ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2377/18 от 13.09.2018 Орловского областного суда (Орловская область)

Судья: Альянова Е.Л. Дело №33а-2377/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 сентября 2018 года судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе

председательствующего судьи Склярука С.А.

судей Сабаевой И.Н., Сафроновой Л.И.

при секретаре Киселевой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Орле в помещении областного суда административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации г. Ливны Орловской области о признании незаконным решения об отказе в согласовании перепланировки и переустройства жилого помещения и возложении обязанности выдать решение о согласовании,

по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Ливенского районного суда Орловской области от 10 июля 2018 г., которым в удовлетворении вышеуказанных административных исковых требований ФИО1 отказано.

Заслушав дело по докладу судьи областного суда Склярука С.А., выслушав объяснения административного истца ФИО1, поддержавшего доводы своей апелляционной жалобы, возражения на жалобу представителя администрации г. Ливны Орловской области – ФИО2, а также объяснения заинтересованных лиц <...> Н.В., <...> А.Н., представителя заинтересованного лица – акционерного общества «<...>» по доверенности <...> Ю.Н., полагавших апелляционную жалобу ФИО1 подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда

установила:

ФИО1, обратился в суд данным административным исковым заявлением, указав в его обоснование, что ему принадлежит <...> доля в праве общей собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <...>

Ссылался на то, что данное жилое помещение расположено на первом этаже здания, непосредственно над подвалом, в связи с чем в нем постоянно имеет место повышенный уровень влажности воздуха, в силу чего на стенах образуется плесень.

Полагал, что в связи с этими обстоятельствами необходим перевод данного жилого помещения на индивидуальное поквартирное газовое отопление.

Также указывал, что обратился по данному вопросу к административному ответчику, за свой счет изготовил все необходимые документы, в том числе проект на газоснабжение, однако администрацией г. Ливны Орловской области (далее администрация г. Ливны) ему было необоснованно отказано в согласовании соответствующего переустройства и перепланировки принадлежащей ему квартиры.

Просил суд признать незаконным отказ администрации г. Ливны в согласовании перепланировки и переустройства квартиры <...> в доме №<...> по <...> и обязать административного ответчика выдать решение о согласовании перепланировки и переустройства данного жилого помещения.

При рассмотрении настоящего административного дела в суде первой инстанции административный истец поддерживал вышеуказанные административные исковые требования в полном объеме, просил суд об их удовлетворении.

Представитель административного ответчика возражал против удовлетворения заявленных административных исковых требований, полагая, что решение об отказе в согласовании переустройства и перепланировки указанного выше жилого помещения было принято администрацией г. Ливны на законных основаниях.

Представители заинтересованных лиц ОАО «<...>» и АО «<...>» в судебном заседании суда первой инстанции дали объяснения, согласно которым полагали заявленные ФИО1 требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе административный истец ставит вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного.

Ссылается на то, что был введен в заблуждение должностными лицами администрации г. Ливны по вопросу их предварительного согласия на осуществление им переустройства и перепланировки принадлежащего ему жилого помещения, в связи с чем им были понесены значительные материальные затраты.

Приводит доводы о невозможности нормального проживания в данном жилом помещении без его перевода на индивидуальное газовое отопление, в связи с повышенным уровнем влажности воздуха в нем.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции согласно статье 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия полагает, что обжалуемое решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения о частичном удовлетворении заявленных ФИО1 административных исковых требований.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как видно из материалов дела, судом при его рассмотрении установлено, что административному истцу и заинтересованным лицам <...> Н.В., <...> А.Н. и <...> А.Н. на праве общей долевой собственности (по <...> доли в праве у каждого) принадлежит квартира <...> в доме №<...> по улице <...>

4.06.2018 года ФИО1 обратился в администрацию г. Ливны с заявлением о согласовании переустройства и перепланировки вышеуказанного жилого помещения в целях его перевода на индивидуальное поквартирное газовое отопление, приложив к данному заявлению документы в соответствии с перечнем, предусмотренным статьей 26 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ).

Письмом администрации г. Ливны от <...>.06.2018г. №<...> административному истцу было сообщено о принятом в тот же день постановлении №<...> об отказе в согласовании ФИО1 переустройства и (или) перепланировки жилого помещения (проведение индивидуального поквартирного газового отопления), а также административному истцу направлена копия данного постановления (л.д.4-6).

Согласно вышеназванным постановлению и письму в удовлетворении заявления административного истца администрацией г. Ливны было отказано по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 1 статьи 27 ЖК РФ – несоответствие проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.

При этом в постановлении администрации г. Ливны от <...>.06.2018г. №<...> указано, что оно принято в соответствии с пунктом 15 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении», постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 №154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения», постановлением администрации г. Ливны от 9.12.2013 №93 «Об утверждении схемы теплоснабжения города Ливны Орловской области на 2013-2028 годы», пунктом 6.3 Свода правил «Поквартирное теплоснабжение жилых зданий с теплогенераторами на газовом топливе» (СП 41-108-2004).

В вышеуказанном письме от 13.06.2018г, направленном администрацией г. Ливны в адрес ФИО1, также указывалось, что по смыслу вышеназванной нормы Федерального закона «О теплоснабжении», в квартирах многоквартирных жилых домов законом установлена возможность перехода на отопление с использованием индивидуального квартирного источника тепловой энергии (газового котла) только при наличии схемы теплоснабжения, предусматривающей такую возможность, в тех случаях, когда речь идет о переходе на индивидуальную систему отопления жилых помещений многоквартирного дома при наличии уже осуществленного в надлежащем порядке подключения к системе теплоснабжения многоквартирного дома.

Одновременно в данном письме административному истцу сообщено о том, что схема теплоснабжения города Ливны, утвержденная постановлением администрации г. Ливны от 9.12.2013 №93, и действующая до 2028 года, не предусматривает возможность перехода на индивидуальный источник теплоснабжения квартир в многоквартирном доме по адресу: <...>

Принимая обжалуемое решение, суд согласился с приведенным выше толкованием правовой нормы, содержащейся в пункте 15 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении», и с учетом наличия действующей схемы теплоснабжения <...>, пришел к выводу о законности и обоснованности принятого административным ответчиком решения об отказе в согласовании переустройства и перепланировки вышеуказанного жилого помещения.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 15 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.

Указанная норма права носит отсылочный характер и устанавливает запрет на использование индивидуальных квартирных источников тепловой энергии только в том случае, если такие источники тепловой энергии включены в перечень, определенный пунктом 44 Правил подключения к системам теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 307 (далее - Правила N 307), действовавших на день принятия административным ответчиком оспариваемого ФИО1 решения.

Согласно пункту 44 Правил N 307 в перечень индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, которые запрещается использовать для отопления жилых помещений в многоквартирных домах при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения, входят источники тепловой энергии, работающие на природном газе, не отвечающие следующим требованиям: наличие закрытой (герметичной) камеры сгорания; наличие автоматики безопасности, обеспечивающей прекращение подачи топлива при прекращении подачи электрической энергии, при неисправности цепей защиты, при погасании пламени горелки, при падении давления теплоносителя ниже предельно допустимого значения, при достижении предельно допустимой температуры теплоносителя, а также при нарушении дымоудаления; температура теплоносителя - до 95 градусов Цельсия; давление теплоносителя - до 1 МПа.

В целом аналогичные требования предусмотрены и действующими в настоящее время (с 19.07.2018г.) Правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, включая правила недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения (пункт 51), утвержденными постановлением Правительства РФ от 5.07.2018 N 787 «О подключении (технологическом присоединении) к системам теплоснабжения, недискриминационном доступе к услугам в сфере теплоснабжения, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Вместе с тем, при принятии решении об отказе в удовлетворении заявления административного истца о согласовании переустройства и перепланировки вышеуказанного жилого помещения, вопрос о том, соответствует ли источник теплоснабжения, предусмотренный представленным ФИО1 проектом газоснабжения, требованиям пункта 44 Правил 307, администрацией г. Ливны не выяснялся, что не оспаривалось в суде апелляционной инстанции представителем административного ответчика.

Соответственно, данное обстоятельство не получило отражения как в постановлении администрации г. Ливны от <...>.06.2018г. №<...>, так и в письме, направленном той же датой административному истцу с отказом о согласовании переустройства и перепланировки указанного в его обращении жилого помещения.

При таких обстоятельствах, принятое <...>.06.2018г. административным ответчиком решение об отказе в согласовании перепланировки и переустройства жилого помещения, по мотивам несоответствия представленного ФИО1 проекта требованиям пункта 15 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении», нельзя признать обоснованным, поскольку при разрешении обращения административного истца должностными лицами органом местного самоуправления не в полной мере выяснены и оценены все юридически значимые для разрешения данного обращения обстоятельства.

Кроме того, оспариваемое решение административного ответчика об отказе в согласовании переустройства и перепланировки принадлежащего истцу и заинтересованным лицам жилого помещения, было мотивировано также тем, что представленный проект перепланировки не соответствует требованиям пункта 6.3 Свода правил «Поквартирное теплоснабжение жилых зданий с теплогенераторами на газовом топливе» (СП 41-108-2004).

Вместе с тем, пунктом 3 части 1 ст.27 ЖК РФ предусмотрено, как основание к отказу в согласовании переустройства и (или) перепланировки, несоответствие проекта требованиям законодательства, в то время как письмо Госстроя РФ от 26.03.2004 № ЛБ-2011/9, которым одобрен вышеуказанный Свод правил СП 41-108-2004, к законодательным актам Российской Федерации не относится.

При этом согласно положениям, прописанным в разделе 1 данного Свода правил СП 41-108-2004 «Область применения», он предназначен для применения на добровольной основе, носит рекомендательный характер и распространяется на проектирование, строительство и эксплуатацию поквартирных систем теплоснабжения с теплогенераторами на газовом топливе с закрытыми камерами сгорания в новых и реконструированных жилых зданиях высотой до 10 этажей включительно (не выше 28 метров), в том числе имеющих встроенные помещения общественного назначения.

Данный Свод правил не поименован в утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 №1521 перечне национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Какой-либо иной законодательный акт, который бы предавал требованиям пункта 6.3 Свода правил СП 41-108-2004 общеобязательный характер в оспариваемом постановлении администрации г. Ливны и в направленном ФИО1 13.06.2018г. письме административного ответчика, не указан.

Помимо изложенного, согласно вышеупомянутому пункту 6.3 Свода правил СП 41-108-2004 системы воздуха подачи и удаления продуктов сгорания могут проектироваться по следующим схемам: коаксиальном (совмещенным) устройством воздухоподачи и удаления продуктов сгорания; встроенными или пристроенными коллективными воздуховодами и дымоходами; с раздельным устройством воздухоподачи и удаления продуктов сгорания встроенными или пристроенными коллективными воздуховодами и дымоходами; с индивидуальным воздуховодом, обеспечивающим забор воздуха через стену и подачу его индивидуально к каждому теплогенератору, и удалением дымовых газов коллективным дымоходом. Устройство дымоотводов от каждого теплогенератора индивидуально через фасадную стену многоэтажного жилого здания запрещается.

Анализ приведенных предписаний, содержащихся в пункте 6.3 Свода правил СП 41-108-2004, позволяет прийти к выводу, что они не запрещают осуществлять дымоотведение от индивидуальных теплогенераторов посредством пристроенных к фасадной стене здания коллективных дымоходов.

Как пояснил в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица АО «<...>» <...> Ю.Н., выполненный данной организации по заказу административного истца проект газоснабжения соответствует Своду правил СП 41-108-2004, в том числе приведенным выше требованиям пункта 6.3, так как запроектированный дымоход может использоваться как коллективный в случае последующего перехода на индивидуальное поквартирное газовое отопление владельцами жилых помещений, расположенных выше квартиры ФИО1. При этом отвод дымовых газов будет организован не непосредственно через фасадную стену, а путем их вывода по присоединенному дымоходу выше кровли здания соответствующего многоквартирного дома, то есть в полном соответствии с требованиями пункта 6.28 Свода правил СП 41-108-2004.

Данные обстоятельства также не исследовались и не оценивались администрацией г. Ливны при принятии оспариваемого решения об отказе в согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения, что указывает на его необоснованность.

С учетом изложенного выше обжалуемое судебное решение подлежит отмене с принятием судебной коллегией нового решения о признании незаконным отказа администрации г. Ливны Орловской области в согласовании перепланировки и переустройства квартиры №<...> в доме №<...> по улице <...>

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Поскольку при разрешении вопроса о согласовании заявленного административным истцом переустройства и перепланировки принадлежащего его семье жилого помещения администрацией г. Ливны не выяснены в полном объеме вышеуказанные обстоятельства, имеющие юридическое значение для принятия законного и обоснованного решения по соответствующему обращению административного истца, то судебная коллегия полагает преждевременным возлагать на административного ответчика обязать выдать ФИО1 решение о согласовании переустройства и перепланировки.

При этом в целях восстановления нарушенных прав административного истца судебная коллегия полагает необходимым возложить на администрацию г. Ливны обязанность повторно рассмотреть обращение ФИО1 по вопросу согласования переустройства и перепланировки вышеуказанного жилого помещения (проведения индивидуального поквартирного газового отопления), и сообщить о принятом решении административному истцу и Орловскому областному суду не позднее 45 дней со дня принятия апелляционного определения.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда

определила:

решение Ливенского районного суда Орловской области от 10 июля 2018 года отменить и принять по делу новое решение.

Признать незаконным отказ администрации г. Ливны Орловской области в согласовании перепланировки и переустройства квартиры <...> в доме №<...> по улице <...>

Обязать администрацию г. Ливны Орловской области повторно рассмотреть обращение ФИО1 по вопросу согласования переустройства и перепланировки жилого помещения (проведения индивидуального поквартирного газового отопления), расположенного по адресу: <...>, и сообщить о принятом решении ФИО1 и Орловскому областному суду не позднее 45 дней со дня принятия апелляционного определения.

Председательствующий судья

Судьи