ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2425/18 от 03.07.2018 Смоленского областного суда (Смоленская область)

Судья Кудряшов А.В. Дело № 33а– 2425/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

03 июля 2018 года г. Смоленск

Судебная коллегия по административным делам Смоленского областного суда в составе:

председательствующего: Штейнле А.Л.,

судей: Савушкиной О.С., Холиковой Е.А.,

при секретаре: Потапченко С.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Смоленской области на решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 11 апреля 2018 года, которым частично удовлетворен административный иск войсковой части 3678 к Управлению Росреестра по Смоленской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Смоленской области об оспаривании бездействия и возложении обязанности по предоставлению сведений из Единого государственного реестра недвижимости.

Заслушав доклад судьи Савушкиной О.С., объяснения представителя ФГБУ «ФКП Росреестра» Леутиной О.О. в поддержание доводов апелляционной жалобы, возражения представителя войсковой части 3678 Васенковой О.Н. относительно жалобы, судебная коллегия

установила:

Войсковая часть 3678 в обоснование заявленных требований о признании незаконным отказа от 18 января 2018 года в безвозмездном предоставлении сведений из Единого государственного реестра недвижимости о правах Спиркова А.Н. и членов его семьи на имевшиеся (имеющиеся) объекты недвижимого имущества на территории Российской Федерации, обусловленного отсутствием у административного истца как подведомственного государственному органу федеральному казенному учреждению прав на бесплатное получение соответствующей информации указала, что отказ является неправомерным и препятствует исполнению возложенных на войсковую часть обязанностей по принятию названного военнослужащего на учет нуждающихся в жилых помещениях, в связи с чем в административном иске просила возложить на Управление обязанности по предоставлению запрашиваемых сведений.

К участию в деле в качестве административного соответчика привлечено ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Смоленской области.

В судебном заседании суда первой инстанции представитель административного истца Васенкова О.Н. требования поддержала, пояснив, что войсковая часть 3678 входит в структуру Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, являющейся федеральным органом исполнительной власти, а запрашиваемые сведения необходимы для осуществления соответствующих полномочий в установленной сфере деятельности.

Представитель административного ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Смоленской области Леутина О.О. требования не признала, указав, что оспариваемый отказ соответствует положениям части 12 статьи 62 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»; сведения могли быть получены административным истцом безвозмездно через соответствующий территориальный орган Росгвардии либо за плату самой войсковой частью.

Дело рассмотрено в отсутствие представителя Управления Росреестра по Смоленской области, надлежаще извещенного, в возражениях на административный иск указавшего, о том, что Управление является ненадлежащим ответчиком по делу.

Решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 11 апреля 2018 года административный иск был удовлетворен частично: отказ ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Смоленской области в предоставлении войсковой части 3678 сведений из Единого государственного реестра недвижимости о правах Спиркова А.Н. и членов его семьи на имевшиеся (имеющиеся) объекты недвижимого имущества признан незаконным, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Смоленской области обязано предоставить указанные сведения войсковой части 3678; в удовлетворении административного иска к Управлению Росреестра по Смоленской области было отказано.

В апелляционной жалобе ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Смоленской области просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении административного иска к Учреждению, поскольку выводы суда не соответствуют установленным по делу обстоятельствам, судом неправильно применены нормы материального права.

В отзыве на апелляционную жалобу Управление Росреестра по Смоленской области указывает на законность и обоснованность решения суда в части отказа в удовлетворении требований к Управлению.

В силу ч. 2 ст. 306 КАС РФ суд апелляционной инстанции извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке.

Представитель Управления Росреестра по Смоленской области, надлежаще извещенный, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, судебной коллегией определено рассмотреть дело в его отсутствие.

Проверив материалы дела в полном объеме в соответствии с ч. 1 ст. 308 КАС РФ, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений на жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из пункта 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ следует, что суд удовлетворяет заявленные требования, если признает решение, действие (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» регулируется предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

Обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся или имевшиеся у него объекты недвижимости являются сведениями ограниченного доступа.

В силу п. 4 ч. 13 ст. 62 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о дате получения органом регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов, о содержании правоустанавливающих документов, обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся или имевшиеся у него объекты недвижимости, а также сведения в виде копии документа, на основании которого сведения внесены в Единый государственный реестр недвижимости, сведения о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным предоставляются только руководителям, заместителям руководителей федеральных органов исполнительной власти, руководителям, заместителям руководителей их территориальных органов, руководителям, заместителям руководителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации, руководителям, заместителям руководителей органов местного самоуправления, если соответствующие сведения необходимы для осуществления полномочий указанных органов в установленной сфере деятельности, в том числе для оказания государственных или муниципальных услуг.

Согласно ч. 2 ст. 63 указанного Федерального закона сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, аналитическая и иная информация по запросам о предоставлении сведений лиц, не указанных в части 1 настоящей статьи, предоставляются за плату.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 63 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, предоставляются бесплатно по запросам о предоставлении сведений федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, Банка России, государственных внебюджетных фондов, их территориальных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Согласно ч. 3 ст. 3 приведенного закона к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относится, в том числе, выдача документов, подтверждающих осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Предусмотренные частью 3 настоящей статьи отдельные полномочия органа регистрации прав, за исключением полномочий, предусмотренных в пунктах 2 - 4 части 3 настоящей статьи, на основании решений федерального органа исполнительной власти, указанного в части 1 настоящей статьи, вправе осуществлять подведомственное ему федеральное государственное бюджетное учреждение. В целях применения положений настоящего Федерального закона федеральное государственное бюджетное учреждение, наделенное полномочиями в соответствии с указанными решениями, считается органом регистрации прав. При этом на такое федеральное государственное бюджетное учреждение распространяются предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" требования к организации и порядку взаимодействия с заявителями при предоставлении государственных услуг и положения об ответственности за нарушение данных требований. Положения настоящего Федерального закона применяются к такому федеральному государственному бюджетному учреждению постольку, поскольку иное не вытекает из существа соответствующих правоотношений (часть 4 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ).

В силу п. 1.4 приказа Росреестра от 18.10.2016 N П/0515 ФГБУ "ФКП Росреестра" наделено полномочиями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (за исключением сведений о содержании правоустанавливающих документов, а также копий документов, помещенных в реестровые дела (тома дел) объектов недвижимости, ведение и хранение которых не осуществляется ФГБУ "ФКП Росреестра" в соответствии с настоящим приказом, а также приему запросов о предоставлении всех видов сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (включая запросы о предоставлении документов и сведений, не хранящихся в ФГБУ), и выдаче документов по результатам рассмотрения таких запросов.

Согласно Указу Президента РФ от 21.05.2012 № 636 Федеральная службы войск национальной гвардии Российской Федерации входит в структуру федеральных органов исполнительной власти.

Положением о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской федерации от 30.09.2016 № 510, установлено, что Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (Росгвардия) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (далее - войска национальной гвардии), в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности, в сфере частной детективной деятельности и в сфере вневедомственной охраны.

Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (Росгвардия) является правопреемником Министерства внутренних дел Российской Федерации в отношении передаваемых ей органов управления, объединений, соединений, воинских частей, военных образовательных организаций высшего образования и иных организаций внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации; войска национальной гвардии Российской Федерации входят в структуру Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (п.п. а п. 3, п. 11 Указа Президента РФ № 157 от 05.04.2016).

На основании ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» в состав войск национальной гвардии входят воинские части.

Согласно утвержденному Приказом Росгвардии № 46 от 25.07.2016 Единому типовому уставу органа управления соединения и воинской части войск национальной гвардии Российской Федерации в случае образования воинских частей в качестве юридических лиц они создаются в организационно-правовой форме государственного казенного учреждения (пункт 4); воинские части в соответствии с их служебно-боевым предназначением выполняют следующие функции: в том числе, принимают меры по предоставлению жилых помещений военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей (пункт 14.12).

Действующее законодательство, предоставляя военнослужащим гарантии обеспечения жилыми помещениями, возлагает на государство в лице уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, обязанность по учету нуждающихся в жилье военнослужащих в соответствии с требованиями законодательства.

В силу пунктов 1,8 и 16 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих-граждан Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.06.2011 № 512, признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее - уполномоченные органы). Уполномоченные органы ведут списки нуждающихся в жилых помещениях и вносят в них данные о военнослужащих, принятых на учет, и членах их семей. На основании этих списков федеральные органы в целях определения потребности в жилых помещениях ведут реестр военнослужащих, состоящих на учете, и членов их семей. Федеральные органы осуществляют проверку данных по учету, а также сведений, послуживших основанием для признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях, в порядке, устанавливаемом федеральными органами.

Согласно пунктам 18 и 22 Приказа МВД РФ от 12.02.2010 № 75 «Об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России» в целях соблюдения законности при распределении жилья и использовании жилой площади, всестороннего и объективного рассмотрения вопросов по улучшению жилищных условий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, обеспечения социальных гарантий в области прав на жилище в каждом соединении (воинской части) и учреждении внутренних войск МВД России приказом соответствующего командира (начальника) создается жилищная комиссия и разрабатывается Положение о жилищной комиссии. В ГКВВ МВД России, в управлениях оперативно-территориальных объединений внутренних войск создаются Центральные жилищные комиссии, на которые возлагается контроль за ведением учета личного состава подчиненных соединений, воинских частей и учреждений внутренних войск, нуждающегося в улучшении жилищных условий, и распределением поступающей жилой площади. Военнослужащие включаются в списки очередников, нуждающихся в жилых помещениях, на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколами и утверждаемых командирами воинских частей.

В силу ч. 4 ст. 52 ЖК РФ органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Спирков А.Н. проходит военную службу в войсковой части 3678 Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации; состоит в зарегистрированном браке со ФИО., имеет двоих детей; обратился к командиру войсковой части 3678 с рапортом о признании его нуждающимся в жилом помещении в соответствии со ст. 51 ЖК РФ и принятии на учет для обеспечения жилым помещением в Московской области в составе семьи из четырех человек. 27 декабря 2017 года войсковая часть 3678 обратилась в ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Смоленской области в целях разрешения вопроса о принятии решения о постановке Спиркова А.Н. на такой учет с запросом о предоставлении из ЕГРН сведений о правах Спиркова А.Н. членов его семьи на имевшиеся (имеющиеся) объекты недвижимого имущества на территории Российской Федерации. Решениями указанного учреждения от 18 января 2018 года в предоставлении запрашиваемой информации отказано по причине того, что войсковая часть 3678 не наделена правом безвозмездного получения соответствующих сведений из ЕГРН, поскольку не является государственным органом исполнительной власти либо его территориальным органом.

Удовлетворяя заявленные требования и признавая незаконным оспариваемый отказ, суд пришел к правомерному выводу о том, что приведенные законоположения возлагают на орган, осуществляющий жилищный учет, обязанность по получению по межведомственному запросу документов, подтверждающих право граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а выполнение жилищными комиссиями воинских частей Росгвардии функций по постановке военнослужащих на учет нуждающихся в жилых помещениях предполагает выполнение ими полномочий названного федерального органа в соответствующей сфере деятельности, что влечет за собой предоставление им права самостоятельно запрашивать документы, необходимые для реализации названных полномочий в сфере жилищных правоотношений.

Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда, поскольку они соответствуют нормам материального права.

В решении суда приведено законодательство, которым руководствовался суд и установленные по делу обстоятельства.

Все юридически значимые обстоятельства определены судом правильно, исследованы, оценка доказательств произведена в соответствии с требованиями статей 84 и 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Доводы апелляционной жалобы основанием к отмене решения суда быть не могут, они аналогичны позиции ФГБУ «ФКП Росреестра» в суде первой инстанции, не опровергают выводов суда и не содержат предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, основаны на ошибочном толковании норм материального и процессуального права, направлены на иную оценку добытых судом доказательств и установленных фактических обстоятельств, надлежащая оценка которым была дана в решении суда первой инстанции. Оснований для иной правовой оценки судебная коллегия не имеет.

Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену состоявшегося по делу решения, судебной коллегией не установлено.

Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 11 апреля 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Смоленской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи