ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2294/2021 от 31.05.2021 Тюменского областного суда (Тюменская область)

72RS0020-01-2020-000640-39

Номер дела в суде первой инстанции 2а-41/2021

Дело №33а-2294/2021

Апелляционное определение

город Тюмень

Судебная коллегия по административным делам Тюменского областного суда в составе:

председательствующего

ФИО1,

судей

ФИО2, Левиной Н.В.,

при секретаре

ФИО3

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе П.И.П. на решение Тобольского районного суда Тюменской области от 12 февраля 2021 года, которым в удовлетворении требований П.И.П. к Администрации Тобольского муниципального района, Департаменту недропользования и экологии Тюменской области о признании незаконным распоряжения, возложении обязанности заключить соглашение о перераспределении земель и земельного участка отказано.

Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Левиной Н.В., объяснения представителя Департамента недропользования и экологии Тюменской области Р.К.С., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

П.И.П. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным распоряжения Администрации Тобольского муниципального района (далее также – Администрация) от 30 сентября 2020 года № 717 об отказе в заключении соглашения о перераспределении земель и земельного участка по адресу: <.......>; возложении обязанности устранить нарушение прав путем заключения соглашения о перераспределении земель и земельного участка согласно заявлению от 10 сентября 2020 года. Требования мотивировала тем, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по вышеуказанному адресу, с кадастровым номером <.......>, и расположенный на нем жилой дом; 10 сентября 2020 года она обратилась в Администрацию Тобольского муниципального района с заявлением о перераспределении земель и принадлежащего ей земельного участка. Оспариваемым распоряжением в заключении соглашения о перераспределении отказано, однако административным ответчиком указаны основания для принятия решения формально со ссылками на нормы Земельного кодекса Российской Федерации, без конкретизации допущенных нарушений при составлении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Полагала, что Администрацией не верно применены положения действующего законодательства, поскольку положения пункта 6 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации не распространяются на государственные природные заказники, в то время как испрашиваемый земельный участок расположен в зоне культурного ландшафта заказника. Считала, что расположение участка в зоне санитарной охраны также не препятствует его перераспределению, поскольку проектом организации зон санитарной охраны Жуковского водозабора ОАО «СУЭНКО», утвержденным Постановлением Правительства Тюменской области от 09 февраля 2015 года № 44-п, предоставление земельных участков в санитарной зоне не регламентируется и не запрещается; согласование с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора необходимо лишь при выполнении работ.

В ходе рассмотрения к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен Департамент недропользования и экологии Тюменской области.

Представитель П.И.П. - Г.А.В., действующий на основании доверенности от 02 декабря 2020 года (л.д.15), в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в административном иске.

Представители Администрации Тобольского муниципального района, Департамента недропользования и экологии Тюменской области в судебное заседание не явились, дело рассмотрено в их отсутствие.

Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласна П.И.П. в лице представителя Г.А.В. В апелляционной жалобе, приводя доводы, аналогичные изложенным в административном иске, просит решение суда отменить. Полагает, что судом неверно применены и истолкованы положения действующего законодательства, не дана оценка тому обстоятельству, что испрашиваемый участок находится в зоне культурного ландшафта заказника. Настаивает, что положения, касающиеся заповедников и национальных парков, не могут быть применены к заказникам. Обращает внимание, что Положением о комплексном заказнике регионального значения «Абалакский природно-исторический комплекс» установлено, что заказник является природным комплексом, без статуса особого природоохранного, научного, историко-культурного, эстетического, рекреационного, оздоровительного и иного ценного значения. Полагает, что законодательных ограничений для перераспределения земель и земельного участка административного истца не имеется. Также суд не дал оценки ее доводам относительно возможности расположения участка в зоне санитарной охраны. Указывает, что в результате сложившейся ситуации она лишена безусловного права на перераспределение земельного участка; иных способов рационального использования земель, кроме как перераспределение, не имеется, иных заинтересованных лиц в предоставлении участка нет, образовать самостоятельный земельный участок на данной территории из-за сложившейся застройки невозможно.

В возражениях на апелляционную жалобу Администрация Тобольского муниципального района просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу П.И.П. оставить без удовлетворения.

П.И.П., представитель Администрации Тобольского муниципального района в суд апелляционной инстанции не явились. Учитывая, что о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы они извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы не заявлено, доказательства уважительности причин неявки в заседание суда апелляционной инстанции не представлены, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц.

Проверив материалы дела в соответствии с требованиями статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ) в полном объеме, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу положений пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решения, действия (бездействия) органов власти, должностных лиц могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействий) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействиями) прав и законных интересов административного истца.

Как следует из материалов дела и установлено судом, П.И.П. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером <.......>, расположенный по адресу <.......>.

П.И.П. 10 сентября 2020 года обратилась в Администрацию Тобольского муниципального района Тюменской области с заявлением о перераспределении принадлежащего ей земельного участка с кадастровым номером <.......> и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Распоряжением Администрации Тобольского муниципального района от 30 сентября 2020 года № 717 заявителю отказано в заключении соглашения о перераспределении земель и земельного участка по адресу: <.......> на основании подпункта 11 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, подпункта 3 пункта 6 статьи 11.10, пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что распоряжение административного ответчика соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает прав П.И.П.

С данными выводами судебная коллегия согласиться не может, поскольку они не соответствуют материалам дела и сделаны при неправильном применении норм материального права.

Согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с пунктом 3 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.

В силу пункта 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях:

1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;

2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;

3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;

4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Согласно пунктам 2 и 3 статьи 39.28 названного кодекса перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков и в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

В соответствии с пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, в том числе, если заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса (подпункт 1); если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса (подпункт 11).

В соответствии с подпунктом 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.

В силу пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Принимая решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельного участка П.И.П. и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, Администрация Тобольского муниципального района со ссылкой на подпункт 11 пункта 9 статьи 39.29, подпункт 3 пункта 16 статьи 11.10, пункт 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации указывала, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне культурного ландшафта заказника регионального значения «Абалакский природно-исторический комплекс», земли в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации. Земельный участок расположен в зоне санитарной охраны на объекты водоснабжения: Жуковская НФС по адресу: Тюменская область, Тобольский район, г.Тобольск, п. Жуковка, пояс III.

При этом в оспариваемом распоряжении не указано, какие конкретно требования федерального законодательства нарушаются образованием земельного участка в результате его перераспределения.

Указание в распоряжении, что земли государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации, само по себе не может являться основанием для признания отказа соответствующим закону.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются следующие категории указанных территорий:

а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники;

б) национальные парки;

в) природные парки;

г) государственные природные заказники;

д) памятники природы;

е) дендрологические парки и ботанические сады.

Законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться и иные категории особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения (пункт 3).

Постановлением Правительства Тюменской области от 11 сентября 2006 года природный комплекс «Абалакский природно-исторический комплекс» в Тобольском районе объявлен комплексным заказником регионального значения, утверждено положение о данном заказнике (далее – Положение).

В силу пункта 1.3 Положения заказник включает природные комплексы правобережья и левобережья р. Иртыш в границах Тобольского района: ландшафт, гидрологические объекты, лесную растительность, объекты флоры и фауны, культурного наследия. Заказник расположен на территории Тобольского района и находится под управлением департамента недропользования и экологии Тюменской области.

В целях рационального использования природно-исторического потенциала и систематизации хозяйственной деятельности предусматривается функциональное зонирование территории Заказника. В каждой из функциональных зон устанавливается индивидуальный режим особой охраны. (пункт 1.4).

Согласно пункту 3.1. Положения на территории Заказника выделяются следующие функциональные зоны:

- заповедная зона: включает участки северо-восточной части Заказника, предназначенные для использования в природоохранных и научных целях и выделяемые для обеспечения сохранения и восстановления особо ценных природных сообществ, редких и исчезающих видов растений и животных, иных объектов живой и неживой природы;

- рекреационная зона: расположена в центральной части Заказника; сочетает в себе видовое разнообразие растительного и животного мира и рекреационные ресурсы, создающие благоприятные условия для развития экологического туризма;

- зона культурного ландшафта: включает сельскохозяйственные, селитебные территории, объекты культурного наследия; предназначается для развития активного этнографического и иного познавательного туризма, популяризации достопримечательностей региона.

В силу пункта 3.4 Положения в границах зоны культурного ландшафта Заказника устанавливается следующий режим хозяйственного использования территории:

3.4.2. Разрешается в установленном законодательством порядке:

3.4.2.1. По согласованию с департаментом недропользования и экологии Тюменской области:

- предоставление земельных участков под застройку, для коллективного садоводства и огородничества, ведения индивидуального подсобного хозяйства.

3.4.2.2. Без согласования:

- осуществление коллективного садоводства и огородничества, ведение индивидуального подсобного хозяйства.

Согласно материалам дела испрашиваемые П.И.П. земли располагаются в зоне культурного ландшафта комплексного заказника регионального значения «Абалакский природно-исторический комплекс».

При этом доказательств, что в отношении данных земель действуют ограничения, установленные для земель государственных заповедников и национальных парков, на что указано в оспариваемом распоряжении, в материалах дела не имеется.

Не указаны также нормы права, препятствующие перераспределению земельного участка ввиду его нахождения в зоне санитарной охраны на объекты водоснабжения, пояс III.

Как разъяснено в пункте 61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36, исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.

При этом суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.

Например, при недоказанности обстоятельств, указанных в оспариваемом решении органа государственной власти и послуживших основанием для его принятия, суд не вправе отказать в признании такого решения незаконным, ссылаясь на наличие установленных им иных оснований (обстоятельств) для принятия подобного решения.

Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что согласно схеме расположения земельного участка, испрашиваемый земельный участок имеет площадь 1072 кв.м, после его образования остается большая часть из земель общего пользования и образует клин.

Также со ссылками на статьи 27, 85 Земельного кодекса Российской Федерации, положения Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», суд указал, что приватизация испрашиваемого земельного участка запрещена, поскольку он относится к землям общего пользования.

Также суд указал, что Департаментом недропользования и экологии Тюменской области предоставление в собственность земель путем перераспределения не было согласовано.

Вместе с тем, в оспариваемом распоряжении Администрация Тобольского муниципального района на такие обстоятельства и положения законодательства не ссылается.

Таким образом, суд признал обоснованным оспариваемое распоряжение со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения Администрации Тобольского муниципального района, изменяя основания принятого решения, что недопустимо.

В силу пунктов 3, 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела, нарушение или неправильное применение норм материального права является основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.

С учетом изложенного решение Тобольского районного суда Тюменской области от 12 февраля 2021 года подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении административного иска П.И.П. о признании незаконным распоряжения Администрации Тобольского муниципального района от 30 сентября 2020 года, возложении на административного ответчика обязанности повторно рассмотреть заявление о заключении соглашения о перераспределении земель.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Тобольского районного суда Тюменской области от 12 февраля 2021 года отменить, принять по делу новое решение.

Административное исковое заявление П.И.П. к Администрации Тобольского муниципального района удовлетворить.

Признать незаконным распоряжение Администрации Тобольского муниципального района от 30 сентября 2020 года № 717 об отказе в заключении соглашения о перераспределении земель и земельного участка по адресу: <.......>.

Возложить на Администрацию Тобольского муниципального района обязанность повторно рассмотреть в установленном порядке заявление П.И.П. о заключении соглашения о перераспределении земель и земельного участка.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения настоящего апелляционного определения в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи коллегии