Судья: Жукова О.В. Дело <данные изъяты>а-23082/2020 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе: председательствующего Брыкова И.И., судей Курлаевой И.В., Бирюковой Е.Ю., при помощнике судьи Жуковой Л.П., рассмотрела в открытом судебном заседании 16 сентября 2020 года апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений <данные изъяты> на решение Истринского городского суда Московской области от 04 июня 2020 года по делу по административному иску ФИО1 к Министерству имущественных отношений Московской области о признании бездействия незаконным, о признании претензии недействительной. Заслушав доклад судьи Курлаевой И.В., объяснения представителя Министерства имущественных отношений Московской области – ФИО2, установила: ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Министерству имущественных отношений Московской области о признании незаконным бездействия по вопросу отмены решения об изменении вида разрешенного использования (далее – ВРИ) земельного участка, о признании незаконной претензии о внесении платы за изменение ВРИ земельного участка. Требования мотивировала тем, что является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 1200 кв.м, расположенного по адресу Московская область, Истринский район, с/п Павло-Слободское, д. Борзые, участок <данные изъяты>. Земельный участок расположен на землях населенных пунктов, имел ВРИ «для ведения личного подсобного хозяйства». 06.02.2019 года административный истец через МФЦ обратилась с заявлением об изменении ранее установленного ВРИ с «для ведения личного подсобного хозяйства» на ВРИ «для индивидуального жилищного строительства». В адрес административного истца Министерством имущественных отношений Московской области было направлено уведомление от 01.11.2019 года № 15-ИСХ-30884, в котором административный ответчик произвел расчет платы за изменение ВРИ, стоимость которой составила <данные изъяты>00 руб. Оплата данной суммы административным истцом не производилась. В ответ на Уведомление ФИО1 подала заявление от 11.11.2019 года, в котором указала, что при такой стоимости изменения ВРИ она не имеет заинтересованности в осуществлении такого изменения, ранее поданное заявление отзывает, просит решение об изменении ВРИ земельного участка отменить. Результаты рассмотрения данного обращения истцу не известны. Между тем, в адрес истца поступила претензия административного ответчика от 28.02.2020 года № 15ИСХ-5765, в которой он требует внести плату за изменение ВРИ в указанном выше размере, а также содержится предупреждение о возможности взыскания суммы в судебном порядке. На момент подачи заявления об изменении ВРИ административный истец не знала и не могла знать о размере платы, поскольку она рассчитывается уполномоченным на то органом, а не собственником земельного участка, расчет осуществляется по формуле, содержащей кадастровую стоимость земельного участка на дату обращения за изменением ВРИ и кадастровую стоимость земельного участка с измененным ВРИ. Кадастровая стоимость с измененным ВРИ истцу не известна, а значит, она не могла произвести расчет предстоящей оплаты, оценить ее соразмерность своим возможностям, а также определить, насколько ей необходимо при таких условиях осуществлять изменение ВРИ. Полагает, что в случае невнесения платы собственником земельного участка за изменение ВРИ, происходят отмена и возврат к первоначальному ВРИ, установленному на день подачи заявления. Полагает, что административный ответчик при не поступлении от административного истца оплаты за изменение ВРИ в установленный срок, должен направить соответствующее уведомление в адрес органа местного самоуправления – Администрации городского округа Истра для отмены решения об изменении ВРИ земельного участка с кадастровым номером 50:08:0050107:171. Более того, в адрес административного ответчика 11.11.2019 года направлено письмо в ответ на уведомление, в котором истица прямо указала, что не имеет заинтересованности в выполнение изменения ВРИ земельного участка, отказывается от ранее поданного заявления, просит решение об изменении ВРИ отменить. Решением Истринского городского суда Московской области от 04 июня 2020 года административные исковые требования удовлетворены в полном объеме. В апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Московской области просит об отмене данного решения, ссылаясь на ошибочную оценку судом фактических обстоятельств дела, неправильное истолкование материального закона, подлежащего применению к возникшим правоотношениям. Заслушав объяснения представителя Министерства имущественных отношений Московской области, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений ФИО1 на нее, судебная коллегия пришла к следующему. В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Разрешая возникший спор судом первой инстанции установлено, что ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, адрес установлен относительно ориентира, расположенного в границах участка, адрес ориентира: Московская область, Истринский район, с/п Павло-Слободское, д. Борзые, уч. <данные изъяты>. 06.02.2019 года ФИО1 обратилась в Управление Росреестра по Московской области с заявлением об изменении ВРИ земельного участка с установленного «для ведения личного подсобного хозяйства» на «для индивидуального жилищного строительства». 01.11.2019 года Министерство имущественных отношений Московской области в адрес ФИО1 направило Уведомление о плате за изменение ВРИ земельного участка, которая составила <данные изъяты>,00 руб. Основанием к расчету платы послужило направленное в адрес Министерства имущественных отношений Московской области уведомление Управления Росреестра по Московской области от 09.10.2019 года об изменении ВРИ земельного участка. 11.11.2019 года ФИО1 предоставила в Министерство имущественных отношений Московской области ответ на уведомление, в котором указала, что исчисленный размер платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> является несоразмерно высоким. На момент подачи заявления об изменении вида разрешенного использования земельного участка стоимость услуги была неизвестна. С учетом предоставленного размера платежа не имеет заинтересованности в изменении вида разрешенного использования земельного участка, поданное заявление отзывает, решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка просит отменить. Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил, из того, что в нарушение п. 4 ст. 5.1 Закона Московской области от 07.06.1996 года № 23/96-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Московской области» и ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» административный ответчик не предпринял мер к информированию уполномоченного органа – Администрации городского округа Истра Московской области об отказе собственника от внесения оплаты за изменение вида разрешенного использования земельного участка и об отказе от государственной услуги. Также исходил из того, что при отсутствии согласия собственника на внесение оплаты, обязанность внести оплату у собственника не возникает, решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка отменяется. Судебная коллегия находит, что выводы суда сделаны без учета положений действующего законодательства, регулирующих возникшие правоотношения. В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. По смыслу статей 1 и 7 ЗК РФ, земельные участки должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением. В пункте 1 статьи 7 ЗК РФ определено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса. Земли, указанные в пункте 1 названной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 ЗК РФ). В силу указанной выше правовой нормы любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. При этом виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (абзац 3 пункта 2 статьи 7 ЗК РФ). Согласно пункту 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения. Классификатор видов разрешенного использования земельных участков утвержден Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 года № 540 и действует с 24.12.2014 года. В силу п.п. 11, 12 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору. В соответствии с п. 13 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 года № 171-ФЗ по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов решенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка. Пунктом 3 статьи 85унктом 3 статьи 85 ЗК РФ установлено, что градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. В соответствии с пунктом 1 статьи 37 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 2 статьи 37 ГрК РФ). Таким образом, выбор вида разрешенного использования для земельного участка должен, с одной стороны, осуществляться из числа видов, установленных классификатором, с другой стороны, соответствовать действующему градостроительному регламенту. Исходя из положений пункта 4 статьи 37 Градостроительного кодекса, пункта 3 статьи 85 Земельного кодекса, правообладатель земельного участка свободен в выборе основных и вспомогательных видов разрешенного использования такого земельного участка в пределах, предусмотренных градостроительным регламентом (при условии соблюдения требований технических регламентов), и вправе осуществлять указанное правомочие самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования. С учетом изложенного и положений статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник может самостоятельно выбирать вид разрешенного использования из числа предусмотренных зонированием территорий. Согласно пунктам 3, 5 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» при наличии утвержденных в установленном порядке правил землепользования и застройки принятия соответствующего решения об изменении вида разрешенного использования органом местного самоуправления не требуется. Изменение сведений о разрешенном использовании в таком случае производится на основании заявления заинтересованного лица и необходимых для кадастрового учета документов с использованием процедуры кадастрового учета изменений объекта недвижимости. Действительно, в соответствии с ч. 3 ст. 5.1 Закона Московской области от 07.06.1996 года № 23/96-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Московской области» (далее – Закон Московской области) решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического лица или юридического лица, на другой вид такого использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, принимается органом местного самоуправления муниципального образования Московской области на основании заявления собственника земельного участка, содержащего кадастровый номер соответствующего земельного участка, при условии внесения физическим лицом или юридическим лицом, являющимся собственником земельного участка, платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка. Частью 4 ст. 5.1 Закона Московской области решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования, принятое в соответствии с частью 3 настоящей статьи, отменяется органом местного самоуправления муниципального образования Московской области в случае невнесения собственником земельного участка в полном объеме платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка в срок, установленный частью 16 настоящей статьи. При этом вид разрешенного использования земельного участка подлежит возврату к виду разрешенного использования земельного участка, установленному на день подачи заявления. В случае, если решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования принято органом местного самоуправления муниципального образования Московской области в соответствии с законом Московской области о наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области, указанное решение отменяется уполномоченным органом. При этом вид разрешенного использования земельного участка подлежит возврату к виду разрешенного использования земельного участка, установленному на день подачи заявления. Вместе с тем, судом не было учтено, что положения части 4 статьи 5.1 Закона Московской области применяются в случае, если решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования принято в соответствии с частью 3 настоящей статьи. Положения части 3 статьи 5.1 Закона Московской области предусматривают изменение одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид, если данное изменение произошло на основании решения органа местного самоуправления муниципального образования Московской области. Исходя из буквального толкования ст. 5.1 Закона Московской области следует, что плата взимается при изменении ВРИ не только на основании решения органа местного самоуправления муниципального образования Московской области об изменении ВРИ земельного участка (ч. 3 ст. 5.1 Закона Московской области); но и на основании Правил землепользования и застройки (ч. 9, 12 ст. 5.1 Закона Московской области), а также на основании получения сведений от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости ч. 14 ст. 5.1 Закона Московской области). Как следует из материалов дела изменения ВРИ принадлежащего административному истцу земельного участка были внесены Управлением Росреестра по Московской области на основании заявления собственника в соответствии с приведенными выше положениями Градостроительного кодекса РФ на основании утвержденных Правил землепользования и застройки городского округа Истра Московской области, а не на основании решения органа местного самоуправления. Также судебная коллегия отмечает, что положениями ст. 5.1 Закона Московской области не предусмотрена возможность возврата к исходному ВРИ в случае его изменения на основании Правил землепользования и застройки, в том числе и в случае отказа собственника от внесения соответствующей платы. С учетом изложенного, у Министерства имущественных отношений Московской области отсутствовала обязанность по принятию решения об отмене решения об изменении ВРИ принадлежащего административному истцу земельного участка, как и отсутствовала обязанность по направлению в орган местного самоуправления уведомления об отмене такого решения. В соответствии с ч. 14 ст. 5.1 Закона Московской области уполномоченный орган Московской области в течение сорока пяти календарных дней с даты получения решений, указанных в частях 3 и 5 настоящей статьи или с даты получения сведений от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, об изменении вида разрешенного использования в соответствии с правилами землепользования и застройки уведомляет собственника земельного участка о размере платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, рассчитанном в соответствии с порядком, установленным Правительством Московской области. Собственник земельного участка обязан внести плату за изменение вида разрешенного использования земельного участка в тридцатидневный срок со дня получения уведомления, за исключением случая, предусмотренного частью 17 настоящей статьи (ч. 16 ст. 5.1 Закона Московской области). В Министерство имущественных отношений Московской области поступило уведомление Управления Росреестра по Московской области от 09.10.2019 года № 15вх-44299 об изменении на основании утвержденных правил землепользования и застройки ВРИ земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, находящегося в собственности административного истца. На основании Постановления Правительства Московской области от 31.12.2013 года № 1190/57 «Об утверждении Порядка определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица, и Перечня видов объектов капитального строительства, имеющих важное социально-экономическое значение для развития Московской области» Министерство имущества Московской области осуществило расчет платы и направило уведомление от 01.11.2019 года № 15ИСХ-30884 в адрес ФИО1 на сумму <данные изъяты>,00 руб. по адресу, в предоставленных Управлением Росреестра по Московской области документах. Обязательства по оплате за изменение ВРИ у ФИО1 возникло на основании уведомления от 01.11.2019 года № 15ИСХ-30884, которое не отменено, не признано незаконным. Плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического лица или юридического лица, на другой вид такого использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, в соответствии с правилами землепользования и застройки подлежит внесению физическим лицом или юридическим лицом, являющимся собственником земельного участка, в полном объеме в срок, установленный частью 16 настоящей статьи (ч. 9 ст. 5.1 Закона Московской области). В случае невнесения собственником земельного участка платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с правилами землепользования и застройки в срок, установленный частью 16 настоящей статьи, уполномоченный орган обеспечивает взыскание платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка в судебном порядке (ч. 10 ст. 5.1 Закона Московской области). Поскольку платы за изменение ВРИ от ФИО1 в установленный срок не поступило, административным ответчиком до обращения в суд правомерно была направлена в адрес административного истца соответствующая претензия. Доводы возражений на апелляционную жалобу, повторяющие позицию, изложенную в административном иске, о том, что административный истец не знала и не могла знать о размере платы до подачи заявления об изменении ВРИ, судебной коллегией отклоняются, поскольку до обращения с таким заявлением батасова Н.А. не была возможности получить в Управлении Росреестра по Московской области сведения о кадастровой стоимости земельного участка с измененным ВРИ и произвести расчет по формуле, приведенной в Законе Московской области и нормативных правовых актах, принятых в соответствии с ним. Суд первой инстанции, разрешая возникший спор, указанные выше обстоятельства не учел, в связи с чем постановленное по делу решение нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене. Отменив решение суда, судебная коллегия постановляет новое решение об отклонении заявленного ФИО1 административного иска в полном объеме. Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия определила: решение Истринского городского суда Московской области от 04 июня 2020 года отменить. Постановить по делу новое решение, которым в удовлетворении административного иска ФИО1 – отказать. Кассационная жалоба (представление) может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения. Председательствующий Судьи |