Судья Глухова И.С. Дело №33а-2335/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Симферополь 20 марта 2018 г.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе
председательствующего Мостовенко Н.Р.,
судей Воробьёвой С.А., Павловского Е.Г.,
при секретаре Дубровой А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело
по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 19 декабря 2017 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано
по административному исковому заявлению ФИО1 об оспаривании отказа администрации г. Феодосии Республики Крым в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка
Заслушав доклад судьи Мостовенко Н.Р., пояснения ФИО1, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в Феодосийский городской суд Республики Крым с вышеуказанным административным исковым заявлением в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, мотивируя тем, что отказ администрации г. Феодосии Республики Крым в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка, оформленный письмом от 13 ноября 2017 г. №2-44/18684/1, является незаконным и не обоснованным, нарушает его права и законные интересы
Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 19 декабря 2017 г. в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 отказано.
В апелляционной жалобе, поданной ФИО1 ставится вопрос об отмене судебного акта ввиду нарушения норм материального и процессуального права.
Апелляционная жалоба мотивирована невозможностью свободного доступа на сайте администрации г. Феодосии Республики Крым к файлу, содержащему установленную форму заявления о предварительном согласовании земельного участка. Требование о предоставлении заявления по форме, установленной органом местного самоуправления противоречит нормам Земельного кодекса Российской Федерации и является незаконным. Судом первой инстанции нарушен принцип равноправия сторон. Вывод суда первой инстанции о неправильном толковании административным истцом норм права, является необоснованным. Основание для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка, изложенное в письме административного ответчика от 13 ноября 2017 г. №2-44/18684/1, не входит в перечень, установленный Земельным кодексом Российской Федерации. Представление земельного участка для индивидуального жилищного строительства в указанном административным истцом месте допускается.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции ФИО1 поддержал доводы апелляционной жалобы.
Администрация г. Феодосии Республики Крым, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещена своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание явку своего представителя не обеспечила.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым определила рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации г. Феодосии Республики Крым, извещённого надлежащим образом.
Заслушав пояснения ФИО1, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы не установлено.
В соответствии с ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Пунктом 3 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении административного искового заявления ФИО1, исходил из того, что постановления об отказе в предоставлении муниципальной услуги администрацией г. Феодосии Республики Крым не выносилось, оспариваемый административным истцом отказ-разъяснение принят в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, в пределах предоставленных административному ответчику полномочий, и не нарушает прав, свобод и законных интересов административного истца.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, исходя из следующего.
Согласно пунктов 1, 3, 4, 13 ст. 11.10 Земельного кодекса Российский Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу ст. 39.2 Земельного кодекса Российский Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка перечислен в п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российский Федерации.
Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов предусмотрены п. 1 ст. 39.14 Земельного кодекса Российский Федерации.
Постановлением администрации г. Феодосии Республики Крым от 16 января 2017 г. №85 внесены изменения в постановление администрации г. Феодосии Республики Крым от 29 октября 2015 г. №782 «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка», изложив указанный Административный регламент в новой редакции.
Согласно п.п. 1 Административного регламента административный регламент определяет порядок и стандарт предоставления муниципальной услуги по предварительному согласованию предоставления земельного участка, состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку выполнения, формы контроля за исполнением административного регламента, досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего муниципальную услугу, а также муниципальных служащих.
В соответствии с п.п. 2.2.1 п. 2.1 Административного регламента предоставление муниципальной услуги осуществляет администрация города Феодосии Республики Крым (далее – Администрация) в лице муниципального казенного учреждения «Департамент архитектуры, градостроительства, земельных отношений и муниципального имущества администрации города Феодосии Республики Крым» (далее – Департамент), Сектора по вопросам предоставления муниципальных услуг Администрации города Феодосии Республики Крым (далее – Сектор по вопросам предоставления муниципальных услуг).
В силу п. 2.5 Административного регламента результатом предоставления муниципальной услуги является получение Заявителем одного из следующих документов:
- постановление Администрации города Феодосии Республики Крым о предварительном согласовании предоставления земельного участка с печатью протокольной части. В случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка, постановление о предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на утверждение схемы его расположения. В этом случае обязательным приложением к постановлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, направленному заявителю, является схема расположения земельного участка.
- постановление Администрации города Феодосии Республики Крым об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка с печатью протокольной части.
Согласно п. 2.6 Административного регламента срок предоставления муниципальной услуги составляет не более 30 (тридцати) дней со дня поступления в Администрацию заявления с приложением пакета необходимых документов, предусмотренных пунктом 2.10.
Администрация, не позднее чем через три дня следующие за днем принятия решения о выдаче или об отказе в выдаче градостроительного плана земельного участка, выдает или направляет способом, указанным в заявлении, либо через МФЦ, заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения.
Пункт 2.10 Административного регламента содержит исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, одним из которых, согласно п.п. 1, является заявление по форме (приложение 1).
В соответствии с п.п. 1 п. 2.16 Административного регламента в течение десяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка Администрация возвращает заявление заявителю в случае если оно не соответствует требованиям подпункта 1 пункта 2.10 настоящего административного регламента.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 22 октября 2017 г. ФИО1 обратился в администрацию г. Феодосии Республики Крым с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (кадастровый квартал) №, площадью 634 кв.м., участок имеет общие границы с участками с кадастровым номером № (<адрес>) и № (<адрес>) и расположен между этими участками, цель исползования земельного участка – «индивидуальное жилищное строительство». К указанному заявлению приложены: схема расположения земельного участка с геоданными и видом расположения в кадастровом квартале, на спутниковом снимке и на карте, оформленная на бумажном носителе; кадастровый план территории, на котором утверждается схема; копия паспорта гражданина Российской Федерации.
Из ответа администрации г. Феодосии Республики Крым, оформленного письмом от 13 ноября 2017 г. №2-44/18684/1 следует, что образец заявления и перечень документов, необходимых для получения вышеуказанной услуги приведён в административном регламенте, размещённом на официальном сайте муниципального образования городской округ ФИО2 с указанием ссылки на него. Для получения разъяснения можно обратиться по указанному в письме адресу.
Как усматривается из материалов дела, поданное ФИО1 22 октября 2017 г. заявление об утверждении схемы расположения земельного участка не соответствует форме, установленной в приложении 1 Административного регламента.
При таких обстоятельствах, административный ответчик, в пределах предоставленных ему полномочий правомерно возвратил ФИО1 его заявление от 22 октября 2017 г. в соответствии с п.п. 1 п. 2.16 Административного регламента.
Суд первой инстанции правильно пришёл к выводу, что письмо администрации г. Феодосии Республики Крым от 13 ноября 2017 г. №2-44/18684/1 о возврате заявления ФИО1, не нарушает прав и свобод административного истца.
Ответ главы администрации г. Феодосии Республики Крым, оформленный письмом от 13 ноября 2017 г. №2-44/18684/1 носит разъяснительный характер относительно несоответствия формы поданного заявления об утверждении схемы расположения земельного участка. Постановления об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка с протокольной печатью, в соответствии с п. 2.5 Административного регламента, административным ответчиком не принималось.
К доводам апелляционной жалобы о том, что требование о предоставлении заявления по форме, установленной органом местного самоуправления противоречит нормам Земельного кодекса Российской Федерации и является незаконным, судебная коллегия относится критически, поскольку положения Земельного кодекса Российской Федерации не содержат требований к форме заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка. Такие требования содержат положения Административного регламента, утверждённого постановлением органа местного самоуправления, к полномочиям которого отнесено предоставление соответствующей муниципальной услуги, в данном случае - администрации г. Феодосии Республики Крым.
Доводы апелляционной жалобы о невозможности свободного доступа на сайте администрации г. Феодосии Республики Крым к файлу, содержащему установленную форму заявления о предварительном согласовании земельного участка, и о нарушении судом первой инстанции принципа равноправия сторон, не находят своего подтверждения.
Остальные доводы ФИО1, указанные в апелляционной жалобе не опровергают правомерность обжалуемого судебного акта, поскольку направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, представленных доказательств и выводов суда первой инстанции, основаны на неверном толковании норм права, в связи с чем не могут служить основанием к отмене судебного решения.
Вопреки п. 1 ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административным истцом не представлено доказательств нарушения его прав, свобод и законных интересов оспариваемым ответом.
Мотивы принятого решения подробно изложены в обжалуемом судебном акте, выводы соответствуют нормам, регулирующим возникшие отношения, а также материалам административного дела.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судебной коллегией не установлено.
Учитывая изложенное, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ФИО1
Руководствуясь пунктом 1 статьи 309, статьи 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам,
определила:
Решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 19 декабря 2017 г. - оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в президиум Верховного Суда Республики Крым в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий Н.Р. Мостовенко
Судьи С.А. Воробьёва
Е.Г. Павловский