ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2379/2023 от 22.09.2023 Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики (Кабардино-Балкарская Республика)

Судья Безроков Б.Т. Дело № 33а-2379/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 сентября 2023 года г. Нальчик

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:

председательствующего: Молова А.В.,

судей: Биджиевой Э.А., Хахо К.И.,

при секретаре: ФИО4,

с участием: представителя административного истца ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной налоговой службы России по Кабардино-Балкарской Республике о признании незаконным решения об отказе в возврате излишне уплаченного налога и его взыскании,

по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 06 марта 2023 года,

у с т а н о в и л а:

ФИО1 обратился в Нальчикский городской суд Кабардино-Балкарской Республики с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы России по Кабардино-Балкарской Республике (далее УФНС России по КБР, Управление), в котором просил признать незаконным отказ УФНС России по КБР от 07 февраля 2023 года и взыскать сумму излишне уплаченного налога в размере 129842,96 рублей.

В обоснование заявленных административных исковых требований указал, что 01 февраля 2023 года он обратился в УФНС России по КБР с заявлением о распоряжении суммой денежных средств, по вопросу возврата суммы в размере 129842,96 рублей.

07 февраля 2023 год из УФНС России по КБР получен отказ, в связи с тем, что излишне перечисленными денежными средствами не признаются суммы излишне уплаченных по состоянию на 31 декабря 2022 года налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пени, штрафов, предусмотренные Налоговым Кодексом Российской Федерации проценты, если со дня их уплаты прошло более 3-х лет. Более того, основанием возврата может быть только судебный акт.

В возражении на административное исковое заявление Управление просило отказать ФИО1 в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, в связи с тем, что сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату в связи с наличием положительного сальдо ЕНС и отсутствием недоимки, а также подлежащих взысканию сумм пеней и штрафов. Однако у ФИО1 по состоянию на 01 марта 2023 года не сформировано положительное сальдо единого налогового счета. Также, административным истцом 21 марта 2022 года были поданы 4 декларации по форме 3-НДФЛ для получения имущественного вычета за 2018-2021 г. г. за регистрационными номерами: , <данные изъяты>, и ДД.ММ.ГГГГ решениями налогового органа имущественные вычеты были подтверждены. Налогоплательщику на основании поданных заявлений был произведен возврат сумм за 2020 и 2021гг.

Получив имущественные вычеты за 2020 и 2021гг., истец не обратился в УФНС России по КБР с заявлением о возврате переплаты за 2018 и 2019гг.

Решением Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 06 марта 2023 года заявленные административные исковые требования оставлены без удовлетворения в полном объеме.

Не согласившись с решением, ФИО1 подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить состоявшееся по делу решение и вынести по делу новое решение об удовлетворении его исковых требований в полном объеме.

Как указано в жалобе, отказ в возврате переплаты за 2018 и 2019 г.г. был получен в связи с истечением трехлетнего срока со дня уплаты налога.

Считает, что срок должен исчисляться не с момента уплаты налогов за указанные годы, а с момента образования переплаты.

Кроме того, само право на получение имущественного налогового вычета возникло после приобретения имущества 08 декабря 2020 года, а переплата образовалась после представления деклараций 21 марта 2022 года и подтверждения налоговым органом права на налоговый вычет 31 марта 2022 года.

Полагает, что решение вынесено с неверным применением норм материального и процессуального права, выводы суда не соответствуют материалам дела и не дана надлежащая оценка всем обстоятельствам дела.

В возражениях на апелляционную жалобу УФНС России по КБР излагает позицию аналогичную доводам письменного возражения, представленного в суд первой инстанции, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Апелляционным определением Верховного Суда КБР от 02 июня 2023 года решение Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 06 марта 2023 года отменено в части отказа в возврате излишне уплаченного налога и его взыскания.

Кассационным определением Пятого кассационного суда КБР от 24 августа 2023 года апелляционное определение Верховного Суда КБР от 02 июня 2023 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение.

Изучив материалы настоящего административного дела, проверив доводы жалобы, заслушав представителя налогового органа, поддержавшей доводы письменного возражения, посчитав возможным рассмотреть дело в отсутствие извещенных и неявившихся лиц, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Как усматривается из материалов дела, административный истецФИО1, обратившись в суд, оспаривал действия административного ответчика, выраженные в отказе Управления Федеральной налоговой службы по КБР возврата ему денежных средств, формирующих положительное сальдо единого налогового счета.

Поскольку же между ними не могло возникнуть иного правоотношения, учитывая его характер и статус данных лиц, кроме как публичного, настоящее дело, как возникшее из такого отношения, подлежит рассмотрению и разрешению в порядке норм главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Исходя же из части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению, либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

По смыслу приведенных норм процессуального права в их системной связи с предписаниями частей 9 и 10 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд признает оспариваемые решения, действия (бездействие) незаконными при совокупности тех условий, что они, нарушая права, свободы и законные интересы административного истца, не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Из материалов дела следует, что01 февраля 2023 годаФИО1обратился в УФНС России по КБР с заявлением о распоряжении путем возврата суммой денежных средств, формирующих положительное сальдо единого налогового счета налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента, в размере129842,96 руб.

Решением УФНС России по КБР, выраженным в письме от07 февраля 2023 годаистцу отказано в возврате указанного налога.

Основанием для отказа явилось то, что в соответствии с изменениями, внесенными в Налоговый кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 14.07.2022 N 263-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации", внедрен институт единого налогового счета, который представляет собой разницу между излишне перечисленными денежными средствами и суммами неисполненных обязанностей, отражающий итоговое состояние расчетов налогоплательщиков с бюджетом, в связи с чем, излишне перечисленными денежными средствами не признаются суммы излишне уплаченных по состоянию на31 декабря 2022 годаналоги, авансовые платежи, сборы, страховые взносы, пени, штрафы, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации проценты, если со дня их уплаты прошло более трех лет.

Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что переплата налогоплательщика образовалась в результате предоставления имущественного налогового вычета, сумма налогов излишне уплаченных по состоянию на 31 декабря 2022 г. более трех лет назад, не возвращенные или не зачтенные налогоплательщиком, не признанные в качестве единого налогового платежа на едином налоговом счете, в силу установленных пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации Кодекса норм с 1 января 2023 г. не зачитываются в уплату предстоящих платежей в бюджетную систему и не подлежат возврату налогоплательщику, признал отказ налогового органа законным и отклонил заявленные административным истцом требования.

С такими выводами соглашается судебная коллегия.

В силу статьи 79 Налогового органа Российской Федерации налогоплательщик, плательщик сбора, плательщик страховых взносов и (или) налоговый агент вправе распорядиться суммой денежных средств, формирующих положительное сальдо его единого налогового счета, путем возврата этой суммы на открытый ему счет в банке в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Распоряжение денежными средствами в размере сумм, формирующих положительное сальдо единого налогового счета налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента, осуществляется на основании:

заявления о распоряжении путем возврата сумм денежных средств, формирующих положительное сальдо единого налогового счета такого лица (далее - заявление о распоряжении путем возврата), представленного в налоговый орган по месту учета такого лица по установленной форме на бумажном носителе или по установленному формату в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет налогоплательщика, а также в составе налоговой декларации в соответствии со статьей 229 настоящего Кодекса;

заявления о возврате излишне уплаченных сумм налога на доходы физических лиц, уплачиваемого в соответствии со статьей 227.1 настоящего Кодекса, налога на профессиональный доход и сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, представленного в налоговый орган;

принятого налоговым органом решения о возмещении (полностью или частично) суммы налога на добавленную стоимость или суммы акциза в соответствии со статьей 176.1 или 203.1 настоящего Кодекса;

принятого налоговым органом решения о возмещении (полностью или частично) суммы налога на добавленную стоимость или суммы акциза в соответствии со статьей 176 или 203 либо решения о предоставлении налогового вычета в соответствии со статьей 221.1 настоящего Кодекса.

Форма заявления о распоряжении путем возврата и формат указанного заявления в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В соответствии с пунктом 3 статьи 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации, в редакции, вступающей в силу с 01.01.2023 г., сальдо единого налогового счета представляет собой разницу между общей суммой денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, и денежным выражением совокупной обязанности.

Сальдо по ЕНС может быть положительным, отрицательным и нулевым.

Совокупная обязанность - общая сумма налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, которую обязан уплатить (перечислить) налогоплательщик, плательщик сбора, плательщик страховых взносов и (или) налоговый агент, и сумма налога, подлежащая возврату в бюджетную систему РФ в случаях, предусмотренных НК РФ (ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с части 1 статьи 4 Федерального закона от 14.07.2022 N 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», сальдо единого налогового счета организации или физического лица формируется 1 января 2023 года с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей, в порядке, аналогичном установленному статьей 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации, на основании имеющихся у налоговых органов по состоянию на 31 декабря 2022 года сведений о суммах:

1) неисполненных обязанностей организации или физического лица, являющихся налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов и (или) налоговыми агентами, по уплате налогов, авансовых платежей, государственной пошлины, в отношении уплаты которой налоговому органу выдан исполнительный документ, иных сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации процентов (далее в настоящей статье - суммы неисполненных обязанностей);

2) излишне уплаченных и излишне взысканных налогов, авансовых платежей, государственной пошлины, в отношении уплаты которой выдан исполнительный документ, иных сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации процентов, а также о суммах денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа физического лица, организации, индивидуального предпринимателя и не зачтенных в счет исполнения соответствующей обязанности по уплате налогов, авансовых платежей, государственной пошлины, в отношении уплаты которой налоговому органу выдан исполнительный документ, иных сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов (далее в настоящей статье - излишне перечисленные денежные средства).

В целях пункта 1 части 1 настоящей статьи в суммы неисполненных обязанностей не включаются суммы:

1) недоимок по налогам, государственной пошлине, в отношении уплаты которой налоговому органу выдан исполнительный документ, иным сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации процентам, по которым по состоянию на 31 декабря 2022 года истек срок их взыскания;

2) недоимок по налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации процентам, указанным в оспариваемом в судебном порядке решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или в решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, исполнение которых приостановлено по состоянию на 31 декабря 2022 года полностью или в части в результате принятия судом мер предварительной защиты (обеспечительных мер) либо принятия вышестоящим налоговым органом решения о приостановлении исполнения соответствующего решения.

В целях пункта 2 части 1 настоящей статьи излишне перечисленными денежными средствами не признаются суммы излишне уплаченных по состоянию на 31 декабря 2022 года:

1) налога на профессиональный доход, государственной пошлины, в отношении уплаты которой не выдан исполнительный документ, сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, авансовых платежей по налогу на доходы физических лиц, уплачиваемому в порядке, установленном статьей 227.1 настоящего Кодекса;

2) налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации процентов, если со дня их уплаты прошло более трех лет.

В совместном письме Министерства финансов Российской Федерации и Федеральной налоговой службы от 28 декабря 2022 г. N СД-3-8/15024@ по вопросу учета с 01.01.2023 суммы переплаты, образованной более чем за три года, и порядка формирования сальдо единого налогового счета, разъяснено, что в соответствии с пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Учитывая, что в действующем законодательстве о налогах и сборах сумма излишне уплаченного налога, образованная за пределами срока, установленного пунктом 7 статьи 78 Кодекса (три года), не подлежит возврату (зачету), суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что при формировании сальдо единого налогового счета из состава совокупной суммы обязанностей такие суммы переплаты исключаются, что суммы налогов, излишне уплаченные по состоянию на 31.12.2022 более трех лет назад, не возвращенные или не зачтенные налогоплательщиком, не признанные в качестве единого налогового платежа на едином налоговом счете, с 01.01.2023 не зачитываются в уплату предстоящих платежей в бюджетную систему и не подлежат возврату налогоплательщику.

Более того заслуживает внимания позиция налогового органа.

Возврат переплаты НДФЛ осуществляется в заявительном порядке при наличии положительного сальдо на едином налоговом счете. Однако у ФИО1 по состоянию на 01.03.2023 г. не сформировано положительное сальдо единого налогового счета (принт-скрин прилагается).

ФИО6 21.03.2022 г. были поданы 4 декларации по форме 3-НДФЛ для получения имущественного вычета за 2018,2019,2020,2021 за регистрационными номерами соответственно: , , , .

31.03.2023 г. решениями налогового органа имущественные вычеты были подтверждены. В соответствии с данными карточки расчетов с бюджетом (далее РСБ) налогоплательщику на основании поданных заявлений были произведен возврат сумм за 2020 и 2021 года.

Также налоговым органом были приняты решения о зачете сумм переплаты по НДФЛ, образовавшихся за счет представления имущественного вычет, в счет погашения задолженности по транспортному налогу административного истца. Таким образом, в общей сложности сумма зачета составляла 4 301,04 руб.

Так как ФИО1 подал заявление о возврате переплаты 01.02.2023 года, то есть после вступления в силу новой редакции Налогового кодекса Российской Федерации, налоговый орган не может вернуть сумму, так как она не образует положительное сальдо ЕНС, а, следовательно, не подлежит возврату в рамках правил, установленных действующим законодательством.

Федеральным законом от 14.07.2022 г. № 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» с 01.01.2023 г. введен в действие институт единого налогового счета.

Данным Законом установлены особенности формирования сальдо ЕНС на основании имеющихся у налоговых органов по состоянию на 31.12.2022 г. сведений о суммах денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, и совокупной обязанности.

В соответствии с пп. 2 п. 3 ст. 4 вышеуказанного Закона в настоящее время излишне перечисленными денежными средствами не признаются суммы излишне уплаченных по состоянию на 31 декабря 2022 года налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации процентов, если со дня их уплаты прошло более трех лет.

Следовательно, у налогового органа нет оснований для возврата оспариваемой суммы, так как она не образует положительное сальдо ЕНС.

Принимая во внимание вышеизложенное, обжалуемое решение является законным и обоснованным, оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской федерации, для его отмены не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 06 марта 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий: А.В. Молов

Судьи: Э.А. Биджиева

К.И. Хахо