ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2359 от 02.03.2016 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Судья: Гавричкова М.Т. № 33А-2359

Докладчик: Быкова С.В.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

«02» марта 2016 г. Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда в составе

председательствующего: Быковой С.В.,

судей: Михеевой С.Н., Пушкаревой Н.В.,

при секретаре: Ламбиной Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Быковой С.В. административное дело по апелляционной жалобе представителя администрации Краснобродского городского округа Винокуровой Н.Ю. на решение Беловского городского суда Кемеровской области от 30 ноября 2015 года

по делу по заявлению Пятачкова А. А. о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления и возложении обязанностей по совершению действий,

УСТАНОВИЛА:

Пятачков А.А. обратился с административным иском к Администрации Краснобродского городского округа о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления, о возложении обязанностей по совершению действий.

Требования мотивированы тем, что он является собственником нежилого помещения, расположенного на первом этаже кирпичного двухэтажного многоквартирного дома по адресу: <адрес>

19.06.2013 г. на территории Кемеровской области произошло землетрясение, в результате чего пострадал многоквартирный дом, в котором находится это нежилое помещение.

На основании заключения межведомственной комиссии от 29.07.2013 г. Распоряжением администрации Краснобродского городского округа от 30.07.2013 г. № <данные изъяты> указанный дом признан находящимся в аварийном состоянии и подлежащим сносу.

Администрация Краснобродского городского округа отказала ему в предоставлении другого помещения либо выплате компенсации за утраченное помещение.

24.08.2015 г. он обратился в Беловский городской суд Кемеровской области с исковым заявлением к администрации Краснобродского городского округа и к ООО «Росгосстрах» о возмещении ущерба и взыскании убытков, однако в удовлетворении требований решением от 07.10.2015 г. ему было отказано.

При рассмотрении дела было установлено, что администрацией Краснобродского городского округа не принимались решения об изъятии земельного участка, находящегося под признанным непригодным для проживания и подлежащим сносу жилым домом, расположенного по адресу: <адрес> и помещений в данном доме, принадлежащих гражданам на праве собственности, что свидетельствует о нарушении закона и его прав.

Постановлением Администрации Краснобродского городского округа от 18.09.2013 г. № <данные изъяты> утвержден сводный реестр жилых помещений, непригодных для постоянного проживания, разрушенных в результате землетрясения, произошедшего 19 июня 2013г. на территории Кемеровской области, в который включен многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>

Постановлением Администрации Краснобродского городского округа от 18.09.2013г. № <данные изъяты> постановлено вывести из жилого фонда Муниципального образования «Краснобродский городской округ» жилой дом согласно списку и исключить из реестра муниципальной собственности жилой дом согласно списку, куда включен указанный дом.

Решением Беловского городского суда от 17.07.2015 г. на администрацию Краснобродского городского округа возложена обязанность по изъятию земельного участка, на котором расположен признанный подлежащий сносу жилой дом, то должны быть выполнены остальные требования статьи 32 ЖК РФ, которые ею не выполнены.

Администрация Краснобродского городского округа обязана принять меры по изъятию принадлежащего на праве собственности указанного нежилого помещения.

Бездействие администрации Краснобродского городского округа по принятию мер по изъятию помещения, препятствует реализации защиты прав и защиты законных интересов собственника помещения, находящегося в многоквартирном доме, признанном непригодным для проживания и подлежащим сносу.

Просил признать незаконным бездействие администрации Краснобродского городского округа в части установленного законодательством порядка изъятия помещений в многоквартирном доме, расположенного по адресу: <адрес>, признанного непригодным для проживания и подлежащего сносу.

Обязать администрацию Краснобродского городского округа принять решение об изъятии нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего по праву собственности ему, путем его выкупа или предоставления другого помещения взамен изымаемого при достижении соответствующего соглашения между администрацией Краснобродского городского округа и им.

Решением Беловского городского суда Кемеровской области от 30 ноября 2015 года постановлено:

«Признать незаконным бездействие администрации Краснобродского городского округа в части установленного законодательством порядка изъятия помещений в многоквартирном доме, расположенного по адресу: <адрес>, признанного непригодным для проживания и подлежащего сносу.

Обязать администрацию Краснобродского городского округа принять решение об изъятии нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего по праву собственности Пятачкову А. А., путем его выкупа или предоставления другого помещения взамен изымаемого при достижении соответствующего соглашения между администрацией Краснобродского городского округа и Пятачковым А. А.».

В апелляционной жалобе представитель администрации Краснобродского городского округа Винокурова Н.Ю. просит решение суда отменить, в удовлетворении требований отказать, т.к. оно вынесено с нарушением норм материального права.

Сославшись на п.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 07.06.1995г. № 561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, указывает, что постановление не предусматривает выдачу государственных жилищных сертификатов собственникам нежилых помещений, в связи с чем жилищный сертификат Пятачкову А.А. не выдавался.

В соответствии со ст. 235 ГК РФ административный истец утратил право собственности на принадлежащее ему нежилое помещение в связи с уничтожением имущества в результате землетрясения, что является непреодолимой силой, а соответственно утратил право на выкуп нежилого помещения в связи с изъятием земельного участка, расположенного по адресу <адрес>.

При изъятии земельного участка для муниципальных нужд администрация Краснобродского городского округа не обязана выкупать нежилое помещение, принадлежащее на праве собственности административному истцу, так как право собственности на данное нежилое помещение утрачено в результате гибели имущества.

На апелляционную жалобу представителя администрации Краснобродского городского округа Винокуровой Н.Ю. принесены возражения (л.д. 135-141).

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, доводы возражений, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия считает необходимым отменить решение суда.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 194 КАС РФ если иное не установлено настоящим Кодексом, суд прекращает производство по административному делу в случае, если административное дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке административного судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 128 настоящего Кодекса.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу п. 6 указанной правовой нормы, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, административные исковые заявления о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в случаях, если проверка законности таких решений, действий (бездействия) осуществляется в ином судебном порядке.

В соответствии в п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления, о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

Из материалов дела усматривается и судом установлено, что Пятачков А.А. на основании договора купли-продажи от 03.04.2012 г. является собственником нежилого помещения, расположенного на первом этаже кирпичного двухэтажного многоквартирного дома по адресу: <адрес>.

Согласно заключению межведомственной комиссии от 29.07.2013 г. многоквартирный дом по адресу: <адрес> признан находящимся в аварийном состоянии и подлежащим сносу (л.д.15-16).

Распоряжением администрации Краснобродского городского округа от 30.07.2013 г. № 656-р утверждено решение Межведомственной комиссии, указанный дом признан находящимся в аварийном состоянии и подлежащим сносу (л.д.18, 60).

Постановлением Администрации Краснобродского городского округа № <данные изъяты> от 18.09.2013 г. утвержден сводный реестр жилых помещений, непригодных для постоянного проживания, разрушенных в результате землетрясения, произошедшего 19 июня 2013 г. на территории Кемеровской области, в который включен многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> (л.д.43-46, 61-64).

Постановлением Администрации Краснобродского городского округа от 18.09.2013 г. № <данные изъяты> (л.д.47-50) постановлено:

1. Вывести из жилого фонда Муниципального образования «Краснобродский городской округ» жилой дом согласно списку (Приложение № 1).

2.Муниципальному казенному учреждению «Комитет по управлению муниципальным имуществом «Краснобродского городского округа»:

2.1. Исключить из реестра муниципальной собственности жилой дом согласно списку (Приложение №1).

2.2. Внести соответствующие изменения в муниципальную казну Краснобродского городского округа.

Согласно Постановлению №<данные изъяты>-п от 18.09.2013 г. утвержден Сводный реестр жилых помещений, непригодных для постоянного проживания, разрушенных в результате землетрясения, произошедшего 19 июня 2013 г. на территории Кемеровской области и Список граждан на получение государственных жилищных сертификатов, лишившихся жилого помещения в результате землетрясения (л.д.51-59).

Решением Беловского городского суда от 17.07.2015 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 21.10.2015 г., на администрацию Краснобродского городского округа Кемеровской области возложена обязанность принять решение об изъятии земельного участка по адресу: <адрес>, на котором расположен непригодный для проживания и подлежащий сносу жилой дом, в котором находится нежилое помещение, принадлежащее Пятачкову А.А.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об их удовлетворении, поскольку доказательств принятия мер, установленных ч. 10 ст. 32 ЖК РФ в ходе рассмотрения дела не представлено.

При этом суд не учел, что из административного искового заявления Пятачкова А.А. усматривается, что им заявлены требования о защите нарушенных прав, возникающих из жилищных правоотношений.

Наряду с требованиями о признании незаконным бездействие администрации Краснобродского городского округа в части установленного законодательством порядка изъятия помещений в многоквартирном доме, расположенного по адресу: <адрес>, признанного непригодным для проживания и подлежащего сносу и заявлены требования об обязать администрацию Краснобродского городского округа принять решение об изъятии нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего по праву собственности ему, путем его выкупа или предоставления другого помещения взамен изымаемого при достижении соответствующего соглашения между администрацией Краснобродского городского округа и им.

Администрация Краснобродского городского округа оспаривает его право на выкуп нежилого помещения, принадлежащего ему или предоставление другого помещения.

Следовательно, между сторонами имеется спор о праве, который не подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства, т.к. подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства

При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене, а производство по делу прекращению.

Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия,

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Беловского городского суда Кемеровской области от 30 ноября 2015 г. отменить.

Заявление Пятачкова А.А. оставить без рассмотрения.

Председательствующий:

Судьи: