ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2334-2022 от 02.08.2022 Курского областного суда (Курская область)

Судья Умеренкова Е.Н. Дело №33а-2334-2022 г.

а-400/29-2022

46RS0-57

КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Курского областного суда в составе:

председательствующего Ермакова М.И.,

судей Курочкиной И.А., Ягерь Е.А.,

при секретаре Прониной Ю.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 2 августа 2022 года административное дело по административному исковому заявлению Дмитришина Дмитрия Олеговича к ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курской области, УФСИН России по Курской области, ФСИН России об оспаривании действий (бездействий) и взыскании компенсации, поступившее с апелляционной жалобой ФСИН России на решение Ленинского районного суда г. Курска от 18 апреля 2022 г., которым постановлено:

«Административное исковое заявление Дмитришина Дмитрия Олеговича удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курской области по обеспечению надлежащих условий содержания Дмитришина Дмитрия Олеговича в период его содержания в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курской области.

Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний России за счет казны Российской Федерации в пользу Дмитришина Дмитрия Олеговича компенсацию за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении в размере 5 000 (пять тысяч) рублей 00 (ноль) копеек.

В удовлетворении остальной части исковых требований Дмитришина Дмитрия Олеговича отказать».

Заслушав доклад судьи Ягерь Е.А., выслушав объяснения представителя ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курской области, УФСИН России по Курской области, ФСИН России Павловского А.В., представителя Министерства финансов РФ Захарьину Е.В., поддержавших доводы жалобы, представителя прокуратуры Курской области Мезенцеву Н.И., возражавшую против удовлетворения жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Дмитришин Д.О. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курской области о признании незаконным действия (бездействия), выраженного в ненадлежащих условиях содержания в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курской области, где он отбывал наказание в виде лишения свободы по приговору Кетовского районного суда Курганской области от 24.09.2015 в период с 26.01.2016 по 27.02.2021, взыскании компенсации в размере 1 500 000 руб., мотивируя требования тем, что в указанный период времени имелись нарушения условий его содержания, а именно: нарушена минимальная норма площади жилой секции в отрядах №№3,5,9,13,18,22, фактическое отсутствие обособленного спального места при наличии кровати на одного осужденного; отсутствие в секции отрядов приточно-вытяжной вентиляции, москитных сеток на окнах; недостаточное естественное и искусственное освещение; отсутствие достаточного количества посадочных мест в комнате приема пищи; отсутствие достаточного количества мест для справления естественных нужд, умывания; отсутствие в туалете кабинок, обеспечивающих приватность, антисанитарные условия туалета, умывальника в швейном цехе учреждения; отсутствие душевых и горячей воды; отсутствие достаточного количества помывочных мест в бане, отсутствие в бане кабинок, обеспечивающих приватность; ненадлежащее качество водопроводной воды; отсутствие необходимого набора санитарно-гигиенических средств; несоблюдение норм хозяйственного обихода, требований пожарной безопасности, то есть имели место бесчеловечные и унижающие человеческое достоинство условия его содержания.

Суд постановил вышеуказанное решение о частичном удовлетворении административного искового заявления.

В апелляционной жалобе ФСИН России просит решение суда изменить, в удовлетворении административных исковых требований отказать в полном объеме.

В суд апелляционной инстанции не явились административный истец Дмитришин Д.О., извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в связи с чем, судебная коллегия в соответствии с частью 6 статьи 226 КАС РФ находит возможным, рассмотреть дело в его отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия по административным делам Курского областного суда приходит к следующему.

В соответствии с положением статьи 310 КАС Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В судебном заседании установлено, что Дмитришин Д.О. осужден приговором Кетовского районного суда Курганской области от 24.09.2015 по ч. 1 ст. 30, п. «з» ч. 2 ст. 105 УК РФ к 8 годам 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима с ограничением свободы сроком 1 год. Апелляционным определением Курганского областного суда от 08.12.2015 данный приговор оставлен без изменения. Начало срока отбывания наказания - 28.11.2013, дата окончания срока- 27.05.2022. Дмитришин Д.О. отбывал наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курской области в период с 26.01.2016 по 27.02.2021, где содержался в следующих отрядах: №3 (с 01.02.2016 по 09.04.2016), №9 (с 10.04.2016 по 04.05.2016), №13 (с 05.05.2016 по 04.07.2016), №5 (с 05.07.2016 по 18.07.2017), №18 (с 19.07.2017 по 06.12.2020), №22 (с 07.12.2020 по 27.02.2021).

По прибытии в указанное исправительное учреждение Дмитришин Д.О. был обеспечен вещевым имуществом в соответствии с приказом Минюста России от 03.12.2013 №216 «Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах», в частности, 26.01.2016 был обеспечен следующим вещевым имуществом: курткой утепленной (1 шт.), свитером трикотажным (1 шт.), костюмом х/б (2 комплекта), панталетами (1 пара), сорочкой х/б (2 шт.), полотенцем (2 шт.), майкой (2 шт.), зимним головным убором (1 шт.), ботинками с/к (1 пара), носками х/б (4 пары), носками п/ш (2 пары), зубной щеткой (1 шт.). В дальнейшем заявления от осужденного Дмитришина Д.О. на получение вещевого довольствия в бухгалтерию учреждения не поступало.

Прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Курской области на постоянной основе проводились проверки в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курской области, по результатам которых в адрес исправительного учреждения выносились представления.

Так, из представления Курской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Курской области от 23.09.2016 №14-2016 следует, что в ходе проведения проверки в сентябре 2016 года соблюдения исправительными учреждениями УФСИН России по Курской области требований на материально-бытовое обеспечение осужденных в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курской области в отрядах №№1, 4, 6, 7, 8, 14, 16 не соблюдалась норма жилой площади в расчете на одного осужденного, в общежитии отряда №8 отсутствовал комнатный термометр, в отрядах №№1, 2, 3, 4, 14 имело место недостаточное количество умывальников (в частности, в отряде №3 на 96 осужденных имелось 6 умывальников при норме 1 умывальник на 10 человек), в отрядах №№ 3, 4, 5, 14 в комнатах для умывания имело место антисанитарное состояние (грязь, повышенная влажность, отслоение штукатурки и краски, дым от сигарет), в отрядах №№1, 2, 3, 18, 21, 23 в наличии по одному холодильнику (количество осужденных соответственно 62, 70, 96, 48, 33, 59), в отряде №14 нет необходимого количества пищевых ячеек для осужденных, в отряде №4 линолеум порван, имеет дефекты, полы ветхие, требуют замены. При этом УФСИН России по Курской области изысканы денежные средства, которые направлены в учреждение на закупку строительных материалов для устранения выявленных специализированной прокуратурой нарушений, о чем 02.11.2016 доведено заместителю прокурора Курской области.

Из представления Курской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Курской области от 29.10.2019 №14-2019 следует, что в ходе проведения 28.10.2019 проверки исполнения требований законодательства в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курской области не установлено превышения лимита наполнения исправительного учреждения, при этом выявлены следующие нарушения: помещения отрядов №№3, 4, 5, 6 требуют проведения ремонта, как и санитарные узлы данных отрядов, требуется проведение ремонта в помывочной банно-прачечного комплекса, наблюдаются следы потеков на потолке и стенах, не работает вентиляция. О принятых мерах по результатам рассмотрения представления 26.11.2019 доведено до Курского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Курской области Шатунова А.А.

Как следует из представленных материалов, УФСИН России по Курской области проводились проверки деятельности исправительного учреждения по различным направлениям. Так, в вопросах капитального строительства и ремонта в 2018 году недостатков при выполнении строительных и ремонтных работ на объектах учреждения не выявлено, все строительные работы велись согласно технологии производства. При этом при проверке УФСИН России по Курской области банно-прачечного и вещевого обеспечения осужденных в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курской области установлено, что на складе учреждения постоянно поддерживается необходимый запас вещевого имущества, осужденные обеспечены вещевым имуществом и постельными принадлежностями в полном объеме; работа банно-прачечного блока в исправительном учреждении организована в соответствии с требованиями инструкции по организации санитарно-эпидемического надзора за банно-прачечным обеспечением осужденных 18/29-500 от 3.12.2003, помывка спецконтингента производится 2 раза в 7 дней, стирка постельных принадлежностей производится согласно графику, утвержденному начальником учреждения. При проверке УФСИН России по Курской области складских помещений и столовой для спецконтингента в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курской области выявлены нарушения, касающиеся отсутствия ряда стендов, плакатов, графиков, маркировки некоторого инвентаря. При проверке соблюдения санитарного законодательства на объектах ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курской области выявлено, что на момент проверки имелся рост плесневого грибка, в раздевалке напольное покрытие (линолеум) не закреплено к основанию, иных нарушений по пищеблоку, хлебопекарне, продовольственным складам, банно-прачечному комплексу, общежитиям спецконтингента не выявлено; недостатков по контрольно-показательной варке пищи не установлено. В 2019 году установлено, что не ведется работа по контролю над помывкой осужденных, отсутствует контроль за сдачей осужденными постельных принадлежностей в стирку; по акту контрольно-показательной варки пищи недостатков не установлено. В 2020 году при обходе объектов жилой зоны, производственной зоны, гаража, административного здания, проверке строительной документации установлено, что строительная деятельность в учреждении организована подрядным и хозяйственным способом, выделенные денежные средства освоены в полном объеме, нарушений норм списания материальных запасов не выявлено.

ДД.ММ.ГГГГ в Курскую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Курской области поступило обращение Дмитришина Д.О. по вопросам материально-бытового обеспечения в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курской области в период с 26.01.2016 по 27.02.2021, на что прокурором данной прокуратуры Шатуновым А.А. в адрес Дмитришина Д.О. сообщено о выявленных в ходе проверок в 2016-2021 годах в отрядах №№3,5,9,13,18, бане, швейном цехе №4 фактах несоблюдения норм о материально-бытовом обеспечении осужденных, нарушениях санитарно-гигиенических норм. Указано, что к числу характерных нарушений этой категории относятся повышенная влажность, поражение грибком поверхностей стен и потолков, отслоение штукатурки и краски, дефекты пола, стен, потолка, отсутствие необходимого набора санитарно-гигиенических средств, несоблюдение норм оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества), требований пожарной безопасности, в связи с чем прокуратурой вносились представления, возбуждались производства об административных правонарушениях.

Суд, разрешая требования Дмитришина Д.О., установив, что его содержание в ФКУ ИК-2 УФСИН России имело место в ненадлежащих условиях, а именно в 2016 году в отряде №3, в котором содержался административный истец в период времени с 01.02.2016 по 09.04.2016, имелся недостаток умывальников, холодильников; в отряде №5, в котором содержался административный истец в период времени с 05.07.2016 по 18.07.2017, имело место антисанитарное состояние (грязь, повышенная влажность, отслоение штукатурки и краски, дым от сигарет), что явилось следствием бездействия со стороны административных ответчиков, которые достаточных мер для устранения имеющихся недостатков не предпринимали, пришел к выводу об удовлетворении требований Дмитришина Д.О. в части признания незаконным бездействия по обеспечению надлежащих условий содержания Дмитришина Д.О. в период его содержания в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курской области и наличии оснований для присуждения денежной компенсации в размере 5 000, 00 руб.

Законность и справедливость при рассмотрении судами административных дел обеспечиваются соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, а также с получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (статьи 6, 8, 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, далее также - КАС РФ).

В силу ч. 1 ст. 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

Согласно ч. 1, 2 ст. 12.1 УИК РФ лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.

Меры принуждения, ограничивающие свободу и личную неприкосновенность, применяемые в связи с необходимостью изоляции лица от общества, пребывания в ограниченном пространстве, должны осуществляться без нарушения условий содержания лиц, подвергнутых таким мерам.

Под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц (пункты 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания").

В пункте 14 поименованного постановления разъяснено, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.

О наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации.

Статья 99 УИК РФ предусматривает, что норма жилой площади в расчете на каждого осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров. Осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Они обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий, индивидуальными средствами гигиены (как минимум мылом, зубной щеткой, зубной пастой (зубным порошком), туалетной бумагой, одноразовыми бритвами (для мужчин). Минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации. За счет средств предприятий, привлекающих к труду осужденных, им может быть организовано дополнительное питание сверх установленных норм. Нормы вещевого довольствия осужденных утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. Осужденные, не работающие по не зависящим от них причинам, осужденные, не получающие пенсии, обеспечиваются питанием и предметами первой необходимости за счет государства.

Приказом ФСИН России от 27.07.2006 N 512 "Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы", в том числе, утверждены нормы обеспечения мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, уголовно-исполнительной системы (Приложение 2), нормы обеспечения оборудованием, инвентарем и хозяйственным имуществом для объектов коммунально-бытового назначения учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы (Приложение 5). Так, согласно данным приложениям в общежитии в спальном помещении, в частности, предусмотрена кровать металлическая на 1 человека, тумбочка прикроватная 1 на 2-х чел., табурет - 1 на человека, стол прямоугольный - 1 на отряд; в комнате для умывания, в частности, умывальник (рукомойник)- 1 на 10 чел. Комната для умывания в общежитиях для осужденных обеспечивается 1 умывальником на 10 человек. Комната для хранения продуктов и приема пищи обеспечивается 1 столом для раскладки продуктов и приема пищи и 2 табуретами.

Помывка спецконтингента производится в бане учреждения согласно Инструкции по организации государственного санитарно-эпидемиологического надзора за банно-прачечным обеспечением осужденных, утв. Минюстом РФ 08.11.2001 N 18/29-395, методическими рекомендациями по организации банно-прачечного обеспечения осужденных и лиц, содержащихся в следственных изоляторах, утвержденных ФСИН России 03.09.2015, в соответствии с требованиями СанПин 2.1.2.3150-13 «Санитерно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы бань и саун». Порядок помывки осужденных определяется графиком помывки, утвержденным начальником исправительного учреждения, в котором, в том числе, устанавливается очередность помывки отрядов.

В соответствии с нормативными показателями освещения основных помещений общественных, жилых и вспомогательных зданий по СП 52.13330.2016 средняя горизонтальная освещенность общежитий отрядов в учреждении составляет не менее 150 люкс.

Удовлетворяя административный иск в части и признавая нарушения условий содержания, а также присуждая компенсацию в размере 5 000 рублей, суд первой инстанции исходил из того, что в период отбывания Дмитришина Д.О. наказания в исправительном учреждении в отряде №3, в котором содержался административный истец в период времени с 01.02.2016 по 09.04.2016 гг. имелся недостаток умывальников, холодильников, в отряде №5, в котором содержался административный истец в период времени с 05.07.2016 по 18.07.2017, имело место антисанитарное состояние (грязь, повышенная влажность, отслоение штукатурки и краски, дым от сигарет)

При этом, при снижении размера денежной компенсации судом было учтено, что Лимит наполнения данного исправительного учреждения составляет 1550 человек. Общая площадь спальных расположений отрядов осужденных, с учетом карантинного отделения, отряда СУОН, спального расположения караула пожарной части, камер ШИЗО, составляет 3777,6 кв. м. Дополнительная площадь в отрядах (коридоры, комнаты воспитательной работы), без учета комнат хранения продуктов питания, гладильных, сушилок, раздевалок, которой могут пользоваться осужденные, составляет 1329,8 кв. м. Общая площадь прогулочных двориков локальных участков составляет не менее 2000 кв. м. Также на территории исправительного учреждения имеется храм (29,4 кв. м), столовая (491,8 кв. м. без учета площади, на которой трудоустроены осужденные), баня (121,4 кв. м), клуб (331,2 кв. м).

Численность осужденных составила в исправительном учреждении: 1257, 1457, 1284, 1359, 1344, 1089, на участке колонии-поселении -34, 37, 42, 42, 35, 314, в ФКУЗ МСЧ-46 ФСИН России -47, 46, 56, 63, 62, 64- по годам в 2016, 2017, 2018, 2019, 2020, 2021- соответственно. Согласно среднесписочной численности осужденных фактическое наполнение учреждения соответствует установленному лимиту, не превышало его. Так, площадь спальных расположений на одного осужденного составила: 3,00 кв. м., 2,59 кв. м., 2,94 кв. м., 2,77 кв. м, 2,81 кв. м, 4, 46 кв. м., общая площадь в отрядах на одного осужденного -4,06 кв. м., 3,50 кв. м., 3,97 кв. м, 3,75 кв. м., 3, 80 кв. м., 4, 68 кв. м – в 2016, 2017, 2018, 2019, 2020, 2021 годах- соответственно.

При этом жилая площадь общежитий отрядов и нормативной численности осужденных составляли: №3- 207 кв. м на 103 осужденных, №5- 138 кв. м. на 69 осужденных, №9 -137 кв. м на 68 осужденных, №13 – 138 кв. м. на 69 осужденных, №18- 137 кв. м на 68 осужденных, №22- 124 кв. м на 62 осужденных.

Таким образом, установленный лимит наполнения колонии фактически соответствует реальным возможностям учреждения по размещению осужденных.

Все общежития осужденных оснащены приточно-вытяжной вентиляцией, в зданиях общежитий предусмотрены вентиляционные шахты.

В ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курской области централизованные системы водоснабжения, водоотведения, отопления. Водоснабжение осуществляется из городских сетей МУП «Водоканал», подача холодной воды бесперебойная, обеспечение горячей водой в санузлах общежитий не предусмотрено. Санузел разделен на кабинки, оборудованные дверьми.

Банно-прачечное обеспечение в учреждении организовано согласно приложению №5 Приказа ФСИН России от 27.07.2006 №512 "Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы", методическим рекомендациям по организации банно-прачечного обеспечения осужденных и лиц, содержащихся в следственных изоляторах, утвержденных ФСИН России 03.09.2015, в соответствии с требованиями СанПин 2.1.2.3150-13 «Санитерно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы бань и саун».

Согласно представленным в материалы сведениям, показаниям допрошенных свидетелей Щадных М.С., Елагина А.В., Нарыкова О.Н., баня ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курской области расположена в специально приспособленном для этого помещении в отдельно расположенном 2-этажном здании, где, в том числе, оборудован помывочный зал с естественным и искусственным освещением, с душевыми лейками, водоразборными кранами, смесителями, из расчета 1 кран на 6 человек и 1 душ на 12 человек, которые находятся в технически-исправном состоянии. Помывка спецконтингента проводится регулярно, согласно утвержденному графику, не менее 2-х раз в семь дней с еженедельной сменой нательного и постельного белья.

Осужденные ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курской области обеспечены трехразовым питанием по минимальной норме, установленной Постановлением Правительства №205 от 11.04.2005 "О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время", приказом Министерства юстиции РФ от 02.09.2016 №696 "Об утверждении Порядка организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы", приказом Министерства юстиции РФ от 17.09.2018 №189 "Об установлении повышенных норм питания, рационов питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время". Прием пищи осуществляется по распорядку дня, утвержденному начальником учреждения в столовой колонии.

В общежитиях для осужденных в исправительном учреждении имеются комнаты для умывания, комнаты для хранения продуктов и приема пищи, оборудованные соответствующим имуществом, инвентарем.

В помещениях, где живут и работают заключенные, окна достаточно велики для того, чтобы осужденные могли читать и работать при дневном свете, и сконструированы так, чтобы обеспечить доступ свежего воздуха, независимо от того, существует ли или нет искусственная система вентиляции; искусственное освещение достаточно для того, чтобы осужденные могли читать или работать без опасности для зрения. Санитарные установки в количестве достаточном для того, чтобы каждый заключенный мог удовлетворять свои естественные потребности, когда ему это нужно, в условиях чистоты и пристойности. Банные установки и количество душей достаточны для того, чтобы каждый заключенный мог и был обязан купаться или принимать душ, с учетом времени года и географического района, то есть в умеренном климате 2 раза в неделю. От заключенных требовалось, чтобы они содержали себя в чистоте, и для этого были снабжены водой и туалетными принадлежностями, необходимыми для поддержания чистоты и здоровья. Каждый заключенный был обеспечен отдельной кроватью в соответствии с установленными нормами, снабженной отдельными спальными принадлежностями, которые выдавались в чистом виде и поддерживались в исправности, менялись достаточно часто, чтобы обеспечивать их чистоту.

При определении размера компенсации морального вреда суд первой инстанции учел все значимые для разрешения данного спора обстоятельства, принял во внимание принцип разумности и справедливости, посчитал возможным взыскать в пользу истца компенсацию вреда в размере 5 000 руб.

Судебная коллегия полагает, что размер компенсации морального вреда судом первой инстанции установлен с учетом оценки всех существенных обстоятельств, при правильном применении материального закона, что соответствует требованиям разумности и справедливости, установленным нарушениям, их длительности, характера причиненных нравственных страданий, основания применения иной оценки и изменения либо отмены решения в данном случае отсутствуют.

Оснований для взыскания компенсации в заявленном административным истцом размере судебная коллегия не усматривает, поскольку необратимых, тяжелых последствий в объеме соответствующем размеру денежной компенсации, заявленной в административном иске, не представлено.

Понятия разумности, справедливости и соразмерности являются оценочной категорией, четкие критерии определения которых законодательством не предусмотрены.

Таким образом, в каждом конкретном случае суд вправе определить пределы разумности, справедливости и соразмерности компенсации с учетом конкретных обстоятельств дела.

Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле (часть 3 статьи 62 КАС РФ).

Мотивы, по которым суд пришел к вышеуказанному выводу, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в решении, и их правильность сомнений у судебной коллегии не вызывает.

Судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела по существу правильно определены и установлены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, им дана надлежащая правовая оценка с учетом норм права, регулирующих возникшие правоотношения, в результате чего постановлено законное и обоснованное решение.

Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене или к изменению постановленного судом решения и не опровергают выводы суда.

При таких обстоятельствах, решение суда является законным, принято при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для разрешения данного спора, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют установленным обстоятельствам, нарушений и неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено.

Руководствуясь п.1 ст.309 КАС РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

решение Ленинского районного суда г. Курска от 18 апреля 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ФСИН России - без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи