Судья Селибов А.Ф. Дело № 33а-2264/2016 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Камчатского краевого суда в составе:
председательствующего Чаднова О.В.,
судей Горна В.Ф. и Ерютина К.И.
при секретаре Выстровой Л.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Петропавловске-Камчатском 15 сентября 2016 года административное дело по апелляционному представлению Камчатского транспортного прокурора на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 30 июня 2016 года, которым постановлено:
в удовлетворении административного иска Камчатского транспортного прокурора к Камчатской таможне о признании незаконным отказа начальника Камчатской таможни привести в соответствие с федеральным законодательством Положение об отделении товарной номенклатуры, происхождения товаров и торговых ограничений Камчатской таможни, утвержденной 26 мая 2015 года начальником Камчатской таможни, признании несоответствующим федеральному законодательству Положения об отделении товарной номенклатуры, происхождения товаров и торговых ограничений Камчатской таможни, утвержденной 26 мая 2015 года начальником Камчатской таможни, отказать.
Заслушав доклад председательствующего, объяснения представителя Камчатского транспортного прокурора Лисица О.Л., поддержавшей доводы представления, возражения на апелляционное представление представителей Камчатской таможни Корытко И.Н. и Спирченко В.Н., полагавших решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Камчатский транспортный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением к Камчатской таможне о признании незаконным отказа начальника Камчатской таможни привести в соответствие с федеральным законодательством Положение об отделении товарной номенклатуры, происхождения товаров и торговых ограничений Камчатской таможни (далее по тексту – Положение об отделении Камчатской таможни), утвержденной 26 мая 2015 года начальником Камчатской таможни, признании несоответствующим федеральному законодательству Положения об отделении Камчатской таможни.
В обоснование указал, что в соответствии с ч. 5 ст. 10 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» таможни действуют на основании и общих положений, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможни. Во исполнение указанных требований приказом ФТС России от 4 сентября 2014 года № 1700 утверждено Положение о таможне, согласно пп. 21 п. 10 которого начальник таможни утверждает положения о структурных подразделениях таможни, разработанные на основе типовых положений, утвержденных приказами ФТС России. ФТС России 13 июня 2013 года утверждено Типовое положение о подразделении товарной номенклатуры, происхождения товаров и торговых ограничений таможни (далее - Типовое положение). В соответствии с п.п. 27, 29 Типового положения в функции подразделения товарной номенклатуры, происхождения товаров и торговых ограничений таможни входит организация в таможне работы по совершенствованию контроля за ввозом (вывозом) лицензируемых товаров, а также проведение работы по анализу и управлению рисками в части вопросов, относящихся к компетенции подразделения. В нарушение указанных требований в разделе III «Функции ОТНПТ и ТО» Положения об отделении Камчатской таможни отсутствуют сведения об осуществлении функций, предусмотренных п.п. 27, 29 Типового положения. Также п. 22 Положения об отделении Камчатской таможни допускает осуществление контроля подготовки решений о приостановлении выпуска товаров, содержащих, в том числе объекты интеллектуальной собственности, не зарегистрированные в таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности, что не соответствует п. 222 Типового положения, а также создаёт правовую неопределенность толкования функции подразделения таможни. Пунктом 69 Положения об отделении Камчатской таможни установлено, что в случае освобождения начальника ОТНПТ и ТО от занимаемой должности по собственному желанию согласование с вышестоящими таможенными органами не требуется, что не предусмотрено п. 56 Типового положения, а также п. 8 Общего положения о таможне, согласно которому начальники структурных подразделений таможни освобождаются от должности приказами таможни. 11 февраля 2016 года административным истцом начальнику Камчатской таможни принесен протест на Положение об отделении Камчатской таможни с предложением привести указанный правовой акт в соответствие с требованиями федерального законодательства. По результатам рассмотрения протеста начальником Камчатской таможни принято решение о неудовлетворении акта прокурорского реагирования. Полагал, что принятое начальником Камчатской таможни по итогам рассмотрения протеста решение нарушает установленные таможенным законодательством условия упорядочения деятельности и единообразия функционирования таможенных органов, а также создает препятствия к обеспечению реализации задач и функций ФТС России в регионе деятельности Камчатской таможни.
Представитель административного истца Лисица О.Л. в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме.
Представители административного ответчика Корытко И.Н. и Спирченко В.Н. требования административного иска не признали.
Рассмотрев дело, суд постановил указанное решение.
В апелляционном представлении Камчатский транспортный прокурор, повторяя доводы, изложенные в суде первой инстанции, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, просит решение отменить, принять новое решение.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 310 КАС РФ основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке является неправильное применение норм процессуального права.
Согласно ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела, Камчатский транспортный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением к Камчатской таможне в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным отказа начальника Камчатской таможни привести в соответствие с федеральным законодательством Положения об отделении Камчатской таможни, признании несоответствующим федеральному законодательству Положения об отделении Камчатской таможни. При этом в административном исковом заявлении прокурор указал, что отказ начальника Камчатской таможни привести в соответствие с федеральным законодательством Положение об отделении Камчатской таможни влечет неисполнение полномочий, возложенных на подразделение таможенного органа, а также нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, занятых во внешнеэкономических отношения.
Вместе с тем, отказ начальника Камчатской таможни привести в соответствие с федеральным законодательством Положение об отделении Камчатской таможни не затрагивает прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, поскольку данное положение, в оспариваемой прокурором части, регламентирующее функции подразделения товарной номенклатуры и порядок освобождения от должности начальника подразделения, затрагивает права и свободы соответствующих сотрудников Камчатской таможни, то есть права и свободы определенного круга лиц. Оспариваемое положение также не регулирует права неопределенного круга лиц, занятых во внешнеэкономических отношения. При этом Положение об отделении Камчатской таможни не является нормативным правовым актом и не может быть проверено судом на соответствие федеральному законодательству в порядке главы 21 КАС РФ.
Таким образом, данное административное исковое заявление Камчатского транспортного прокурора не подлежало рассмотрению и разрешению в порядке административного судопроизводства, поскольку избранный прокурором способ судебной защиты законом не предусмотрен, в связи с чем решение суда первой инстанции не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене, а производство по делу по административному исковому заявлению Камчатского транспортного прокурора – прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 194 КАС РФ,
Руководствуясь статьями 309, 310, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 30 июня 2016 года отменить.
Производство по делу по административному иску Камчатского транспортного прокурора к Камчатской таможне о признании незаконным отказа начальника Камчатской таможни привести в соответствие с федеральным законодательством Положение об отделении товарной номенклатуры, происхождения товаров и торговых ограничений Камчатской таможни, утвержденной 26 мая 2015 года начальником Камчатской таможни, признании несоответствующим федеральному законодательству Положения об отделении товарной номенклатуры, происхождения товаров и торговых ограничений Камчатской таможни, утвержденной 26 мая 2015 года начальником Камчатской таможни, прекратить.
Председательствующий
Судьи