ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-23446/18 от 03.12.2018 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

дело № 33а-23446/2018

03 декабря 2018 года г. Уфа

Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе председательствующего Турумтаевой Г.Я.,

судей Васильевой Г.Ф., Сагетдиновой А.М.

при секретаре Шуматбаевой С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе администрации сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан на решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 12 сентября 2018 года.

Заслушав доклад судьи Турумтаевой Г.Я., объяснение представителя Хабибова И.З., Хабибова И.З. – Перевалова А.П., представителя администрации сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан Кузьмина Е.В., судебная коллегия

установила:

Хабибов И.З., Хабибов И.З. обратились в суд с административным иском к администрации сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Башкортостан о признании незаконным бездействия органа исполнительной власти, указывая, что Хабибов И.З. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: адрес. Жилой дом расположен на земельных участках с кадастровыми номерами №... и №..., собственником которых также является Хабибов И.З..

Хабибов И.З. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: адрес дом расположен на земельных участках с кадастровыми номерами №... и №..., собственником которых также является Хабибов И.З..

Данные участки расположены между адрес. 26 мая 2017 года истцы обратились с заявлением к Главе администрации сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан о присвоении почтовых адресов жилым домам.

Письмами главы администрации сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан сообщено, что администрация сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан обратилась за разъяснением в УФРС России по РБ о присвоении почтовых адресов, на что получили отказ с обоснованием, что первоначально должен быть присвоен адрес земельным участкам, на которых располагаются жилые дома. Кроме того, в письмах указано, хотя это обстоятельство не было предметом обращения, на невозможность расположения жилых домов на двух земельных участках.

На письма истцов, к какому населенному пункту относятся земельные участки, Управление землеустройства и архитектуры администрации Уфимского района РБ ответило, что они относятся к территории населенного пункта СП Михайловский с/совет администрации MP Уфимский район РБ на основании проекта о внесении изменений в Генплан СП Михайловский с/совет администрации MP Уфимский район РБ, утвержденного Решением Совета СП Михайловский с/совет администрации MP Уфимский район РБ №147 от 14 октября 2016 года и Распоряжения Правительства РБ №56-р от 01 февраля 2017 года. ГУ архитектуры и градостроительства администрации ГО г.Уфы РБ ответило, что участки относятся к территории Уфимского района РБ и к компетенции Главархитектуры ГО г.Уфы не относятся.

С целью объединения земельных участков в один земельный участок для дальнейшего получения почтового адреса кадастровым инженером по инициативе истцов произведены землеустроительные работы, документы на объединённые земельные участки поданы в Управление Росреестра для внесения изменений в ГКН и в ЕГРН. Однако внесение изменений в ГКН и в ЕГРН было приостановлено по причине несоответствии границ вновь образуемого земельного участка границам населенных пунктов. В ЕГРН сведения о внесении изменений в Генплан СП Михайловский с/совета MP Уфимский район и карта (план) на основании Решения Совета №147 от 14 октября 2016 года и Распоряжения Правительства РБ №56-р от 01 февраля 2017 года не предоставлялись.

При обращении в Росреестр разъяснено, что основанием для изменения границ населенных пунктов является карта (план) и иные, установленные Федеральным законом от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» документы, предоставляемые органом исполнительной власти, к ведению которого относится соответствующий населенный пункт.

Истцы обратились с письмами в администрацию СП Михайловский с/с MP Уфимский район РБ и в администрацию Уфимского района, где на основании ст.32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» и во исполнение Решения Совета СП Михайловский сельсовет администрации MP Уфимский район РБ №147 от 14 октября 2016 года и Распоряжения Правительства РБ №56-р от 01 февраля 2017 года просили в месячный срок направить в орган, осуществляющий кадастровый учет, документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в ЕГРН об изменении границ муниципального образования; об установлении или изменении границ населенного пункта.

Администрацией Уфимского района РБ обращения направлены в Администрацию СП Михайловский с/с MP Уфимский район РБ.

Администрация СП Михайловский с/с MP Уфимский район РБ ответила, что на территории Михайловский с/с MP Уфимский район РБ действуют Правила землепользования и застройки, утвержденные Решением Совета СП Михайловский сельсовет администрации MP Уфимский район РБ №71 от 16 января 2012 года, а границы населенного пункта д.Суровка соответствуют границам согласно Генплану, утвержденному Решением Совета СП Михайловский сельсовет администрации MP Уфимский район РБ №209 от 06 мая 2013 года. Изменения границ не производилось. При этом сообщено, что границы СП Михайловский сельсовет изменены в пользу ГО г.Уфа за счет земель СП Михайловский сельсовет, а в 2014 году на основании карты (плана) ГО г.Уфа границы СП Михайловский сельсовет восстановлены в прежних границах.

При разъяснении ответов на обращения в администрацию СП Михайловский с/с устно указано, что имеется судебный спор по вопросу границ населенного пункта с ФГБУ «ФКП Росреестра» и ГО г.Уфа и до его разрешения вопрос установления границ населенного пункта и присвоения адреса невозможно.

Между тем, как следует из системы «Электронное правосудие» (сайт http://kad.arbitr.ru), иск администрации СП Михайловский с/совета MP Уфимский район в Арбитражный суд РБ к ФГБУ «ФКП Росреестра» по РБ и к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ разрешен по существу. Решением Арбитражного суда РБ от 13 октября 2017 года в удовлетворении иска отказано.

В результате бездействия администрации СП Михайловский с/с MP Уфимский район РБ по изготовлению, согласованию карты (плана) территории СП Михайловский с/с MP Уфимский район РБ и по непредставлению в регистрирующий орган документов об изменении границ населенного пункта истцы не могут в полной мере осуществлять установленные законом права в отношении земельных участков и жилого дома. Истцы не могут реализовать право на распоряжение в виде видоизменения земельных участков и в виде получения почтового адреса и, как следствие, не могут осуществить технологическое присоединение жилых домов к инженерным коммуникациям газоснабжению, водоснабжению.

На основании полномочий, установленных в Федеральном законе от 06 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», руководствуясь статьями 24, 25, ч.1 ст.57.1 Градостроительного кодекса РФ, с учетом протокола публичных слушаний и заключения о результатах публичных слушаний от 22 сентября 2016 года, решением №147 от 14 октября 2016 года совета СП Михайловский с/совет MP Уфимский район РБ утвержден проект «Внесение изменений в генеральный план сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан». Данное решение и генеральный план от 14 октября 2016 размещены на официальном сайте администрации СП Михайловский с/совет MP Уфимский район РБ в сети «Интернет» www.mihailovka-HYPERLINK "http://ufa.ru"ufa.ru. Решение вступило в силу с момента опубликования. Распоряжением Правительства РБ №56-р от 10 февраля 2017 года указанные изменения в генплан были утверждены.

Уточняя исковые требования, истцы указали, что основанием для изменения границ населенных пунктов является карта (план) и иные, установленные документы, предоставляемые органом исполнительной власти, к ведению которого относится соответствующий населенный пункт. Спорные правоотношения возникли после принятия решения №147 от 14 октября 2016 года совета СП Михайловский с/совет MP Уфимский район РБ об утверждении проекта «Внесение изменений в генеральный план сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан», вступившего в силу с момента опубликования и утвержденного распоряжением Правительства РБ №5б-р от 10 февраля 2017 года. Обязанность администрации СП Михайловский с/с предоставить сведения в кадастровую палату возникла уже 15 апреля 2017 года, но не позднее 11 августа 2017 года, т.е. задолго до вступления в силу Федерального закона №507-ФЗ. Кроме того, Федеральный закон от 29 декабря 2004 года №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ», в который внесены изменения Федеральным законом от 31 декабря 2017 года №507-ФЗ, как и сам Градостроительный кодекс РФ устанавливает порядок утверждения и принятия генерального плана развития территорий, однако не устанавливает и не определяет сроки и порядок передачи сведений в ведущий кадастровый учет государственный орган в результате принятия Генерального плана. Данные правоотношения регулируются иными правовыми актами в сфере землеустройства и ведения ЕГРН. Как разъяснено в письме Росреестра от 22 мая 2017 года № 19-06379-СМ/17 «О разъяснении законодательства», в соответствии с требованиями ч. 18 ст.32 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ обязательным приложением к документам (содержащимся в них сведениям), направляемым в орган регистрации прав в соответствии с пунктами 3, 7, 8 и 10 ч.1 названной статьи, в т.ч. в отношении границ ООПТ, является карта (план) объекта землеустройства, подготовленная в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 18 июня 2001 года №78-ФЗ «О землеустройстве». Согласно п.31 Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15 ст.32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством РФ на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение ЕГРН, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2015 года №1532, обязательным приложением к направляемым в орган регистрации прав документам, предусмотренным п.7 (в отношении границ ООПТ Правил), является оформленная в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации карта (план) соответствующего объекта землеустройства; направляемая в орган регистрации прав карта (план) объекта землеустройства должна содержать информацию о ее передаче в составе землеустроительного дела, сформированного в отношении соответствующего объекта землеустройства, в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, с указанием регистрационного номера и даты передачи в орган, осуществляющий хранение землеустроительной документации.

До внесения изменений в действующее законодательство в отношении границ ООПТ должно формироваться землеустроительное дело, в состав которого включается карта (план) объекта землеустройства, и такая документация подлежит включению в ГФД. При включении в ГФД документации, сформированной в отношении границ ООПТ, территориальные органы Росреестра проверяют представленные документы.

Истцы просили признать незаконным бездействие администрации СП Михайловский с/с MP Уфимский район РБ по изготовлению и предоставлению карты-плана Михайловского с/с MP Уфимский район РБ. Обязать в 30-дневный срок предоставить в ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по РБ документы, предусмотренные ст.32 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ, об изменении границ населенного пункта д. Суровка Михайловского с/с MP Уфимский район РБ в соответствии с генеральным планом. Обязать ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по РБ в 15-дневный срок после предоставления Михайловским с/с MP Уфимский район РБ документов, предусмотренных ст.32 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ, произвести изменение ГКН в части изменения границ населенного пункта д. Суровка Михайловского с/с MP Уфимский район РБ.

Решением Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 12 сентября 2018 года признано незаконным бездействия администрации сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан по изготовлению и предоставлению карта-плана Михайловского сельсовета муниципального района Уфимский район РБ. Суд обязал администрацию сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район РБ устранить нарушения прав Хабибова И.З., Хабибова И.З. в течение месяца со дня вступления решения в законную силу. В удовлетворении остальной части исковых требований Хабибова И.З., Хабибова И.З. отказал.

Администрация сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан не соглашается с решением суда, просит его отменить как незаконное и необоснованное. Указала, что суд вышел за пределы исковых требований, обязав администрацию поселения устранить нарушения прав истцов в течение месяца с момента вступления решения суда в силу, не указал, какие именно действия она должна произвести. Администрация законом не уполномочена на составление карты-плана, выполнение комплексных кадастровых работ и утверждение карты-плана – это полномочие администрации района. Тем не менее, суд исковые требования к администрации МР Уфимский район РБ не рассмотрел. Согласно закону обязательным приложением к документам об изменении границ населенного пункта является не карта-план, а подготовленное в электронной форме текстовое и графическое описание местоположения границ населенных пунктов. При этом срок направления таких документов установлен ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» от 31 декабря 2017 года №507-ФЗ – до 01 января 2021 года. Порядок внесения изменения границ населенного пункта изменился, требуемые документы должны быть подготовлены до 01 июня 2020 года, а представлены в орган регистрации недвижимости – до 01 января 2021 года. В связи с чем решение суда, обязывающее ответчика устранить нарушения прав истцов в течение месяца со дня вступления решения в силу, незаконно и необоснованно.

Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В силу ч. 2 ст. 306, ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Проверив оспариваемое решение в соответствии со ст. 308 Кодекса административного судопроизводства РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии п. 1 ст. 84 Земельного кодекса РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.

В соответствии с ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что Хабибов И.З. является собственником жилого дома по адресу: адрес, который расположен на принадлежащих ему на праве собственности земельных участках с кадастровыми номерами №... и №....

Хабибов И.З. является собственником жилого дома по адресу: адрес, который расположен на принадлежащих ему на праве собственности земельных участках с кадастровыми номерами №... и №....

Истцы обратились к главе администрации сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан с заявлением о присвоении почтовых адресов жилым домам.

Письмами главы администрации сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан от 01 июня 2017 года сообщено, что администрация сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан обратилось за разъяснением в УФРС России по РБ о присвоении почтовых адресов.

Письмом УФРС по РБ от 14 сентября 2017 года сообщено, что присвоение почтовых адресов не входит в компетенцию УФРС России по РБ.

Письмами администрации сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан №1451 от 24 октября 2017 года и №46 от 17 января 2018 Хабибову И.З., а также письмом администрации сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан №47 от 17 января 2018 года Хабибову И.З. отказано в присвоении почтового адреса жилым домам с обоснованием, что первоначально должен быть присвоен адрес земельным участкам, на которых располагаются жилые дома. Кроме того, в письмах указано, хотя это обстоятельство не было предметом обращения, на невозможность расположения жилых домов на двух земельных участках.

Для выяснения вопросов отнесения земельных участков к населенному пункту по территориальному делению истцы обратились с письмами в Управление землеустройства и архитектуры администрации МР Уфимский район РБ (письма от 23 января 2018 года), в ГУ Архитектуры и градостроительства администрации ГО г.Уфы РБ (письма от 26 января 2018 года).

Управление землеустройства и архитектуры Администрации МР Уфимский район РБ ответило, что участки с кадастровыми номерами №..., №..., №..., №... относятся к территории населенного пункта СП Михайловский с/совет администрации MP Уфимский район РБ на основании проекта о внесении изменений в генплан СП Михайловский с/совет администрации MP Уфимский район РБ, утвержденного решением Совета СП Михайловский с/совет администрации MP Уфимский район РБ №147 от 14 октября 2016 года и распоряжением Правительства РБ №56-р от 01 февраля 2017 года.

ГУ Архитектуры и градостроительства администрации ГО г.Уфы РБ ответило, что земельные участки относятся к территории Уфимского района РБ и к компетенции Главархитектуры ГО г.Уфы РБ не относятся.

С целью объединения земельных участков в один земельный участок для дальнейшего получения почтового адреса кадастровым инженером по инициативе истцов произведены землеустроительные работы, документы на объединённые, земельные участки поданы в Управление Росреестра по РБ для внесения изменений в ГКН и в ЕГРН. Уведомлением от 13 марта 2018 года в адрес Хабибова И.З. и уведомлением от 26 марта 2018 года в адрес Хабибова И.З. внесение изменений в ГКН и в ЕГРН приостановлено.

В ЕГРН сведения о внесении изменений в генплан СП Михайловский с/совета MP Уфимский район и карта (план) на основании решения Совета №147 от 14 октября 2016 года и распоряжения Правительства РБ №56-р от 01 февраля 2017 года не предоставлялись.

С целью реализации прав на объединение земельных участков 16 марта 2018 года истцы обратились с письмами в администрацию СП Михайловский с/с MP Уфимский район РБ и в администрацию МР Уфимский район РБ, где просили в месячный срок направить в орган, осуществляющий кадастровый учет, документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в ЕГРН об изменении границ муниципального образования; об установлении или изменении границ населенного пункта.

Администрация Уфимского района РБ письмом от 04 апреля 2018 года сообщила, что обращения истцов направлены в администрацию СП Михайловский с/с MP Уфимский район РБ.

Администрация СП Михайловский с/с MP Уфимский район РБ на обращения ответило письмами №498 от 02 апреля 2018 года и №603 от 20 апреля 2018 года, указывая, что на территории Михайловский с/с MP Уфимский район РБ действуют Правила землепользования и застройки, утвержденные решением Совета СП Михайловский сельсовет администрации MP Уфимский район РБ №71 от 16 января 2012 года, а границы населенного пункта д.Суровка соответствуют границам согласно генплану, утвержденному решением совета СП Михайловский сельсовет администрации MP Уфимский район РБ №209 от 06 мая 2013 года. Изменения границ не производилось. При этом было сообщено, что границы СП Михайловский сельсовет изменены в пользу ГО г.Уфа за счет земель СП Михайловский сельсовет, а в 2014 году на основании карты (плана) ГО г.Уфа РБ границы СП Михайловский сельсовет восстановлены в прежних границах.

Решением №147 от 14 октября 2016 года в целях осуществления градостроительного планирования территории сельского поселения Михайловский сельсовет, руководствуясь требованиями статей 24, 25, части 1 статьи 57.1 Градостроительного кодекса РФ, с учетом протокола публичных слушаний и заключения о результатах публичных слушаний от 22 сентября 2016 года по проекту «Внесение изменений в Генеральный план сельского поселения Михайловский сельсовет MP Уфимский район РБ», советом СП Михайловский с/совет MP Уфимский район РБ утвержден проект «Внесение изменений в Генеральный план сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан», в составе: 1.1 Карта положения села Михайловка, деревни Мударисово, деревни Вавилово и деревни Суровка в системе расселения. Карта существующих объектов, необходимых для осуществления полномочий органов самоуправления поселения, согласно приложению № 1.

Распоряжением Правительства РБ №56-р от 01 февраля 2017 года указанные изменения в Генплан согласованы.

Как следует из информации ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по РБ в Едином государственном реестре недвижимости в отношении изменения границ муниципальных образований - сельского поселения Михайловский сельсовет MP Уфимский район сведения отсутствуют. Документы для внесения указанных изменений не предоставлялись.

Частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, пришел к выводу, что бездействие администрации сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан по несоставлению и непредставлению в Управление Росреестра по РБ карты (плана) территории сельского поселения нарушает права и законные интересы истцов, противоречит требованиям закона.

Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда.

Согласно ст. 19 Федерального закона от 18 июня 2001 года N 78-ФЗ «О землеустройстве» карты (планы) объектов землеустройства относятся к видам землеустроительной документации.

Согласно ст. 20 вышеуказанного закона определение границ объекта землеустройства осуществляется путем подготовки карты (плана), форма и требования к составлению которой утверждены Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2009 года N 621.

В соответствии с нормами ст.32 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов), в том числе, об установлении или изменении границ муниципального образования (п.7 ч.1), границ населенного пункта (п.8 ч.1).

Перечень документов и состав содержащихся в них сведений, направляемых или предоставляемых в орган регистрации прав в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15, 15.1 настоящей статьи, порядок их направления или предоставления, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, и требования к формату таких документов в электронной форме устанавливаются Правительством РФ.

Обязательным приложением к документам (содержащимся в них сведениям), направляемым в орган регистрации прав в соответствии с пунктом 7 части 1 настоящей статьи, является карта (план) объекта землеустройства, подготовленная в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 18 июня 2001 года N 78-ФЗ «О землеустройстве».

Обязательным приложением к документам (содержащимся в них сведениям), направляемым в орган регистрации прав в соответствии с пунктами 3, 8 - 10 части 1, пунктами 4 и 5 части 3, частью 3.1 настоящей статьи, являются подготовленные в электронной форме графическое описание местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон, зон с особыми условиями использования территории, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, перечень координат характерных точек границ таких населенных пунктов, зон, территорий (п.18.1 статьи 32 указанного закона).

В соответствии с п.7 «Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15 статьи 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством РФ на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2015 года N 1532, в случае установления или изменения границ населенного пункта орган местного самоуправления (органы государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) направляет в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в правовом акте, которым установлены или изменены границы населенных пунктов. Обязательным приложением к направляемым в орган регистрации прав документам, предусмотренным пунктами 3 и 15 настоящих Правил, является оформленная в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации карта (план) соответствующего объекта землеустройства.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 июля 2009 года №621 «Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к ее составлению» карта (план) объекта землеустройства является документом, отображающим в графической и текстовой формах местоположение, размер и границы объекта землеустройства, а также иные его характеристики карта (план) объекта землеустройства составляется по результатам описания местоположения границ объекта землеустройства либо части (частей) таких границ и (или) установления границ объекта землеустройства либо части (частей) таких границ на местности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Карта (план) объекта землеустройства составляется с использованием сведений государственного кадастра недвижимости, картографического материала, материалов дистанционного зондирования, а также по данным измерений, полученных на местности. Карта (план) объекта землеустройства составляется лицом, обладающим в соответствии с пунктом 6 статьи 69 Земельного кодекса РФ правом выполнения работ по землеустройству, в том числе кадастровым инженером (далее - исполнитель).

Из письма ФГБУ «ФКП Росреестра» от 24 августа 2018 года N 20-0128/18 «По вопросу подписания карты (плана) объекта землеустройства» (и изданных ранее аналогичных письмах) следует, что до момента утверждения соответствующих электронных форм текстового и графического описания местоположения границ населенных пунктов (часть 18.1 статьи 32 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"), рекомендуется использовать в качестве документа, содержащего описание местоположения указанных границ, карту (план) объекта землеустройства, форма и требования к составлению которой утверждены постановлением Правительства РФ от 30 июля 2009 года N 621 и в отношении которой приказом Росреестра от 01 августа 2014 года N П/369 «О реализации информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости в электронном виде» утверждена соответствующая XML-схема (указанные рекомендации даны в письме Росреестра от 19.02.2018 N 4118-ВА/Д23 и "О внесении сведений о границах объектов землеустройства").

Согласно ч.20, 21 ст.32 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» органы государственной власти, органы местного самоуправления направляют в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) в соответствии с настоящей статьей в течение пяти рабочих дней с даты вступления в силу решений (актов), указанных в части 1 настоящей статьи (за исключением решений, предусмотренных пунктом 9 части 1 настоящей статьи), а в случае, если в соответствии с частью 18 настоящей статьи требуется карта (план) объекта землеустройства или в соответствии с частью 19 настоящей статьи требуется описание местоположения границ соответствующих территорий или зон, - в течение шести месяцев с даты принятия указанных в пунктах 12, 14-16 части 1 настоящей статьи решений (актов) или в течение трех месяцев с даты принятия указанных в части 15 настоящей статьи решений (актов). При этом карта (план) объекта землеустройства или предусмотренное частью 19 настоящей статьи описание местоположения границ соответствующих территорий или зон направляется в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью подготовившего их лица. За непредставление указанных в частях 1-11, 13-15, 15.1 настоящей статьи документов (содержащихся в них сведений) орган государственной власти, орган местного самоуправления, а также иные лица, указанные в настоящей статье (за исключением суда), несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 36 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района, в том числе, отнесено утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, а также организация в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» выполнения комплексных кадастровых работ и утверждение карты-плана территории.

Аналогичные положения содержатся в Уставе МР Уфимский район РБ.

Законом, Уставом сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан либо иным нормативно-правовыми актами полномочия на составление, утверждение карты-плана, его представление в органы регистрации прав на недвижимость не закреплены. Доказательства этому в деле отсутствуют.

Исходя из вышеизложенного, анализируя нормы права, судебная коллегия приходит к тому, что работы по подготовке карты-плана территории в связи с изменением границы муниципального образования, в т.ч. населенного пункта, утвердить его и представить в Управление Росреестра по РБ для внесения соответствующих сведений, являются обязанностью администрации МР Уфимский район РБ, как того требует закон и устав района, а не обязанностью администрации сельского поселения.

Определением протокольной формы от 13 августа 2018 года Администрация МР Уфимский район РБ привлечена к участию по делу в качестве административного соответчика

Между тем, исковые требования заявлены только к администрации сельского поселения. В протоколе судебного заседания от 12 сентября 2018 года представитель истцов указал, что действия Администрации МР Уфимский район РБ истцами не обжалуются.

Судебная коллегия также принимает во внимание, что Управление землеустройства и архитектуры Администрации МР Уфимский район РБ в ответе указало, что земельные участки истцов относятся к территории населенного пункта СП Михайловский с/совет администрации MP Уфимский район РБ.

Администрация СП Михайловский с/с MP Уфимский район РБ также указывает, что границы населенного пункта д.Суровка соответствуют границам согласно генплану, утвержденному решением совета СП Михайловский сельсовет администрации MP Уфимский район РБ №209 от 06 мая 2013 года; границы СП Михайловский сельсовет изменены в пользу ГО г.Уфа за счет земель СП Михайловский сельсовет, а в 2014 году на основании карты (плана) ГО г.Уфа РБ границы СП Михайловский сельсовет восстановлены в прежних границах.

Кадастровый учет земельных участков истцов приостановлен в связи с тем, что границы вновь образуемого земельного участка, полученные по представленным в межевом плане координатам, в соответствии с кадастровыми сведениями пересекают границу населенного пункта адрес. Возможным основанием выявленного пересечения границ может являться использование кадастровым инженером при выполнении кадастровых работ неактуальных сведений внесенных в государственный кадастр недвижимости.

Между тем административными истцами действия Управления Федеральной службы по приостановлению кадастрового учета земельных участков не обжаловано.

Согласно ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

Обжалуя бездействие администрации сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан по изготовлению и предоставлению карта-плана Хабибов И.З. и Хабибова И.З., не представили доказательств нарушения оспариваемым бездействием своих прав и законных интересов.

Исходя из изложенного, решение суда подлежит отмене как постановленное с нарушением норм материального права, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.

Руководствуясь ст. ст. 308, 309 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 12 сентября 2018 года отменить в части признания незаконным бездействие администрации сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан по изготовлению и предоставлению карта-плана Михайловского сельсовета муниципального района Уфимский район РБ; обязания администрацию сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район РБ устранить нарушения прав Хабибова И.З., Хабибова И.З. в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.

В отмененной части принять по делу новое решение.

В удовлетворения исковых требований Хабибова И.З., Хабибова И.З. о признании незаконным бездействие администрации сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан по изготовлению и предоставлению карта-плана Михайловского сельсовета муниципального района Уфимский район РБ, отказать.

В остальной части решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 12 сентября 2018 года оставить без изменения.

Председательствующий Г.Я. Турумтаева

Судьи Г.Ф. Васильева

А.М. Сагетдинова

Справка: судья Моисеева Г.Л.