ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело № 33а-23987/2017
г. Уфа 13 ноября 2017 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Кривцовой О.Ю.,
судей Александровой Н.А. и Родионовой С.Р.,
при секретаре Хамитовой Г.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Бойко ФИО12, ФИО2 ФИО13, ФИО3 ФИО14 к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании незаконным бездействия по постановке на кадастровый учет многоэтажных жилых домов, возложении обязанности направить в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Башкортостан в порядке межведомственного взаимодействия необходимые документы для постановки на кадастровый учет многоэтажных жилых домов
по апелляционной жалобе представителя ФИО1, ФИО2, ФИО3 – ФИО4 на решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 26 июля 2017 года.
Заслушав доклад судьи Александровой Н.А., выслушав пояснения истца ФИО2, представителей ФИО1, ФИО2, ФИО3 - ФИО5, ФИО6, поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
ФИО1, ФИО2, ФИО3 обратились с вышеуказанным административным иском к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее Администрации ГО г. Уфа РБ).
В обоснование требований указывают, что административные истцы являются собственниками квартир в домах адрес, расположенных на земельном участке с кадастровым номером №.... дата для возведения на данном земельном участке жилого комплекса из трех многоэтажных жилых домов, ООО «Группа компаний СУ-10» были выданы следующие Разрешения на строительство: жилого адрес - адрес от дата; жилого адресБ - №... от дата; жилого адресА - №...дата.
В декабре 2015 года жилой комплекс введен в эксплуатацию, что подтверждается Разрешением на ввод объекта в эксплуатацию от дата№... (Жилой адрес А, которому присвоен номер №...), Разрешением на ввод объекта в эксплуатацию от дата№... (Жилой адресБ, которому присвоен номер №...) и Разрешением на ввод объекта в эксплуатацию от дата№... (Жилой адрес, которому присвоен номер №...). Введенным в эксплуатацию домам были присвоены почтовые адреса: адрес, дома №....
Административные истцы были вынуждены регистрировать право собственности на квартиры на основании судебных решений и кадастровых паспортов на квартиры. В январе 2017 в процессе рассмотрения административного иска об обжаловании действий Управления Росреестра и кадастра по постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности на объект незавершённого строительства на земельный участок с кадастровым №... административным истцам стало известно, что дома, в которых находятся квартиры административных истцов, не поставлены на кадастровый учет. На публичной кадастровой карте также отсутствуют сведения об имеющихся на этом земельном участке многоквартирных домах.
Считают, что отсутствие кадастрового учета многоквартирных домов нарушает жилищные права собственников помещений в этих домах, так как сведения о ранее зарегистрированных правах на спорный земельный участок отсутствуют у регистрирующего органа. Строительство домов №... осуществлялось без проекта межевания и планировки территории. Размеры и границы земельных участков, необходимых для содержания многоквартирных жилых домов и входящих в состав общего имущества многоквартирного дома не установлены. Данное обстоятельство позволило ООО «ГК «СУ-10» получить разрешение на строительство на спорном земельном участке новых объектов: сначала разрешение на строительство многоквартирного жилого №... от дата, а впоследствии после его отмены -разрешение №... от дата на строительство подземного гаража. Более того, в период оспаривания разрешения на строительство 28-этажного жилого дома ООО «ГК СУ-10» поставило на кадастровый учет несуществующий объект незавершённого строительства -подземную автостоянку и зарегистрировало на него право собственности. Администрация ГО адрес РБ отозвала разрешение на строительство многоквартирного жилого №... от дата в связи с тем, что это строительство может повлечь уменьшение придомовой территории уже введенных в эксплуатацию жилых домов №....
Считают, что Администрация ГО г. Уфа РБ была обязана направить в орган кадастрового учета разрешения на ввод в эксплуатацию домов №... по адрес в течение 5 рабочих дней с даты утверждения этих разрешений, то есть не позднее дата, указанные жилые дома должны были быть поставлены на кадастровый учет, однако они до сих пор не поставлены на кадастровый учет.
Административными истцами поданы заявления о постановке на кадастровый учет спорных многоквартирных домов №.... В настоящий момент заявители извещены о приостановке дела в связи с тем, что заявление подано ненадлежащим лицом, не представлен технический план. Административными истцами был направлен запрос в филиал ФГБУ «ФКП Росрееестр» по РБ о причинах отсутствия кадастрового учета многоквартирных домов.
Письмом №... от дата указано, что «данные об объектах недвижимости (многоквартирных домах) расположенных по адресу: адрес соответственно разрешения на ввод в эксплуатацию данных жилых домов с необходимыми документами, в том числе техническими планами, отсутствуют в Филиале учреждения». При этом на запрос о постановке на кадастровый учет жилых домов по адресу: адрес, направленный в администрацию ГО г. Уфа РБ, сообщено, что «для целей постановки на кадастровый учет жилых домов Администрацией ГО г. Уфа были выполнены все обязательства по предоставлению необходимой документации в филиал ФГБУ Росреестра» по РБ в сроки и объеме, установленные законом». Административные истцы считают, что лишены возможности самостоятельно осуществить кадастровый учет своих домов. Администрация ГО г. Уфа РБ более года не исполняет свою обязанность по направлению в орган кадастрового учета копий разрешений на ввод в эксплуатацию жилых домов №..., чем препятствует осуществлению кадастрового учета указанных домов.
В связи с чем административные истцы просят признать незаконным бездействие Администрации ГО г. Уфа РБ по постановке на кадастровый учет многоэтажных жилых домов по адресу: адрес; обязать Администрацию ГО г. Уфа направить в филиал ФГБУ «ФКП РОСРЕЕСТРА» по РБ в порядке межведомственного взаимодействия необходимые документы для постановки на кадастровый учет многоэтажных жилых домов по адресу: адрес
Решением Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 26 июля 2017 года в удовлетворении административных исковых требования ФИО1, ФИО2, ФИО3 отказано.
В апелляционной жалобе представителем ФИО1, ФИО2, ФИО3 – ФИО4 ставится вопрос об отмене решения суда, считая его постановленным с нарушением норм материального и процессуального права.
Учитывая, что лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, судебная коллегия, руководствуясь ст. 150, ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), определила рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом установлено и следует из материалов дела, что административные истцы являются собственниками квартир в домах адрес, расположенных на земельном участке с кадастровым номером №....
дата для возведения на данном земельном участке жилого комплекса из трех многоэтажных жилых домов, ООО «Группа компаний СУ-10» были выданы следующие разрешения на строительство: жилого №... от дата; жилого №... от дата; жилого №....
На момент выдачи этих разрешений между застройщиком ООО «Группа компаний СУ-10» и Управлением по земельным ресурсам Администрации городского округа адрес действовал Договор аренды земельного участка от дата№.... В соответствии с п. 3.1 Договора аренды срок аренды установлен с дата по дата. Договор аренды в установленном порядке был зарегистрирован в Управлении Росреестра по РБ дата, номер государственной регистрации №....
дата между Управлением земельных и имущественных отношений Администрации ГО г.Уфа РБ и ООО «Группа компаний СУ-10» был заключен договор №... аренды земельного участка с кадастровым номером №... для проектирования и строительства многоэтажных домов.
На указанном земельном участке застройщиком возведены три многоэтажных жилых дома - адрес.
дата Администрацией ГО г.Уфа выданы разрешения на ввод эксплуатацию жилых частей указанных многоквартирных домов: №..., №..., №....
дата в ФГБУ ФКП по РБ подано заявление о постановке на государственный кадастровый учет объектов недвижимости -многоквартирных домов адрес.
По результата рассмотрения данных заявлений дата принято решение о приостановлении осуществления кадастрового учета сроком на три месяца в связи с тем, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от дата, на основании которого подготовлен технический план содержит сведения о вводе в эксплуатацию только жилой части многоквартирного дома, а также графическая часть технического плана адрес оформлена некорректно.
дата ФГБУ ФКП по РБ принято решение об отказе в осуществлении кадастрового учета многоквартирных домов адрес, так как в течение установленного срока причины, повлекшие принятие решения о приостановлении, заявителем не были устранены.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что администрацией ГО г. Уфа РБ обязанность по направлению разрешений на ввод в эксплуатацию, а также технических планов объектов недвижимости была исполнена в полном объеме посредством межведомственного электронного взаимодействия (далее - СМЭВ). Суд также указал, что многоэтажные жилые дома - адрес не постановлены на кадастровый учет в связи с тем, что нежилые части многоквартирных жилых домов не введены в эксплуатацию и именно данное обстоятельство явилось основанием для отказа в постановке объекта на кадастровый учет. Помимо этого, суд первой инстанции отметил, что причины, повлекшие принятие решения о приостановлении и, в последующем, об отказе в постановке объектов на кадастровый учет подлежат устранению застройщиком ООО «ГК СУ-10», а не Администрацией ГО город Уфа.
Анализ фактических обстоятельств дела, норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, оценка представленных сторонами и истребованных судом первой инстанции доказательств позволяет судебной коллегии согласиться с указанным выводом районного суда.
Так, на основании п. 9 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (здесь и далее в редакции на момент возникновения спорных правоотношений), органы государственной власти и органы местного самоуправления в порядке, установленном в соответствии с настоящей статьей, обязаны направлять документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в случаях принятия ими решений о выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
В силу ч. 6 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ органы местного самоуправления направляют в орган кадастрового учета документы в соответствии с настоящей статьей в течение пяти рабочих дней с даты вступления в силу решений, указанных в части 1 настоящей статьи, а в случае, если в соответствии с частью 5 настоящей статьи требуется карта (план) объекта землеустройства, в течение шести месяцев с даты принятия указанных в части 1 настоящей статьи решений.
Согласно пункту 4.1 статьи 25 приведенного Федерального закона орган кадастрового учета при постановке на учет многоквартирного дома осуществляет постановку на учет всех расположенных в нем помещений (в том числе составляющих общее имущество в таком многоквартирном доме).
При этом Федеральным законом от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" осуществление кадастрового учета предусмотрено в отношении зданий, сооружений в установленном порядке введенных в эксплуатацию, помещений, расположенных в них.
Согласно ст. 19 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ (применяется с 01.01.2017) орган государственной власти, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, уполномоченные на принятие решения о выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия такого решения обязаны направить в орган регистрации прав заявление о государственном кадастровом учете и прилагаемые к нему документы (в том числе разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию) в отношении соответствующего объекта недвижимости посредством отправления в электронной форме.
Как следует из представленных в материалы дела письменных объяснений заинтересованного лица застройщика ООО «Группа компаний СУ-10» по объекту «Многоэтажные жилые дома напротив адрес. Жилой адресА (жилой адрес). Этап-офисная часть», ООО «ГК СУ-10» направило в Госкомитет РБ по жилищному и строительному надзору (далее- Госкомитет) извещение об окончании строительства от дата Госкомитетом была проведена выездная проверка на предмет соответствия выполнения выполненных работ требованиям технических регламентов, проектной документации и ведения исполнительной документации при строительстве объекта капитального строительства, по результатам которой оформлен акт проверки №... от дата и выявлены нарушения, в связи с чем выдано предписание №... об устранении нарушений от дата, в котором установлен срок устранения нарушений - до дата.
По объекту «Многоэтажные жилые дома напротив адрес. Жилой адрес (жилой адрес). Этап-офисная часть» ООО «ГК СУ-10» направило в Госкомитет извещение об окончании строительства №... от дата. Госкомитетом проведена выездная проверка на предмет соответствия выполненных работ требованиям технических регламентов, проектной документации и ведения исполнительной документации при строительстве объекта капитального строительства, по результатам которой оформлен акт проверки №... от дата и выявлен ряд нарушений, в связи с чем выдано предписание №... от дата об устранении нарушений до дата.
По объекту «Многоэтажные жилые дома напротив адрес ГО адрес РБ. Жилой адресБ (жилой адрес). Этап-офисная часть» ООО «ГК СУ-10» направило в Госкомитет извещение об окончании строительства №... от дата Госкомитетом была проведена выездная проверка, по результатам которой оформлен акт проверки №... от дата В результате проведенной проверки нарушений выявлено не было.
В соответствии с п. 9 ч. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, в числе прочих документов необходимо и заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно п. 16 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от дата№..., после завершения строительства, реконструкции объекта капитального строительства органом государственного строительного надзора проводится проверка, по результатам которой оцениваются выполненные работы и принимается решение о выдаче заключения о соответствии или об отказе в выдаче такого заключения.
Согласно п. 27 Порядка проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов, проектной документации (РД-11-04-2006), утвержденного Приказом Ростехнадзора от дата№..., при отсутствии выявленных нарушений составленный по результатам проверки акт является основанием для обращения застройщика или технического заказчика за выдачей заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства основаниям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Как сообщается в письменных объяснениях заинтересованного лица, ООО «ГК СУ-10» предпринимаются действия, направленные на устранение выявленных в результате проверок нарушений в сроки, указанные в предписаниях, а также предпринимаются действия, необходимые для получения в отношении объекта «Многоэтажные жилые дома напротив адрес ГО адрес РБ. Жилой адресБ. Этап-офисная часть» заключения о соответствии, при отсутствии которого застройщик не сможет обеспечить ввод данного объекта в эксплуатацию. Ориентировочный срок, в течение которого ООО «ГК СУ-10» сможет устранить выявленные нарушения и обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче разрешений на ввод в эксплуатацию вышеупомянутых объектов в порядке – конец 2017г.
Принимая во внимание, что застройщик ООО «ГК СУ-10» до настоящего времени не обращался к административному ответчику с заявлением о выдаче разрешений на ввод в эксплуатацию нежилых частей многоквартирных жилых домов - адрес, судебная коллегия применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ приходит к выводу о правомерности отказа судом первой инстанции в удовлетворения административных исковых требований о признании незаконным бездействия Администрации ГО г. Уфа РБ по постановке на кадастровый учет многоэтажных жилых домов по адресу: адрес и о возложении на орган местного самоуправления обязанности направить в филиал ФГБУ «ФКП РОСРЕЕСТРА» по РБ в порядке межведомственного взаимодействия необходимые документы для постановки на кадастровый учет многоэтажных жилых домов по адресу: адрес.
Доводы апелляционной жалобы о том, что право собственности на ряд нежилых помещений в указанных многоквартирных домах зарегистрировано за гражданами и юридическими лицами в судебном порядке не свидетельствует о незаконности бездействия административного ответчика, поскольку как ч. 6 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ (действующая на момент возникновения правоотношений), так ст. 19 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» связывает возникновение у органа местного самоуправления обязанности направить в орган кадастрового учета документы для проведения кадастрового учета объекта именно с моментом выдачи разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, которого в отношении нежилых частей многоквартирных жилых домов - адрес не имеется.
Иные доводы апелляционной жалобы по существу повторяют позицию административных истцов в суде первой инстанции, которой в решении дана правильная оценка, а потому не могут повлечь отмену обжалуемого судебного акта, так как основаны на неправильном толковании заявителем норм материального права, не содержат фактов, которые бы не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, и предусмотренных статьей 310 КАС РФ, судом при рассмотрении дела не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 309- 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 26 июля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФИО1, ФИО2, ФИО3 – ФИО4 – без удовлетворения.
Председательствующий О.Ю. Кривцова
Судьи Н.А. Александрова
С.Р. Родионова
Справка: судья Сунгатуллин А.Ю.