ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-242 от 20.01.2021 Тверского областного суда (Тверская область)

69RS0006-01-2020-002008-50

Дело № 33а-242 судья Некрасов Р.Ю. 2021 год

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 января 2021 года город Тверь

Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда

в составе председательствующего судьи Никитушкина И.Н.,

судей Сергуненко П.А. и Сельховой О.Е.,

при секретаре судебного заседания Алексанян А.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании

по докладу судьи Сергуненко П.А.

дело по апелляционному представлению Вышневолоцкого межрайонного прокурора Тверской области на решение Вышневолоцкого межрайонного суда Тверской области от 13 октября 2020 года, которым постановлено:

«административный иск Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Вышневолоцком городском округе Тверской области (межрайонное) к Вышневолоцкому межрайонному прокурору Тверской области Шеметкову Роману Сергеевичу, Прокуратуре Тверской области о признании незаконным и отмене представления об устранении нарушений требований федерального законодательства от 19 июня 2020 г. удовлетворить частично.

Признать незаконным представление Вышневолоцкого межрайонного прокурора Тверской области Шеметкова Романа Сергеевича от <данные изъяты> об устранении нарушений исполнения Федерального закона №400-ФЗ выразившихся в том, что Буровой Наталье Викторовне Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации не была проведена индексация пенсии с 01.08.2016 года, то есть со дня, следующего за днем ее увольнения.

В удовлетворении административного искового требования Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Вышневолоцком городском округе Тверской области (межрайонное) к Вышневолоцкому межрайонному прокурору Тверской области Шеметкову Роману Сергеевичу, Прокуратуре Тверской области об отмене представления об устранении нарушений требований федерального законодательства от 19 июня 2020 г. отказать».

Судебная коллегия

установила:

Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вышневолоцком городском округе Тверской области (межрайонное) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Вышневолоцкому межрайонному прокурору Тверской области о признании незаконным и отмене представления от <данные изъяты> об устранении нарушений требований Федерального закона №400-ФЗ, выразившихся в не проведении Буровой Наталье Викторовне Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации индексации пенсии с 01.08.2016 года, то есть со дня, следующего за днем ее увольнения.

В обоснование заявленных требований указано, что по результатам проведенной Вышневолоцкой межрайонной прокуратурой проверки по обращению Буровой Н.В. о нарушении ее пенсионных прав Управлением ПФР при рассмотрении вопроса о выплате ей в связи с увольнением за август, сентябрь и октябрь 2016 года сумм пенсии с учетом индексации, Управление ПФР 02.07.2020 получило представление от <данные изъяты> Вышневолоцкого межрайонного прокурора Шеметкова Р.С. об устранении нарушений исполнения Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Представление).

Согласно данному Представлению в результате ненадлежащего исполнения своих обязанностей сотрудниками Управления ПФР не проведена индексация пенсии Буровой Н.В. с 01.08.2016, то есть со дня, следующего за днем ее увольнения. Решением от 24.11.2016 индексация пенсии Буровой Н.В. осуществлена с 01.11.2016, в связи с чем Управлением ПФР нарушены ее пенсионные права.

Управление ПФР несогласно с Представлением в силу следующего.

С 03.10.2011 Буровой Н.В. назначена и выплачивается трудовая пенсия по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с 01.01.2015 страховая пенсия по старости в соответствии с и. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» - далее Федеральный закон №400-ФЗ).

Согласно ч. 3 ст. 26.1 Федерального закона №400-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2018, пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.

В силу ч. 6 ст. 26.1 Федерального закона № 400-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2018,решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1-3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Федеральный закон №27-ФЗ).

На основании ч. 7 ст. 26.1 Федерального закона №400-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2018, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи.

Согласно п. 2.2 ст. 11 Федерального закона №27-ФЗ, в редакции, действовавшей с 01.04.2016 по 31.12.2016 страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:

1)страховой номер индивидуального лицевого счета; 2)фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Представление указанных сведений страхователями осуществляется по форме «Сведения о застрахованных лицах», утвержденной постановлением Правления ПФР от 01.02.2016 № 83п «Об утверждении формы «Сведения о застрахованных лицах» (далее - форма СЗВ-М) (зарегистрировано в Минюсте России 18 февраля 2016 г. № 41142) согласно п. 3 которой тип формы (код) заполняется обязательно одним из кодов: «исхд», «доп», «отмн»:

-«исхд» - исходная форма, впервые подаваемая страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период;

-«доп» - дополняющая форма, подаваемая с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период;

- «отмн» - отменяющая форма, подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.

Следовательно, «Сведения о застрахованных лицах» форма СЗВ-М с кодом «исхд» за июль 2016 года должны быть представлены страхователем не позднее 10.08.2016, за август 2016 года не позднее 12.09.2016.

Таким образом, действовавший до 01.01.2018 Федеральный закон №400-ФЗ предусматривал перерасчет пенсии на основании решения, вынесенного в месяце, следующем за месяцем, в котором получены индивидуальные сведения по форме СЗВ-М об отсутствии факта работы, а выплата сумм страховой пенсии должна быть осуществлена с месяца, следующим за месяцем, в котором вынесено данное решение.

Согласно трудовой книжке, Бурова Н.В. уволилась из ГБУЗ «Вышневолоцкий психоневрологический санаторий №1 для детей с ДЦП» 31.07.2016, следовательно, форма СЗВ-М исхд. в которой отсутствуют сведения о работе Буровой Н.В., должна была представлена страхователем в срок до 12.09.2016. Решение о перерасчете должно быть вынесено в октябре 2016 года, а перерасчет должен был осуществлен с 01.11.2016 - с месяца, следующим за месяц, в котором было вынесено решение.

Согласно решению о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии) от <данные изъяты> перерасчет пенсии Буровой Н.В. произведен с 01.11.2016, то есть в установленные Федеральным законом №400-ФЗ сроки.

Представление страхователем форм СЗВ-М исхд 05.09.2016 и 06.10.2016, в которых Бурова Н.В. значилась как работающая, не повлияло на своевременность перерасчета ее пенсии с учетом индексации с 01.11.2016, поскольку страхователем были представлены формы СЗВ-М отм за август и сентябрь 2016 года 27.10.2016 и 31.10.2016 соответственно, согласно которым Бурова Н.В. в августе и сентябре 2016 года значится неработающей.

24.11.2016 на основании сведений по форме СЗВ-М отм от 27.10.2016 начальником Управления ПФР вынесено решение от <данные изъяты> о перерасчете пенсии Буровой Н.В. с 01.11.2016.

В соответствии с ч. 9 ст. 26.1 Федерального закона № 400- ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции по состоянию на 2016 год) при выявлении обстоятельств, влекущих увеличение сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом, повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок либо представлением им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пересматривается органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в том числе за прошлое время, с учетом положения части 7 настоящей статьи.

Решение от <данные изъяты> не может быть пересмотрено с учетом положений ч. 7 ст. 26.1 и ч. 3 Федерального закона № 400-ФЗ, поскольку оно соответствует данным требованиям, а именно перерасчет пенсии Буровой Н.В. произведен с 01.11.2016, то есть с месяца, следующего за месяцем, в котором было бы вынесено решение, в случае, если индивидуальные сведения по форме СЗВ-М исхд за август 2016 года были сданы страхователем без указания в них Буровой Н.В. как работающей.

С 01.01.2018 ч. 3 ст. 26.1 Федерального закона №400-ФЗ действует в новой редакции, согласно которой пенсионерам, прекратившим осуществление-работы, суммы страховой пенсии выплачиваются с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии за период начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности.

Данная правовая норма не распространяется на правоотношения, возникшие до вступления ее в законную силу, и поэтому не может быть применена к перерасчету пенсии Буровой Н.В. в 2016 году, как указано в представлении прокурора.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона № 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах, в том числе информацию о страховом номере индивидуального лицевого счета, по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации или налоговым органом.

Приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах (далее - Инструкция), согласно п. 39 которой, страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом ПФР самостоятельно представить уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.

Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23.11.2016 № 1058п утверждены Требования к составлению форм документов, используемых в целях привлечения страхователей к ответственности, предусмотренной ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ. согласно которому акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете не составляется в случае, если страхователем самостоятельно выявлены ошибки в ранее представленных сведениях в отношении застрахованного лица и уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице представлены в территориальный орган ПФР до момента обнаружения ошибки территориальным органом ПФР.

Таким образом, ГБУЗ «Вышневолоцкий психоневрологический санаторий №1 для детей с ДЦП» выявило и устранило допущенные ошибки еще до обнаружения их Управлением ПФР, тем самым реализовав свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления дополнительных сведений за этот период, что допускает не применять к страхователю финансовые санкции, предусмотренные ст. 17 Федерального закона № 27-ФЗ.

Следовательно, индивидуальные сведения по форме СЗВ-М за август и сентябрь 2016 года не могут быть признаны недостоверными, поскольку они были своевременно устранены страхователем.

В Представлении сведения по форме СЗВ-М за август и сентябрь 2016 года признаны недостоверными и не полными необоснованно. Страхователь имел право их корректировать, поскольку самостоятельно выявил ошибки в ранее представленных сведениях в отношении Буровой Н.В. и уточненные (исправленные) сведения по форме СЗВ-М «доп» о данном застрахованном лице представил в Управление ПФР до момента обнаружения ошибки территориальным органом ПФР.

Кроме того, согласно п. 37 Инструкции при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным канатам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений, индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).

Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.

Таким образом, и в случае если бы Управление ПФР самостоятельно выявило ошибку в представленных формах СЗВ-М в отношении Буровой П.В.. а ГБУЗ «Вышневолоцкий психоневрологический санаторий №1 для детей с ДЦП» в течение 5 рабочих дней предоставило соответствующие исправления, оно не могло быть привлечено к ответственности за сдачу неполных и недостоверных сведений.

Определением Вышневолоцкого межрайонного суда Тверской области от 7 августа 2020 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена Прокуратура Тверской области.

Определением Вышневолоцкого межрайонного суда Тверской области от 3 сентября 2020 года к участию в деле в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Бурова Наталья Викторовна.

Определением Вышневолоцкого межрайонного суда Тверской области от 30 сентября 2020 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ГБУЗ «Вышневолоцкий ПС №1 для детей с ДЦП».

В судебном заседании представитель административного истца Стеблин В.Г. административное исковое заявление поддержал по указанным в иске основаниям, пояснил, что действующее законодательство не предусматривает возможности производить перерасчет пенсии на основании заявления пенсионера, только на основании сведений персонифицированного учета. Бурова Н.В. обращалась в пенсионный фонд, предоставила сведения о том, что она не работает. После чего специалист пенсионного фонда позвонил в ГБУЗ «Вышневолоцкий ПС №1 для детей с ДЦП» и сведения учреждением были уточнены, вынесены достоверные сведения. Пересчёт был сделан так, как если бы сведения были переданы своевременно, т.е. с 1 ноября 2016 г. Пенсионный фонд действовал в соответствии с законодательством того времени, сейчас законодательство поменялось.

Административный ответчик и представитель административного ответчика Прокуратуры Тверской области в одном лице - Вышневолоцкий межрайонный прокурор Шеметков Р.С. в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска, пояснил, что Бурова Н.В. сама обращалась в пенсионный фонд в августе 2016 года и сообщила о том, что она прекратила трудовую деятельность в соответствующем учреждении. Получив эти сведения, Пенсионный фонд в сентябре должен был получить от учреждения сведения о том, что Бурова уже с 1 августа 2016 года не осуществляет трудовую деятельность. Не получив данных сведений, Пенсионный фонд не предпринял никаких действий по проверке сведений, сообщенных Буровой Н.В., и продолжал не исполнять требования закона по индексации пенсии. После получения данных сведений в октябре, они приняли решение, и с 1 ноября 2016 года произвели индексацию. По решению, принятому в ноябре 2016 года, индексация должна быть произведена с 1 августа 2016 года. Представление вынесено в соответствии со статьями 22, 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», соответственно, организация, должностное лицо, получившее представление, обязано в течение месяца принять меры по устранению нарушений. В данном случае, необходимо произвести индексацию пенсии Буровой Н.В. с 1 августа 2016 года по 1 ноября 2016 года, то есть за пропущенные три месяца, и восстановить нарушенные права Буровой Н. В.

Заинтересованное лицо Бурова Н.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска.

Представитель заинтересованного лица руководитель ГБУЗ «Вышневолоцкий ПС №1 для детей с ДЦП» Никифорова Г.Л. в судебном заседании оставила разрешение административного иска на усмотрение суда, пояснила что в отчете, предоставляемом учреждением в пенсионный фонд в отношении Буровой Н.В. была ошибка, которая в последствии исправлена.

Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.

В апелляционном представлении Вышневолоцкого межрайонного прокурора ставится вопрос об отмене решения суда в удовлетворенной части и принятии нового решения, об отказе в удовлетворении заявленных требований, в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права. Прокурор полагает, что ГУ Управление ПФР в г. Вышнем Волочке и Вышневолоцком районе, располагая с 12.08.2016 информацией от Буровой Н.В. на основании ее личного заявления о прекращении ею трудовой деятельности с 31.07.2020, не предприняло своевременно мер к работодателю - страхователю ГБУЗ «Вышневолоцкий психоневрологический санаторий № 1 для детей с ДЦП» с целью своевременного устранения им допущенных ошибок в форме СЗВ-М, путем реализации полномочий, предусмотренных в п.п. 36, 37 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н, а именно, путем направления работодателю уведомления об устранении имеющихся ошибок в форме СЗВ-М на Бурову Н.В. за июль, август и сентябрь. Бурова Н.В. уволилась из ГБУЗ «Вышневолоцкий психоневрологический санаторий №1 для детей с ДЦП» 31.07.2016, следовательно, в форме СЗВ-М за июль 2016 года, которую работодатель должен предоставить в Управление ПФР до 10.08.2016, она должна числиться как уволенная. В связи с чем решение о перерасчете пенсии должно быть принято Управление ПФР в сентябре 2016 года, а выплаты перерасчета пенсии должны производиться ей с 01.10.2016.

Вместе с тем, в нарушении вышеуказанных норм права, решение о выплате Буровой Н.В. сумм индексации Управлением ПФР в г. Вышнем Волочке и Вышневолоцком районе вынесено 24.11.2016. Доплата пенсии за ноябрь и декабрь 2016 года в размере <данные изъяты> руб. за каждый месяц дополнительно перечислена на ее счет в декабре 2016 года после произведения основной выплаты.

В письменных возражениях ГУ Управление ПФР в Вышневолоцком городском округе (межрайонное) выражается несогласие с доводами апелляционного представления прокурора, содержится просьба об оставлении решения суда без изменения ввиду его законности и обоснованности.

В суде апелляционной инстанции представитель административного истца Стеблин В.Г. возражал против удовлетворения апелляционного представления прокурора, полагал обжалуемое решение суда законным и обоснованным, повторил свою позицию, изложенную в суде первой инстанции.

Прокурор Обиход И.Д., как представитель прокуратуры Тверской области, настаивал на удовлетворении апелляционного представления, подтвердив, что в апелляционном представлении скорректирован срок, с которого по мнению прокурора должна осуществляться доплата к пенсии Буровой Н.В., по сравнению со сроком, указанным в обжалуемом представлении прокурора, с 01.08.2016 на 01.10.2016.

Иные участники процесса о дне и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, в судебное заседании не явились. Руководствуясь статьями 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, учитывая, что информация о времени и месте судебного заседания размещена судом на официальном сайте в информационно-телекоммуникацинной сети «Интернет» заблаговременно в установленный законом срок, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления и возражений на него, оценив законность и обоснованность постановленного судебного акта, выслушав участвовавших в суде апелляционной инстанции лиц, судебная коллегия правовых оснований для отмены или изменения решения суда не находит в силу следующего.

Согласно ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии со статьями 1, 21, 22 и 24 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями на осуществление от имени Российской Федерации надзора за соблюдением действующих на ее территории законов. При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки. Реализуя эти полномочия, прокурор вправе проверять исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона, а также вносить представления об устранении выявленных нарушений закона в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, с 03.10.2011 Буровой Н.В. назначена и выплачивается трудовая пенсия по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с 01.01.2015 страховая пенсия по старости в соответствии с и. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» - далее Федеральный закон №400-ФЗ).

Решением УПФР в г.Вышнем Волочке и Вышневолоцком районе (межрайонное) о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии) от <данные изъяты> по результатам уточнения факта осуществления (прекращения) работы или иной деятельности, в период которой гражданин подлежит обязательному пенсионному страхованию, в связи с тем, что Бурова Н.В. не работает по состоянию на октябрь 2016 года, в соответствии с ч. 3 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» принято решение осуществить выплату с 01.11.2016 года. Произведен перерасчет пенсии, суммы доплат к пенсии в результате перерасчета с 01.11.2016 в связи с прекращением Буровой Н.В. работы 31.07.2016г. составили <данные изъяты> руб. за период с 01.11.2016 по 30.11.2016 и <данные изъяты> руб. за период с 01.12.2016 по 31.12.2016.

Вышневолоцким межрайонным прокурором в отношении Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Вышневолоцком городском округе Тверской области (межрайонное) внесено представление от <данные изъяты> об устранении нарушений исполнения Федерального закона №400-ФЗ, согласно которому Вышневолоцкой межрайонной прокуратурой по обращению Буровой Н.В. проведена проверка соблюдения ее пенсионных прав ГУ- Управлением ПФР в г. Вышнем Волочке и Вышневолоцком районе при рассмотрении вопроса о выплате ей в связи с увольнением за август, сентябрь и октябрь 2016 года сумм пенсии с учетом индексации.

По результатам проверки установлено следующее.

31.07.2016 Бурова Н.В. уволена по собственному желанию из ГБУЗ «Вышневолоцкий психоневрологический санаторий для детей с детскими церебральными параличами».

Страхователем ГБУЗ «Вышневолоцкий психоневрологический санаторий №1 для детей с ДЦП» отчетность по форме СЗВ-М предоставлена, в том числе на Бурову Н.В. в ГУ -Управление ПФР в г. Вышнем Волочке и Вышневолоцком районе 04.08.2016, 05.09.2016 и 06.10.2016, в которой ошибочно не были внесены данные о прекращении Буровой Н.В. трудовой деятельности.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (в редакции по состоянию на август 2016 года) страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах, в том числе информацию о страховом номере индивидуального лицевого счета, по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации или налоговым органом.

27.10.2016 и 31.10.2019 ГБУЗ «Вышневолоцкий психоневрологический санаторий №1 для детей с ДЦП» предоставлена на Бурову Н.В. уточненная форма СЗВ-М за август и сентябрь 2016 года о прекращении ею трудовой деятельности.

Решение о выплате Буровой Н.В. сумм индексации Управлением ПФР в г. Вышнем Волочке и Вышневолоцком районе вынесено 24.11.2016. Доплата пенсии за ноябрь и декабрь 2016 года в размере <данные изъяты> руб. за каждый месяц дополнительно перечислена на ее счет в декабре 2016 года после произведения основной выплаты.

Ссылаясь на положение ч.ч. 7 и 9 ст.26.1 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции по состоянию на 2016 год), прокурор пришел к выводу, что на Бурову Н.В. страхователем - ГБУЗ «Вышневолоцкий психоневрологический санаторий №1 для детей с ДЦП» первоначально предоставлены недостоверные сведения в ГУ -Управление ПФР в г. Вышнем Волочке и Вышневолоцком районе, решение о выплате страховой пенсии, фиксированной выплаты страховой пенсии должно быть пересмотрено за прошлое время.

По мнению прокурора, в соответствии с ч. 9 ст. 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» Буровой Н.В. в ноябре 2016 года должно было быть вынесено решение ГУ -Управлением ПФР в Вышнем Волочке и Вышневолоцком районе о выплате пенсии с учетом индексации с 01.08.2016, т.е. со дня следующего за днем ее увольнением. Неисполнение требований пенсионного законодательства повлекло нарушение пенсионных прав Буровой Н.В.

Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их в части признания незаконным представления прокурора, суд первой инстанции, применив положения ст. 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ (в ред. от 29.12.2015, действовавшей на период рассматриваемых правоотношений) «О страховых пенсиях»; ст.ст. 11, 15 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (в ред. от 1.05.2016); пришел к выводу, что ГУ -Управлением ПФР в Вышнем Волочке и Вышневолоцком районе осуществлена выплата Буровой Н.В. в соответствии с правилами, установленными ч.6 и ч.7 ст.26.1 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О страховых пенсиях». «Сведения о застрахованных лицах» форма СЗВ-М с кодом за июль 2016 года должна быть представлена страхователем не позднее 10.08.2016, за август 2016 года не позднее 12.09.2016. Действовавший до 01.01.2018 Федеральный закон №400-ФЗ предусматривал перерасчет пенсии на основании решения, вынесенного в месяце, следующем за месяцем, в котором получены индивидуальные сведения по форме СЗВ-М об отсутствии факта работы, а выплаты сумм страховой пенсии должна быть осуществлена с месяца, следующим за месяцем, в котором вынесено данное решение.

Согласно трудовой книжке Бурова Н.В. уволилась из ГБУЗ «Вышневолоцкий психоневрологический санаторий №1 для детей с ДЦП» 31.07.2016, следовательно, форма СЗВ-М, в которой отсутствуют сведения о работе Буровой Н.В., должна была представлена страхователем в срок до 12.09.2016. Решение о перерасчете должно быть вынесено в октябре 2016 года, а перерасчет должен был осуществлен с 01.11.2016 - с месяца, следующим за месяц, в котором было вынесено решение.

Согласно решению о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии) от <данные изъяты> перерасчет пенсии Буровой Н.В. произведен с 01.11.2016, то есть в установленные Федеральным законом №400-ФЗ сроки.

С учетом установленного Федеральным законом №400-ФЗ порядка выплаты перерасчета пенсии, представление страхователем форм СЗВ-М 05.09.2016 и 06.10.2016, в которых Бурова Н.В. значилась как работающая, не повлияло на своевременность перерасчета ее пенсии с учетом индексации с 01.11.2016, поскольку страхователем были представлены уточняющие формы СЗВ-М за август и сентябрь 2016 года 27.10.2016 и 31.10.2016 соответственно, согласно которым Бурова Н.В. в августе и сентябре 2016 года значится неработающей. Оснований для перерасчета и выплаты Буровой Н.В. сумм индексации пенсии с 01.08.2016 года, то есть со дня, следующего за днем ее увольнения, не усматривается.

Процедура перерасчета пенсии с учетом индексации Буровой Н.В. была проведена УПФР в г.Вышнем Волочке и Вышневолоцком районе (межрайонное) в соответствии с требованиями с ч.3 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в редакции на дату спорных правоотношений, оформлена Решением УПФР в г.Вышнем Волочке и Вышневолоцком районе (межрайонное) о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии) от <данные изъяты> по результатам уточнения факта осуществления (прекращения) работы или иной деятельности, которое является законным и обоснованным.

Не согласиться с указанными выводами судебная коллегия оснований не усматривает.

Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, представленные сторонами доказательства надлежаще оценены, спор разрешен в соответствии с материальным и процессуальным законом, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Довод апелляционного представления о бездействии административного истца ГУ Управление ПФР в г. Вышнем Волочке и Вышневолоцком районе, который располагал с 12.08.2016 информацией от Буровой Н.В. на основании ее личного заявления о прекращении ею трудовой деятельности с 31.07.2020 судебной коллегией отклоняется, поскольку действующее на период возникновения спорных правоотношений законодательство предусматривало учет информации, поступившей исключительно от страхователя застрахованного лица (п.п. 3 и 4 ст. 11 Федерального закона № 27-ФЗ от 01.04.1996).

Ссылки апелляционного представления прокурора на п.п. 36, 37 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н, как необходимость реализации административным истцом предусмотренных указанными пунктами полномочий, являются несостоятельными, поскольку на период рассматриваемых правоотношений указанный нормативный акт не существовал, начало действия редакции указанного документа 19.02.2017, окончание действия редакции - 30.09.2018.

Судебной коллегией признается как основанный на неверном толковании закона вывод прокурора о том, что в связи с увольнением Буровой Н.В. из ГБУЗ «Вышневолоцкий психоневрологический санаторий №1 для детей с ДЦП» 31.07.2016, в форме СЗВ-М за июль 2016 года, которую работодатель должен предоставить в Управление ПФР до 10.08.2016, она должна числиться как уволенная. Указанное противоречит статье 84.1. ТК РФ «Общий порядок оформления прекращения трудового договора» (введена федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ) в редакции, действующей на период спорных правоотношений 2016 года. Согласно указанной норме ТК РФ, днем прекращения трудового договора во всех случаях является последний день работы работника, за исключением случаев, когда работник фактически не работал, но за ним, в соответствии с настоящим Кодексом или иным федеральным законом, сохранялось место работы (должность). В день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчет в соответствии со статьей 140 настоящего Кодекса. По письменному заявлению работника работодатель также обязан выдать ему заверенные надлежащим образом копии документов, связанных с работой. Таким образом, 31.07.2016 являлось как днем увольнения, так и последним днём работы работника Буровой Н.В., в связи с чем в форме СЗВ-М за июль 2016 года страхователь обоснованно указал, что Бурова Н.В. работала все дни в июле месяце.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что форма СЗВ-М, в которой отсутствуют сведения о работе Буровой Н.В., должна была представляться страхователем в срок до 12.09.2016 (с учетом выходных дней 10 и 11 сентября). Решение о перерасчете могло быть вынесено в октябре 2016 года, а перерасчет осуществлен с 01.11.2016 - с месяца, следующим за месяц, в котором было вынесено решение, в соответствии с нормами действующего на период возникновения спорных правоотношений, законодательства. Такой перерасчет фактически произведен административным истцом с 01.11.2016, в связи с чем законные основания для внесения представления прокурора отсутствовали.

Остальные доводы апелляционного представления аналогичны тем, которые являлись предметом исследования суда первой инстанции, фактически сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой установленных по делу обстоятельств и представленных в их подтверждение доказательств, с которой судебная коллегия соглашается, не усматривая оснований для признания ее ошибочной. Обстоятельства дела, возражения и доводы сторон, и имеющиеся доказательства получили надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в постановленном по делу решении, доводы прокурора, как не опровергающие правильности выводов суда, не могут служить основанием для его отмены.

Нарушений судом норм процессуального права, которые являются безусловным основанием к отмене решения суда, или норм материального права, которые могли привести к принятию неправильного решения, судом второй инстанции не установлено.

Выводы суда по существу разрешения спора являются правильными, таким образом, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Вышневолоцкого межрайонного суда Тверской области от 13 октября 2020 года оставить без изменения, апелляционное представление Вышневолоцкого межрайонного прокурора Тверской области без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи