ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2340/19 от 04.09.2019 Верховного Суда Республики Хакасия (Республика Хакасия)

Председательствующий: Неткачев К.Н.

Дело № 33а-2340/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

04 сентября 2019 года г. Абакан

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:

председательствующего Паксимади Л.М.,

судей Соловьева В.Н., Долгополовой Т.В.,

при секретаре Самсоновой Н.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Аэропорт Абакан» к управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Хакасия об оспаривании действий и решения

по апелляционной жалобе административного ответчика на решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 04 июня 2019 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Соловьева В.Н., объяснения представителей административного ответчика Морозовой Н.С. и Баранова Д.Г., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя административного истца Ботвининой Ж.Н. и представителя заинтересованного лица Сабуровой В.П., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

акционерное общество «Аэропорт Абакан» (далее – АО «Аэропорт Абакан») обратилось в суд с административным исковым заявлением к управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Хакасия (далее- управление Росгвардии по Республике Хакасия) о признании решения от 02.04.2019 об аннулировании разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему серии и действий по изъятию оружия и патронов к нему незаконными.

В обоснование заявленных требований административный истец привел следующие обстоятельства. Вступившим в законную силу решением Абаканского городского суда от 25.01.2016 на АО «Аэропорт Абакан» возложена обязанность оснастить службу авиационной безопасности АО «Аэропорт Абакан» служебным оружием. 28.03.2017 центр лицензионно-разрешительной работы отдела Росгвардии по Республике Хакасия выдал АО «Аэропорт Абакан» разрешение на хранение и использование служебного оружия и патронов к нему серии РХИ №0049632 со сроком действия с 17.08.2017 по 28.03.2020. 04.02.2019 управление Росгвардии по Республике Хакасия уведомило АО «Аэропорт Абакан» об аннулировании разрешения, ссылаясь на то, что разрешение выдано ошибочно, АО «Аэропорт Абакан» не является субъектом, имеющим право на приобретение оружия. Ссылаясь на положения статьи 84 Воздушного кодекса Российской Федерации, пункт 5 Федеральных авиационных правил «Требования безопасности к аэропортам», утвержденных приказом Минтранса России от 28.11.2005 №142, АО «Аэропорт Абакан» полагает, что наделено правом на приобретение служебного оружия как юридическое лицо с особыми уставными задачами в силу ст. 10 Федерального закона от 13.12.1996 №150-ФЗ "Об оружии" (далее- Закон об оружии). Нормы законодательства не предусматривают такого основания для аннулирования разрешения на оружие, как отсутствие у юридического лица с особыми уставными задачами аккредитации в качестве подразделения транспортной безопасности. Оспариваемые решение и действия лишают службу авиационной безопасности АО «Аэропорт Абакан» права на хранение и использование служебного оружия.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Абаканская транспортная прокуратура.

Представители административного истца Кочергина Е.С. и Ботвинина Ж.Н. в судебном заседании требования поддержали в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представители административного ответчика Баранов Д.Г. и Куденко А.Н. административные исковые требования не признали по доводам и основаниям, изложенным в возражениях на административное исковое заявление, из которых следует, что условием для выдачи разрешения на приобретение, хранение и использование служебного оружия и патронов является наличие аккредитации у подразделения транспортной безопасности АО «Аэропорт Абакан» и свидетельства об аттестации сил обеспечения транспортной безопасности. В отсутствие соответствующих аттестации и аккредитации АО «Аэропорт Абакан» не может быть отнесен к юридическим лицам с особыми уставными задачами, что следует из положений статей 10 и 12 Закона об оружии, статей 1, 4, 12.1, 12.3 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее- Закон о транспортной безопасности).

Абаканский транспортный прокурор в судебное заседание не явился, был надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания.

Суд постановил вышеприведенное решение, которым удовлетворил административное исковое заявление.

С решением суда не согласился административный ответчик.

В апелляционной жалобе, ссылаясь на нарушение норм материального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, управление Росгвардии по Республике Хакасия просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска. Повторяя доводы, аналогичные изложенным в письменных возражениях относительно административного иска, и ссылаясь на нормы Закона об оружии в системном толковании с положениями Закона о транспортной безопасности, апеллянт настаивает, что АО «Аэропорт Абакан» как юридическое лицо с особыми уставными задачами вправе приобретать и пользоваться служебным оружием при условии аккредитации подразделения транспортной безопасности и аттестации сил обеспечения транспортной безопасности. В отсутствие соответствующих аттестации и аккредитации управление Росгвардии по Республике Хакасия правомерно приняло решение об аннулировании разрешения, изъятии служебного оружия и боеприпасов.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель административного истца выражает согласие с решением суда.

Абаканский транспортный прокурор в письменных возражениях на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В заседании суда апелляционной инстанции представители административного ответчика Морозова Н.С. и Баранов Д.Г. поддержали доводы апелляционной жалобы, пояснили, что аккредитация АО «Аэропорт Абакан» в качестве подразделения транспортной безопасности не препятствует повторному обращению АО «Аэропорт Абакан» за выдачей разрешения на служебное оружие.

Представитель административного истца Ботвинина Ж.Н. возражала против удовлетворения жалобы, суду пояснила, что АО «Аэропорт Абакан» получило аккредитацию в качестве подразделения транспортной безопасности; работники службы авиационной безопасности прошли соответствующую аттестацию.

Представитель Абаканской транспортной прокуратуры Сабурова В.П. выразила согласие с решением суда.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и поступивших возражений, проверив законность и обоснованность решения в соответствии с ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Проверив соблюдение административным истцом срока обращения с административным исковым заявлением, судебная коллегия приходит к выводу, что он не пропущен, так как о принятом решении административному истцу стало известно 04.04.2019, с настоящим административным исковым заявлением АО «Аэропорт Абакан» обратилось 15.04.2019.

Судом первой инстанции установлены следующие обстоятельства дела.

Решением Абаканского городского суда от 25.01.2016 на АО «Аэропорт Абакан» возложена обязанность оснастить службу авиационной безопасности служебным оружием.

28.03.2017 центром лицензионно-разрешительной работы отдела Росгвардии по Республике Хакасия акционерному обществу «Аэропорт Абакан» выдано разрешение серии на хранение и использование служебного оружия и патронов к нему, которое 17.08.2017 переоформлено в связи со сменой руководителя юридического лица и ответственного за сохранность оружия и патронов.

Срок действия разрешения- до 28.03.2020.

21.06.2018 управлением транспортной безопасности Росавиации выдан сертификат №ФАВТ.АБ.154, удостоверяющий соответствие акционерного общества «Аэропорт Абакан» федеральным авиационным правилам. Сертификат включает деятельность в сфере авиационной безопасности. Срок действия сертификата- до 21.06.2020.

В организационную структуру акционерного общества «Аэропорт Абакан» согласно приказу генерального директора от 20.02.2019 №29/э входит, в том числе, служба авиационной безопасности.

02.04.2019 начальником управления Росгвардии по Республике Хакасия принято решение об аннулировании вышеуказанного разрешения на хранение и использование служебного оружия и патронов к нему, их изъятии со ссылкой на то, что акционерное общество «Аэропорт Абакан» не является субъектом, имеющим право на приобретение оружия (подпункт 1 части 1 ст. 26 Закона об оружии), так как не имеет аккредитации в качестве подразделения транспортной безопасности.

Правовым последствием принятия оспариваемого решения является лишение специального права.

Проверив соблюдение административным ответчиком требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия управления Росгвардии по Республике Хакасия на принятие оспариваемого решения, порядок принятия оспариваемого решения, судебная коллегия приходит к выводу, что они не нарушены.

В силу статьи 9 Федерального закона от 03.07.2016 №226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" войска национальной гвардии наделены полномочиями устанавливать достоверность сведений, содержащихся в документах, представленных для принятия решения о выдаче лицензий либо разрешений, предусмотренных пунктами 15 и 18 настоящей статьи…; продлевать срок действия и переоформлять выданные лицензии и разрешения, отказывать в выдаче лицензий и разрешений при наличии оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации; при выявлении нарушений принимать меры по приостановлению действия лицензий и разрешений, их аннулированию (пункт 25 части 1 названной статьи).

Согласно пункту 1 части 1 ст. 26 Закона об оружии лицензия на приобретение оружия и разрешение на хранение или хранение и ношение оружия аннулируются органами, выдавшими эти лицензию и (или) разрешение, в случае прекращения (отсутствия) у юридического лица, указанного в пунктах 2 - 7 статьи 10 настоящего Федерального закона, права на приобретение (хранение, использование) оружия.

Изъятие оружия и патронов к нему производится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальными органами в случаях аннулирования в установленном порядке указанных в настоящем Федеральном законе лицензии и (или) разрешения (пункт 1 части 1 ст. 27 Закона об оружии).

В силу части 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания оснований для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, возлагается на административного ответчика.

Принимая решение об аннулировании разрешения, административный ответчик ссылается на основание, предусмотренное пунктом 1 части 1 ст. 26 Закона об оружии- отсутствие у АО «Аэропорт Абакан» права на приобретение (хранение, использование) оружия.

Удовлетворяя административные исковые требования, суд исходил из того, что акционерное общество «Аэропорт Абакан», обладая действующим сертификатом №ФАВТ.АБ.154 на осуществление деятельности в сфере авиационной безопасности, выданным управлением транспортной безопасности Росавиации, имеет право на хранение и использование оружия и патронов к нему, как субъект с особыми уставными задачами.

Согласно статье 4 Закона об оружии к служебному оружию относится оружие, предназначенное для использования должностными лицами государственных органов и работниками юридических лиц, которым законодательством Российской Федерации разрешено ношение, хранение и применение указанного оружия, в целях самообороны или для исполнения возложенных на них федеральным законом обязанностей по защите жизни и здоровья граждан, собственности, по охране природы и природных ресурсов, ценных и опасных грузов, специальной корреспонденции.

Предприятия и организации, на которые законодательством Российской Федерации возложены функции, связанные с использованием и применением служебного оружия, являются юридическими лицами с особыми уставными задачами (далее - юридические лица с особыми уставными задачами).

Право юридических лиц с особыми уставными задачами на приобретение оружия предусмотрено пунктом 2 части 1 ст. 10 Закона об оружии.

Данное право указанными юридическими лицами реализуется в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации. Выдача оружия работникам юридических лиц с особыми уставными задачами осуществляется по решению руководителей данных юридических лиц после прохождения указанными работниками соответствующей подготовки и при отсутствии у них оснований, препятствующих получению лицензии на приобретение гражданского оружия. Эти работники обязаны проходить периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия, и иметь разрешение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия, или его территориального органа на хранение и ношение служебного оружия, а также ежегодно проходить химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов. Содержание программы подготовки и порядок проведения проверки определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия (ст. 12 Закона об оружии).

Правоотношения в области транспортной безопасности регулируются нормами Закона о транспортной безопасности.

Обеспечение транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах воздушного транспорта включает в себя обеспечение авиационной безопасности (часть 3 ст. 4 Закона о транспортной безопасности).

В статье 83 Воздушного кодекса Российской Федерации установлено, что авиационная безопасность - состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации. Авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами.

В силу положений пункта 3 статьи 84 Воздушного кодекса Российской Федерации службы авиационной безопасности имеют право задерживать для передачи правоохранительным органам лиц, нарушивших требования авиационной безопасности, а также багаж, грузы и почту, содержащие предметы и вещества, запрещенные к воздушным перевозкам, а в случаях, если жизни или здоровью пассажиров, членов экипажа воздушного судна или других граждан угрожает опасность, применять меры в соответствии с законодательством Российской Федерации. Сотрудникам служб авиационной безопасности при исполнении служебных обязанностей разрешается ношение и применение служебного оружия в порядке, установленном федеральными законами.

Требования авиационной безопасности и порядок их выполнения устанавливаются федеральными авиационными правилами (пункт 4 статьи 84 Воздушного кодекса Российской Федерации).

Федеральные авиационные правила "Требования авиационной безопасности к аэропортам", утвержденные приказом Минтранса России от 28.11.2005 №142, устанавливают требования авиационной безопасности к аэропортам, аэродромам, если не указано иное, обязательные для исполнения администрациями аэропортов, авиационными предприятиями, эксплуатантами, а также иными юридическими и физическими лицами, осуществляющими свою деятельность на территории аэропорта (пункт 1).

Пунктом 5 Федеральных авиационных правил №142 предусмотрено, что САБ аэропорта, САБ эксплуатантов (авиационных предприятий) оснащаются служебным оружием и специальными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также техническими средствами досмотра, охраны и контроля доступа, автотранспортом, средствами связи и другими необходимыми материальными средствами.

Исходя из вышеприведенных норм права суд пришел к обоснованному выводу о том, что АО «Аэропорт Абакан» является юридическим лицом с особыми уставными задачами, осуществляющим деятельность по обеспечению мер авиационной безопасности непосредственно через свое структурное подразделение - службу авиационной безопасности, поэтому имеет право приобретать, хранить и использовать служебное оружие и патроны к нему. Вывод управления Росгвардии по Республике Хакасия о том, что АО «Аэропорт Абакан» не относится к юридическим лицам с особыми уставными задачами, является ошибочным.

Нормы Закона о транспортной безопасности закрепляют порядок прохождения обязательной аккредитации подразделениями транспортной безопасности (ст. 12.1 Закона).

В силу части 4 ст. 26 Закона об оружии лицензия на приобретение оружия и (или) разрешение на хранение оружия, выданные юридическому лицу, аннулируются решением суда на основании заявления органа, выдавшего указанные лицензию и (или) разрешение, если в установленный судом срок административного приостановления деятельности юридического лица не были устранены допущенные им нарушения правил в сфере оборота оружия и патронов к нему, повлекшие наложение наказания в виде административного приостановления деятельности этого юридического лица.

АО «Аэропорт Абакан» к административной ответственности за нарушение правил оборота оружия и патронов к нему не привлекалось, с соответствующим требованием о прохождении аккредитации АО «Аэропорт Абакан» в качестве подразделения транспортной безопасности управление Росгвардии по Республике Хакасия не обращалось.

Оспариваемое решение об аннулировании лицензии и изъятии оружия у службы авиационной безопасности аэропорта должно быть соразмерной и адекватной мерой реагирования на нарушения, допущенные силами обеспечения транспортной безопасности АО «Аэропорт Абакан» в сфере транспортной (авиационной) безопасности.

Следовательно, при разрешении данного вопроса регулирующему органу следовало оценить характер допущенных нарушений в сфере оборота служебного оружия, обстоятельства его совершения, возможность и сроки устранения нарушения, а также угрозу наступления неблагоприятных последствий, включая угрозу авиационной безопасности в случае немедленного аннулирования разрешения и изъятия служебного оружия, которым в обязательном порядке оснащаются службы авиационной безопасности аэропортов в силу прямого указания закона.

Как следует из материалов дела, допущенное акционерным обществом «Аэропорт Абакан» нарушение в виде отсутствия аккредитации подразделения транспортной безопасности было устранимым и в действительности устранено до окончания производства по делу.

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что оспариваемое решение управления Росгвардии по Республике Хакасия не может быть признано соразмерной и адекватной мерой реагирования.

Суд первой инстанции всесторонне исследовал юридически значимые факты, произвел надлежащую оценку доказательств в соответствии со ст. 84 КАС РФ, правильно применил нормы материального и процессуального права.

Решение суда является законным и обоснованным, отмене не подлежит.

Процессуальных нарушений, которые могли бы привести к принятию неправильного решения, а также нарушений, указанных в части 1 ст. 310 КАС РФ, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 04 июня 2019 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика – без удовлетворения.

Председательствующий Л.М.Паксимади Судьи В.Н.Соловьев Т.В.Долгополова