ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2317/2018 от 03.04.2018 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья 1 инстанции Пихаева А.А.

Судья - докладчик Гусарова Л.В. по делу № 33а-2317/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:

председательствующего Туглаковой Л.Г.,

судей Гусаровой Л.В., Харина Р.И.,

при секретаре Шеине М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Нукутского района в интересах Российской Федерации, Иркутской области, неопределенного круга лиц к Областному государственному автономному учреждению «Черемховский лесхоз» о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер к тушению лесных пожаров (участок № 6 «Новонукутский») и обязании тушить лесные пожары в темное время суток с обеспечением искусственного освещения,

по апелляционной жалобе заинтересованного лица Министерства лесного комплекса Иркутской области на решение Нукутского районного суда Иркутской области от 2 ноября 2017 года,

УСТАНОВИЛА:

в обоснование административного иска указано, что прокуратурой Нукутского района проведена проверка соблюдения законодательства об охране лесов от пожаров.

В ходе проверки установлено, что пожарно-химическая станция – 1 (первого типа), созданная на базе участка №6 «Новонукутский» Областного государственного автономного учреждения «Черемховскии лесхоз» (далее – ОГАУ «Черемховский лесхоз»), не укомплектована оборудованием для обеспечения искусственного освещения при тушении лесных пожаров в темное время суток, не созданы безопасные условия для выполнения работ.

На территории района в сфере лесного хозяйства осуществляет свою деятельность ОГАУ «Черемховский лесхоз». Учредителем ОГАУ «Черемховский лесхоз» является Иркутская область. Полномочия учредителя Учреждения от имени Иркутской области осуществляет Министерство лесного комплекса Иркутской области.

Министерством лесного комплекса Иркутской области утверждено государственное задание № 27 на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов на предоставление услуг в области лесоводства - ОГАУ «Черемховский лесхоз». В соответствии с государственным заданием на территории Нукутского лесничества Иркутской области предусмотрено выполнение работ в 2017 году по тушению лесных пожаров в лесах силами наземных формирований на площади 64887 га.

В течение пожароопасного сезона 2017 года на территории Нукутского лесничества зарегистрировано 5 лесных пожаров, из них тушение 1 лесного пожара в Нукутском лесничестве Новонукутского участкового лесничества осуществлялось более суток. 7 мая 2017 года был обнаружен лесной пожар в квартале 38 выдел 13,16 Нукутского лесничества Новонукутского участкового лесничества, в южном направлении от д. Наймодай. Тушение пожара начато 7 мая 2017 года в 16 час. 05 мин., лесной пожар ликвидирован 8 мая 2017 года в 10 час. 00 мин. Тушение лесных пожаров в темное время суток осуществлялось работниками пожарно-химической станции – 1 (первого типа), созданной на базе обособленного подразделения Нукутское ОГАУ «Черемховский лесхоз». ПХС– 1 (первого типа) не имеет технических возможностей для обеспечения искусственного освещения при производстве работ по тушению лесных пожаров в темное время суток. Следовательно, при тушении пожаров в темное время суток не соблюдаются техника безопасности. Правилами тушения определена необходимость круглосуточного тушения лесных пожаров до момента ликвидации, в том числе, в темное время суток с использованием искусственного освещения.

В результате непринятия мер по укомплектованию пожарно-химической станции оборудованием для обеспечения искусственного освещения с целью тушения пожаров в темное время суток нарушаются принципы лесного законодательства, права граждан на благоприятную окружающую среду, а также Российской Федерации как собственника лесного фонда.

Непринятие мер к обеспечению искусственного освещения при тушении лесных пожаров в темное время суток свидетельствует о незаконном бездействии ОГАУ «Черемховский лесхоз».

На основании изложенного, с учетом уточнения заявленных требований, прокурор просил суд признать незаконным бездействие Областного государственного автономного учреждения «Черемховский лесхоз» (участок № 6 «Новонукутский»), выразившееся в непринятии мер к обеспечению искусственного освещения при тушении лесных пожаров в темное время суток. Обязать Областное государственное автономное учреждение «Черемховский лесхоз» (участок № 6 «Новонукутский») тушить лесные пожары в темное время суток с обеспечением искусственного освещения.

Решением суда от 2 ноября 2017 года административный иск прокурора Нукутского района удовлетворен в полном объеме.

В апелляционной жалобе представитель Министерства лесного комплекса Иркутской области Щепин А.А. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование апелляционной жалобы указывает, что пожарно-химическая станция – 1 (первого типа) оснащена в соответствии с требованиями установленными Положением о ПХС, утвержденным Приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 19.12.1997 № 167. Таким образом, ПХС находится в исправном состоянии и полностью укомплектована противопожарным инвентарём. Примерный перечень противопожарной техники, средств тушения, оборудования, инвентаря и других материалов для оснащения ПХС приведен в Приложении 2 Положения о ПХС. При этом в указанном перечне не предусмотрено оборудование для обеспечения искусственного освещения для цели тушения лесных пожаров в темное время суток. Кроме того, указывает, что исходя из заявленных прокурором требований, непонятно, в чем именно должно выражаться обеспечение искусственным освещением.

Обращает внимание, что принятое по данному делу решение противоречит судебной практике, ссылаясь на решение Усть-Илимского городского суда по делу №2-79/2017 от 19.01.2017, которым в удовлетворении иска прокурора по аналогичному делу было отказано в полном объеме. Данное решение было оставлено без изменения судебной коллегией по гражданским делам Иркутского областного суда 26.04.2017.

Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступало.

Административный ответчик ОГАУ «Черемховский лесхоз» и заинтересованное лицо Министерство лесного комплекса Иркутской области, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции своих представителей не направили, о причинах неявки не сообщили.

На основании части 2 статьи 306, части 1 статьи 307, части 2 статьи 150 с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав доклад судьи Гусаровой Л.В., объяснения представителя административного истца прокурора отдела прокуратуры Иркутской области Нагорной И.Н., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого судебного акта, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Статьей 51 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов (часть); охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 – 84 Лесного кодекса РФ, если иное не предусмотрено ЛК РФ, другими федеральными законами (часть 2).

В соответствии с п. 1 ст. 52 Лесного кодекса РФ охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.

Согласно ст. 53 Лесного кодекса РФ, меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: 1) предупреждение лесных пожаров; 2) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; 3) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; 4) иные меры пожарной безопасности в лесах.

Пункт 1 ст. 53.1 Лесного кодекса РФ предусматривает, что предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. К обеспечению средствами предупреждения и тушения лесных пожаров относится приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря, содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения, создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов.

Аналогичные положения содержатся в п. 3 Правил пожарной безопасности в лесах, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417.

В соответствии со ст. 53.4 Лесного кодекса РФ тушение лесного пожара включает в себя обследование лесного пожара с использованием наземных, авиационных или космических средств в целях уточнения вида и интенсивности лесного пожара, его границ, направления его движения, выявления возможных границ его распространения и локализации, источников противопожарного водоснабжения, подъездов к ним и к месту лесного пожара, а также других особенностей, определяющих тактику тушения лесного пожара; доставку людей и средств тушения лесных пожаров к месту тушения лесного пожара и обратно; локализацию лесного пожара; ликвидацию лесного пожара; наблюдение за локализованным лесным пожаром и его дотушивание; предотвращение возобновления лесного пожара.

Согласно п. 31 Правил тушения лесных пожаров, утвержденных приказом Минприроды России от 08.07.2014 № 313, действия работников лесопожарных организаций по тушению лесного пожара начинаются с момента получения сообщения о пожаре и считаются законченными после возращения сил и средств пожаротушения на места их дислокации.

Пунктом 73 Правил тушения установлена особенность тушения лесных пожаров – в темное время суток работы по тушению лесных пожаров проводятся только при условии обеспечения искусственного освещения.

Ликвидация лесного пожара является завершающим действием, когда устанавливается, что отсутствуют условия для возобновления лесного пожара, после завершения работ по дотушиванию и окарауливанию. После ликвидации лесного пожара производится прекращение всех работ по тушению и возврат сил и средств пожаротушения к местам постоянной дислокации или направление их на тушение других лесных пожаров (п.67 Правил тушения).

На территории Нукутского района в сфере лесного хозяйства осуществляет свою деятельность областное государственное автономное учреждение «Черемховский лесхоз» (ОГАУ «Черемховский лесхоз»). Учредителем ОГАУ «Черемховский лесхоз» является Иркутская область. Полномочия учредителя Учреждения от имени Иркутской области осуществляет министерство лесного комплекса Иркутской области.

Согласно п. 2.3 Устава основной целью деятельности Учреждения является обеспечение рационального, непрерывного и неистощительного использования лесов, их охраны, защиты и воспроизводства.

В соответствии с п. 2.4 Устава- для достижения целей, установленных п. 2.3 Устава учреждение выполняет работы, оказывает услуги по осуществлению мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, в том числе профилактика и ( или) тушение лесных пожаров, обеспечение пожарной безопасности, в соответствии с установленными Учредителем заданиями. по профилактике и тушению лесных пожаров, обеспечению пожарной безопасности в соответствии с установленными Учредителем заданиями.

Как следует из материалов дела, Министерством лесного комплекса Иркутской области утверждено государственное задание № 27 на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов на предоставление услуг в области лесоводства - ОГАУ «Черемховский лесхоз». В соответствии с государственным заданием на территории Нукутского лесничества Иркутской области предусмотрено выполнение работ в 2017г. по тушению лесных пожаров в лесах силами наземных формирований на площади 64887 га.

Судом установлено и из материалов дела следует, что в 2016, 2017 годах работниками пожарно-химической станции-1 типа, созданной на базе участка № 6 «Новонукутский» ОГАУ «Черемховский лесхоз» тушение лесных пожаров осуществлялось в темное время суток. Однако, ПХС-1 типа не имеет технических возможностей для обеспечения искусственного освещения при производстве работ по тушению лесных пожаров в темное время суток. Следовательно, при тушении пожаров в темное время суток не соблюдается техника безопасности.

Проанализировав требования положений Конституции Российской Федерации, Лесного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Правил тушения лесных пожаров, утвержденных приказом Минприроды России от 8 июля 2014 года № 313, Пособия для лесных пожарных Федеральной службы лесного хозяйства России 1994 года, учитывая установленные по делу обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о признании незаконным бездействия ОГАУ «Черемховский лесхоз», выразившегося в непринятии мер к обеспечению искусственного освещения при тушении лесных пожаров в темное время суток, в связи с чем, возложил на данное учреждение обязанность тушить лесные пожары в темное время суток с обеспечением искусственного освещения.

В целях обеспечения охраны лесов пожар подлежит непрерывному тушению вне зависимости от времени суток с момента получения сообщения о нем и до момента возращения сил и средств пожаротушения на места их дислокации после его полной ликвидации, при этом в темное время суток работы по тушению проводится только при условии обеспечения искусственного освещения.

Правила тушения пожаров допускают круглосуточное тушение пожаров, в отношении данного процесса установлено даже специальное правило – тушение при наличии искусственного освещения.

Таким образом, решение суда постановлено в строгом соответствии с нормами материального и процессуального права.

Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 84 КАС РФ, и соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Доводы апелляционных жалоб уже являлись предметом исследования в суде первой инстанции, которым дана надлежащая правовая оценка, направлены на переоценку выводов суда, не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем оснований для отмены решения суда по доводам жалоб не имеется.

Руководствуясь п. 1 ст. 309, ст. 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Нукутского районного суда Иркутской области от 2 ноября 2017 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства лесного комплекса Иркутской области – без удовлетворения.

Председательствующий Л.Г. Туглакова

Судьи Л.В. Гусарова

Р.И. Харин