Судья – Шипунова М.Н. Дело № 33а-23394/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 июня 2018 года г. Краснодар
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе председательствующей Якубовской Е.В.,
судей Онохова Ю.В., Малаевой В.Г.,
при секретаре Кравченко М.Е.,
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального образования город Краснодар по доверенности ФИО1 на решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 06 марта 2018 года, которым признан незаконным и необоснеованным отказ администрации мсуниципального образования в формировании земельного участка под многоквартирным жилым домом за счёт средств бюджета.
Заслушав доклад судьи Онохова Ю.В., судебная коллегия,
установила:
ФИО2 обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования город Краснодар, заинтересованного лица ООО «Русская Логистика» об оспаривании решения.
В обоснование заявленных требований указывает, что является собственником нежилых помещений, расположенных в многоквартирном жилом доме по ул. <...> Обратилась в орган местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка под многоквартирным домом за счет средств местного бюджета. Однако, решением администрации от 23 ноября 2017 года уведомлена, что сформировать земельный участок под многоквартирным домом за счет средств местного бюджета не представляется возможным со ссылкой на сведения Единого государственного реестра недвижимости о временных земельных участках по адресу <...> между улицами Длинная и Пашковская, с видом разрешенного использования «для проектирования и строительства комплекса многоэтажных зданий административного, жилого и торгово-бытового назначения». ФИО2 полагает отказ нарушающим ее права собственника помещений, для защиты нарушенного права обратилась в суд с настоящим иском.
Просит признать незаконным отказ администрации муниципального образования город Краснодар в формировании земельного участка под многоквартирным домом по адресу: <...> за счет средств бюджета, обязать выполнить работы по формированию и постановке на кадастровый учет земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом и иные входящие в состав многоквартирного жилого дома объекты недвижимости.
Обжалуемым решением Ленинского районного суда г. Краснодара от 06 марта 2018 года административное исковое заявление ФИО2 к администрации муниципального образования город Краснодар об оспаривании решения - удовлетворено. Суд своим решением постановил: Признать незаконным отказ администрации муниципального образования город Краснодар в формировании земельного участка под многоквартирным домом по адресу: <...> за счет средств бюджета. Обязать администрацию муниципального образования город Краснодар выполнить комплекс работ по формированию и постановке на кадастровый учет земельного участка под многоквартирным жилым домом и входящими в его состав иными объектами недвижимости по адресу: <...>
В апелляционной жалобе представитель администрации муниципального образования город Краснодар по доверенности ФИО1 просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принятое с нарушением норм материального права и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ФИО2 по доверенности ФИО3 просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации муниципального образования город Краснодар по доверенности ФИО1 – без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения решения суда.
На основании ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Как следует из исковых требований, ФИО2 просит признать незаконным отказ администрации муниципального образования город Краснодар в формировании земельного участка под многоквартирным домом по адресу: <...> за счет средств бюджета, обязать выполнить работы по формированию и постановке на кадастровый учет земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом и иные входящие в состав многоквартирного жилого дома объекты недвижимости.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования указал на то, что земельный участок под спорным многоквартирным домом не формировался. Расположение вновь формируемого земельного участка на других земельных участках материалы дела не подтверждают. Ссылка административного ответчика на возможное пересечение границ временно учтенных земельных участков письменными доказательствами не подтверждена, не может быть признана судом состоятельной.
Судебная коллегия полагает указанные выводы суда первой инстанции законными и обоснованными по следующим основаниям.
Согласно требованиям ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и п. 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 июля 1996 года № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие).
В силу п. 4 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Как следует из материалов дела, ФИО2 является собственником нежилых помещений № <...> площадью <...> кв.м., расположенных в многоквартирном доме по адресу: <...> на основании договора купли-продажи от <...> года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <...>.
На основании Постановления главы муниципального образования город Краснодар от 30 мая 2008 года № 1370 «О формировании земельных участков под многоквартирными домами за счет средств местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар)» формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, осуществляется Департаментом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар.
Как установлено судом первой инстанции, ФИО2 с целью реализации права на оформление земельного участка в общую долевую собственность, обратилась с заявлением в уполномоченный орган местного самоуправления о формировании земельного участка под многоквартирным домом по ул. <...> за счет средств местного бюджета.
Письмом от <...> департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образовании город Краснодар отказал в формировании земельного участка под многоквартирным домом по указанному адресу. В обоснование отказа департамент указал, что Единый государственный реестр недвижимости содержит сведения о ранее учтенном земельном участке с кадастровым номером <...> площадью <...> кв.м., расположенном по адресу: <...>, видом разрешенного использования «Для проектирования и строительства комплекса многоэтажных зданий административного, жилого и торгово-бытового назначения», а также Единый государственный реестр недвижимости содержит сведения о временном земельном участке с кадастровым номером <...> площадью <...> кв.м., расположенном по адресу: <...>, видом разрешенного использования «Для проектирования и строительства комплекса многоэтажных зданий административного, жилого и торгово-бытового назначения».
Между тем, согласно п. 1 Постановления главы муниципального образования город Краснодар от 30 мая 2008 года № 1370 «О формировании земельных участков под многоквартирными домами за счет средств местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар)», проведение работ по формированию земельных участков за счет средств местного бюджета осуществляется в случае, если до 01 марта 2005 года такие земельные участки не сформированы и не проведен их государственный кадастровый учет.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» и постановлением администрации Краснодарского края от 31 декабря 2015 года № 8947 «Об утверждении Порядка формирования земельных участков под многоквартирными домами за счет средств местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар)» работы по формированию земельных участков, на которых расположены многоквартирные жилые дома и иные входящие в состав таких домов объекты недвижимого имущества, в случае, если до 01 марта 2005 года такие земельные участки не были сформированы, проводятся за счет средств местного бюджета и включают в себя проведение полного комплекса работ по формированию указанных земельных участков. Указывает, что формирование земельного участка включает подготовку и утверждение проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также выполнение кадастровых работ и осуществление кадастрового учета земельного участка.
Земельный участок придомовой территории не может быть предметом распоряжения государственных и муниципальных органов, поскольку в соответствии со ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации является правом общей долевой собственности собственников помещений многоквартирного дома.
Таким образом, на основании вышеприведенных положений закона в системном их толковании применительно к данным правоотношениям и учитывая то, что формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции законно и обоснованно пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм права, не содержат оснований для отмены решения суда, не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда. Данных о том, что какие-либо обстоятельства, существенные для разрешения спора, не были исследованы судом и им не дана надлежащая оценка, не представлено.
При данных обстоятельствах судебная коллегия полагает, что решение суда является законным и обоснованным и оснований для отмены принятого решения не имеется.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 06 марта 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>