ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2358/2022 от 24.02.2022 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Судья Горпинич Н.Н. Дело № 33а-2358/2022

УИД 24RS0056-01-2020-005677-31

3.025а

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 февраля 2022 года г. Красноярск

Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего: Мирончика И.С.,

судей: Данцевой Т.Н., Штея Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи:

Дорошковой М.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Мирончика И.С. административное дело по административному исковому заявлению администрации города Красноярска к агентству по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Красноярского края об оспаривании предписания,

по апелляционной жалобе представителя администрации города Красноярска Подлягаевой Е.В.

на решение Центрального районного суда г. Красноярска от 22 марта 2021 года, которым постановлено:

«Исковые требования администрации города Красноярска удовлетворить частично.

Признать незаконными пункты 1, 2, 3 предписания агентства по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Красноярского края от 10.06.2020 № 6/102п.

В остальной части в удовлетворении заявленных требований административному истцу отказать».

Заслушав докладчика, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Администрация г. Красноярска обратилась в суд с указанным административным иском. Требования мотивированы тем, что на основании приказа руководителя агентства по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Красноярского края (далее – агентство) от 29.04.2020 года № 102п в период с 18.05.2020 года по 10.06.2020 года проведена плановая проверка в отношении администрации города Красноярска по контролю за соблюдением обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. По результатам проверки составлен акт проверки от 10.06.2020 года № 6/102п, вынесено предписание об устранении нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда окружающей среде, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера от 10.06.2020 года № 6/102п. Административный истец считает пункты 1-4 обжалуемого предписания незаконными, необоснованными по следующим основаниям.

Согласно п. 1 предписания «Муниципальная система оповещения не обеспечивает своевременное и гарантированное доведение до каждого человека информации об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, правилах поведения и способах защиты в такой ситуации на территории города Красноярска, подверженного риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов». Критерий «своевременное и гарантированное доведение до каждого человека информации об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации» изложен в Указе Президента РФ от 13.11.2012 года № 1522 «О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций» (далее - КСЭОН), которым Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено принять меры по модернизации существующих систем оповещения населения и их подготовке к использованию в составе комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций; Правительству Российской Федерации поручено создать до 1 января 2014 г. комплексную систему экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, которая на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях должна обеспечить своевременное и гарантированное доведение до каждого человека информации об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации. В целях реализации Указа Президента РФ № 1522 постановлением Правительства Красноярского края от 25.08.2015 года № 452-п «Об утверждении границ зон экстренного оповещения населения Красноярского края» определены территории, на которых требуется создание КСЭОН, а так же распоряжением Правительства Красноярского края от 20.11.2018 года № 876-р создана рабочая группа для разработки предложений по созданию КСЭОН на территории Красноярского края. На основании решений и предложений данной рабочей группы в 2019 году была реконструирована система оповещения населения и созданы элементы КСЭОН в Шушенском районе, в 2020 году запланирована соответствующая работа в городе Ачинске, Богучанском, Минусинском и Ермаковском районах, в 2021 году в городе Канске. Таким образом, работа по созданию КСЭОН, обеспечивающей «своевременное и гарантированное доведение до каждого человека информации об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации», в Красноярском крае реализуется за счет средств бюджета субъекта, как и предусмотрено Указом Президента РФ № 1522. Обязанности у муниципального образования по созданию КСЭОН, удовлетворяющей указанным в пункте 1 предписания критериям, в действующем законодательстве отсутствуют.

Согласно п. 2 предписания «Орган местного самоуправления не поддерживает в состоянии постоянной готовности муниципальную систему оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, которая должна обеспечить доведение звукового сигнала до населения, проживающего на территории города Красноярска: мкр. Северный, мкр. Солнечный и др.». Согласно приложению к акту проверки от 10.06.2020 года № 6/102п указаны недостатки автоматизированной системы централизованного оповещения гражданской обороны Красноярского края (далее - АСЦО ГО края). Данные выводы сделаны на основании актов комплексной годовой проверки АСЦО ГО края и системы оповещения и информирования населения города Красноярска. Таким образом, проверялись сразу две системы: АСЦО ГО края и система оповещения города Красноярска. При проверке недостатки выявлены только у АСЦО ГО края, созданной на базе оборудования П-164, сирен С-40 и имеющей краевую подведомственность. Недостатки в работе муниципальной системы оповещения населения города Красноярска выявлены не были. Муниципальная система оповещения не содержит сирен, в основе ее лежит оборудование П-166М, Сенсор, КОР Радиус, Градиент-128, SP-Records, с помощью которого осуществляется: прием сигналов управления от региональной системы оповещения Красноярского края; доведение сигналов боевого управления и информации оповещения до органов управления и руководящего состава гражданской обороны города; оповещение населения с помощью мобильных средств громкоговорящей связи с привлечением автомобилей полиции и иных средств, оснащенных громкоговорителями; доведение до населения сигналов и информации оповещения с помощью громкоговорящих устройств, устанавливаемых на улицах и остановках общественного транспорта; доведение до населения информации оповещения с помощью существующих систем громкоговорящей связи в местах массового пребывания людей (ООО ТК «Квант» с передачей по ней речевого сообщения посетителям); доведение информации оповещения через систему теле- и радиовещания на территории города путем перехвата трактов вещания: 3 каналов телевещания, 15-ти каналов радиовещания. Территория города Красноярска полностью охвачена эфирным радиовещанием и телевещанием, таким образом, система оповещения и информирования населения города Красноярска обеспечивает доведение до населения указанных в предписании территорий информации и сигналов оповещения посредством теле- и радиоканалов. Мероприятия по поддержанию муниципальной системы оповещения и информирования населения города Красноярска выполняются в рамках муниципальной программы «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и дорожного комплекса города Красноярска» на 2020 год и плановый период 2021-2022 годов, утвержденной постановлением администрации города от 14.11.2019 года № 872. На 2020 год в рамках мероприятия 4.8. Обслуживание системы оповещения и предоставление каналов связи вышеуказанной муниципальной программы предусмотрено 1 616 810,00 рублей.

Согласно п. 3 Предписания «Муниципальная система оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях технически и программно не сопряжена с системами оповещения всех уровней, а именно: с локальными системами оповещения (ЛСО): АО «Красмаш»; ОАО «КЗСК»; ОАО «Красцветмет»; ООО «Криосервис; АО «Русал Красноярский Алюминиевый завод»; ООО «Красноярский хладокомбинат №1»; АО «Данон Россия» филиал Молочный комбинат «Милко»; ООО «Красноярский жилищно-коммунальный комплекс». В соответствии с пунктом 4 Положения о системах оповещения населения, утвержденного приказом МЧС РФ № 422, Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации № 90, Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации № 376 от 25.07.2006 года «Об утверждении Положения о системах оповещения населения» системы оповещения создаются: на федеральном уровне - федеральная система оповещения (на территории Российской Федерации); на межрегиональном уровне - межрегиональная система оповещения (на территории федерального округа); на региональном уровне - региональная система оповещения (на территории субъекта Российской Федерации); на муниципальном уровне - местная система оповещения (на территории муниципального образования); на объектовом уровне - локальная система оповещения (в районе размещения потенциально опасного объекта). Системы оповещения всех уровней должны технически и программно сопрягаться. Система оповещения и информирования населения города Красноярска сопряжена с: АСЦО ГО Красноярского края на базе КТСО «П-166М»; АСЦО ГО Красноярского края на базе аппаратуры П-160, П-164 (наличие элементов АСЦО ГО Красноярского края на базе аппаратуры П-160, П-164, сопряженной с аппаратурой АСЦО ГО Красноярского края на пункте управления оперативно-дежурной службы Красноярского края, в дежурной службе ГО и ЧС администрации г. Красноярска); ЛСО 3-х ПОО на базе КОР «Радиус»; ЛСО (АО «Красмаш»; ОАО «КЗСК»; АО «Русал Красноярский Алюминиевый завод»; ООО «Красноярский жилищно-коммунальный комплекс») сопряжены с АСЦО ГО Красноярского края на базе аппаратуры П-160, П-164, которая, в свою очередь сопряжена с МСО г. Красноярска, следовательно, вышеперечисленные ЛСО сопряжены с МСО г. Красноярска; ЛСО ООО «Криосервис; АО «Данон Россия» филиал Молочный комбинат «Милко»; ООО «Красноярский хладокомбинат №1» не сопряжены ни с региональной, ни с местной системами оповещения населения. В соответствии с пунктом 6.45 СП 165.1325800.2014 «Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне. Актуализированная редакция СНиП 2.01.51-90» техническое и программное сопряжение объектовых систем оповещения с региональной системой оповещения является обязательством собственника объекта. В соответствии с приказом МЧС России от 06.08.2004 года № 372 контроль и надзор по исполнению требований в области ГО, ЧС и ПБ, в том числе за созданием и поддержанием в состоянии готовности локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов осуществляет Главное управление МЧС России по Красноярскому краю. Сопряжение вышеуказанных ЛСО с системой оповещения и информирования населения города Красноярска было произведено по инициативе администрации города. Правовые нормы, обязывающие сопрягать ЛСО с муниципальной системой оповещения, отсутствуют. В связи с чем у органов местного самоуправления отсутствуют полномочия самостоятельно осуществлять сопряжение муниципальной системы оповещения с ЛСО потенциально-опасных объектов (ПОО), а также обязывать собственников потенциально опасных объектов на проведение данной работы. Технические возможности по сопряжению с ЛСО ПОО у местной системы оповещения г. Красноярска имеются.

Согласно п. 4 Предписания «Орган местного самоуправления самостоятельно и заблаговременно не создал резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций (продукты питания, медицинское имущество и медикаменты, топливо, строительные материалы). Продукты питания, медицинское имущество и медикаменты, топливо, строительные материалы не являются обязательными резервами материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 года № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» порядок создания, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов определяется законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и организациями. Номенклатура и объем резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением устанавливаются создающим их органом. В соответствии с п. 4. Порядка создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.1996 года № 1340, резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются исходя из прогнозируемых видов и масштабов чрезвычайных ситуаций, предполагаемого объема работ по их ликвидации, а также максимально возможного использования имеющихся сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций; номенклатура и объемы резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за созданием, хранением, использованием и восполнением указанных резервов устанавливаются создавшим их органом. В приложении 1 «Методических рекомендаций МЧС России по созданию, хранению, использованию и восполнению резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС природного и техногенного характера» (утв. МЧС России 10.08.2018 года № 2-4-71-18-14) приводится «примерная» номенклатура. Данный документ не был опубликован и не прошел регистрацию в Министерстве юстиции РФ. В соответствии с Указом Президента от 23.05.1996 № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров. Администрацией города Красноярска произведена оценка потребностей материально-технических ресурсов в зонах возможных чрезвычайных ситуаций, установлено необходимым и достаточным создание резерва материально-технических ресурсов в объеме и номенклатуре согласно приложению 2 к постановлению администрации города Красноярска от 08.04.2010 года № 143 «О материальных ресурсах города Красноярска». При этом содержание продовольственных запасов в виде продуктов (сухого пайка) признано нецелесообразным. Организация питания, при введении режима ЧС, будет осуществляться в соответствии соглашением от 27.05.2020 года, заключенным администрацией города с муниципальным предприятием «Школьный комбинат питания». В соответствии с постановлением администрации города Красноярска от 08.04.2010 года № 143 «О материальных ресурсах города Красноярска» формирование резерва медицинского имущества для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций обеспечивается медицинскими организациями, подведомственными министерству здравоохранения Красноярского края. Между администрацией города Красноярска и министерством здравоохранения Красноярского края 27.03.2014 года заключено соглашение о взаимодействии в сфере здравоохранения. За пунктами временного размещения пострадавшего населения закреплены краевые учреждения здравоохранения. На время дежурства медицинский персонал обеспечивается укладками, содержащими необходимые лекарственные средства и изделия медицинского назначения. Кроме того, на территории города находятся муниципальные предприятия, на которых создан запас материально-технических средств, включающий в себя специальную и автотранспортную технику, средства малой механизации, приборы, оборудование и другие средства. Административный истец просит суд признать незаконными пункты 1-4 предписания об устранении нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда окружающей среде, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера от 10.06.2020 года № 6/102п-10 агентства по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Красноярского края.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель администрации города Красноярска Подлягаева Е.В. просит решение суда изменить в части отказа в удовлетворении иска о признании незаконным п.4 предписания. Указывает, что при определении потребности в краевых резервах на ликвидацию чрезвычайных ситуаций применяется принцип необходимой достаточности и величины ассигнований, выделяемых на формирование соответствующего вида резервов, установленный ст. 5 закона Красноярского края от 02.11.2001 года № 16-1558 «О резервах материально-технических ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Красноярского края».

В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель агентства по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Красноярского края Марьясова О.С. просит решение суда отставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, проверив материалы дела в соответствии с ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, выслушав представителя административного истца Подлягаеву А.В., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя административного ответчика Марьясову О.С., согласившуюся с решением суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также организациями.

Порядок создания и использования указанных в части первой настоящей статьи резервов (резервных фондов) и порядок восполнения использованных средств этих резервов определяются соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями.

В соответствии с указанным Законом Постановлением Правительства РФ от 10 ноября 1996 года № 1340 разработан порядок создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, исходя из критериев заблаговременности (пункт 2) и прогнозируемых видов и масштабов чрезвычайных ситуаций, предполагаемого объема работ по их ликвидации, а также максимально возможного использования имеющихся сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций (пункт 4), за счет собственных средств предприятий, учреждений и организаций - объектовые резервы материальных ресурсов (пункт 7) (Документ действовал на момент составления предписания, утратил силу с 1 января 2021 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 11.07.2020 года № 1034 «О признании утратившими силу нормативных правовых актов и отдельных положений нормативных правовых актов Российской Федерации, об отмене актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного пожарного надзора и лицензионного контроля в области пожарной безопасности, федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, государственного надзора за пользованием маломерными судами, базами (сооружениями) для их стоянок во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации»).

Постановлением Правительства РФ от 25.07.2020 года № 1119 утверждены новые Правила создания, использования и восполнения резервов материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (действуют с 01.01.2021 года).

Из смысла правового регулирования данных правоотношений следует, что для локализации и ликвидации последствий аварий должно быть достаточно как финансовых средств, так и материальных ресурсов, которые можно использовать оперативно.

Соответственно, определение такого размера не должно быть произвольным.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции,

на основании приказа агентства от 29.04.2020 года № 102п, в период с 18 мая по 10 июня 2020 года была проведена плановая выездная проверка в отношении администрации г. Красноярска. По итогам проверки вынесено предписание от 10.06.2020 года № 6/102п об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда окружающей среде, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера от 10.06.2020 года № 6/102п-10.

Административному истцу предписано устранить нарушения обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе:

Пункт 1 предписания: «Муниципальная система оповещения не обеспечивает своевременное и гарантированное доведение до каждого человека информации об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, правилах поведения и способах защиты в такой ситуации на территории города Красноярска, подверженного риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов».

Пункт 2 предписания: «Орган местного самоуправления не поддерживает в состоянии постоянной готовности муниципальную систему оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, которая должна обеспечить доведение звукового сигнала до населения, проживающего на территории города Красноярска: мкр. Северный, мкр. Солнечный, мкр. Взлетка; мкр. Зеленая роща; мкр. Ястынское поле; мкр. Покровский; мкр. Ботанический; мкр. Пашенный; мкр. Причал; мкр. Фестивальный; мкр. Таймыр; мкр. Удачный; мкр. Овинный; мкр. Утиный плес; мкр. Южный берег; мкр. Зеленый городок; мкр. Мариинский; мкр. Новый город; п. Песчанка; п. Бадалык».

Пункт 3 предписания: «Муниципальная система оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях технически и программно не сопряжена с системами оповещения всех уровней, а именно: с локальными системами оповещения (ЛСО): АО «Красмаш»; ОАО «КЗСК»; ОАО «Красцветмет»; ООО «Криосервис; АО «Русал Красноярский Алюминиевый завод»; ООО «Красноярский хладокомбинат №1»; АО «Данон Россия» филиал Молочный комбинат «Милко»; ООО «Красноярский жилищно-коммунальный комплекс».

Пункт 4 предписания: «Орган местного самоуправления самостоятельно и заблаговременно не создал резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций (продукты питания, медицинское имущество и медикаменты, топливо, строительные материалы).

Отказывая в удовлетворении требований административного иска о признании незаконным пункта 4 оспариваемого предписания, суд первой инстанции, дав надлежащую оценку представленным доказательствам, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, исходил из того, что местные резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций должны создаваться за счет собственных средств органов местного самоуправления, при этом, администрацией города Красноярска не созданы ни запасы продуктов питания, ни запасы медицинского имущества и медикаментов, ни запасы топлива и строительных материалов.

Судебная коллегия признает выводы суда верными, поскольку они мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу, и не вызывают у судебной коллегии сомнений в их законности и обоснованности.

Кроме того, судебная коллегия учитывает, что выводы суда первой инстанции в решении о признании незаконными пунктов 1, 2, 3 предписания подробно мотивированы, с приведением правовых норм, регулирующих данные правоотношения. Административным истцом решение суда в этой части не оспаривается.

Доводы жалобы о самостоятельном определении объема и состава резерва органом, его составляющем, не имеют правового значения для рассмотрения настоящего дела по существу, поскольку обязанность установлена вышеизложенными нормами права и необходимы для обеспечения безопасности неопределенного круга лиц в случае ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Проанализировав действующее законодательство, регулирующее спорные правоотношения, судебная коллегия приходит к выводу о том, что орган местного самоуправления необоснованно ссылается на принцип необходимой достаточности при отправлении ассигнований, поскольку наполнение резервов (продукты питания, медицинское имущество и медикаменты, топливо, строительные материалы) номенклатурой, утвержденной Постановлением Главы г. Красноярска от 08.04.2010 года № 143 «О резервах материальных ресурсов города Красноярска», не установлено, а, следовательно, в нарушение требований Федерального закона № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» может повлечь человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Кроме того, при фактической проверке наличия резервов, наличие таковых административным истцом предъявлено не было.

Нормы, количество и ассортимент резервов продовольствия, пищевого сырья, медицинского имущества, медикаментов, транспортных средств, средств связи, строительных материалов, топлива, средств индивидуальной защиты и других материальных ресурсов определяются Распоряжением Правительства РФ от 30 сентября 2013 г. № 1765-р «Об утверждении перечня товаров, работ, услуг необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Следовательно, перечень необходимых резервов не может быть сокращен органом местного самоуправления по сравнению с установленным нормами федерального законодательства, в связи с чем, пункт 4 оспариваемого предписания обоснованно признан соответствующим действующему законодательству.

Доводы жалобы о возможности ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования силами и средствами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не могут быть признаны обоснованными, поскольку указанная возможность в силу части 1 статьи 25 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» не освобождает органы местного самоуправления от обязанности по созданию собственных резервов материальных ресурсов.

При этом действующее законодательство не ставит обязанность по созданию указанных резервов в зависимость от наличия непосредственной угрозы чрезвычайной ситуации, в связи с чем, доводы об отсутствии доказательств такой угрозы отклоняются как необоснованные.

Доводы апелляционной жалобы по существу аналогичны, тем которые были рассмотрены судом первой инстанции, и не содержат правовых оснований к изменению или отмене решения суда, основаны стороной административного истца на ошибочном толковании и понимании законодательства Российской Федерации и сводятся к изложению обстоятельств, которые были предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, которым судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями законодательства, в связи с чем, судебная коллегия приходит к выводу, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, обстоятельства, имеющие значение по делу, судом установлены правильно, в связи с чем, решение суда является законным, обоснованным и не подлежит изменению или отмене по доводам апелляционной жалобы, которая не содержит доказательств, опровергающих выводы суда.

Иная оценка доказательств и иное толкование норм права, указанные в апелляционной жалобе, чем у суда первой инстанции, не опровергают выводы суда и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.

Судебная коллегия полагает, что рассматривая заявленные административные исковые требования, суд первой инстанции правильно установил характер спорных правоотношений между сторонами и применил закон, их регулирующий.

Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции и нуждающихся в дополнительной проверке, в апелляционной жалобе не содержится.

Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Центрального районного суда г. Красноярска от 22 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Центральный районный суд г. Красноярска в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 25 февраля 2022 года.