ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2424/20 от 26.05.2020 Воронежского областного суда (Воронежская область)

В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

Дело № 33а-2424/2020

Строка № 3.024

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«26» мая 2020 года судебная коллегия по административным делам Воронежского областного суда в составе:

Председательствующего Кобзевой И.В.,

судей: Калугиной С.В., Сухова Ю.П.,

при секретаре Батуркиной О.О.

рассмотрев в открытом заседании по апелляционной жалобе Министерства культуры Российской Федерации на решение Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 04 декабря 2019 года,

по административному делу № 2а-6030/2019 по административному исковому заявлению Кухаренко Игоря Владимировича к Министерству культуры Российской Федерации о признании незаконным бездействия,

заслушав доклад судьи Воронежского областного суда Сухова Ю.П., исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, судебная коллегия по административным делам Воронежского областного суда,

(судья районного суда Курындина Е.Ю.)

УСТАНОВИЛА:

Административный истец Кухаренко И.В. обратился в суд с административным исковым, в котором, с учетом уточнений просил:

- бездействие Министерства культуры Российской Федерации по не направлению Приказа № 1690 от 06.10.2017г. «О включении выявленного объекта культурного наследия» Курганная группа 1 у пос. Луч Новоусманского района», эпоха ранней бронзы (III тыс. до н.э.) - позднее средневековье (XIV в. н.э.) (<адрес>, на низменном левом берегу <адрес>, в 880 м (расстояние от насыпи N 1) к югу от <адрес> в <адрес> и в 680 м к северо-востоку от водонапорной башни на северо-восточной окраине д. Подклетное) в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия федерального значения и утверждении границ его территории", а также сведений, содержащих графическое описание местоположения границ территории объекта культурного наследия Курганная группа 1 у <адрес>» с перечнем координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости, в орган регистрации незаконным;

-обязать Министерство культуры Российской Федерации в 15-дневный срок с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу направить в Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы по государственной регистрации, кадастра и картографии» по Воронежской области Приказ № 1690 от 06.10.2017г. «О включении выявленного объекта культурного наследия «Курганная группа 1 у <адрес>», эпоха ранней бронзы (III тыс. до н.э.) - позднее средневековье (XIV в. н.э.) (<адрес>, на низменном левом берегу <адрес>, в 880 м (расстояние от насыпи N 1) к югу от <адрес> в <адрес> и в 680 м к северо-востоку от водонапорной башни на северо-восточной окраине д. Подклетное) в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия федерального значения и утверждении границ его территории», а также сведения, содержащие графическое описание местоположения границ территории объекта культурного наследия «Курганная группа 1 у <адрес>» с перечнем координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости в объеме сведений, предусмотренных частями 1-4, частью 6 пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в установленной пунктом 18.1 статьи 32 Федерального закона ФЗ-218 от 13.07.2015 г. электронной форме с использованием XML-файла.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником земельных участков, расположенных по <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., относящихся к категории земель населенных пунктов, разрешенное использование - «для индивидуального жилищного строительства».

27.07.2016 Управлением по охране объектов культурного наследия Воронежской области издан Приказ №71-01-07/151 «Об утверждении границ территории выявленного объекта культурного наследия «Курганная группа 1 у <адрес>», в приложении к которому приведено текстовое описание границ территории выявленного объекта культурного наследия (пункт 1), схема границ территории выявленного объекта культурного наследия (пункт 2), координаты поворотных точек границ территории выявленного объекта культурного наследия (пункт 3), а также режим использования территории выявленного объекта культурного наследия (пункт 4).

06.10.2017 Приказом Министерства культуры Российской Федерации № 1690 «О включении выявленного объекта культурного наследия «Курганная группа 1 у <адрес>», эпоха ранней бронзы (III тыс. до н.э.) - позднее средневековье (XIV в. н.э.) (<адрес>, на низменном левом берегу <адрес>, в 880 м (расстояние от насыпи N 1) к югу от <адрес> в <адрес> и в 680 м к северо-востоку от водонапорной башни на северо-восточной окраине д. Подклетное) в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской федерации в качестве объекта культурного наследия федерального значения и утверждении границ его территории" (далее по тексту - Приказ № 1690) выявленный объект культурного наследия «Курганная группа 1 у <адрес>» включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия федерального значения (объект археологического наследия) и утверждены его границы.

В связи с изданием Приказа № 1690, 03.11.2017г. Приказом Управления по охране объектов культурного наследия Воронежской области № 71-01-07/237 Приказ №71-01-07/151 от «Об утверждении границ территории выявленного объекта культурного наследия «Курганная группа 1 у <адрес>» признан утратившим силу, из перечня выявленных объектов культурного наследия исключён объект «Курганная группа 1 у <адрес>».

Из схемы (карты) с нанесением границ территории объекта культурного наследия усматривается, что в пределах утвержденных границ территории выявленного объекта культурного наследия находятся земельные участки, принадлежащие административному истцу на праве собственности.

Ссылаясь на нормы Федерального закона от 25.06.2002 г. «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры» народов Российской Федерации», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной регистрации недвижимости», административный истец указывает на то, что до настоящего времени приказ №1690, а также сведения, содержащие графическое описание месторасположения границ территории объекта культурного наследия «Курганная группа 2 у <адрес>» не внесены в ЕГРН.

По мнению административного истца, ответчик уклоняется от направления сведений об объекте культурного наследия в орган регистрации для внесения в ЕГРН, игнорирует соответствующие требования административного истца.

Кухаренко И.В. указывает на то, что в ЕГРН и на публичной кадастровой карте Росреестра содержатся неактуальные сведения о земельных участках, расположенные в границах объекта культурного наследия.

Не направление административным ответчиком в орган регистрации сведений, содержащих графическое описание местоположения границ территории объекта культурного наследия «Курганная группа 1 у <адрес>» с перечнем координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости, не позволяет идентифицировать земельные участки, в границах которого расположен данный объект культурного наследия, для которых установлен особый режим использования, что нарушает права административного истца

Решением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 04 декабря 2019 года заявленные ФИО1 требования удовлетворены. Признано незаконным бездействие Министерства культуры Российской Федерации по не направлению Приказа № 1690 от 06.10.2017 г. "О включении выявленного объекта культурного наследия "Курганная группа 1 у <адрес>", эпоха ранней бронзы (III тыс. до н.э.) - позднее средневековье (XIV в. н.э.) (<адрес>, на низменном левом берегу <адрес>, в 880 м (расстояние от насыпи N 1) к югу от <адрес> в <адрес> и в 680 м к северо-востоку от водонапорной башни на северо-восточной окраине д. Подклетное) в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия федерального значения и утверждении границ его территории", а также сведений, содержащих графическое описание местоположения границ территории объекта культурного наследия Курганная группа 1 у <адрес>» с перечнем координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости, в орган регистрации.

На Министерство культуры Российской Федерации возложена обязанность в 15-дневный срок с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу направить в Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы по государственной регистрации, кадастра и картографии» по Воронежской области Приказ № 1690 от 06.10.2017 г. «О включении выявленного объекта культурного наследия «Курганная группа 1 у <адрес>», эпоха ранней бронзы (III тыс. до н.э.) - позднее средневековье (XIV в. н.э.) (<адрес>, на низменном левом берегу <адрес>, в 880 м (расстояние от насыпи N 1) к югу от <адрес> в <адрес> и в 680 м к северо-востоку от водонапорной башни на северо-восточной окраине д. Подклетное) в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия федерального значения и утверждении границ его территории, а также сведения, содержащие графическое описание местоположения границ территории объекта культурного наследия «Курганная группа 1 у <адрес>» с перечнем координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости в объеме сведений, предусмотренных частями 1-4, частью 6 пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в установленной пунктом 18.1 статьи 32 Федерального закона ФЗ-218 от 13.07.2015 г. электронной форме с использованием XML-файла (т 1 л.д. 243-244, 245-258).

В апелляционной жалобе представитель Министерства культуры Российской Федерации Плаудин В.А. ставит вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного, принятии нового решения по делу об отказе в удовлетворении заявленных требований (т. 2 л.д. 24-25, 57-61).

Представитель административного ответчика - Министерства культуры Российской Федерации, заинтересованные лица – Управление по охране объектов культурного наследия <адрес>, ООО «Международная кролиководческая компания», ФИО5, ФИО6 в судебное заседание не явились. О дате, времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом и в установленном порядке. В апелляционной жалобе содержится просьба о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного ответчика, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В судебном заседании апелляционной инстанции административный истец Кухаренко И.В., его представитель – адвокат Шармазарян С.Х., действующая на основании ордера, возражали против удовлетворения апелляционной жалобы и просили решение суда оставить без изменения.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица -Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области Воротынцев И.В., действующий на основании доверенности, при разрешении апелляционной жалобы полагался на усмотрение суда. Кроме того пояснил, что в орган регистрации сведения, содержащие графическое описание местоположения границ территории объекта культурного наследия «Курганная группа 1 у <адрес>» с перечнем координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости Министерством культуры Российской Федерации не направлены до настоящего времени.

В силу части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее выслушав объяснения административного истца, его представителя, представителя заинтересованного лица, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту сокращенно КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (подпункт 1 статьи 1).

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных, принимаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции, мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия.

Судом установлено и это следует из материалов дела, что Кухаренко И.В. на праве собственности принадлежат земельные участки, расположенные по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., относящихся к категории земель населенных пунктов, разрешенное использование - «для индивидуального жилищного строительства».

27 июля 2016 года Управлением по охране объектов культурного наследия Воронежской области издан Приказ №71-01-07/151 «Об утверждении границ территории выявленного объекта культурного наследия «Курганная группа 1 у <адрес>», в приложении к которому приведено текстовое описание границ территории выявленного объекта культурного наследия (пункт 1), схема границ территории выявленного объекта культурного наследия (пункт 2), координаты поворотных точек границ территории выявленного объекта культурного наследия (пункт 3), а также режим использования территории выявленного объекта культурного наследия (пункт 4) (л.д.22).

06 октября 2017 г. Приказом Министерства культуры Российской Федерации №1690 «О включении выявленного объекта культурного наследия "Курганная группа 1 у <адрес>», эпоха ранней бронзы (III тыс. до н.э.) - позднее средневековье (XIV в. н.э.) (<адрес>, на низменном левом берегу <адрес>, в 880 м (расстояние от насыпи N 1) к югу от дома N 121по <адрес> в <адрес> и в 680 м к северо-востоку от водонапорной башни на северо-восточной окраине д. Подклетное) в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия федерального значения и утверждении границ его территории» выявленный объект культурного наследия «Курганная группа 1 у <адрес>» включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия федерального значения (объект археологического наследия) и утверждены его границы (л.д.25-27).

В связи с изданием Приказа № 1690, 03.11.2017г. Приказом Управления по охране объектов культурного наследия Воронежской области № 71-01- 07/237 Приказ №71-01-07/151 от «Об утверждении границ территории выявленного объекта культурного наследия «Курганная группа 1 у <адрес>» признан утратившим силу, из перечня выявленных объектов культурного наследия исключён объект «Курганная группа 1 у <адрес>».

Разрешая заявленный спор по существу и удовлетворяя требования Кухаренко И.В., суд первой инстанции, проанализировав положения Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», пришел к выводу о том, что Приказ № 1690, а также сведения, содержащие графическое описание местоположения границ территории объекта культурного наследия «Курганная группа 1 у <адрес>» в нарушение требований действующего законодательства не внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

Свой вывод относительно незаконности бездействия Министерства культуры Российской Федерации суд первой инстанции мотивировал тем, что на Министерство культуры Российской Федерации, как на орган издавший приказ о включении выявленного объекта культурного наследия «Курганная группа 1 у <адрес>» в Единый реестр объектов культурного наследия, возлагается обязанность по своевременному направлению в порядке межведомственного информационного взаимодействия сведений, необходимых для внесения в ЕГРН.

Кроме того, как указал суд, факт ненадлежащего исполнения Министерством культуры Российской Федерации обязанности подтверждается представлением Генерального Прокурора РФ от 17.10.2019, вынесенное на основании проведенной проверки соблюдения Министерством культуры Российской Федерации федерального законодательства (л.д.108).

При этом суд дал правовую оценку доводам административного ответчика, возражавшего против удовлетворения заявленных требований ввиду того, что, по их мнению, на границы объекта культурного наследия «Курганная группа пос. 1 у <адрес>» и выявленного объекта культурного наследия «Курганная группа 1 у <адрес>» идентичны, признав их несостоятельными и ошибочными.

В частности суд указал, что не направление административным ответчиком в орган регистрации сведений, содержащих графическое описание местоположения границ территории объекта культурного наследия «Курганная группа 1 у <адрес>» с перечнем координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости, не позволяет идентифицировать земельные участки, в границах которого расположен объект культурного наследия «Курганная группа пос. 1 у <адрес>», для которых установлен особый режим использования.

Судебная коллегия с такими выводами районного суда согласна, так как они сделаны на основании всесторонне и тщательно исследованных доказательств и фактически установленных обстоятельств, которым суд дал надлежащую правовую оценку при верном применении норм материального и процессуального права.

В апелляционной жалобе Министерство культуры Российской Федерации указывает на то, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам, решение принято с нарушением, как процессуальных норм, так и норм материального права, судом не принято во внимание, что ими приняты все возможные действия, направленные на предоставление актуальных сведений об объекте в ЕГРН.

Однако такие доводы апелляционной жалобы судебной коллегией не могут быть приняты во внимание, как основания для отмены постановленного решения, исходя из следующего.

В силу части 1 статьи 20.2 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» региональный орган охраны объектов культурного наследия в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия решения о включении объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия либо об отказе во включении объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия, федеральный орган охраны объектов культурного наследия, региональный орган охраны объектов культурного наследия в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия решения о включении выявленного объекта культурного наследия в реестр либо об отказе во включении выявленного объекта культурного наследия в реестр направляют указанные документы, а также сведения, содержащие графическое описание местоположения границ территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, с перечнем координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости, в орган регистрации прав.

Частью 3 статьи 32 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что органы охраны объектов культурного наследия направляют в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения), необходимые для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости, в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия решений (актов):

1) о включении объекта недвижимости в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

2) об отнесении объекта недвижимости к выявленным объектам культурного наследия, подлежащим государственной охране до принятия решения о включении его в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или об отказе включить его в данный реестр;

3) об отказе включить выявленный объект культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

4) об утверждении или изменении границ территории объекта культурного наследия, об установлении или изменении зон охраны объекта культурного наследия в объеме сведений, предусмотренных пунктами 1 - 4, 6 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона;

5) об установлении защитной зоны объекта культурного наследия, предусмотренной пунктом 5 статьи 34.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», в объеме сведений, предусмотренных пунктами 1 - 4, 6 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона.

Доказательств того, что Министерство культуры Российской Федерации своевременно направило в порядке межведомственного информационного взаимодействия сведений, необходимых для внесения в ЕГРН об объекте культурного наследия, не представлено.

Судебная коллегия считает необходимым отметить, что из пояснений представителя Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области ФИО8, данными в судебном заседании апелляционной инстанции следует, что в орган регистрации сведения, содержащие графическое описание местоположения границ территории объекта культурного наследия «Курганная группа 1 у <адрес>» с перечнем координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости Министерством культуры Российской Федерации не направлены до настоящего времени.

Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что не направление указанных сведений административным ответчиком, не позволяет идентифицировать земельные участки, в границах которого расположен объект культурного наследия «Курганная группа пос. 1 у <адрес>», для которых установлен особый режим использования и отсутствие в реестре необходимых сведений нарушает права административного истца на использование принадлежащих ему земельных участков находящихся в границах объекта культурного наследия и непосредственно примыкающих к нему.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену решения, так как они не содержат оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, направлены на выражение несогласия с постановленным решением, которое вынесено с соблюдением норм материального и процессуального права, содержат субъективное толкование правовых норм, однако выводов суда не опровергают, поэтому их нельзя признать убедительными. В связи с этим, оснований к отмене решения судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь статьями 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия -

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 04 декабря 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства культуры Российской Федерации - без удовлетворения.

Председательствующий:

судьи коллегии: