ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2251 от 20.06.2018 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело № 33а - 2251 судья Антонова Е.Л. 2018 год

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 июня 2018 года город Тверь

Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда

в составе председательствующего судьи Сиротиной Е.С.,

судей Сергуненко П.А. и Бычковой Н.А.

при секретаре Зайцевой М.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании

по докладу судьи Сергуненко П.А.,

дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Западнодвинского районного суда Тверской области от 11 апреля 2018 года, которым постановлено:

«Административное исковое заявление ФИО1 к Межрайонной ИФНС России №5 по Тверской области о признании незаконным решения №<данные изъяты> от 26.01.2018 о применении за 2016 г. налоговой ставки 1,5% в отношении земельных участков:

кадастровый номер <данные изъяты>

кадастровый номер <данные изъяты>

кадастровый номер <данные изъяты>

кадастровый номер <данные изъяты>

кадастровый номер <данные изъяты>

кадастровый номер <данные изъяты>

кадастровый номер <данные изъяты>

кадастровый номер <данные изъяты>

кадастровый номер <данные изъяты>

кадастровый номер <данные изъяты>

кадастровый номер <данные изъяты>

кадастровый номер <данные изъяты>

кадастровый номер <данные изъяты>

кадастровый номер <данные изъяты>

кадастровый номер <данные изъяты>

кадастровый номер <данные изъяты>

кадастровый номер <данные изъяты>

кадастровый номер <данные изъяты>

кадастровый номер <данные изъяты>

кадастровый номер <данные изъяты>

кадастровый номер <данные изъяты>

кадастровый номер <данные изъяты>

кадастровый номер <данные изъяты>

кадастровый номер <данные изъяты>

кадастровый номер <данные изъяты>

кадастровый номер <данные изъяты>

кадастровый номер <данные изъяты>

кадастровый номер <данные изъяты>

кадастровый номер <данные изъяты>

кадастровый номер <данные изъяты>

кадастровый номер <данные изъяты>

кадастровый номер <данные изъяты> оставить без удовлетворения ввиду необоснованности».

Судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Межрайонной ИФНС России № 5 по Тверской области с требованием о признании решений о применении налоговой ставки 1,5% за 2016 год в отношении 32 земельных участков незаконными.

В обоснование административного иска указано, что ей на праве собственности принадлежат следующие земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

В ноябре 2017 года в ее адрес поступило налоговое уведомление №<данные изъяты> от <данные изъяты> об уплате земельного налога за 2016 год, рассчитанного по налоговой ставке 1,5 % от кадастровой стоимости вышеуказанных участков. Налог ею был уплачен полностью.

Не согласившись с установленной налоговой ставкой в размере 1,5 % от кадастровой стоимости участка, она обратилась к административному ответчику с требованием (претензией) о несогласии со ставкой в размере 1,5 %, потребовав применить налоговую ставку 0,3 % и вернуть ей излишне уплаченный налог, однако административный ответчик в удовлетворении требований отказал в ответе от 26.01.2018 № <данные изъяты> по мотиву, что для применения налоговой ставки 0,3 % необходимо соблюдение одновременно двух условий: отнесения земельного участка к определенной категории или виду разрешенного использования и использование этого участка для сельскохозяйственного производства, указав также, что администрацией Ильинского сельского поселения были представлены акты проверок соблюдения земельного законодательства, свидетельствующие, что принадлежащие истцу участки не использовались по целевому назначению.

Она не согласна с позицией административного ответчика, необоснованное завышение налоговой ставки существенно нарушает ее права и законные интересы. Сумма налога начислена с нарушениями действующего законодательства, без учета положений ст. 394 НК РФ.

Согласно Решению Совета депутатов Ильинского сельского поселения от 30 ноября 2009 № 30 «О земельном налоге» земельные налоги, отнесенные к землям сельскохозяйственного назначения, имеют налоговую ставку 0,3 % от кадастровой стоимости. Ставка земельного налога 1,5 % применима, согласно указанному решению, к прочим земельным участкам, то есть не отнесенным к землям сельскохозяйственного назначения. При этом налоговая ставка к земельным участкам, отнесенным к землям сельскохозяйственного назначения, но в установленном порядке признанным не используемыми по целевому назначению, указанным Решением Совета депутатов Ильинского сельского поселения не принята (установлена). Дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка также не установлено.

Просила признать решение Межрайонной ИФНС России № 5 по Тверской области № <данные изъяты> о применении налоговой ставки 1,5% за 2016 год в отношении рассматриваемых земельных участков, незаконным.

В суде первой инстанции представитель административного истца ФИО1 ФИО2 поддержал заявленные исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Межрайонной ИФНС России № 5 по Тверской области ФИО3 не согласилась с заявленными исковыми требованиями, просила в их удовлетворении отказать. Пояснила, что по сведениям, полученным Инспекцией в порядке пункта 4 статьи 85 НК РФ, Приказа Росреестра № П/302, ФНС РФ № ММВ-7-11/495@ от 12.08.2011 «Об утверждении Порядка обмена сведениями в электронном виде о зарегистрированных правах на недвижимое имущество (в том числе земельные участки) и сделках с ним, правообладателях недвижимого имущества и об объектах недвижимого имущества», ФИО1 на праве собственности принадлежат земельные участки, расположенные на территории Западнодвинского и Жарковского районов. На основании положений главы 31 «Земельный налог» части второй НК РФ и Решений Совета депутатов соответствующих муниципальных образований налогоплательщику начислен земельный налог, и в соответствии с частями 2, 3 статьи 52 направлено налоговое уведомление № <данные изъяты>

Администрацией Ильинского сельского поселения Западнодвинского района Тверской области в порядке муниципального земельного контроля проведена проверка земельного законодательства в отношении земельных участков, принадлежащих на праве собственности ФИО1 В ходе проверки установлено, что земельные участки, принадлежащие на праве собственности ФИО1 и расположенные в пределах территории Ильинского сельского поселения, не огорожены, доступ к участкам не ограничен, участки не обкошены и зарастают кустарником, то есть не используются для сельскохозяйственного производства.

Представитель заинтересованного лица администрации Ильинского сельского поселения Западнодвинского района Тверской области ФИО4, не согласилась с заявленными исковыми требованиями, просила отказать в их удовлетворении в полном объеме, пояснив, что в период времени с 14 по 16 сентября 2016 года в рамках муниципального контроля проверялось соблюдение земельного законодательства на территории Ильинского сельского поселения Западнодвинского района Тверской области. В ходе проверки установлено, что все принадлежащие ФИО1 земельные участки, расположенные на территории Ильинского сельского поселения Западнодвинского района, а их около 280, не используются по назначению, не обкашиваются, не обрабатываются, зарастают. Лишь некоторые участки обкашиваются частным сектором, которые заготавливают сено, а также пасут на них скот. В проверке принимал участие представитель ФИО1 ФИО2, который также подписал каждый акт, которым были выявлены нарушения. В отношении рассматриваемых 32 земельных участков составлены акты о выявленных нарушениях, на основании которых и был начислен земельный налог по ставке 1,5 %, как в отношении прочих земельных участков.

Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.

В апелляционной жалобе ФИО1 ставит вопрос об отмене решения суда и вынесении нового решения об удовлетворении исковых требований.

Апеллянт, ссылаясь на положения статьи 132 Конституции Российской Федерации, указывает, что Решением Совета депутатов Ильинского сельского поселения от 30 ноября 2009 года №30 «О земельном налоге», земельные участки, отнесенные к землям сельскохозяйственного назначения, имеют ставку 0,3 % от кадастровой стоимости. Ставка земельного налога 1,5 % применима, согласно указанного решения, к прочим земельным участкам, то есть не отнесенным к землям сельскохозяйственного назначения. При этом налоговая ставка к земельным участкам, отнесенным к землям сельскохозяйственного назначения, но в установленном порядке признанными не используемыми по целевому назначении, Решением Совета депутатов Ильинского поселения не принята (установлена).

В дополнение к апелляционной жалобе представитель административного истца ФИО2 указал, что муниципальный земельный контроль, предусмотренный ст.72 ЗК РФ, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи.

В случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, в акте проверки указывается информация о наличии признаков выявленного нарушения.

В случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, в акте проверки указывается информация о наличии признаков выявленного нарушения. Должностные лица органов местного самоуправления направляют копию указанного акта в орган государственного земельного надзора.

Таким образом, муниципальный земельный контроль в акте проверки указывает лишь информацию о наличии признаков выявленного нарушения, не устанавливая факт нарушения земельного законодательства, что, в свою очередь вправе сделать только органы государственного земельного надзора.

Информация о наличии признаков выявленного нарушения в органы государственного земельного надзора не передавалась. Факты, свидетельствующие о нарушении земельного законодательства, не устанавливались. Вина лица, допустившего нарушения, также не устанавливалась.

При таких обстоятельствах у органа местного самоуправления и налогового органа отсутствовали правовые основания для применения в отношении принадлежащих мне земельных участков налоговой ставки 1,5%.

В суде апелляционной инстанции представитель административного истца ФИО2 доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней поддержал по вышеуказанным основаниям.

Представитель административного ответчика Межрайонной ИФНС России № 5 по Тверской области ФИО3 полагала жалобу не подлежащей удовлетворению, ссылаясь на письменный отзыв Межрайонной ИФНС России №5 по Тверской области, согласно которого земельный участок признан уполномоченным органом не используемым для сельскохозяйственного производства, в связи с чем налогообложение в отношении всего этого участка производится по повышенной ставке, установленной представительными органами муниципального образования, а в отношении прочих земель в размере, не превышающем 1,5% кадастровой стоимости. Основанием применения повышенной налоговой ставки является акт проверки соблюдения земельного законодательства физическим лицом. Направление указанных актов в органы государственного земельного надзора и налоговые органы является правом, а не обязанностью муниципальных органов, проводящих земельный контроль.

Иные лица, участвующие в деле, извещались надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, от ФИО1 поступило письменное заявление о рассмотрении дела в её отсутствие с участием представителя ФИО2

На основании ч.7 ст.150, ч.1 ст.307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав участвовавших в суде апелляционной инстанции лиц, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, статьей 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ФИО1 является собственником вышеуказанных 32 земельных участков, расположенных в Ильинском сельском поселении Тверской области.

Данные земельные участки относятся к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения.

Администрацией Ильинского сельского поселения Западнодвинского района Тверской области в порядке муниципального земельного контроля проведена проверка земельного законодательства в отношении вышеуказанных земельных участков, принадлежащих на праве собственности ФИО1

По результатам проверки 14 сентября 2016 года составлены акты проверки соблюдения земельного законодательства физическим лицом, согласно которым 29 земельных участков, принадлежащих ФИО1, не огорожены, доступ к участкам не ограничен, участки не обкошены и зарастают кустарником, то есть не используются для сельскохозяйственного производства.

С учетом указанных актов Межрайонной ИФНС России №5 по Тверской области в адрес ФИО1 направлено налоговое уведомление №<данные изъяты> от 12.10.2017 и произведено начисление земельного налога по ставке 1,5% в отношении 29 земельных участков, а именно: кадастровые номера <данные изъяты>. В отношении земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> земельный налог начислен с применением ставки 0,3 %.

20 ноября 2017 года ФИО1 налог в размере <данные изъяты> рублей уплачен полностью.

Не согласившись с установленной налоговой ставкой в размере 1,5 % от кадастровой стоимости участка, ФИО1 обратилась к административному ответчику с претензией. По результатам рассмотрения претензии Межрайонной ИФНС России №5 по Тверской области в адрес административного истца направлен ответ №<данные изъяты> от 26 января 2018 года, согласно которому для применения налоговой ставки 0,3% от кадастровой стоимости земельного участка необходимо выполнение двух условий: отнесения земельного участка к определенной категории или виду разрешенного использования и использование этого участка для сельскохозяйственного производства.

Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что административным ответчиком налоговая база исчислена в соответствии с налоговым законодательством, исходя из предоставленных муниципальным органом сведений, согласно которым земельные участки, налоговая ставка на которых оспаривается, не используются по своему целевому назначении, а именно в целях сельскохозяйственного производства.

Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции верными, исходя из нижеследующего.

В силу пункта 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения - п. 1 ст. 388 Налогового кодекса РФ.

В силу с пункта 1 статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Согласно положениям подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать в частности, 0,3 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка (пункт 2 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации).

Советом депутатов Ильинского сельского поселения Западнодвинского района Тверской области 17.11.2014 за №18 утверждено Решение «О земельном налоге», которым определены ставки земельного налога на территории Ильинского сельского поселения. Так, для земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения и земель в составе зон сельскохозяйственного использования земель населенных пунктов для сельскохозяйственного производства, установлена ставка 0,3 %. Для прочих земельных участков – 1,5% (п.2).

Таким образом, исходя из толкования указанных норм, ставка 0,3% применяется в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения и используемых для сельскохозяйственного производства.

В связи с изложенным довод апеллянта, что налоговая ставка к земельным участкам, отнесенным к землям сельскохозяйственного назначения, но в установленном порядке признанными не используемыми по целевому назначения, Решением Совета депутатов Ильинского поселения не установлена, является несостоятельным.

В соответствии с письмом Минфина России от 03.06.2015 №03-05-04-02/32131 для применения налоговой ставки в размере, не превышающем 0,3 процента, необходимо соблюдение одновременно двух условий: отнесение земельного участка к определенной категории или виду разрешенного использования (землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах) и использование этого земельного участка для сельскохозяйственного производства.

Установлено, что при расчете земельного налога налоговый орган применил налоговую ставку 1,5% от кадастровой стоимости земельных участков, поскольку земельные участки, принадлежащие на правах собственности ФИО1, не используются по целевому назначению, а именно в целях сельскохозяйственного производства.

В связи с этим применение налоговой ставки 1,5% к данным земельным участкам является обоснованным.

Судебная коллегия находит данные выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку.

Судебная коллегия также соглашается с выводом суда первой инстанции, полагавшего, что в отношении земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> отсутствует предмет спора, поскольку земельный налог в отношении данных участков исчислен исходя из налоговой ставки 0,3 % от их кадастровой стоимости.

В силу пункта 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если они соответствуют нормативным правовым актам и не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца.

Данных, свидетельствующих о том, что оспариваемые действия (бездействие) налогового органа не соответствуют нормативным правовым актам, создают препятствия к осуществлению ФИО1 прав и свобод, нарушают её права и свободы либо возлагают какую-либо обязанность, не представлено.

Судебная коллегия приходит к выводу, что поскольку заявитель не осуществляет непосредственный выпуск сельскохозяйственной продукции, не несет обычные для сельхозпроизводителей риски, в рамках настоящего спора не представляется возможным признать, что заявитель в проверяемый период использовал спорные земельные участки по их целевому назначению.

Установленная налоговая ставка 0,3 процентов по своей сути является налоговой льготой, предоставляемой в целях стимулирования использования сельскохозяйственных земель по их прямому назначению. Применение льготы должен доказать налогоплательщик.

Иное понимание указанных норм может привести к нарушению публичных интересов, поскольку одной и той же налоговой ставкой 0,3 процентов будут облагаться как возделываемые земли сельскохозяйственного назначения, то есть используемые в сельскохозяйственном производстве, так и заброшенные земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения (аналогичная позиция поддержана Верховным Судом РФ в определении от 16.02.2018 №306-КГ17-22679).

Довод жалобы об отсутствии фактов, свидетельствующих о нарушении земельного законодательства, не установлении вины ФИО1 в совершении административного правонарушения, связанного с неиспользованием земельного участка по целевому назначению, что в акте проверки указана лишь информация о наличии признаков выявленного нарушения, подлежит отклонению, как не влияющий на правильность исчисления налоговой ставки и законность принятого решения, поскольку для решения вопроса о применении той или иной налоговой ставки достаточно установить признаки неиспользования земельного участка для сельскохозяйственного производства.

Исчерпывающий перечень признаков неиспользования земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2012 г. №369.

Администрация Ильинского сельского поселения Западнодвинского района Тверской области как уполномоченный орган в сфере осуществления муниципального земельного контроля в соответствии с положениями статей 71, 72 Земельного кодекса Российской Федерации, вправе устанавливать признаки неиспользования земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства.

Вопрос о наличии или отсутствии в деянии ФИО1 признаков административного правонарушения вытекает из иных правоотношений и не имеет правового значения по настоящему делу.

Ссылка представителя административного истца ФИО2 на необходимость применения по настоящему делу Письма ФНС России от 30.07.2014 №БС-4-11/14944@ «О налогообложении земельных участков», основан на неверном толковании, поскольку в данном Письме рассматривается иной случай применения льготной налоговой ставки, а именно в случае устранения налогоплательщиком выявленного правонарушения в этом же налоговом периоде, что по настоящему делу не установлено.

Остальные доводы апелляционной жалобы истца аналогичны тем, которые являлись предметом исследования суда первой инстанции, фактически сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой установленных по делу обстоятельств и представленных в их подтверждение доказательств, с которой судебная коллегия соглашается, не усматривая оснований для признания ее ошибочной. Обстоятельства дела, возражения и доводы сторон, и имеющиеся доказательства получили надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в постановленном по делу решении, доводы истца, как не опровергающие правильности выводов суда, не могут служить основанием для его отмены.

Нарушений судом норм процессуального права, которые являются безусловным основанием к отмене решения суда, или норм материального права, которые могли привести к принятию неправильного решения, судом второй инстанции не установлено.

Выводы суда по существу разрешения спора являются правильными, таким образом, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены судебная коллегия не усматривает в связи с чем, оно подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Западнодвинского районного суда Тверской области от 11 апреля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи