Судья Захарова А.А. | Дело № 33а-241/2019 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Камчатского краевого суда в составе:
председательствующего | ФИО1, |
судей | Венина А.Н. и Горна В.Ф., |
при секретаре | ФИО2 |
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Петропавловске-Камчатском 31 января 2019 года административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца ФИО3 на решение Мильковского районного суда Камчатского края от 31 октября2018года, которым постановлено:
в удовлетворении административного иска ФИО4 к главе администрации Быстринского муниципального района Камчатского края, администрации Быстринского муниципального района Камчатского края о признании незаконным бездействия, выразившегося в нарушении статей 1, 37 «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» и пункта 19 Инструкции «О порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений, главами местных администраций муниципальных районов и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления муниципальных районов», утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации № 97 от 6 июня 2017 года, обязании главы администрации Быстринского муниципального района Камчатского края опубликовать принятое судом решение в печатном издании – газете «Новая жизнь» отказать.
Заслушав доклад судьи Венина А.Н., объяснения представителя административного истца ФИО3, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО4 в лице своего представителя ФИО3 обратилась в суд с административным иском к главе администрации Быстринского муниципального района Камчатского края, администрации Быстринского муниципального района Камчатского края (далее – Администрация) о признании незаконным бездействия, выразившегося в нарушении статей 1 и 37 Основ законодательства о нотариате Российской Федерации и пункта 19 Инструкции о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений, главами местных администраций муниципальных районов и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления муниципальных районов, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации № 97 от 6 июня 2017 года; возложении обязанности опубликовать принятое судом решение в печатном издании – газете «Новая жизнь», учредителем которого является администрация Быстринского муниципального района.
В обоснование иска представитель административного истца указал, что 20июня 2018 года ФИО4 лично обратилась к главе Администрации ФИО5 за нотариальным удостоверением доверенности. Одновременно административным истцом в Администрацию было подано письменное заявление об удостоверении доверенности. В совершении нотариального действия в указанный день ФИО4 было отказано ввиду отсутствия у административного ответчика реестра совершенных нотариальных действий. 4сентября 2018 года Т.Н.АБ. получила письмо от Администрации, согласно которому ответ на заявление ей не был направлен, поскольку ее заявление было удовлетворено и нотариально удостоверенная доверенность 21 июня 2018года выдана административному истцу. Полагает, что административным ответчиком в нарушение норм действующего законодательства в установленный срок не вынесено постановление об отказе в совершении нотариального действия, в связи с чем нарушено право административного истца на его обжалование.
Определением Мильковского районного суда Камчатского края от24октября 2018 года к участию в деле привлечены администрация Быстринского муниципального района в качестве соответчика и Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Камчатскому краю (далее – Управление Министерства юстиции) в качестве заинтересованного лица.
Административный истец ФИО4 в судебное заседание, о времени и месте которого она была извещена надлежащим образом, не явилась.
Представитель административного истца ФИО3 заявленные требования поддержали в полном объеме.
Административный ответчик глава Администрации ФИО5 в судебном заседании полагал, что административный иск не подлежит удовлетворению. Пояснил, что постановление об отказе в совершении нотариального действия не было вынесено, поскольку нотариально удостоверенная доверенность была выдана административному истцу, его права не нарушены.
Представитель административного ответчика Администрации Р. требования ФИО4 не признала, полагала их необоснованными.
Заинтересованное лицо Управление Министерства юстиции о времени и месте судебного заседания извещено в установленном законом порядке, просило рассмотреть административное дело в отсутствие своего представителя.
Рассмотрев дело, суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель административного истца ФИО3, повторяя доводы, изложенные в административном иске, просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. Указывает, что выводы суда основаны на неправильном применении норм материального и процессуального права, а также не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В возражениях на апелляционную жалобу глава Администрации ФИО5 полагает, что решение суда первой инстанции является законным. Указывает, что основания для отказа административному истцу в совершении нотариального действия отсутствовали. Считает, что права ФИО4 не были нарушены.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление Министерства юстиции просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Полагает, что при рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, доводы заявителя необоснованны.
Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, доводы возражений и отзыва на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Положениями статьи 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11 февраля 1993 года № 4462-1) установлено:
-нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, настоящими Основами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации (часть 1);
- в случае если в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте нет нотариуса, право совершать нотариальные действия, предусмотренные статьей 37 настоящих Основ, имеют соответственно глава местной администрации поселения и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения или глава местной администрации муниципального района и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления муниципального района, сведения о которых направляются в территориальный орган юстиции для учета по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом юстиции (часть 4).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 37 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате в случае, если в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте нет нотариуса, соответственно глава местной администрации поселения и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения или глава местной администрации муниципального района и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления муниципального района имеют право совершать нотариальные действия для лиц, зарегистрированных по месту жительства или месту пребывания в данных населенных пунктах, в том числе, удостоверять доверенности.
В силу пункта 3 части 1 статьи 14.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления городского, сельского поселения имеют право на совершение нотариальных действий, предусмотренных законодательством, в случае отсутствия в поселении нотариуса.
Приказом Минюста России от 6 июня 2017 года № 97 утверждена Инструкция о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений, главами местных администраций муниципальных районов и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления муниципальных районов (далее - Инструкция), согласно подпункту 2 пункта 3 которой должностные лица местного самоуправления для лиц, зарегистрированных по месту жительства или месту пребывания в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте, совершают нотариальные действия, в том числе, удостоверяют доверенности.
Пунктом 10 Инструкции определено, что нотариальные действия совершаются при предъявлении лицом, обратившимся за совершением нотариального действия, всех необходимых для этого документов и уплате государственной пошлины или нотариального тарифа.
В соответствии с пунктом 11 Инструкции при совершении нотариального действия должностное лицо местного самоуправления устанавливает личность обратившегося за совершением нотариального действия гражданина и проверяет его место жительства. Также устанавливает личность представителя, лица, обратившегося за совершением нотариального действия, представителя юридического лица, свидетеля, лица, призванного подписать завещание, доверенность или документ, на котором нотариально свидетельствуется подлинность подписи, за гражданина, обратившегося за совершением нотариального действия, а также переводчика или сурдопереводчика.
Установление личности должно производиться на основании паспорта или других документов, исключающих любые сомнения относительно личности гражданина.
Должностные лица местного самоуправления, руководствуясь пунктом 19 Инструкции, должны отказать в совершении нотариального действия, если:
-совершение такого действия противоречит законодательству Российской Федерации;
-действие подлежит совершению должностным лицом местного самоуправления другого поселения или муниципального района (применительно к принятию мер по охране наследственного имущества и в случае необходимости мер по управлению им) или нотариусом;
-с просьбой о совершении нотариального действия обратился недееспособный гражданин либо представитель, не имеющий необходимых полномочий, гражданин, не имеющий регистрации по месту жительства или пребывания в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте;
-сделка, совершаемая от имени юридического лица, противоречит целям, указанным в его уставе или положении;
-сделка не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации;
-документы, представленные для совершения нотариального действия, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации;
-факты, изложенные в документах, представленных для совершения нотариального действия, не подтверждены в установленном законодательством Российской Федерации порядке при условии, что подтверждение требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Должностное лицо местного самоуправления по просьбе лица, которому отказано в совершении нотариального действия, должно изложить причины отказа в письменной форме и разъяснить порядок его обжалования. В этих случаях должностное лицо местного самоуправления не позднее чем в десятидневный срок со дня обращения за совершением нотариального действия выносит постановление об отказе в совершении нотариального действия.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 20июня 2018 года ФИО4 обратилась к главе Администрации Г.А.ВБ. за нотариальным удостоверением доверенности (л.д. 2-3).
Одновременно ФИО4 в Администрацию было подано письменное заявление об удостоверении указанной доверенности (л.д. 8-9).
В день обращения данное нотариальное действие административным ответчиком совершено не было по причине непредставления ФИО4 всех необходимых для этого документов, а именно паспорта и квитанции об уплате государственной пошлины (л.д. 153-155). Эти обстоятельства в судебном заседании суда первой инстанции стороной административного истца не оспаривались (л.д. 195-197).
21 июня 2018 года глава Администрации ФИО5 удостоверил доверенность на представление интересов ФИО4 на имя М.В.ЮБ. (л.д. 21).
Оценив изложенные обстоятельства с учетом вышеприведенных правовых норм, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что правовых оснований для отказа в совершении нотариального действия, предусмотренных пунктом 19 Инструкции, у административного ответчика не имелось, права и законные интересы административного истца при этом нарушены не были, в связи с чем правомерно отказал в удовлетворении заявленных ФИО4 требований.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают законность состоявшегося судебного решения и основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права.
Согласно материалам дела, фактически со стороны административного ответчика имело место отложение совершения нотариального действия в связи с неполнотой представленных ФИО4 сведений об уплате государственной пошлины и паспорта, которое административным истцом в установленном порядке не оспаривалось.
В силу положений Инструкции, утвержденной приказом Минюста России от 6 июня 2017 года № 97, нотариальные действия совершаются при непосредственном участии лица, обратившегося за их совершением. Направление письменного заявления о совершении нотариального действия и порядок рассмотрения такого заявления действующим законодательством не предусмотрены. Поскольку нотариальные действия, испрашиваемые заявителем в письменном заявлении, главой Администрации были совершены на следующий день - 21 июня 2018 года, то правовые основания для направления ответа, в том числе содержащего отказ в совершении такого нотариального действия, отсутствовали.
С учетом изложенного судебная коллегия, исследовав представленные материалы административного дела, проверив и оценив собранные доказательства в их совокупности, основываясь на правовом анализе приведенных норм права, не находит оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены законного и обоснованного решения суда.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Мильковского районного суда Камчатского края от 31 октября 2018года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи