ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2364/2023 от 28.09.2023 Орловского областного суда (Орловская область)

Судья Волкова Н.А. Дело № 33а-2364/2023

УИД 57RS0014-01-2023-000562-44

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 сентября 2023 года город Орел

Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего судьи Чуряева А.В.,

судей Сивашовой А.В., Альяновой Е.Л.,

при секретаре Поздняковой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда административное дело № 2а-1-660/2023 по административному исковому заявлению заместителя Мценского межрайонного прокурора Орловской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Мценска, Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации города Мценска о возложении обязанности,

по апелляционному представлению помощника Мценского межрайонного прокурора Орловской области Титовой А.И. на решение Мценского районного суда Орловской области от 06 июня 2023 года, которым административные исковые требования оставлены без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Сивашовой А.В., выслушав объяснения заместителя Мценского межрайонного прокурора Орловской области

Меркулова Д.С., поддержавшего доводы апелляционного представления, возражения представителя административных ответчиков Власовой Е.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, изучив материалы дела, доводы апелляционного представления, возражений, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда

установила:

заместитель Мценского межрайонного прокурора Орловской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации города Мценска, Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации города Мценска о возложении обязанности.

Обосновывая заявленные требования, с учетом их уточнения, указывал, что на основании акта о результатах инвентаризации от 18 февраля 2021 года в муниципальную казну было принято два элемента детского игрового оборудования «глобус» и «рукоход» по адресу: <адрес>.

Однако, 20 марта 2023 года указанные элементы игрового оборудования были демонтированы на основании акта осмотра территории от 27 февраля 2023 года комиссией, созданной распоряжением главы администрации города Мценска от 27 февраля 2023 года № 85/1р. В тот же день произведено списание указанного имущества, оно исключено из реестра муниципального имущества.

Прокурор полагал, что действия администрации города Мценска по демонтажу элементов детского игрового оборудования нарушают права и законные интересы несовершеннолетних лиц на отдых и оздоровление, противоречат целям, указанным в статье 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», являются злоупотреблением правом собственника муниципального имущества, который уклонялся от надлежащего содержания демонтированного игрового оборудования, наличие выявленных недостатков и дефектов элементов детского игрового оборудования не исключала возможность приведения их в нормативное состояние в соответствие с государственными стандартами и дальнейшее их использование, и могли быть устранены собственником.

Также ссылался на нарушение процедуры принятия решения о списании спорного имущества, поскольку при принятии решения о списании муниципального имущества для дачи заключения независимый специалист или организация не привлекались, вопрос о целесообразности и (или) возможности восстановления муниципального имущества надлежащим образом не решен, правила о составе и кворуме комиссии по списанию имущества муниципальной казны города Мценска не соблюдены, основание в решении о списании приведено неверное.

С учетом уточнения заявленных требований просил признать действия администрации муниципального образования города Мценска Орловской области, Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Мценска по демонтажу элементов детского игрового оборудования по адресу: <адрес>, в районе <адрес> незаконными; возложить на администрацию города Мценска обязанность восстановить элементы детского игрового оборудования аналогичные ранее установленным и учтенным в количестве не менее двух штук и соответствующих требованиям ГОСТ Р 52169-2012 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования», ГОСТ Р 52167-2012 «Оборудование детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний качелей. Общие требования»; ГОСТ Р 52168- 2012 «Оборудование детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний горок. Общие требования»; ГОСТ Р 52299-2013 «Оборудование детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний качалок. Общие требования»; ГОСТ Р 52300-2013 «Оборудование детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний каруселей. Общие требования»; ГОСТ Р 52169-2012 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования»; ГОСТ Р 52301-2013 «Оборудование детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования»; ГОСТ Р ЕН 1177-2013 «Ударопоглощающие покрытия детских игровых площадок. Требования безопасности и методы испытаний»; ГОСТ Р 55677-2013 «Оборудование детских спортивных площадок. Безопасность конструкций и методы испытания. Общие требования»; ГОСТ Р 55678-2013 «Оборудование детских спортивных площадок. Безопасность конструкций и методы испытания спортивно-развивающего оборудования»; ГОСТ Р 55679-2013 «Оборудование детских спортивных площадок. Безопасность при эксплуатации».

Судом постановлено обжалуемое решение.

В апелляционном представлении помощник Мценского межрайонного прокурора Орловской области Титова А.И., участвовавшая при рассмотрении дела, ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Полагает, что судом неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применены нормы материального права.

Указывает, что вопреки выводам суда элементы игрового оборудования не были ограничены сигнальной лентой.

Приводит довод о том, что судом оставлен без внимания тот факт, что дефекты элементов детского игрового оборудования не являлись неустранимыми, в связи с чем, элементы безусловному демонтажу не подлежали.

Ссылается на несоответствие вывода суда о соблюдении порядка списания и демонтажа детского игрового оборудования фактическим обстоятельствам дела.

Выражает несогласие с выводом суда, изложенным в решении, об отсутствии нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних.

В возражениях на апелляционное представление представитель административных ответчиков Власова Е.В. просит отказать в его удовлетворении.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции заместитель Мценского межрайонного прокурора Орловской области Меркулов Д.С. доводы апелляционного представления поддержал, представитель администрации города Мценска и Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Мценска Власова Е.В. полагала, что решение суда является законным и обоснованным.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционного представления, возражений, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции, принятого в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона.

В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей являются: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений; формирование правовых основ гарантий прав ребенка; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

Пунктом 1 статьи 12 названного Федерального закона предусмотрено, что в целях повышения качества и безопасности отдыха и оздоровления детей федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, в том числе по созданию безопасных условий пребывания в организациях отдыха детей и их оздоровления; по обеспечению максимальной доступности услуг организаций отдыха детей и их оздоровления; по контролю за соблюдением требований законодательства в сфере организации отдыха и оздоровления детей.

Согласно положениям части 1 статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правила благоустройства территории муниципального образования - муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения.

Требования к техническим характеристикам оборудования детских игровых площадок, его установке и эксплуатации установлены ГОСТом

Р 52301-2013, в частности: контроль за техническим состоянием оборудования и контроль соответствия требованиям безопасности, техническое обслуживание и ремонт осуществляет эксплуатант (владелец); результаты контроля за техническим состоянием оборудования и контроля соответствия требованиям безопасности, технического обслуживания и ремонта регистрируют в журнале, который хранится у эксплуатанта (владельца) (пункты 6.1, 6.2, 6.3).

Изготовитель (поставщик) предоставляет паспорт на оборудование по ГОСТ 2.601 на русском языке, а также, при необходимости, на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации. Паспорт, по крайней мере, должен содержать в том числе сведения о ремонте; инструкцию по монтажу; правила безопасной эксплуатации; инструкцию по осмотру и проверке оборудования перед началом эксплуатации; инструкцию по осмотрам, обслуживанию и ремонтам оборудования. Оборудование и его элементы, осматривают и обслуживают в соответствии с инструкцией изготовителя с периодичностью, установленной изготовителем (пункты 5.1, 5.3, 6.1 ГОСТ Р 52301-2013).

Неисправности оборудования, обнаруженные в процессе эксплуатации, снижающие безопасность, немедленно устраняют. Если это невозможно, то принимаются меры, обеспечивающие невозможность пользования оборудованием, либо оборудование демонтируют и удаляют с игровой площадки (пункт 7.7).

В соответствии с решением Совета Евразийской экономической комиссии от 17 мая 2017 года № 21 «О техническом регламенте Евразийского экономического союза «О безопасности оборудования для детских игровых площадок» с 17 ноября 2018 года вступил в силу Технический регламент Евразийского экономического союза «О безопасности оборудования для детских игровых площадок» (ТР ЕАЭС 042/2017)», который устанавливает требования к безопасности оборудования и (или) покрытия для детских игровых площадок и связанным с ними процессам проектирования, производства, монтажа, эксплуатации, хранения, перевозки и утилизации.

Данный Технический регламент разработан в целях защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества, окружающей среды, предупреждения действий, вводящих потребителей в заблуждение, и распространяется на оборудование и (или) покрытие для детских игровых площадок, впервые выпускаемые в обращение на таможенной территории Евразийского экономического союза и размещенные на открытых территориях или в закрытых помещениях, по перечню согласно приложению № 1 (пункт 3 ТР ЕАЭС 042/2017).

Согласно пункту 53 ТР ЕАЭС 042/2017 подтверждение соответствия оборудования и (или) покрытия требованиям настоящего технического регламента осуществляется в форме сертификации или декларирования соответствия.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Мценской межрайонной прокуратурой по фату обращения ФИО7 проведена проверка по вопросу содержания и ремонта детской площадки, расположенной в районе домов <адрес> по результатам которой были выявлены нарушения законодательства, а именно, на территории указанной детской площадки отсутствуют ударопоглощающее покрытие, зоны безопасности, освещения, игровое оборудование требует обновления, окраски, замены структурных элементов.

5 ноября 2020 года в связи с указанными обстоятельствами в адрес главы администрации города Мценска внесено представление об устранении нарушений законодательства.

23 декабря 2020 года главой города Мценска в адрес заместителя Мценского межрайонного прокурора направлен ответ, согласно которому установлено, что в границах муниципального образования «город Мценск» объекты «детская площадка» на городских территориях, прилегающих к многоквартирным жилым домам, отсутствуют. Элементы детского игрового оборудования, установленные во дворе домов <адрес> в реестре муниципального имущества города Мценска не числятся. В целях обеспечения безопасности доступ к двум элементам детского игрового оборудования, установленным на указанной территории до 2013 года, ограничен сигнальной лентой. Кроме того, указано, что в адрес Управления по муниципальному имуществу города Мценска Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации города Мценска направлено уведомление о необходимости принятия мер по признанию спорных элементов детского игрового оборудования бесхозяйными.

Поступившее 18 февраля 2021 года в муниципальную казну администрации города Мценска два элемента детского игрового оборудования: «глобус» и «рукоход», расположенные в районе домов <адрес>, 27 февраля 2023 года на основании распоряжения главы администрации города Мценска от 27 февраля 2023 года «О создании комиссии по осмотру элементов детского игрового оборудования в районе <адрес>» были осмотрены комиссией, по результатам осмотра установлено, что данные элементы имеют сколы лакокрасочного покрытия, коррозию, баскетбольное кольцо деформировано, отсутствует ударопоглощающее покрытие, технические паспорта и сертификаты соответствия ГОСТ отсутствуют.

В этой связи, комиссия пришла к выводу о необходимости организовать демонтаж указанных элементов с целью предотвращения детского травматизма, а также по причине невозможности устранить допущенные нарушения.

20 марта 2023 года во исполнение постановления администрации города Мценска от 20 марта 2023 года №299 «О списании движимого имущества, находящегося в муниципальной казне города Мценска» МУП «Коммунальщик» демонтировало и вывезло элементы детского игрового оборудования «глобус» и «рукоход», расположенные в районе домов <адрес>.

Обращаясь в суд с настоящим административным иском, заместитель Мценского межрайонного прокурора полагал, что действия администрации города Мценска и Управления жилищно-коммунального хозяйства города Мценска по демонтажу элементов детского игрового оборудования, являются незаконными и нарушают права неопределенного круга лиц.

Проверяя доводы административного истца, судом установлено, что на основании решения Мценского городского Совета народных депутатов от

24 января 2015 года №561-МПА утверждено Положение «О порядке списания имущества казны города Мценска» (далее по тексту - Положение).

На основании пункта 4 статьи 1 Положения имущество муниципальной казны подлежит списанию лишь в тех случаях, когда восстановить и (или) использовать его невозможно или экономически нецелесообразно, а также, когда оно не может быть в установленном порядке реализовано, сдано в аренду или передано муниципальным предприятиям или учреждениям.

Кроме того, согласно пункту 2 статьи 2 Положения для списания имущества муниципальной казны распоряжением администрации города Мценска создана комиссия по списанию имущества муниципальной казны, в состав которой входят работники Управления по муниципальному имуществу города Мценска, а также специалисты структурных подразделений администрации города Мценска.

Из материалов дела усматривается, что комиссия по списанию имущества муниципальной казны города Мценска, созданная на основании распоряжения администрации города Мценска от 18 февраля 2016 года №112-р (с учетом изменений, внесенных распоряжением от 30 декабря 2022 года №594-р) на основании акта осмотра элементов детского игрового оборудования от

27 февраля 2023 года пришла к выводу о невозможности его дальнейшего восстановления и использования вследствие отсутствия технических паспортов и сертификатов соответствия требованиям ГОСТ, а также вследствие технического износа.

Установив вышеуказанные обстоятельства, а также принимая во внимание, что решение о демонтаже элементов детского игрового оборудования, расположенных в районе домов <адрес>, принято уполномоченным органом в рамках предоставленной компетенции, с учетом требований Положения «О порядке списания имущества казны города Мценска» от 24 января 2013 года, а также постановления «О списании движимого имущества, находящегося с муниципальной казне города Мценска» от 20 марта 2023 года №299, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения заявленных требований о признании незаконными действий администрации города Мценска и Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Мценска по демонтажу элементов детского оборудования, направленных на предотвращение детского травматизма.

Разрешая заявленные административные исковые требования в части возложения на администрацию города Мценска обязанности восстановить элементы детского игрового оборудования аналогичные ранее установленным и учтенным в количестве не менее двух штук и соответствующих требованиям ГОСТ судом установлено следующее.

Согласно пункту 7 части 2 статьи 45.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы размещения и содержания детских и спортивных площадок, площадок для выгула животных, парковок (парковочных мест), малых архитектурных форм.

Решением Мценского городского Совета народных депутатов от

21 сентября 2017 года №58-МПА утверждены Правила благоустройства территории города Мценска (далее - Правила).

К объектам благоустройства относятся территории различного функционального назначения, в том числе, детские площадки, к элементам благоустройства в том числе игровое оборудование (пункт 3 статьи 1 Правил).

Все решения, касающиеся благоустройства и развития территорий, принимаются открыто и гласно, с учетом мнения жителей соответствующих территорий и иных заинтересованных лиц (пункт 5 статьи 3 Правил).

Перечень территорий, подлежащих благоустройству, очередность реализации проектов благоустройства, объемы и источники финансирования устанавливаются в муниципальной программе формирования современной городской среды (пункт 6 статьи 2 Правил).

Согласно Методическим рекомендациям по благоустройству общественных и дворовых территорий средствами спортивной и детской игровой инфраструктуры, утвержденных Приказом Минстроя №897пр 1128 от 27 декабря 2019 года (далее - Методические рекомендации) граждане являются участниками деятельности по благоустройству территорий.

Концепцию благоустройства для каждой территории целесообразно создавать с учетом потребностей жителей населенного пункта и иных лиц с учетом стратегических задач развития городской среды (пункт 2.2 Методических рекомендаций).

Планирование функционала и (или) функциональных зон площадок рекомендуется осуществлять с учетом, в том числе, предпочтений (выбора) жителей (пункт 3.3 Методических рекомендаций).

Постановлением администрации города Мценска от 26 февраля 2019 года №160 утверждена муниципальная программа «Формирование современной городской среды на территории города Мценска на 2018-2024 годы».

Судом первой инстанции установлено, что 29 марта 2021 года общественная территория по улице Московская, прилегающая к придомовым территориям многоквартирных домов <адрес> была включена в адресный перечень общественных территорий, планируемых к благоустройству в рамках муниципальной программы.

Как следует из протоколов общего собрания собственников помещений многоквартирных домов <адрес> от

25 июля 2017 года и 19 июля 2017 соответственно, принято решение о благоустройстве дворовых территорий указанных многоквартирных домов, включении дворовой территории в муниципальную программу, утвержден минимальный перечень работ по благоустройству, дополнительные работы, включая благоустройство детской площадки, в перечень работ не включены. В этой связи, на основании муниципального контракта от 11 ноября 2021 года были проведены работы по благоустройству дворовой территории указанных многоквартирных домов в соответствии с решениями собственников помещений в многоквартирных домах.

Разрешая заявленные требования в указанной части и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, приняв во внимание итоги общественного обсуждения, по результатам которого общественная территория по улице <адрес> прилегающая к придомовым территориям многоквартирных домов <адрес> набрала 187 голосов и занимает 10 место в рейтинге, пришел к обоснованному выводу о том, что требования прокурора фактически сводятся к обустройству новой детской площадки во внеочередном порядке, без учета мнения жителей, а также установленного действующим законодательством порядка проведения рейтингового голосования за ту или иную общественную территорию.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами, поскольку они основаны на верном толковании норм материального права при установленных фактических обстоятельствах.

Вопреки доводам апелляционного представления у суда первой инстанции отсутствовали законные основания для возложения на административных ответчиков испрашиваемых обязанностей с учетом установленных обстоятельств по делу и требований закона.

Доводы апелляционного представления повторяют доводы административного иска, являлись предметом исследования и оценки суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были учтены судом при рассмотрении дела, влияли на его законность и обоснованность либо опровергали выводы суда первой инстанции, основаны на неверном толковании норм материального права, а потому повлечь отмену решения суда не могут.

Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не установлено.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда

определила:

решение Мценского районного суда Орловской области от 06 июня 2023 года оставить без изменения, апелляционное представление помощника Мценского межрайонного прокурора Орловской области Титовой А.И. – без удовлетворения.

Кассационная жалоба на апелляционное определение может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи