежит отмене с принятием в этой части нового решения, определив способ устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано административное исковое заявление, путем возложения на Совет сельского поселения Краснохолмский сельсовет муниципального района Калтасинский район Республики Башкортостан обязанности повторно рассмотреть представление прокурора Калтасинского района Республики Башкортостан от 22.06.2018 года на ближайшем заседании Совета депутатов и принять решение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы со ссылкой на пункты 7.2, 7.3 статьи 40 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года о том, что проверка достоверности и полноты сведений о доходах должна осуществляться только по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, а прокурор не вправе обращаться с указанным административным исковым заявлением, судебной коллегией отклоняются.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом N 131-ФЗ, этим же законом определены государственные гарантии осуществления местного самоуправления.
В соответствии с частью 7.1 статьи 40 названного закона в редакции Федерального закона от 3 ноября 2015 года N 303-ФЗ, вступившего в законную силу 4 ноября 2015 года, лица, замещающие муниципальную должность, включая депутата, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом о противодействии коррупции и другими федеральными законами.
Согласно приведенному законоположению полномочия депутата, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом о противодействии коррупции, Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".
В силу предписаний Федерального закона о противодействии коррупции лица, замещающие в том числе муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также перечисленные сведения в отношении своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, а в случае непредставления таких сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений в порядке, предусмотренном муниципальными нормативными правовыми актами подлежат увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия (статьи 12.1 и 13.1 Федерального закона о противодействии коррупции).
Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года N 559, утвердившим Положение о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее - Положение), органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться названным указом при разработке и утверждении положений о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, муниципальными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Пунктом 3 названного Положения установлен срок предоставления указанных сведений - ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.
Федеральный закон о противодействии коррупции в части 4 статьи 5 предусматривает, что органы местного самоуправления, как и федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.
Осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения федеральный законодатель отнес к вопросам местного значения городского поселения (пункт 38 части 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ).
Как следует из предписаний статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ, полномочия депутата прекращаются досрочно в случаях, указанных в части 10 названной статьи, в иных случаях, установленных этим законом и иными федеральными законами, исключительно решением представительного органа муниципального образования, которое должно быть принято не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания (часть 11).
Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства осуществляет в том числе надзор за исполнением законов органами местного самоуправления (пункты 1 и 2 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации").
Согласно части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление и его самостоятельность в пределах предоставленных полномочий, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (статья 12 Конституции Российской Федерации).
Федеральный законодатель, установив закрытый перечень полномочий органов власти по отношению к местному самоуправлению, указал, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления могут осуществлять исполнительно-распорядительные и контрольные полномочия только в случаях и порядке, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом N 131-ФЗ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 6 Федерального закона N 131-ФЗ).
Федеральный закон от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет законность деятельности и ответственность органов местного самоуправления, депутатов и иных выборных лиц местного самоуправления в качестве принципов местного самоуправления (часть 2 статьи 1, статьи 70 - 72).
Внесенные 3 апреля 2017 года в статью 40 Федерального закона N 131-ФЗ изменения направлены на повышение эффективности правового регулирования отношений в сфере противодействия коррупции, предоставления возможности высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации, обязанного обеспечить координацию деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в том числе с органами местного самоуправления (подпункт "д.1" пункта 7 статьи 18 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации") ставить перед названными органами вопрос о досрочном прекращении полномочий депутатов, не свидетельствуют об ограничении полномочий прокурора по осуществлению от имени Российской Федерации надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст. 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Краснокамского межрайонного суда Республики Башкортостан от 05 сентября 2018 года в части возложения на Совет сельского поселения Краснохолмский сельсовет муниципального района Калтасинский район Республики Башкортостан обязанности рассмотреть представление прокурора Калтасинского района Республики Башкортостан от 22.06.2018 года в соответствии с требованиями законодательства о противодействии коррупции и досрочно прекратить полномочия депутата Совета сельского поселения Краснохолмский сельсовет ФИО2 за совершение коррупционного правонарушения отменить.
В отмененной части принять новое решение.
Обязать Совет сельского поселения Краснохолмский сельсовет муниципального района Калтасинский район Республики Башкортостан повторно рассмотреть представление прокурора Калтасинского района Республики Башкортостан от 22.06.2018 года на ближайшем заседании Совета депутатов и принять решение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В остальной части решение Краснокамского межрайонного суда Республики Башкортостан от 05 сентября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО2, председателя Совета сельского поселения Краснохолмский сельсовет муниципального района Калтасинский район Республики Башкортостан ФИО3 – без удовлетворения.
Председательствующий Кривцова О.Ю.
Судьи Портнова Л.В.
ФИО1
Справка: судья Хайруллин А.Р.