ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-23199/20 от 16.09.2020 Московского областного суда (Московская область)

Судья: Захарова А.Н. Дело <данные изъяты>а-23199/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:

председательствующего Редченко Е.В.,

судей Соколовой Н.М., Мертехина М.В.,

при помощнике судьи Куулар А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании <данные изъяты> апелляционную жалобу Управления Росреестра по <данные изъяты> на решение Раменского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Росреестра по <данные изъяты> о признании незаконным бездействия по нерассмотрению жалобы, об обязании рассмотреть жалобы,

заслушав доклад судьи Редченко Е.В.,

объяснения представителя Управления Росреестра по <данные изъяты> - ФИО2,

установила:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Управлению Росреестра по <данные изъяты> о признании незаконным бездействия, выразившегося в не рассмотрении заявления (жалобы) Апелляционной комиссией по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственных прав, принятого в отношении документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета при Управлении Росреестра по <данные изъяты>. Просила обязать рассмотреть вопрос о принятии жалоб на решение о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации.

В обоснование требований указывалось, что административный истец дважды через сайт Росреестра и через МФЦ подавала в Апелляционную комиссию жалобы на решения о приостановления кадастрового учета, жалобам были присвоены соответствующие номера.

Однако жалобы в Апелляционной комиссией не были рассмотрены, в связи с чем административный истец считала, что имеет место незаконное бездействие, нарушающее ее права на соблюдение досудебного порядка и являющееся незаконным.

В судебном заседании суда первой инстанции представитель административного истца требования поддержал.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по <данные изъяты> требования не признала, представила письменные возражения. Дополнительно пояснила, что жалоба, поданная заявителем не рассматривалась апелляционной комиссией и была передана в территориальный орган для рассмотрения в порядке Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», так как жалоба была представлена в форме электронного документа и не соответствовала требованиям пункта 25 Положения «О порядке формирования и работы апелляционной комиссии, созданной при органе регистрации прав, перечня и форм документов, подготавливаемых в результате ее работы».

Решением Раменского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> требования были удовлетворены частично. Признано незаконным оспариваемое бездействие. На Управление Росреестра по <данные изъяты> была возложена обязанность рассмотреть вопрос о принятии жалоб на решение о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации.

В апелляционной жалобе Управление Росреестра по <данные изъяты> просит об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившегося лица, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 3 статьи 4 КАС РФ если для определенной категории административных дел федеральным законом установлен обязательный досудебный порядок урегулирования административного или иного публичного спора, обращение в суд возможно после соблюдения такого порядка.

Такой досудебный порядок установлен статьей 26.1 Федерального закона «О кадастровой деятельности».

Так, решение о приостановлении осуществления кадастрового учета (в случаях, если Закон о кадастровой деятельности допускает возможность осуществления кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав) или решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, принятые в отношении документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета (далее - решение о приостановлении), могут быть обжалованы в административном порядке заявителем или его представителем, а также кадастровым инженером, подготовившим межевой план, технический план или акт обследования, представленные в установленном Законом о кадастровой деятельности порядке с заявлением о кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, либо юридическим лицом, работником которого является кадастровый инженер, подготовивший межевой план, технический план или акт обследования, представленные в установленном Законом о кадастровой деятельности порядке с заявлением о кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, в апелляционную комиссию, созданную при федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, его территориальных органах (далее - апелляционная комиссия). При этом обжалование решения о приостановлении в судебном порядке возможно только после обжалования такого решения в апелляционную комиссию (часть 1).

Для обжалования решения о приостановлении лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, в апелляционную комиссию в течение тридцати дней с даты принятия решения о приостановлении представляется заявление об обжаловании решения о приостановлении. Соответствующее заявление представляется в апелляционную комиссию по месту нахождения органа регистрации прав, принявшего решение о приостановлении, в письменной форме при личном обращении, посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении либо в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере кадастровой деятельности, деятельности саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров (часть 2).

Заявление об обжаловании решения о приостановлении, представленное с нарушением требований, установленных частями 1 и 2 настоящей статьи, не принимается к рассмотрению апелляционной комиссией, о чем в течение трех рабочих дней информируется лицо, представившее такое заявление (часть 4).

В силу Положения о порядке формирования и работы апелляционной комиссии, созданной при органе регистрации прав, перечня и форм документов, необходимых для обращения в апелляционную комиссию, а также документов, подготавливаемых в результате ее работы (утверждено приказом Минэкономразвития России от <данные изъяты> N 193) аявление об обжаловании решения о приостановлении представляется в апелляционную комиссию по месту нахождения органа регистрации прав, принявшего решение о приостановлении в течение тридцати дней с даты принятия такого решения (пункт 21).

Требования к содержанию заявления перечислены в пункте 22 Положения.

В случае если с заявлением об обжаловании решения о приостановлении обращается представитель заявителя, действующий на основании доверенности, к такому заявлению прилагается надлежащим образом оформленная доверенность (пункт 23).

Заявление об обжаловании решения о приостановлении и документ, предусмотренный пунктом 23 настоящего Положения, представляются в апелляционную комиссию в форме документа на бумажном носителе лично либо посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении либо в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал (пункт 24).

Заявление об обжаловании решения о приостановлении, представляемое в апелляционную комиссию на бумажном носителе, подписывается заявителем с указанием его фамилии и инициалов. Заявление об обжаловании решения о приостановлении, представляемое в апелляционную комиссию в форме электронного документа, должно быть подписано усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя (пункт 25).

В отношении заявления об обжаловании решения о приостановлении апелляционная комиссия принимает одно из следующих решений:

об отказе в принятии к рассмотрению заявления об обжаловании решения о приостановлении;

об отклонении заявления об обжаловании решения о приостановлении;

об удовлетворении заявления об обжаловании решения о приостановлении (пункт 34).

Апелляционная комиссия отказывает в принятии к рассмотрению заявления об обжаловании решения о приостановлении в случае, если заявление об обжаловании решения о приостановлении представлено с нарушением требований, установленных в пунктах 20 - 25, 28, 29 и 30 настоящего Положения, о чем в течение трех рабочих дней информируется заявитель (пункт 35).

Из материалов дела усматривается, что <данные изъяты> через портал www.rosreestr.ru административный истец ФИО1 направила в апелляционную комиссию по обжалованию свою жалобу на решение о приостановлении кадастрового учета и государственной регистрации права от <данные изъяты>. Данное заявление не было подписано какой-либо подписью, в том числе не подписано и квалифицированной электронной подписью.

Данному сообщению был присвоен портальный <данные изъяты>.

<данные изъяты> через МФЦ г.о. Жуковский ФИО1 передала (жалобу) заявления (жалобу) в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по <данные изъяты>.

Данные заявления (жалобы) были рассмотрены Управлением Росреестра по <данные изъяты> как обращения в порядке Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», и направило в адрес ФИО1 ответы от <данные изъяты><данные изъяты> и <данные изъяты><данные изъяты>.

Удовлетворяя требования, суд первой инстанции исходил из того, что поданные ФИО1 жалобы не были рассмотрены Апелляционной комиссией, а рассматривались территориальным органом в порядке Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» ввиду несоответствия установленному порядку подачи. Суд первой инстанции пришел к выводу, что поданные жалобы не были рассмотрены в рамках действующего законодательства, ответ административному истцу не направлен в установленные сроки, а в случае нарушения требований, установленных в пунктах 20 - 25, 28, 29 и 30 названного Положения, апелляционная комиссия отказывает в принятии к рассмотрению заявления об обжаловании решения о приостановлении, при этом возможности передачи в территориальные подразделения заявлений (жалоб) для рассмотрения по существу не предусмотрено.

В качестве способа восстановления нарушенных прав административного истца суд первой инстанции возложил на Управление Росреестра по <данные изъяты> обязанность рассмотреть в установленном порядке вопрос о принятии жалобы (заявления) с учетом соблюдения административным истцом, требований установленных в пунктах 20 - 25, 28, 29 и 30 Положения.

Между тем, судебная коллегия не может согласиться с таким решением суда.

Прикрепленная через портал Росреестра первая жалоба ФИО1 не содержала ни рукописной подписи ФИО1, ни ее электронной подписи.

Вторая жалоба ФИО1 от <данные изъяты> подавалась через в МФЦ и была адресована не в апелляционную комиссию, а в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра по <данные изъяты>».

Таким образом, указанные жалобы ФИО1 не могли быть приняты Апелляционной комиссией для рассмотрения по существу, на чем настаивала ФИО1 при обращении в суд за защитой свих прав.

Таким образом, незаконного бездействия, выразившегося именно в нерассмотрении заявлений ФИО1 (так заявлены требования на л.д.10), Апелляционная комиссия не допускала.

Следует также отметить, что наличие препятствий для соблюдения досудебного порядка урегулирования спора, не может лишать ФИО1 реализовать свои права на судебную защиту.

С учетом изложенного, решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.

Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Раменского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> отменить, постановить по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении административного иска ФИО1 к Управлению Росреестра по <данные изъяты> о признании незаконным бездействия по нерассмотрению жалобы, об обязании рассмотреть жалобы.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи