Дело № 33а-2327/2019
Апелляционное определение
город Тюмень |
Судебная коллегия по административным делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего | Левиной Н.В., |
судей | ФИО1, ФИО2, |
при секретаре | ФИО3 |
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Г.Н.В. на решение Ленинского районного суда г. Тюмени от 13 февраля 2019 года, которым в удовлетворении административного искового заявления Г.Н.В. о признании незаконным решения государственной жилищной инспекции Тюменской области от 01 ноября 2018 года, возложении обязанности рассмотреть обращения и принять по ним решение отказано.
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Левиной Н.В., объяснения Г.Н.В., настаивавшей на доводах апелляционной жалобы, представителя Государственной жилищной инспекции Тюменской области Б.Е.С., возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Г.Н.В. обратилась в суд с административным иском Государственной жилищной инспекции Тюменской области (далее также – Жилищная инспекция) о признании незаконным решения об отказе в выдаче предписания о проведении перерасчета платы за коммунальную услугу по отоплению ненадлежащего качества, возложении обязанности рассмотреть ее обращения от 03 октября 2018 года и от 17 октября 2018 года и принять по ним решение. Требования мотивированы тем, что Г.Н.В. является собственником квартиры, расположенной по адресу: г. Тюмень, <.......>; управляющей компанией является общество с ограниченной ответственностью «Универсал» (далее также – ООО «Универсал»). Указывала, что дважды обращалась в Государственную жилищную инспекцию с заявлениями о нарушении ее прав как потребителя услуги «центральное отопление» в связи с повышенной температурой воздуха в квартире; 01 ноября 2018 года получен ответ на обращения, которым в выдаче предписания о проведении перерасчета за коммунальную услугу по отеплению ненадлежащего качества отказано. Выражая несогласие с названным ответом, ссылаясь на Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354 (далее также – Правила), ГОСТ 30494-2011, полагала, что коммунальная услуга «отопление» должна оказываться в соответствии с качеством, установленным в Приложении 1 к названным Правилам, а проверка качества ее предоставления должна производиться независимо от температуры наружного воздуха. Ссылаясь на пункт 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года, указывала, что Жилищной инспекцией не учтено, что факт ненадлежащего оказания коммунальных услуг может подтверждаться не только актом нарушения качества коммунальных услуг, но и любыми другими средствами доказывания.
Представитель Государственной жилищной инспекции Тюменской области Б.Е.С., действующая на основании доверенности от 04 февраля 2019 года (л.д.38), в судебном заседании против заявленных требований возражала по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласна Г.Н.В. В апелляционной жалобе просит решение отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, взыскать с административного ответчика госпошлину за подачу апелляционной жалобы. Выражая несогласие с выводом суда о возможности перерасчета только в случае снижения температуры воздуха в жилых комнатах или перерыва в предоставлении коммунальной услуги, указывает, что согласно пункту 15 раздела VI Приложения № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг, допустимое превышение нормативной температуры составляет не более 4 градусов; за каждый час отклонения температуры воздуха в жилом помещении суммарно в течение расчетного периода размер платы за коммунальную услугу в этом периоде снижается на 0,15 %. Сообщает, что управляющая компания обязана в своей деятельности руководствоваться требованиями к качеству коммунальных услуг, установленными Правилами, которые в свою очередь не содержат нормы, обязывающей собственников помещений самостоятельно регулировать подачу тепла.
Проверив материалы дела в соответствии с требованиями статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – также КАС РФ) в полном объеме, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с положениями пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решения, действия (бездействия) органов власти, должностных лиц могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействий) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 02 октября 2018 года и 17 октября 2018 года Г.Н.В. направила жалобы в Государственную жилищную инспекцию Тюменской области, мотивированные тем, что 15 октября 2018 года она обращалась в управляющую компанию ООО «Универсал» с заявлением о предоставлении перерасчета оплаты за коммунальную услугу по отеплению, на что ею получен отказ. Указывала, что температура в ее квартире превышает установленную нормативную температуру, о чем 01 октября 2018 года составлен акт. Полагая действия управляющей компании незаконными, просила провести по данному факту проверку и принять меры к восстановлению нарушенных прав.
Согласно ответу начальника инспекции - главного государственного жилищного инспектора Тюменской области Б.Л.Ф. от 01 ноября 2018 года, в отношении ООО «Универсал» проведена проверка, по результатам которой оснований для выдачи предписания в адрес управляющей компании о проведении перерасчета платы за коммунальную услугу по отоплению не выявлено. Указано, что акт от 01 октября 2018 года составлен с нарушением ГОСТ 30494-11, согласно которому в холодный период года измерение показателей микроклимата следует выполнять при температуре наружного воздуха не выше минус 5 градусов.
Отказывая Г.Н.В. в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным решения об отказе Государственной жилищной инспекции в выдаче предписания, суд первой инстанции пришел к выводу, что решение Государственной жилищной инспекции Тюменской области принято в соответствии с требованиями закона и не нарушает прав административного истца.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации принято постановление от 06 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов») (далее также – Правила).
В силу подпункта «е» пункта 4 Правил потребителю могут быть предоставлены следующие виды коммунальных услуг: отопление, то есть подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения № 1 к настоящим Правилам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления.
Согласно пункту 15 Приложения № 1 к Правилам в жилых помещениях должна быть обеспечена следующая нормативная температура воздуха: - не ниже +18 °C (в угловых комнатах - +20 °C), в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) -31 °C и ниже - в жилых помещениях - не ниже +20 °C (в угловых комнатах - +22 °C); в других помещениях в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (ГОСТ Р 51617-2000). Допустимое превышение нормативной температуры - не более 4 °C; допустимое снижение нормативной температуры в ночное время суток (от 0.00 до 5.00 часов) - не более 3 °C; снижение температуры воздуха в жилом помещении в дневное время (от 5.00 до 0.00 часов) не допускается. За каждый час отклонения температуры воздуха в жилом помещении суммарно в течение расчетного периода, в котором произошло указанное отклонение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 0,15 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением № 2 к Правилам, за каждый градус отклонения температуры, с учетом положений раздела IX Правил.
В соответствии с пунктом 104 Правил при обнаружении исполнителем факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее - нарушение качества коммунальных услуг) всем или части потребителей в связи с нарушениями (авариями), возникшими в работе внутридомовых инженерных систем и (или) централизованных сетей инженерно-технологического обеспечения, исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале регистрации таких фактов дату, время начала и причины нарушения качества коммунальных услуг (если они известны исполнителю). Если исполнителю такие причины неизвестны, то исполнитель обязан незамедлительно принять меры к их выяснению.
Пунктом 108 Правил установлено, что в случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя не известны причины нарушения качества коммунальной услуги он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги.
Согласно пункту 109 Правил по окончании проверки составляется акт проверки. Если в ходе проверки будет установлен факт нарушения качества коммунальной услуги, то в акте проверки указываются дата и время проведения проверки, выявленные нарушения параметров качества коммунальной услуги, использованные в ходе проверки методы (инструменты) выявления таких нарушений, выводы о дате и времени начала нарушения качества коммунальной услуги.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12 июля 2012 года № 191-ст введен в действие «ГОСТ 30494-2011. Межгосударственный стандарт. Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях», который устанавливает параметры микроклимата обслуживаемой зоны помещений жилых (в том числе общежитий), детских дошкольных учреждений, общественных, административных и бытовых зданий, а также качества воздуха в обслуживаемой зоне указанных помещений и устанавливает общие требования к оптимальным и допустимым показателям микроклимата и качеству воздуха.
В силу пункта 6.1 ГОСТ 30494-2011 в холодный период года измерение показателей микроклимата следует выполнять при температуре наружного воздуха не выше минус 5 °C. Не допускается проведение измерений при безоблачном небе в светлое время суток.
Таким образом, проверка качества оказания коммунальной услуги по отоплению должна производиться при определенных условиях, установленных ГОСТ 30494-2011.
Поскольку измерение температуры в жилом помещении произведено при температуре наружного воздуха выше минус 5 °C, то есть с нарушением перечисленных условий, административным ответчиком обоснованно акт от 01 октября 2018 года расценен, как не являющийся основанием для перерасчета платы за коммунальную услугу.
Иных доказательств нарушения порядка предоставления Г.Н.В. коммунальной услуги по отоплению жилого помещения в материалах дела также не имеется.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что у Государственной жилищной инспекции Тюменской области отсутствовали основания для выдачи предписания в адрес ООО «Универсал» о произведении перерасчета платы за коммунальную услугу.
Позиция административного истца со ссылкой на пункты 2.12, 2.13 и 6.2 ГОСТ 30494-2011, что температура наружного воздуха не является препятствием для проведения замеров, во внимание судебной коллегией не принимается, поскольку она основана на неверном толковании названных положений ГОСТ.
В силу пункта 2.12 ГОСТ 30494-2011 теплый период года: период года, характеризующийся среднесуточной температурой наружного воздуха выше 8 °C.
Согласно пункту 2.13 ГОСТ 30494-2011 холодный период года: период года, характеризующийся среднесуточной температурой наружного воздуха, равной 8 °C и ниже.
Указанным ГОСТ 30494-2011 установлена различная температура, при которой возможно проведение замеров, для теплого и холодного периода года.
Постановлением Администрации г. Тюмени от 27 сентября 2018 года № 551-пк «О начале отопительного периода 2018 - 2019 годов в городе Тюмени» определена дата начала отопительного периода 2018 - 2019 годов на территории муниципального образования городской округ город Тюмень – 27 сентября 2018 года.
При этом начало отопительного периода в соответствии с пунктом 5 Правил связывается с началом холодного периода года.
Поскольку акт составлен 01 октября 2018 года, то есть после начала отопительного периода, в холодный период года, при проведении замеров следует руководствоваться пунктом 6.1 ГОСТ 30494-2011.
В целом доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, они основаны на неправильном толковании примененных судом нормативно-правовых актов и неверном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, направлены на иную оценку доказательств по делу, что в силу закона основанием для отмены решения не является.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения, - оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Ленинского районного суда г. Тюмени от 13 февраля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Г.Н.В. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи коллегии