ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2356/2021 от 24.03.2021 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья Громова Е.Н. 38RS0004-01-2020-001700-12

Судья-докладчик Усова Н.М. 33а-2356/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 марта 2021 г. г. Иркутск

Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Медведевой Н.И.,

судей Каракич Л.Л., Усовой Н.М.,

при секретаре судебного заседания Шаракшановой И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-887/2020 по административному исковому заявлению прокурора Братского района Иркутской области, действующего в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, к Территориальному управлению Министерства лесного комплекса Иркутской области по Братскому лесничеству о признании незаконным бездействий, возложении обязанности произвести осмотр лесосек

по апелляционной жалобе заинтересованного лица акционерного общества «Группа «Илим» на решение Братского районного суда Иркутской области от 10 декабря 2020 г.,

установила:

в обоснование административного иска указано, что при проведении Братской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки исполнения лесного законодательства, в том числе при осуществлении приемки лесных участков после завершения рубок должностными лицами Братского лесничества, установлено, что 18 декабря 2008 г. между Территориальным управлением Министерства лесного комплекса Иркутской области по Братскому лесничеству (далее - Управление) и акционерным обществом «Группа «Илим» (далее АО «Группа «Илим») заключен договор аренды лесного участка № 14, предоставляемого для реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов, в соответствии с п. 2 которого арендатору передан лесной участок, с номером учетной записи в государственном лесном реестре 517-2008-11, площадью 157 715 га, имеющий местоположение: Иркутская область Братский район, Братское лесничество (ранее - ФГУ «Тарминский лесхоз» эксплуатационные леса (ранее - леса III группы), Тарминское участковое лесничество: «Тарминская дача» (ранее - Тарминское лесничество), кварталы №№1-34; 36-49; Большеокинская дача (ранее - Большеокинское лесничество) кварталы №№ 2,3,5,6, 8-15, 19-30, 33-53; Калтукская дача (ранее - Калтукское лесничество), кварталы №№ 1-50; Северо-Бадинская дача (ранее - Северо-Бадинское лесничество), кварталы №№ 1-31, 34-47, 53-117. Срок действия договора установлен с 1 января 2009 г. по 31 декабря 2057 г. Договор зарегистрирован 31 декабря 2018 г. Управлением Федеральной регистрационной службы по Иркутской области (номер 38-38-03/049/2008-423).

АО «Группа «ИЛИМ» предоставило в Управление по указанному договору аренды декларации от 5 декабря 2017 г. (без номера), от
18 декабря 2017 г. №14/2, от 8 августа 2018 г. № 14/24, от 11 апреля 2018 г. № 14/10 на использование леса с целью заготовки древесины в 2018 году в Братском лесничестве, Тарминское участковое лесничество Северо-Бадинская дача: квартал № 35, выделы №№ 19, 20, 23, 21 лесосека № 1, эксплуатационная площадь 35,5 га; квартал № 35, выделы №№ 5, 6, 13, 15, лесосека № 2, эксплуатационная площадь 42,2 га; квартал № 36, выделы №№ 4,14, лесосека № 1, эксплуатационная площадь 10 га; квартал № 39, выделы №1, 11, лесосека №1, эксплуатационная площадь 29,9 га; квартал № 40, выделы №№ 6, 16, лесосека № 1, эксплуатационная площадь 30 га; квартал № 55, выделы №№ 6, 16, 19, лесосека №1, эксплуатационная площадь 25,4 га; квартал № 56, выдел №14, лесосека № 1, эксплуатационная площадь 16,9 га; квартал № 57, выделы №№ 8, 17, 18, лесосека № 1, эксплуатационная площадь 48 га; квартал №37, выделы №№ 1,8, лесная дорога, эксплуатационная площадь 0,6 га; квартал № 24, выделы №№9,11,12,13,17,18, лесосека №1, эксплуатационная площадь 46 га; квартал № 35, выделы №№ 6,31, лесосека № 3, эксплуатационная площадь 12,7 га; Калтукская дача квартал № 3, выдел №16, лесосека № 1, эксплуатационная площадь 16,6 га.

10 января 2019 г. АО «Группа «Илим» предоставило в Управление по договору аренды № 14 от 18 декабря 2008 г. отчет по форме 1-ИЛ за январь-декабрь 2018 года с информацией о месте проведения вырубки и площади вырубленных лесных насаждений, то есть сведения об использовании лесов в 2018 году в соответствии с предоставленными лесными декларациями. Однако до настоящего времени Управлением в нарушение ст. 16.1 Лесного кодекса Российской Федерации, п. 5 Приложения № 4 к приказу Минприроды России от 27 июня 2016 г. № 367, не проведен осмотр указанных в декларациях лесосек.

Несоблюдение ответчиком требований законодательства приводит к нарушению интересов Российской Федерации, которые заключаются в неисполнении требования о соблюдении всеми без исключения Конституции РФ и законов, действующих на ее территории, что предусмотрено ст. 4, ст. 15 Конституции РФ. Невыполнение возложенных на Управление полномочий не будет способствовать восстановлению лесов и, соответственно, реализации прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, в понятие которой входят, в том числе, лесные ресурсы, гарантированных ст. 42 Конституции РФ. Кроме того, возникает угроза причинения вреда в будущем, так как проведение осмотра лесных участков не позволит снизить или сократить оказываемое негативное воздействие на лесные ресурсы, а также животный мир, окружающую среду в целом. В том числе бездействие Управления может повлечь за собой угрозу возникновения лесных пожаров, как следствие, привести к чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера, негативно сказаться на экологической обстановке территории г. Братска и Братского района, и здоровье их жителей.

Административный истец просил суд:

- признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в непроведении осмотра лесосек, арендуемых АО «Группа «ИЛИМ» по договору аренды лесного участка № 14 от 18 декабря 2008 г., на которых в 2018 году проводилась рубка лесных насаждений;

- обязать ответчика произвести в срок до 1 июня 2021 г. осмотр лесосек, расположенных на следующих лесных участках: Братское лесничество, Тарминское участковое лесничество, Северо-Бадинская дача: квартал № 35, выделы №№ 19,20,23,21 лесосека № 1, эксплуатационная площадь 35,5 га; квартал № 35, выделы №№ 5,6,13,15, лесосека № 2, эксплуатационная площадь 42,2 га; квартал № 36, выделы №№ 4,14, лесосека № 1, эксплуатационная площадь 10 га; квартал № 39, выделы №1, 11, лесосека №1, эксплуатационная площадь 29,9 га; квартал № 40, выделы №№ 6, 16, лесосека № 1, эксплуатационная площадь 30 га; квартал № 55, выделы №№6,16,19, лесосека №1, эксплуатационная площадь 25,4 га; квартал № 56, выдел №14, лесосека № 1, эксплуатационная площадь 16,9 га; квартал № 57, выделы №№ 8,17,18, лесосека №1, эксплуатационная площадь 48 га; квартал №37, выделы №№ 1,8, лесная дорога, эксплуатационная площадь 0,6 га; квартал № 24, выделы №№9,11,12,13,17,18, лесосека №1, эксплуатационная площадь 46 га; квартал № 35, выделы №№ 6,31, лесосека № 3, эксплуатационная площадь 12,7 га; Калтукская дача квартал № 3, выдел №16, лесосека № 1, эксплуатационная площадь 16,6 га.

Решением Братского районного суда Иркутской области от 10 декабря 2020 г. административные исковые требования Братского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Территориальному управлению Министерства лесного комплекса Иркутской области по Братскому лесничеству удовлетворены в полном объёме.

Не согласившись с постановленным решением суда заинтересованное лицо АО «Группа Илим» подало апелляционную жалобу. В обоснование доводов жалобы указало, что решение суда считает незаконным и необоснованным в части возложения на Братское лесничество обязанности произвести осмотр лесосек, расположенных на территории участков, арендуемых АО «Группа Илим».

Полагает, что судом неправильно применены нормы лесного законодательства.

В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции заинтересованным лицом отмечалось, что осмотр лесных участков в 2020-2021 годах (в срок до 1 июня 2021 г.), на которых лесосечные работы завершены лесопользователем в 2018 году является незаконным, так как осмотр будет произведен за пределами установленного для этого мероприятия срока – 6 месяцев в соответствии с п. 5 приложения 4 Приказа № 367.

Учитывая, что арендатор лесного участка не осуществляет лесной надзор лесных участков и покидает их после проведения лесосечных работ, результаты подобного осмотра не могут выступать в качестве объективного и достоверного доказательства исполнения, либо неисполнения арендатором возложенных на него обязательств.

С выводом суда о том, что установленный для осмотра лесосек срок является дисциплинирующим, а не пресекательным не согласен.

Полагает, что осмотр лесных участков за пределами 6 месяцев со дня окончания выполнения лесосечных работ должен проводиться в рамках осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), а не в рамках выполнения договорных обязательств лепользользователями.

Проведение осмотра лесных участков в рамках осуществления лесного надзора (лесной охраны) исключает презумпцию вины лесопользователя, и возлагает на орган контроля, в случае нарушения закона, обязанность по установлению лиц, допустивших такие нарушения.

В связи с изложенным просит решение Братского районного суда Иркутской области от 10 декабря 2020 г. по данному административному делу в части обязания Территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Братскому лесничеству в срок до
1 июня 2021 г. произвести осмотр лесосек, расположенных на территории лесных участков, арендуемых АО «Группа Илим» по договору аренды № 14 от 18 декабря 2008 г. на которых в 2018 году проведена рубка лесных насаждений, отменить; принять по делу новое решение – в рассматриваемой части искового требования отказать.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу учувствовавший в деле прокурор Петакчян А.Г. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Представители административного ответчика Территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Братскому лесничеству, заинтересованного лица акционерного общества «Группа «Илим» о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, возражений против рассмотрения жалобы в их отсутствие не заявили, ходатайства об отложении судебного заседания не представили. В соответствии с ч. 2 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие указанных лиц.

Заслушав доклад судьи Усовой Н.М., объяснения представителя административного истца прокурора отдела прокуратуры Иркутской области Альбрехт О.А., полагавшей судебное решение законным и обоснованным, проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого судебного акта, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда.

В соответствии с Конституцией РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и обязан сохранять природу, бережно относиться к природным богатствам, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9, ч. 1 статей 42 и 58).

Основными принципами охраны окружающей среды, установленными ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» являются, в том числе: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующей территории; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц.

Министерство лесного комплекса Иркутской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению в сфере лесного комплекса на территории Иркутской области, что также включает в себя осуществление полномочий Российской Федерации, переданных органом государственной власти субъектов Российской Федерации (Положение о министерстве лесного комплекса Иркутской области, утвержденное Постановлением Правительства Иркутской области от 27 февраля 2018 г. № 155-пп).

В соответствии с Положением о Территориальном управлении Министерства лесного комплекса Иркутской области по Братскому лесничеству, утвержденного приказом Министерства лесного комплекса Иркутской области от 6 октября 2017 г. № 90-мпр, Территориальное управление Министерства лесного комплекса Иркутской области по Братсокму лесничеству является территориальным подразделением Министерства лесного комплекса Иркутской области по управлению в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. Территориальное управление обладает правами юридического лица, в том числе выступает истцом и ответчиком в суде, имеет бюджетную смету, лицевой счет, печать со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки. Задачей территориального управления является обеспечение рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в пределах земель лесного фонда Братского лесничества.

Территориальное управление в соответствии с возложенной на него задачей в пределах земель лесного фонда Братского лесничества осуществляет, в том числе функции: контроля за выполнением лицами, использующими леса, условий соответствующих договоров, осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных п. п. 36, 37 ст. 81 Лесного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 25 Лесного кодекса Российской Федерации одним из видов использования лесов является заготовка древесины, которая представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины (ч. 1 ст. 29 Лесного кодекса РФ).

Согласно ч. 1 ст. 16 Лесного кодекса Российской Федерации рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) признаются процессы их валки (в том числе спиливания, срубания, срезания), а также иные технологически связанные с ними процессы (включая трелевку, частичную переработку, хранение древесины в лесу).

В соответствии со ст. 16.1 Лесного кодекса Российской Федерации лесосечные работы состоят из подготовительных, основных и заключительных работ, связанных с заготовкой древесины, а также с выполнением мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, предусматривающих рубки лесных насаждений.

После выполнения лесосечных работ проводится осмотр места осуществления лесосечных работ (осмотр лесосеки), в результате которого составляется акт осмотра лесосеки.

Осмотр лесосек проводится в целях проверки соблюдения условий договора аренды лесного участка, права постоянного (бессрочного) пользования, договора купли-продажи лесных насаждений, контракта, указанного в ч. 5 ст. 19 Лесного кодекса Российской Федерации, проекта освоения лесов, лесной декларации, технологической карты лесосечных работ, требований лесного законодательства, нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения, после завершения лесосечных работ.

В случае заготовки древесины на основании договора аренды лесного участка, права постоянного (бессрочного) пользования осмотр лесосек осуществляется в бесснежный период, но не позднее 6 месяцев со дня окончания выполнения лесосечных работ.

При осмотре лесосек устанавливаются: состояние просеки и прилегающей к лесосеке полосы шириной 50 метров; сохранность граничных, квартальных, лесосечных и других столбов и знаков; объем заготовленной древесины; наличие невывезенной древесины; наличие неокоренной или не защищенной другими способами древесины; сохранность семенников, семенных куртин и полос, а также деревьев, не подлежащих рубке (при наличии); наличие зависших деревьев; качество очистки лесов; проведение лесовосстановительных работ; сохранность подроста, молодняка и лесных культур (при наличии); нарушение целостности почвы, влекущее возникновение эрозии.

Судом установлено, что между Территориальным управлением агентства лесного хозяйства Иркутской области по Братскому лесничеству (арендодатель) и ОАО «Группа «Илим» (арендатор) заключен договор аренды лесных участков от 18 декабря 2008 г. № 14.

АО «Группа «Илим», являющееся арендатором в указанном договоре лесных участков, в Братское лесничество поданы лесные декларации:

- от 5 декабря 2017 г. (без номера), от 18 декабря 2017 г. №14/2, от 8 августа 2018 г. № 14/24, арендатор в лице АО «Группа «ИЛИМ» по договору аренды № 14 от 18 декабря 2008 г. заявил, что в период с
1 января 2018 г. по 31 декабря 2018 г. использует леса для заготовки древесины на следующих лесных участках, предоставленных в аренду:

- в Братском лесничестве, Тарминское участковое лесничество Северо-Бадинская дача: квартал № 35, выделы №№ 19, 20, 23, 29 лесосека № 1, эксплуатационная площадь 35,5 га; квартал № 35, выделы №№ 5, 6, 13, 15, лесосека № 2, эксплуатационная площадь 42,2 га; квартал № 36, выделы №№ 4,14, лесосека № 1, эксплуатационная площадь 10 га; квартал № 37, выделы № 1, 9, 10, 12, лесосека №1, эксплуатационная площадь 17,9 га; квартал № 39, выделы № 1, 11, лесосека № 1, эксплуатационная площадь 29,9 га; квартал № 40, выделы №№6,16, лесосека № 1, эксплуатационная площадь 30 га; квартал № 55, выделы №№ 6, 16, 19, лесосека №1, эксплуатационная площадь 25,4 га; квартал № 56, выдел №14, лесосека № 1, эксплуатационная площадь 16,9 га; квартал № 57, выделы №№ 8, 17, 18, лесосека №1, эксплуатационная площадь 48 га; квартал №79, выделы №16,20, лесосека № 1, эксплуатационная площадь 14,3 га; квартал № 79, выдел № 6, лесосека № 2, эксплуатационная площадь 14,1 га; квартал № 79, выдел №21, лесосека № 3, эксплуатационная площадь 22,9 га; квартал №37, выделы №№ 1, 8, лесная дорога, эксплуатационная площадь 0,6 га; квартал № 24, выделы №№ 9, 11, 12, 13, 17, 18, лесосека №1, эксплуатационная площадь 46 га; квартал № 35, выделы №№ 6, 31, лесосека № 3, эксплуатационная площадь 12,9 га; квартал № 35, выделы № 6, эксплуатационная площадь 1,2 га; квартал № 57, выдел № 16, эксплуатационная площадь 0,6 га; квартал № 4, выдел № 12, лесная дорога № 1, эксплуатационная площадь 0,7 га; квартал № 70, выделы № 16, 17, 18, 21, лесосека № 1,эксплуатационная площадь 1,6 га;

- в Братском лесничестве, Тарминское участковое лесничество Калтукская дача: квартал № 3, выдел № 16, лесосека № 1, эксплуатационная площадь 16,6 га; квартал № 4, выделы №5,13, лесосека № 1, эксплуатационная площадь 25,1 га; квартал № 4, выдел №1, лесосека № 2, эксплуатационная площадь 8,5 га.

Отчетом об использовании лесов формы 1-ИЛ от 10 января 2019 г. подтверждается факт использования АО «Группа «Илим» лесов по договору аренды лесных участков № 14 от 18 декабря 2008 г., в периоды: январь-декабрь 2018 года.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 25 Лесного кодекса Российской Федерации (далее ЛК РФ) одним из видов использования лесов является заготовка древесины.

Заготовка древесины в силу ч. 1 ст. 29 Лесного кодекса Российской Федерации представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины.

Лесосечные работы согласно ч. 1 ст. 16.1 Лесного кодекса Российской Федерации состоят из подготовительных, основных и заключительных работ, связанных с заготовкой древесины, а также с выполнением мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, предусматривающих рубки лесных насаждений.

После выполнения лесосечных работ проводится осмотр места осуществления лесосечных работ (осмотр лесосеки), в результате которого составляется акт осмотра лесосеки (ч. 3 ст. 16.1 Лесного кодекса Российской Федерации).

Порядок осмотра лесосек, на которых осуществлены лесосечные работы, устанавливается Приложением 4 к Приказу Минприроды России от 27 июня 2016 г. № 367 «Об утверждении Видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, Формы технологической карты лесосечных работ, Формы акта осмотра лесосеки и Порядка осмотра лесосеки».

Осмотр лесосек, расположенных на землях, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации (п. 2 Приложения 4 к Приказу Минприроды России от 27 июня 2016 г. № 367).

Осмотр лесосек проводится в целях проверки соблюдения условий договора аренды лесного участка, права постоянного (бессрочного пользования), договора купли-продажи лесных насаждений, контракта, указанного в части 5 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации, проекта освоения лесов, лесной декларации, технологической карты лесосечных работ, требований лесного законодательства, нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения, после завершения лесосечных работ (п. 3).

В случае заготовки древесины на основании договора аренды лесного участка, права постоянного (бессрочного) пользования осмотр лесосек осуществляется в бесснежный период, но не позднее 6 месяцев со дня окончания выполнения лесосечных работ (п. 5).

По результатам осмотра лесосеки составляется акт осмотра лесосеки в соответствии с формой согласно приложению 3 к настоящему приказу в двух экземплярах.

Один экземпляр акта осмотра лесосеки, подписанный обеими сторонами, хранится у лица, осуществляющего лесосечные работы, второй - у лица, осуществляющего осмотр лесосеки (п. 11).

Суд первой инстанции, установив, что возложенная на Братское лесничество обязанность по осмотру лесосек после окончания выполнения лесосечных работ лесопользователем АО «Группа «Илим», осуществляющим заготовку древесины по договору аренды лесных участков № 14 от 18 декабря 2008 г., в соответствии с предоставленной информацией руководителя группы охраны и защиты лесов АО «Группа «Илим» - филиал в Братском районе Иркутской области Резнисенко А.В., не проводились, акты осмотра лесосек не составлялись по указанному договору аренды лесных участков, учитывая, что данное бездействие административного ответчика может привести к захламлению лесов, и как следствие, способствовать возникновению чрезвычайной ситуации (возгорание, задымление), чем нарушатся конституционные права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, гарантированные статьей 42 Конституции Российской Федерации и может повлечь за собой совершение иных нарушений природоохранного законодательства со стороны лесопользователей (способствовать рубкам лесных насаждений за пределами отведенных лесосек), удовлетворил административный иск Братского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц.

Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции соглашается, считая их верными, основанными на нормах действующего законодательства.

Кроме того судом установлен факт бездействия административного ответчика, поскольку обязанность, возложенная законом на административного ответчика по проведению осмотров лесосек и составлению актов осмотра лесосек по указанным договорам аренды лесных участков, не выполнена, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц и Российской Федерации, что в свою очередь может привести к негативным воздействиям на окружающую среду.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, предусмотренный пунктом 5 приложения 4 Порядка осмотра лесосек, утвержденного Приказом Минприроды России № 367 срок осмотра лесосек не является пресекательным по следующим основаниям.

В соответствии с частью 3 статьи 16.1 Лесного кодекса Российской Федерации после выполнения лесосечных работ проводится осмотр места осуществления лесосечных работ (осмотр лесосеки), в результате которого составляется акт осмотра лесосеки. При этом указанная статья Лесного кодекса Российской Федерации не содержит указания на сроки проведения осмотра лесосеки.

Таким образом, законодателем закреплена безусловная обязанность проведения после выполнения лесосечных работ осмотра лесосеки, при этом запрет проведения освидетельствования мест рубок по истечении шестимесячного срока после лесосечных работ в бесснежный период отсутствует. Кроме того, законом правовые последствия пропуска указанного срока не предусмотрены. Заключенными между АО «Группа Илим» и Братским лесничеством договор аренды лесных участков также не содержат указанных запретов и ограничений, в связи с чем приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда.

Ссылка в апелляционной жалобе на то, что осмотр лесных участков за пределами 6 месяцев со дня окончания выполнения лесосечных работ должен

проводиться в рамках осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), а не в рамках выполнения договорных обязательств лепользользователями судебной коллегией признается необоснованной, поскольку как указано ранее на основе системного анализа действующего законодательства, Порядок осмотра лесосек регламентирован Приказом Министерства природы России от 27 июня 2016 г. № 367.

В целом доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, основаны на ошибочном толковании норм права, и по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств в соответствии с требованиями ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения и предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судом не допущено.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит решение суда обоснованным, а доводы апелляционной жалобы не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь п. 1 ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда

определила:

решение Братского районного суда Иркутской области от 10 декабря 2020 г. по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу заинтересованного лица АО «Группа Илим» без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Судья-председательствующий Н.И. Медведева

Судьи Л.Л. Каракич

Н.М. Усова