ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2298/19 от 05.03.2019 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Судья Кундикова Ю.В.

Дело № 33а-2298/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Симферополь 5 марта 2019 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего Юсуповой Л.А-В.,

судей Хожаиновой О.В., Шидаковой О.А.

при секретаре Дермоян Т.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Резиденс Нефели» к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО2 о признании незаконным сообщения об отказе в государственной регистрации от 4 июля 2018 года, обязании произвести государственную регистрацию права собственности

по апелляционной жалобе Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым на решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 23 ноября 2018 года, которым исковые требования удовлетворены частично.

Заслушав доклад судьи Юсуповой Л.А-В., изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

ООО «Резиденс Нефели» обратилось в Центральный районный суд г. Симферополя Республики Крым с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просило решение Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 4 июля 2018 года об отказе в регистрации права собственности ООО «Резиденс Нефели» на помещение площадью 47,9 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый признать незаконным, обязать зарегистрировать право собственности.

Исковые требования мотивированы тем, что 23 марта 2018 года представитель ООО «Резиденс Нефели» ФИО3 обратился в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о государственной регистрации прав на недвижимое имущество в отношении объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый , на основании свидетельства о праве собственности на наследство по завещанию, выданное заявителю нотариусом Ялтинского городского нотариального округа Республики Крым ФИО1 Решением государственного регистратора ФИО2 от 4 апреля 2018 года действия по регистрации были приостановлены до 4 июля 2018 года, в связи с тем, что с заявлением о государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо, а также тем, что содержание документа, представленного для осуществления государственной регистрации прав, не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации.12 апреля 2018 года ФИО3, действуя в интересах ООО «Резиденс Нефели», подал дополнительные документы, которыми как считает истец были устранены все причины, послужившие основанием для приостановления государственной регистрации. Вместе с тем, 4 июля 2018 года ответчиком было принято решение об отказе в государственной регистрации права собственности, с указанием на не устранение причин, послуживших основанием для приостановления. Не согласившись с указанным отказом, ООО «Резиденс Нефели» обратилось в суд с настоящим иском.

Решением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 23 ноября 2018 года исковые требования удовлетворены частично, отказ в государственной регистрации права собственности от 4 июля 2018 года на объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>, признан незаконным и на ответчика возложена обязанность повторно рассмотреть указанное заявление, взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины.

Не согласившись с решением суда, Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления ООО «Резиденс Нефели» отказать.

В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.

Судебная коллегия с учётом положений части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещённых лиц, участвующих в деле, их представителей, по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.

В силу положений части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Статьёй 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчинённости орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчинённости лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Таким образом, основанием для удовлетворения административного иска об оспаривании действий и решений органа, наделённого государственными полномочиями должна быть совокупность двух условий: не соответствие оспариваемого решения (действия) нормативному правовому акту, а также нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Осуществление полномочий по государственной регистрации прав и кадастровый учёт недвижимого имущества на территории Республики Крым, в соответствии соглашением от 16 ноября 2016 года № 2432-р, переданы уполномоченному органу – Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, созданному Постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 года № 164.

Деятельность органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, относится к сфере публично-правовых отношений и регламентирована нормами Федерального закона № 218-ФЗ, а также иными федеральными законами и нормативно-правовыми актами, издаваемыми в соответствии с ним.

Таким образом, вопросы проведения регистрации прав на недвижимое имущество возложены на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, который является ответчиком по настоящему делу.

В соответствии с пунктом 6 статьи 1 Федерального закона № 218-ФЗ государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наём жилого помещения.

Согласно части 4 статьи 18 Федерального закона № 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учёте и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

Требования к документам, представляемым для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав определены в статье 21 Федерального закона № 218-ФЗ.

В соответствии с положениями указанной нормы закона документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определённых законодательством Российской Федерации должностных лиц.

При этом в силу предписаний части 5 статьи 18 Федерального закона № 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.

Судом первой инстанции установлено, что 29 марта 2018 представителем правообладателя ООО «Резиденс Нефели» - ФИО3 в ГБУ РК «МФЦ» было подано заявление о государственной регистрации права в отношении <адрес><адрес> за ООО «Резиденс Нефели» на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от 22 августа 2017 года . При подаче заявления представителем ФИО3 указан паспорт гражданина Российской Федерации; сведений о доверенности, подтверждающей полномочия представителя, в заявлении не содержится.

Согласно описи документов, принятых для оказания государственных услуг от 29 марта 2018 года на государственную регистрацию представлены следующие документы: свидетельство о праве на наследство по завещанию от 22 августа 2017 года ; доверенность от 01 декабря 2015 года; квитанция от 27 марта 2018 года (22000 руб.); расходный кассовый ордер от 02 июля 2017 года; справка от 16 ноября 2017 года; доверенность от 03 сентября 2017 года № 34; выписка из торгового реестра Муниципального суда Праги (копия) от 08 февраля 2017 года реестровый номер 2-240; выписка из торгового реестра Муниципального суда Праги (копия) от 08 февраля 2017 года реестровый номер 2-591.

Уведомлением от 04 апреля 2018 года ФИО3 было сообщено о приостановлении государственной регистрации права, так как заявление от имени правообладателя представлено гражданином Российской Федерации ФИО3, правовой статус которого подтверждён паспортом гражданина Российской Федерации, и с заявлением представлена доверенность от 1 декабря 2015 года, согласно которой представителем наследника является гражданин ФИО4, правовой статус которого подтверждается паспортом гражданина Украины. Также указано, что сведения о наименовании и реквизитах документа, подтверждающего полномочия представителя заявителя, в заявлении о государственной регистрации отсутствуют.

12 апреля 2018 года в ГБУ РК МФЦ ФИО3 сдал заявление о принятии дополнительных документов, где в разделе 5.1.1 «сведения о представителе заявителя - физическом лице» имеется указание на то, что ФИО3 действует на основании паспорта гражданина Украины от 22 апреля 1997 года, также имеется ссылка на доверенность от 01 декабря 2015 года, как на документ, подтверждающий полномочия представителя.

04 июля 2018 года было принято решение об отказе в государственной регистрации права в связи с тем, что не были устранены причины, указанные в уведомлении о приостановлении от 04 апреля 2018 года.

Пунктом 5 части 1 и частью 2 статьи 26 Федерального закона № 218-ФЗ установлено, что осуществление государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственной регистрации прав.

Согласно части 5 статьи 29 Федерального закона № 218-ФЗ в день приостановления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав органом регистрации прав заявителю выдаётся или направляется уведомление о приостановлении государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав с указанием оснований такого приостановления в соответствии с частью 7 статьи 29 Федерального закона № 218-ФЗ; уведомление о приостановлении государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав должно содержать указание всех причин, послуживших основанием для приостановления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, с обязательной ссылкой на положения Федерального закона № 218-ФЗ.

Из системного толкования вышеуказанных норм следует, что целью приостановления государственной регистрации является, в том числе предоставление заявителю возможности устранить препятствия к регистрации, что в совокупности с необходимостью указания всех причин, послуживших основанием для приостановления соотноситься с реализацией принципа правовой определённости.

Статьёй 26 Федерального закона № 218-ФЗ установлен исчерпывающий перечень оснований для приостановления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав.

Согласно статье 27 Федерального закона № 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

Удовлетворяя требования административного истца, суд первой инстанции указал, что у Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым имелась возможность проверить полномочия представителя заявителя, исходя из дополнительно представленных документов, в связи с чем в регистрации права собственности за административным истцом на объект недвижимости, по основаниям не устранения причин, послуживших основанием для приостановления регистрации такого права, административным ответчиком отказано неправомерно.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции и не находит оснований к отмене обжалуемого решения суда, как постановленного в соответствии с материалами дела и требованиями закона. В апелляционной жалобе обоснованность выводов суда первой инстанции не опровергнута.

Кроме того, заявление на осуществление государственной регистрации права не является тождественным понятию, согласно пункта 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации надвижимости», документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, в связи с чем, с указанным основанием для приостановления государственной регистрации права нельзя согласиться.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены или не учтены судом первой инстанции при разрешении спора и опровергали бы выводы суда первой инстанции или влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены верно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены вынесенного судом решения не имеется.

Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 23 ноября 2018 года – оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.

Председательствующий: Л.А-В. Юсупова

Судьи: О.В. Хожаинова

О.А. Шидакова