Судья Рожкова Н.В. дело № 33а –2280/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
02 июля 2019года г. Смоленск
Судебная коллегия по административным делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего Ивановой О.А.,
судей Холиковой Е.А., Штейнле А.Л.,
при секретаре Бурганцовой А.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке административное дело по административному иску Федоровой Виктории Викторовны к Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области о признании решения жилищной комиссии незаконным с апелляционной жалобой Федоровой Виктории Викторовны на решение Смоленского районного суда Смоленской области от 25 марта 2019 года.
Заслушав доклад судьи Штейнле А.Л., объяснения представителя Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области Голиковой Н.А., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Федорова В.В. обратилась в суд с административным иском к Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области о признании незаконными постановления главы Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области от 20.11.2018 г. № 1788, решения жилищной комиссии Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области об исключении ее и членов ее семьи из программы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2014-2025 годы. В обоснование указала, что на основании постановления главы Новосельского сельского поселения Смоленского района Смоленской области от 26.11.2010 г. она принята на учет нуждающейся в жилом помещении, в 2012 году включена в предварительный список граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия в рамках программы «Социальное развитие села до 2013 года», позже включена в областную государственную программу «Социальная поддержка граждан, проживающих на территории Смоленской области» на 2014-2020 годы, в которой по состоянию на 04.09.2017 г. стояла в очереди под № 3. Письмом Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области от 26.11.2018 г. № 15638 ей сообщено об исключении из указанной программы на основании постановления Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области от 20.11.2018 г. № 1788, приложенным к письму уведомлением также отказано в выдаче свидетельства молодой семье о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилья в рамках реализации муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2014-2020 годы. Основанием для вынесенных решений явился тот факт, что она зарегистрирована в г. Смоленске. Считает оспариваемые решения незаконными, у нее не имеется жилого помещения для проживания на территории Российской Федерации.
Федорова В.В. в судебное заседание не явилась, ее представитель Пилипенко Р.В. административный иск поддержала. Представитель администрации МО «Смоленский район» Смоленской области Голикова Н.А. заявленные требования не признала.
Решением Смоленского районного суда Смоленской области от 25.03.2019 г. в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе Федорова В.В. просит отменить решение суда и принять новое – об удовлетворении заявленных требований. По ее мнению, судом не учтено, что ее семья была вынуждена выехать за территорию Смоленского района в связи с пожаром в ее жилом помещении и непредоставлением другого жилья, также не принято во внимание отсутствие у нее как малоимущей жилого помещения для проживания на территории Смоленской области и территории РФ, что противоречит ч. 3 ст. 40 Конституции РФ, ст. 2 ЖК РФ.
Проверив материалы дела в полном объеме, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 7 ст. 52 Жилищного кодекса РФ порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 4 Закона Смоленской области от 13.03.2006 N 6-з "О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на территории Смоленской области" принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании заявлений о принятии на учет данных граждан, поданных ими в орган, осуществляющий ведение учета, по месту своего жительства.
Согласно п. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими (ч. 2 ст. 1 ЖК РФ).
Пунктом 3 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ установлено, что граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.
Как следует из материалов дела, постановлением главы МО Новосельского сельского поселения Смоленского района Смоленской области от 26.11.2010 г. № 33-а, Федорова В.В. и ее дочь ФИО1 приняты на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д. 13,51).
По состоянию на 04.09.2017 г. семья Федоровой В.В. состоит под номером 3 в списке молодых семей - участников областной государственной программы «Социальная поддержка граждан, проживающих на территории Смоленской области» на 2014-2020 годы, изъявивших желание получить социальную выплату на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального строительства в 2018 году (л.д. 14).
Постановлением Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области от 25.04.2018 № 517 название «долгосрочная районная целевая программа «Социальная поддержка граждан, проживающих на территории Смоленской области» на 2014-2020 годы заменено на «муниципальная программа «Обеспечение жильем молодых семей на 2014 – 2025 годы»» (л.д. 106).
Исходя из представленных материалов дела, целью программы является государственная поддержка молодых семей, проживающих на территории Смоленского района и признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, в решении жилищной проблемы (л.д. 152).
Постановлением Администрации Смоленской области от 26.03.2014 № 213 утвержден Порядок организации работы по улучшению жилищных условий молодых семей, который устанавливает на территории Смоленской области порядок организации работы по улучшению жилищных условий молодых семей путем предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства (далее также - социальные выплаты) и предоставления дополнительных социальных выплат при рождении (усыновлении) одного ребенка для погашения части кредита или займа либо для компенсации затраченных собственных средств на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства (далее также - дополнительные социальные выплаты) в рамках областной государственной программы «Социальная поддержка граждан, проживающих на территории Смоленской области» на 2014 - 2020 годы.
Участником Программы, в частности, может быть молодая семья, которая признана нуждающейся в жилом помещении.
Под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, имеющие трех и более детей, признанные Администрациями муниципальных образований сельских поселений Смоленского района Смоленской области по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем основаниям, которые установлены ст. 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемым по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (л.д. 94, 95).
Основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей Программы являются: несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным Программой; непредставление или предоставление не в полном объеме документов для участия в программе; недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета, за исключением средств (части средств) материнского (семейного капитала) (л.д. 97).
Основаниями для отказа в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты являются нарушение срока предоставления необходимых документов для получения свидетельства, непредставление или предоставление не в полном объеме указанных документов, недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах, а также несоответствие жилого помещения (Жилого дома), приобретенного (построенного) с помощью заемных средств (л.д. 99).
12.11.2018 г. в связи с рождением второго ребенка Федорова В.В. обратилась в Администрацию МО «Смоленский район» Смоленской области с заявлением о включении в программу «Обеспечение молодых семей жильем» на 2014-2025 годы дополнительного члена семьи – ФИО2 (л.д.26).
Постановлением Администрации Новосельского сельского поселения Смоленского района Смоленской области от 16.11.2018 №36-а Федорова В.В. снята с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях в связи с переменой места жительства (л.д.82).
Постановлением Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области от 20.11.2018 г. № 1788 молодая семья Федоровой В.В. исключена из состава участников муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2014-2025 годы и из списка молодых семей - участников муниципальной программы, при этом в протоколе № 9 заседания жилищной комиссии от 19.11.2018 г. указано, что Федорова В.В. с 11.02.2014 г. зарегистрирована по адресу: ..., не имеет постоянной регистрации на территории муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области, в то время как предоставление социальных выплат осуществляется путем предоставления из бюджета Смоленской области субсидии на софинансирование расходных обязательств МО «Смоленский район» Смоленской области на предоставление социальных выплат молодым семьям, приживающим на территории муниципального образования (л.д.29-31).
26.11.2018 г. Федоровой В.В. направлено письмо об исключении из Программы на основании вышеуказанного постановления с уведомлением об отказе в выдаче свидетельства молодой семье о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в рамках реализации муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2014-2025 годы (л.д. 10-12).
По сведениям ОАСР УВМ УМВД России по Смоленской области от 11.03.2019 г., Федорова В.В. с 11.02.2014 зарегистрирована по адресу: ... (л.д.75).
Решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 27.02.2019 г. Федорова В.В., Федорова А.Р., Коптелова Ю.Д. выселены из жилого помещения ... в связи с истечением трудового договора, заключенного между Федоровой В.В. и МДОУ детский сад № 72 «Колокольчик», на период которого заключался договор найма указанного жилого помещения (л.д. 170-171).
В ЕГРН отсутствуют сведения о наличии в собственности Федоровой В.В. объектов недвижимого имущества (л.д.77).
Федорова В.В. не проживает на территории Новосельского сельского поселения Смоленского района Смоленской области, на учете нуждающихся в жилых помещениях не состоит (л.д.79).
Как пояснил в судебном заседании представитель административного истца, Федорова В.В. в настоящее время снимает квартиру в г. ... Смоленской области (л.д. 176).
Оценив представленные сторонами доказательства и учитывая, что целью муниципальной программы является обеспечение поддержки молодым семьям, проживающим на территории Смоленского района Смоленской области и признанным в установленном порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Федорова В.В. утратила право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в Смоленском районе Смоленской области в связи с выездом в иное муниципальное образование, была обоснованно снята с учета и исключена из числа участников муниципальной программы, правомерно посчитав, что не имеется оснований для признания незаконным постановления главы Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области от 20.11.2018 г. № 1788.
Доводы апелляционной жалобы Федоровой В.В. о том, что она была вынуждена выехать за территорию Смоленского района в связи с пожаром в ее жилом помещении соответствующими доказательствами не подтверждены, поэтому не могут быть приняты судебной коллегией во внимание.
Также, вопреки доводам жалобы, права административного истца, гарантированные ч. 3 ст. 40 Конституции РФ и ст. 2 ЖК РФ, не могут быть защищены и восстановлены с нарушением установленного законом порядка их реализации, и это не исключает возможность постановки административного истца на учет по месту жительства в качестве нуждающегося в жилом помещении.
При таких обстоятельствах решение суда является законным, обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила :
решение Смоленского районного суда Смоленской области от 25 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Федоровой Виктории Викторовны – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: