Судья Анчи Н.М. Дело № 33а-2327/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Кызыл 19 декабря 2017 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Салчак А.А.,
судей Железняковой С.А., Таргына А.О.,
при секретаре Чимит Е.Ш.,
с участием прокурора Ооржак С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску заместителя прокурора г. Кызыла в интересах неопределённого круга лиц к Мэрии г.Кызыла о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить нарушения федерального законодательства по апелляционной жалобе представителя административного ответчика - Мэрии города Кызыла ФИО1 на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 31 августа 2017 года.
Заслушав доклад судьи Железняковой С.А., пояснения прокурора Ооржак С.А.,
УСТАНОВИЛА:
Заместитель прокурора г. Кызыла Иргит Р.Э. обратилась суд с административным исковым заявлением к Мэрии города Кызыла о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить нарушения федерального законодательства, указывая на то, что прокуратурой г. Кызыла проведена проверка по обращению генерального директора АО «Кызылская ТЭЦ» по вопросу законности строительства объекта в непосредственной близости от тепловых сетей. В ходе проверки установлено, что во дворе домов № и № по ** непосредственно на тепловой сети централизованного водоснабжения, проходящей от ЦТП № до жилого дома по **, имеются объекты – гаражи капительного характера. Мэрией г. Кызыла решение о выделении земельного участка для установки гаражей и разрешение на строительство данных гаражей не выдавалось, что подтверждается информацией Мэрии г.Кызыла от 22 июля 2015 года. По результатам проверки прокуратурой г.Кызыла мэру г.Кызыла ХВТ 7 ноября 2016 года внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства за № 484ж-2015. Однако с 19 июня 2015 года по сегодняшний день конкретные меры к устранению выявленных нарушений не приняты, меры судебного понуждения Мэрией г.Кызыла по освобождению земельного участка от незаконно возведённых самовольных построек на основании ст.222 Гражданского кодекса РФ не приняты. Незаконное бездействие Мэрии г. Кызыла, выразившееся в непринятии конкретных мер по устранению нарушений, указанных в представлении об устранении нарушений федерального законодательства от 7 ноября 2016 года, а именно в непринятии решения о сносе самовольной постройки и демонтаже капительных гаражей, находящихся над тепловыми сетями, может привести к нарушению прав неопределённого круга лиц и повлечь за собой вследствие возникновения аварийной ситуации угрозу жизни и здоровья граждан. Просит суд признать незаконным бездействие Мэрии г. Кызыла, выразившееся в непринятии конкретных мер по устранению выявленных нарушений, указанных в представлении об устранении нарушений федерального законодательства от 7 ноября 2016 года. Обязать Мэрию г. Кызыла в течение трёх месяцев с даты вступления решения суда в законную силу принять меры по освобождению земельного участка от незаконно возведённых самовольных построек – гаражей, расположенных по адресу: **, №.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 31 августа 2017 года административный иск заместителя прокурора г. Кызыла удовлетворён.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика – Мэрии города Кызыла (далее - мэрия) ФИО1 просит отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска, указывая, что на требования и представления прокуратуры г.Кызыла Мэрия г.Кызыла отвечала в сроки. Прокуратура г. Кызыла, обращаясь в суд с данным административным исковым заявлением в интересах неопределённого круга лиц на основании обращения организации, требует от мэрии освободить земельный участок от гаражей, но данные гаражи не числятся в реестре муниципальной собственности. Земельный участок от гаражей должны освободить владельцы гаражей. Решения суда о признании гаражей самовольными строениями не имеется. Прокуратура г. Кызыла и АО «Кызылская ТЭЦ» не заявляли требование о признании расположенных на участке объектов самовольными постройками и их сносе в порядке искового судопроизводства. Прокуратурой г. Кызыла и судом не установлено на балансе какой организации и на каком праве принадлежат тепловые сети под гаражами, кто эксплуатирует данные тепловые сети. Мэрия г. Кызыла не является балансодержателем тепловых сетей под гаражами, также не эксплуатирует тепловые сети. В заявлении прокуратуры г. Кызыла не приведены нормы законодательства, запрещающие строительство объектов капитального строительства на тепловых сетях. Организация, эксплуатирующая тепловые сети, обязана организовывать и осуществлять контроль за соблюдением требований Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок. АО «Кызылская ТЭЦ» сама не лишена права предъявлять требованиям о сносе гаражей к владельцам гаражей. Сведений о том, согласовано ли строительство гаражей владельцами с АО «Кызылская ТЭЦ» не имеется. Прокуратура г. Кызыла фактически выступает в защиту интересов АО «Кызылская ТЭЦ», что прямо запрещено действующим законодательством. Мэрия г. Кызыла в силу своих полномочий провела земельный контроль, выехала на место и осмотрела гаражи, составила акт. Инспектора земельного контроля развешивали уведомления на гаражах, публиковали сообщения в средствах массовой информации, которые остались без внимания. Бездействия Мэрии г. Кызыла по непринятию мер по освобождению земельного участка от гаражей не усматривается. Земельный участок не принадлежит городскому округу «Город Кызыл Республики Тыва», а принадлежит Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва.
Представитель административного ответчика – Мэрии города Кызыла, представитель заинтересованного лица – АО «Кызылская ТЭЦ», заинтересованное лицо ФИО2 Г в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, поэтому судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.
Заинтересованное лицо Ооржак Л в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, написала заявление о том, что к гаражам, указанным в деле, не имеет никакого отношения, гараж, которым она пользуется, находится напротив дома по **, а на схеме гаражи стоят напротив дома по **.
Прокурор Ооржак С.А. в судебном заседании просила оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Выслушав прокурора, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее – Федеральный закон №2202-1) прокурор вправе обратиться в суд заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, 7 ноября 2016 года заместителем прокурора г. Кызыла ЦМА в адрес мэра г. Кызыла ХВТ внесено представление об устранении нарушений требований федерального законодательства по результатам проведённой проверки по обращению генерального директора АО «Кызылская ТЭЦ» по вопросу законности строительства объекта в непосредственной близости от тепловых сетей. На основании статей 6, 24 Федерального закона № 2202-1 заместитель прокурора г. Кызыла ЦМА потребовала: 1) безотлагательно рассмотреть представление, принять конкретные меры по устранению и недопущению впредь подобных нарушений закона, их причин и условий им способствовавших; 2) рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших выявленные нарушения; 3) о времени и месте рассмотрения представления заблаговременно сообщить в прокуратуру г.Кызыла для принятия участия; 4) о результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить в прокуратуру г.Кызыла в письменной форме в установленный законом месячный срок с приложением копий соответствующих приказов и материалов рассмотрения вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности.
Управлением по административно-техническому надзору Мэрии г. Кызыла 29 ноября 2016 года за исх. № на представление от 7 ноября 2016 года дан ответ, что приведённые нарушения в требовании рассмотрены с участием помощника прокурора г. Кызыла ФТС Проведена работа с сотрудниками отдела земельного контроля Управления о надлежащем исполнении своих должностных обязанностей. Сотрудники ознакомлены с представлением. В связи с отсутствием сведений о владельце гаража и отсутствием материалов проверки в отделе земельного контроля в пресс-службу Мэрии направлено сообщение о поиске владельца гаража для публикации в СМИ. При неявке в месячный срок после публикации владельца гаража в соответствии с пунктом 4 статьи 222 ГК РФ будут проведены мероприятия по демонтажу капитального строения. При установлении владельца будет составлен акт и передача материалов в правовое управление Мэрии для подачи иска в суд о принудительном демонтаже. В связи с тем, что сотрудники Мэрии, проводившие проверку, в данный момент не работают привлечь к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших выявленное нарушение, невозможно.
Суд первой инстанции, рассматривая настоящее административное исковое заявление, пришёл к выводу, что исковые требования заместителя прокурора г. Кызыла подлежат удовлетворению, поскольку расположение на земельном участке в зоне расположения тепловых сетей предприятия объектов капитального строительства создаёт препятствия в пользовании предприятием принадлежащим ему имуществом, в производстве работ, направленных на обеспечение сохранности тепловых сетей и предотвращение несчастных случаев. Неисполнение ответчиком требований прокурора нарушает не только положения общеобязательных правовых норм, регламентирующих отношения в области градостроительной деятельности, но и при возникновении аварии на теплотрассе наличие строения может сделать затруднительным восстановление нормального теплоснабжения, возможно причинение вреда жизни и здоровью людей, проживающих в районе обслуживания теплотрассы.
С указанными выводами суда согласиться нельзя по следующим основаниям.
В административном иске заместитель прокурора г. Кызыла Иргит Р.Э. ставит вопрос о незаконном бездействии Мэрии г. Кызыла, выразившемся, по её мнению, в неисполнении пункта 1 предписания от 7 ноября 2016 года, а суд в решении ссылается на неисполнение административным ответчиком требований прокурора от 8 февраля 2016 года, от 20 февраля 2016 года, от 5 мая 2016 года, от 15 июня 2016 года, от 15 сентября 2016 года, от 25 октября 2016 года, от 30 января 2017 года.
В соответствии со статьями 1 и 22 Федерального закона № 2202-1 прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями на осуществление от имени Российской Федерации надзора за соблюдением действующих на её территории законов. Реализуя эти полномочия, прокурор вправе проверять исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона, а также вносить представления об устранении выявленных нарушений закона.
В силу положений пункта 1 статьи 24 Федерального закона № 2202-1 представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Из смысла вышеуказанных правовых норм следует, что представление прокурора должно содержать указание на нарушение определённых норм закона лицом, в адрес которого оно вынесено. Кроме того, в представлении должно быть указано, какие именно необходимо принять меры для устранения выявленных нарушений закона, их причин и условий, способствующих данному нарушению закона. В противном случае, лицо лишено возможности устранить выявленные нарушения, иными словами, исполнить требования представления.
Рассматривая пункт 1 требования, содержащегося в представлении от 7 ноября 2016 года, судебная коллегия по административным делам приходит к выводу о том, что он не содержит в себе конкретных требований к исполнителю представления, в нём не указано какие именно меры мэр города Кызыла должен принять и для устранения какого именно нарушения, в связи с чем неопределённость требования влечёт невозможность его исполнения.
В самом тексте представления заместителя прокурора г. Кызыла от 7 ноября 2016 года приведены нормы пункта 26 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 4 статьи 222 Гражданского кодекса без указания на то, какие перечисленные нормы права нарушены Мэрией г. Кызыла.
Затем в представлении указывается на то, что Мэрия г. Кызыла в соответствии с Уставом г. Кызыла и в силу федерального законодательства наделена полномочиями выступать в интересах муниципального образования город Кызыл в судах, правоохранительных органах, в том числе в качестве истцов по искам об устранении препятствий в пользовании земельными участками, признании имущества бесхозяйным, признании права муниципальной собственности на бесхозяйные вещи, взыскании неосновательного обогащения по использованию земельных участков, а также о сносе самовольных построек, расположенных в пределах территории города и делается вывод о том, что поскольку капитальные гаражи, расположенные по адресу: **, являются самовольными постройками, право собственности на самовольные постройки не зарегистрировано за Российской Федерацией, то Мэрия г. Кызыла вправе требовать устранения всяких нарушений своих прав, в том числе освобождения земельного участка от незаконно возведённых ответчиком самовольных построек на основании статьи 222 ГК РФ. Однако, как далее указано в представлении, с июля 2015 года по сегодняшний день меры к устранению выявленных нарушений не приняты, меры судебного понуждения Мэрией г. Кызыла к устранению всяких нарушений своих прав, в том числе по освобождению земельного участка от незаконно возведённых ответчиком самовольных построек на основании статьи 222 ГК РФ не приняты.
Из текста представления усматривается, что прокурор считает, что Мэрия г. Кызыла бездействует, не обращаясь в суд с иском к ответчикам о сносе самовольных построек.
Вместе с тем, заместитель прокурора г. Кызыла не учёл, что у Мэрии г. Кызыла есть право на обращение в суд с иском о сносе самовольных построек только при условии, если будет установлено, кто является ответчиком по иску, то есть будут установлены владельцы гаражей, расположенных по адресу: г. Кызыл, во дворе домов по **. На момент внесения представления и обращения с административным иском в суд ни заместителю прокурора г. Кызыла, ни мэрии не было известно об этом, хотя мэрия предпринимала действия по установлению владельцев гаражей, развешивая на гаражах и размещая в интернете объявления, что подтверждается материалами административного дела, поэтому говорить о том, что стороны Мэрии г. Кызыла имеет место незаконное бездействие нельзя.
Кроме того, Мэрией г. Кызыла был произведён ряд действий во исполнение представления, в частности:
11 ноября 2016 года в средствах массовой информации опубликовано объявление о розыске владельцев гаражей по ул. ** дом № и №.
29 ноября исх. № в адрес заместителя прокурора г. Кызыла направлено информационное письмо о произведённых и планируемых действиях.
19 декабря 2016 года Мэрией г. Кызыла вынесено распоряжение №, в котором на Управление по административно-техническому надзору мэрии г. Кызыла возложена обязанность организовать 23 декабря 2016 года с 9 до 16 часов комплекс мероприятий по высвобождению земельных участков, занятых самовольными постройками, в том числе по адресу: **, гараж во дворе домов **.
2 февраля 2017 года Департамент архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии г. Кызыла направил в адрес заместителя прокурора г. Кызыла письмо о том, что в данное время произвести демонтаж гаража, расположенного по адресу: г. Кызыл, во дворе домов № и № по **, не представляется возможным в связи с ремонтом соответствующей техники МУП «Благоустройство», продолжаются мероприятия по установлению владельца данного гаража для составления акта и передачи материалов в правовое управление мэрии для подачи искового заявления в суд.
Таким образом, Мэрией г. Кызыла не допущено незаконного бездействия при рассмотрении представления прокурора от 7 ноября 2016 года, поскольку представление не содержит конкретных мер, которые должен предпринять административный ответчик, а им принимались меры по исполнению представления по своему усмотрению: осуществлялись поиски владельцев возведённых гаражей, издано распоряжение о демонтаже гаража.
С учётом изложенного решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 31 августа 2017 года отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска заместителя прокурора г. Кызыла в интересах неопределённого круга лиц к Мэрии г. Кызыла о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить нарушения федерального законодательства.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 20 декабря 2017 года.
Председательствующий
Судьи