Судья: Румянцева М.А. Дело <данные изъяты>а-23123/2020 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе: председательствующего Брыкова И.И., судей Курлаевой И.В., Бирюковой Е.Ю., при помощнике судьи Жуковой Л.П., рассмотрела в открытом судебном заседании 16 сентября 2020 года апелляционную жалобу ФИО1 на решение Талдомского городского суда Московской области от 27 мая 2020 года по делу по административному иску ФИО1 к Администрации Талдомского городского округа Московской области о признании незаконным решения об отказе в признании нежилого строения жилым домом. Заслушав доклад судьи Курлаевой И.В., объяснения представителя административного истца – адвоката Хасанова А.Б., представителя Администрации Талдомского городского округа Московской области – ФИО2, установила: ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Администрации Талдомского городского округа Московской области о признании незаконными действий и решения от 06.03.2020 года об отказе в признании нежилого строения (садового дома) жилым домом. Требования мотивировала тем, что на основании договора купли- продажи от 03.08.2007 года является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 800 кв.м, категории земель «земли сельскохозяйственного назначения», вид разрешенного использования – для садоводства, расположенного по адресу: Московская область, Талдомский городской округ, д. Петрино, территория СНТ «Электрик», участок № <данные изъяты> Также административный истец является собственником садового дома с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 54 кв.м, назначение «нежилое здание», расположенного на указанном выше земельном участке. Строение на земельном участке является капитальным, в доме имеется электроснабжение, водоснабжение, печное отопление, автономная канализация (септик), здание соответствует требованиям «Технического регламента о безопасности зданий и сооружений». ФИО1 обратилась в администрацию Талдомского городского округа Московской области с заявлением о предоставлении муниципальной услуги по признанию указанного садового дома жилым домом, приложив необходимые документы. По результатам рассмотрения заявления ФИО1 и приложенных документов Администраций Талдомского городского округа было принято решение об отказе в признании жилым домом нежилого здания, в том числе в связи с расположением садового дома в охранной зоне ЛЭП и отсутствием нотариально удостоверения согласия третьих лиц на признание садового дома жилым. По утверждению административного истца ФИО1 оспариваемое решение нарушает ее права и охраняемые законом интересы. Решением Талдомского районного суда Московской области от 27 мая 2020 года в удовлетворении административного иска отказано. В апелляционной жалобе ФИО1 просит об отмене данного решения, ссылаясь на ошибочную оценку судом фактических обстоятельств дела, неправильное истолкование материального закона, подлежащего применению к возникшим правоотношениям. Заслушав объяснения явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему. В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Разрешая возникший спор, суд первой инстанции установил, что ФИО1 на основании договора купли-продажи от 03.08.2002 года является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 800 кв.м, категории земель «земли сельскохозяйственного назначения», вид разрешенного использования – для садоводства, расположенного по адресу: Московская область, Талдомский городской округ, д. Петрино, территория СНТ «Электрик», участок № <данные изъяты>. Также административный истец является собственником садового дома с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 54 кв.м, назначение «нежилое здание», расположенного на данном земельном участке. ФИО1 обратилась в Администрацию Талдомского городского округа Московской области с заявлением о предоставлении муниципальной услуги по признанию указанного садового дома жилым домом. Решением Администрации Талдомского городского округа Московской области от 06.03.2020 года отказано в признании нежилого здания жилым домом. В обоснование отказа указано следующее: согласно Правил землепользования и застройки (части территории) минимальные отступы от границ земельного участка должны быть не менее 3 м, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 года № 160 «О Порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» ограничения прав касаются невозможности ведения капитального строительства объектов в охранной зоне ЛЭП и в соответствии с подпунктом «г» пункта 61 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47, не предоставление заявителем документа, предусмотренного подпунктом «г» пункта 56 Положения, в случае если садовый дом или жилой дом обременен правами третьего лица (т.е. нотариально удостоверенное согласие третьих лиц на признание садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом). Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что часть земельного участка административного истца с расположенным на ней садовым домом находится в охранной зоне ЛЭП и в силу закона обременена правами сетевой организации (МОЭСК), обслуживающей данную ЛЭП, отсутствие согласия данной организации на признание садового дома жилым является основанием для отказа в признании садового дома жилым домом. Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции. В силу ст. 15 ЖК РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. Статья 16 ЖК РФ к жилым помещениям относит жилой дом, часть жилого дома; квартиру, часть квартиры; комнату. При этом жилым домом признается индивидуально определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. Пленум Верховного Суда РФ в п. 7 Постановления от 02 июля 2009 года N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснил, что судам надлежит иметь в виду, что порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, а также порядок признания жилого помещения непригодным для проживания устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (ч. ч. 3 ч. ч. 3, 4 ст. 15 ЖК РФ). В соответствии с положениями ст. 23 Федерального закона от 29.07.2017 года № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» 1. Предельные параметры разрешенного строительства зданий и сооружений, строительство которых осуществляется на садовых земельных участках, определяются градостроительными регламентами. При этом параметры жилого дома, садового дома должны соответствовать параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации. 2. Строительство объектов капитального строительства на садовых земельных участках допускается только в случае, если такие земельные участки включены в предусмотренные правилами землепользования и застройки территориальные зоны, применительно к которым утверждены градостроительные регламенты, предусматривающие возможность такого строительства. 3. Садовый дом может быть признан жилым домом, жилой дом может быть признан садовым домом в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации. В настоящее время действует Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 (далее – Положение № 47). Пунктом 61 Положения № 47 предусмотрено, что решение об отказе в признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом принимается в том числе в следующих случаях: а) непредставление заявителем документов, предусмотренных подпунктами "а" и (или) "в" пункта 56 настоящего Положения; г) непредставление заявителем документа, предусмотренного подпунктом "г" пункта 56 настоящего Положения, в случае если садовый дом или жилой дом обременен правами третьих лиц. В соответствии с п. 56 Положения № 47 Для признания садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом собственник садового дома или жилого дома (далее в настоящем разделе - заявитель) представляет в уполномоченный орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр): а) заявление о признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом (далее - заявление), в котором указываются кадастровый номер садового дома или жилого дома и кадастровый номер земельного участка, на котором расположен садовый дом или жилой дом, почтовый адрес заявителя или адрес электронной почты заявителя, а также способ получения решения уполномоченного органа местного самоуправления и иных предусмотренных настоящим Положением документов (почтовое отправление с уведомлением о вручении, электронная почта, получение лично в многофункциональном центре, получение лично в уполномоченном органе местного самоуправления); б) выписку из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (далее - выписка из Единого государственного реестра недвижимости), содержащую сведения о зарегистрированных правах заявителя на садовый дом или жилой дом, либо правоустанавливающий документ на жилой дом или садовый дом в случае, если право собственности заявителя на садовый дом или жилой дом не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, или нотариально заверенную копию такого документа; в) заключение по обследованию технического состояния объекта, подтверждающее соответствие садового дома требованиям к надежности и безопасности, установленным частью 2 статьи 5, статьями 7, 8 и 10 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", выданное индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, которые являются членами саморегулируемой организации в области инженерных изысканий (в случае признания садового дома жилым домом); г) в случае, если садовый дом или жилой дом обременен правами третьих лиц, - нотариально удостоверенное согласие указанных лиц на признание садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом. В силу п. 2 п. 2 ст. 89 ЗК РФ для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством РФ об электроэнергетике объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категории земель, в состав которых входят эти земельные участки. Правоотношения в сфере использования земельных участков, расположенных в охранных зонах объектов электросетевого хозяйства, размещенных до 17.03.2009 года, регулировались Правилами охраны электрических сетей напряжением свыше 1000В, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 26.03.1984 N 255 (далее - Правила охраны электрических сетей). В соответствии с п. 2 Правил охраны электрических сетей следует, что для обеспечения сохранности, создания нормальных условий эксплуатации электрических сетей и предотвращения несчастных случаев отводятся земельные участки, устанавливаются охранные зоны, минимально допустимые расстояния от электрических сетей до зданий, сооружений, земной и водной поверхностей, прокладываются просеки в лесных массивах и зеленых насаждениях. В силу п. 4 Правил охраны электрических сетей охранные зоны электрических сетей устанавливаются вдоль воздушных линий электропередачи в виде земельного участка и воздушного пространства, ограниченных вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии от крайних проводов при неотклоненном их положении. Для воздушных линий электропередачи напряжение 220 кВ указанное расстояние составляет 25 метров. На основании п.п. "а" п. 11 Правил охраны электрических сетей в охранных зонах электрических сетей без письменного согласия предприятий (организаций), в ведении которых находятся эти сети, запрещается, в том числе, производить строительство, капитальный ремонт, реконструкцию или снос любых зданий и сооружений. Аналогичные требования, в том числе к установлению границ охранных зон объектов электросетевого хозяйства установлены Постановленим Правительства РФ от 24.02.2009 года № 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон». Межведомственной комиссией Администрации Талдомского городского округа было проведено обследование садового дома административного истца, в результате которого было установлено, что садовый дом расположен частично в охранной зоне воздушной линии электропередач ЛЭП 220 кВ. Факт расположения садового дома в охранной зоне ЛЭП 220 кВ подтвержден также представленным в материалы дела заключением по обследованию технического состояния садового дома. Между тем, согласие организации, в ведение которой находится ЛЭП, на признание садового дома жилым домом, как и согласие на возведение садового дома в охранной зоне ЛЭП 220 кВ административным истцом получено не было. Довод апелляционной жалобы о том, что положения пп. «г» п. 56 Положения № 47 не применимы к возникшим правоотношениям, поскольку садовый дом находится в единоличной собственности административного истца и правами третьих лиц не обременен, подлежит отклонению. Исходя из установленного пп. 5 п. 1 ст. 1 ЗК РФ принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, расположение части принадлежащего административного истца земельного участка и расположенного на нем строения (части строения) в охранной зоне ЛЭП, свидетельствует о наличии обременений правами владельца объекта электросетевого хозяйства не только земельного участка административного истца, но и расположенного на нем строения. Также, судебная коллегия учитывает, что согласно представленному в материалы дела заключению по обследованию технического состояния садового дома расположение указанного строения в охранной зоне ЛЭП не соответствует требованиям безопасности, что является основанием к отказу в признании садового дома жилым домом по основаниям, предусмотренным пп. «в» п. 56 Положения № 47. Кроме того, судебная коллегия отмечает, что принадлежащий ФИО1 земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования – для садоводства. Согласно ст. 263 Гражданского кодекса РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п. 2 ст. 260 ГК РФ). В силу п. 2 ст. 260 Гражданского кодекса РФ на основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением. В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов. Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства (пп. 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ). Пунктом 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса. Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (п. 2 ст. 7 ЗК РФ). Такой классификатор утвержден Приказом Министерства экономического развития РФ от 1 сентября 2014 года № 540, согласно которому земли с видом разрешенного использования для садоводства (код 1.5) предполагают осуществление хозяйственной деятельности, в том числе на сельскохозяйственных угодьях, связанной с выращиванием многолетних плодовых и ягодных культур, винограда, и иных многолетних культур. Размещение же жилых домов на таких землях не допускается, для этих целей предусмотрены земли жилой застройки, для индивидуального жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства с кодами 2.0 - 2.7. В ч. ч. 2, 3 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ указано, что применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. В данной связи, учитывая, что видом разрешенного использования земельного участка административного истца является – «садоводство», который в установленном законом порядке не изменялся, правовые основания для признания садового дома, расположенного на этом участке, жилым домом отсутствуют. Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного по делу решения. Иные доводы апелляционной жалобы сводятся, по сути, к переоценке доказательств и иному толкованию положений действующего законодательства, что само по себе не может служить основанием к отмене правильного по существу судебного акта. Каких-либо нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену или изменение состоявшегося по делу решения, судебной коллегией не установлено. Предусмотренных ст. 310 КАС РФ оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется. Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия определила: решение Талдомского городского суда Московской области от 27 мая 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения. Кассационная жалоба (представление) может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения. Председательствующий Судьи |