Судья Пелипенко А.А. Дело № 33а-2427/2022
УИД 70RS0005-01-2021-001809-12
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 августа 2022 г.
Судебная коллегия по административным делам Томского областного суда в составе
председательствующего Простомолотова О.В.,
судей Кулинченко Ю.В., Фоминой Е.А.,
при секретаре Вавилиной В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске административное дело № 2а-94/2022 по административному иску садоводческого некоммерческого товарищества собственников недвижимости «Победа» к Администрации Томского района, Управлению территориального развития Администрации Томского района, заместителю Главы Томского района по экономической политике и муниципальным ресурсам ФИО1, заместителю Главы Томского района – начальнику Управления территориального развития Администрации Томского района ФИО2 о признании незаконными решений, возложении обязанности осуществить действия
по апелляционным жалобам административного истца садоводческого некоммерческого товарищества собственников недвижимости «Победа», административного ответчика Управления территориального развития Администрации Томского района на решение Томского районного суда Томской области от 25 марта 2022 г.,
заслушав доклад председательствующего, объяснения представителя административного истца ФИО3, поддержавшего доводы апелляционной жалобы и полагавшего не подлежащей удовлетворению апелляционную жалобу административного ответчика, представителя административных ответчиков Администрации Томского района и Управления территориального развития Администрации Томского района ФИО4, поддержавшей апелляционную жалобу и полагавшей не подлежащей удовлетворению апелляционную жалобу административного истца,
установила:
садоводческое некоммерческое товарищество собственников недвижимости (СНТСН) «Победа» обратилось в Томский районный суд Томской области с административным исковым заявлением к Администрации Томского района:
о признании незаконными решений Администрации Томского района об отказе в предварительном согласовании предоставления в безвозмездное пользование земельного участка, расположенного по адресу: /__/, содержащиеся в письмах Администрации Томского района от 30.03.2020 № 02-33/1081, от13.05.2020 № 01-05-427, от 24.08.2020 № 01-05-1164, от 10.12.2020 № 01-05-2090, от02.03.2021 № 01-05-459, от 28.05.2021 № 01-05-1268;
о признании незаконным бездействия Администрации Томского района, выразившегося в неисполнении положений пункта 20 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации;
о признании незаконным и отмене приказа Управления территориального развития Администрация Томского района от 02.03.2021 № 97-з «Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории;
о возложении на Администрацию Томского района обязанности предоставить СНТСН «Победа» информацию о координатном описании границ земельных участков, с которыми пересекается испрашиваемый земельный участок, копии решений Администрации Томского района, послуживших основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка;
о возложении на Администрацию Томского района обязанности исполнить требования пункта 20 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации;
о возложении на Администрацию Томского района обязанности рассмотреть новое заявление СНТСН «Победа» о предварительном согласовании предоставления в безвозмездное пользование земельного участка, расположенного по адресу: /__/, подготовленное в соответствии с испрашиваемыми координатами.
В обоснование административных исковых требований указано, что 17.03.2020 СНТСН «Победа» впервые обратилось в Администрацию Томского района с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В письме от 30.03.2020 № 02-33/1081 Администрация Томского района отказала в предварительном согласовании предоставления земельного участка на основании того, что испрашиваемый земельный участок накладывается на земельные участки, которые ранее предоставлены гражданам в пользование на основании решений Администрации Томского района «О формировании земельных участков в /__/».
29.04.2020 СНТСН «Победа» повторно обратилось в Администрацию Томского района с заявлением о предварительном согласовании предоставления того же земельного участка. Письмом от 13.05.2020 № 01-05-427 Управление территориального развития Администрации Томского района повторно отказало в предварительном согласовании предоставления земельного участка на основании того, что имеются ранее принятые решения Администрации Томского района «О формировании земельных участков в /__/», которые не отменены.
СНТСН «Победа» обратилось в Управление территориального развития Администрации Томского района с целью получения информации, о границах земельных участков, в том числе, их координатах, с которыми якобы пересекается испрашиваемый земельный участок. Первый заместитель Главы Томского района – начальник Управления территориального развития в своем письме от 24.08.2020 № 01-05-1164 посоветовал обратиться в Архивный отдел Администрации Томского района для получения правоустанавливающих документов, а именно, заверенных копий постановлений Администрации Томского района. На основании указанного письма СНТСН «Победа» обратилось в Архивный отдел Управления делами Администрации Томского района с соответствующим заявлением, на которое был дан отказ в связи с конфиденциальностью запрашиваемых сведений.
26.11.2020 СНТСН «Победа» вновь подано заявление о предварительном согласовании предоставления спорного земельного участка. Администрацией Томского района принято решение о возврате заявления СНТСН «Победа» в связи с отсутствием решения общего собрания членов товарищества о приобретении права безвозмездного пользования земельного участка, предназначенного для ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, о чем сообщалось в письме Управления территориального развития Администрации Томского района от 10.12.2020 № 01-05-2090. При этом в ранее поданных заявлениях о предварительном согласовании предоставления земельного участка решение общего собрания членов товарищества о приобретении права безвозмездного пользования земельного участка, предназначенного для ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, также отсутствовало, но данный факт при рассмотрении указанных обращений по существу должностными лицами Администрации Томского района не был указан в качестве основания для отказа.
27.01.2021 СНТСН «Победа» в очередной раз обратилось с заявлением о предварительном согласовании предоставления спорного земельного участка. В письме от02.03.2021 № 01-05-459 Управление территориального развития Администрации Томского района отказало в предварительном согласовании предоставления земельного участка на основании того, что имеется ранее принятое решение Администрации Томского района «Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории», которое не отменено. Как стало известно позднее из письма Управления территориального развития Администрации Томского района от 28.05.2021 № 01-05-1286 одновременно с письмом от 02.03.2021 № 01-05-459 Управления территориального развития Администрации Томского района принят Приказ Управления территориального развития Администрации Томского района от 02.03.2021 № 97-з «Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории».
30.04.2021 СНТСН «Победа» подано обращение на имя Главы Томского района Т. и прокурора Томской области Семенова А.Н. В указанных обращениях СНТСН «Победа» описывало сложившуюся ситуацию, просило предоставить координаты границ, с которыми пересекается испрашиваемый земельный участок без персональных данных, копии решений (решения) Администрации Томского района «Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории», послужившего основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, реквизиты данного решения (в обезличенном виде), а также сообщало о многочисленных нарушениях действующего законодательства со стороны должностных лиц Администрации Томского района.
18.05.2021 СНТСН «Победа» снова обратилось в Администрацию Томского района с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: /__/, вид испрашиваемого права: безвозмездное пользование.
На вышеуказанные письма СНТСН «Победа» от 30.04.2021, от 18.05.2021 Управлением территориального развития Администрации Томского района дан ответ в одном письме от 28.05.2021 № 01-05-1286. В нем сообщалось что, по результатам рассмотрения заявления СНТСН «Победа» от 18.05.2021 отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка на основании того, что имеется ранее принятое решение Администрации Томского района от 02.03.2021 № 97-з «Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории», которое не отменено. Кроме того, вышеуказанным приказом образованы 32 земельных участка с видом разрешенного использования – для ведения садоводства, с целью проведения аукциона. Управление территориального развития Администрации Томского района в письме от28.05.2021 № 01-05-1286 сообщило, что Администрацией Томского района проведена проверка законности вынесенных ранее решений, по результатам проверки нарушений в действиях сотрудников Администрации не установлено. При этом о проверке законности письма Управления территориального развития Администрации Томского района от02.03.2021 № 01-05-459 «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка» в письме от 28.05.2021 № 01-05-1286 не указано. Письмо СНТСН «Победа» от 30.04.2021 Главой Томского района Т. по существу не рассмотрено. Также был нарушен запрет направлять жалобу на рассмотрение в орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется, установленный пунктом 6 статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Обращение же СНТСН «Победа» от 30.04.2021 фактически содержало жалобу на действия должностных лиц Управления территориального развития Администрации Томского района, в частности, Ю. Однако именно эти должностные лица и рассматривали обращение СНТСН «Победа» от 30.04.2021.
В приложенной копии приказа Управления территориального развития Администрации Томского района от 02.03.2021 № 97-з цифры координат границ образуемых земельных участков размыты и не поддаются прочтению. Администрацией Томского района не исполняются требования земельного законодательства, в частности требования, предусмотренные пунктом 20 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации. В результате бездействия Администрации Томского района информация о границах земельных участков согласно утвержденных схем не отражена на публичных кадастровых картах, что не позволило СНТСН «Победа» определить границы испрашиваемого земельного участка для ведения садоводства. Письмами Администрации Томского района от 30.03.2020 № 02-33/1081, от 13.05.2020 № 01-05-427, от 24.08.2020 № 01-05-1164, от 10.12.2020 № 01-05-2090, от 02.03.2021 № 01-05-459, от 28.05.2021 № 01-05-1286 незаконно отказано в согласовании на основании того, что до 01.03.2015 приняты решения об утверждении схем расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, в которых не был предусмотрен их срок действия, сведения о границах земельных участков, установленные в вышеуказанных решениях не были внесены в ЕГРН.
Моментом, когда СНТСН «Победа» стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов со стороны Томского района является 28.05.2021, поскольку именно в этот день был получен Приказ Управления территориального развития Администрации Томского района от 02.03.2021 № 97-з, свидетельствующий о фактах злоупотребления полномочиями со стороны должностных лиц Администрации Томского района.
Определениями суда к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены Управление территориального развития Администрации Томского района, заместитель Главы Томского района по экономической политике и муниципальным ресурсам ФИО1, заместитель Главы Томского района – начальник Управления территориального развития ФИО2
В ходе рассмотрения дела СНТСН «Победа» подано заявление об изменении административных исковых требований, в котором оно просило:
о признании незаконными решений Администрации Томского района об отказе в предварительном согласовании предоставления в безвозмездное пользование земельного участка, расположенного по адресу: /__/, содержащиеся в письмах Администрации Томского района от 30.03.2020 № 02-33/1081, от13.05.2020 № 01-05-427, от 24.08.2020 № 01-05-1164, от 10.12.2020 № 01-05-2090, от02.03.2021 № 01-05-459, от 28.05.2021 № 01-05-1268, от 26.05.2021 № 01-05-1241;
о признании незаконным бездействия Администрации Томского района, выразившегося в неисполнении положений пункта 20 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации;
о признании незаконным заявления заместителя Главы Томского района по экономической политике и муниципальным ресурсам Администрации Томского района ФИО1 от 14.01.2021 № 3К/21/13, послужившего основанием для принятия приказа Управления территориального развития Администрация Томского района от 02.03.2021 №97-з «Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории»;
о возложении на Администрацию Томского района обязанности исполнить требования пункта 20 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации;
о возложении на Администрацию Томского района обязанности рассмотреть заявления СНТСН «Победа» о предварительном согласовании предоставления в безвозмездное пользование земельного участка, расположенного по адресу: /__/, от 17.03.2020, от 29.04.2020, от 26.11.2020, от 27.01.2021, от 18.05.2021.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО3 административные исковые требования поддержал по основаниям, указанным в заявлении.
Отметил, что моментом, когда СНТСН «Победа» стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов со стороны Администрации Томского района, является дата не ранее 28.05.2021, поскольку в этот день получено письмо Управления территориального развития Администрации Томского района от 28.05.2021 № 01-05-1286, содержащее отказ, основанием для которого послужил Приказ Управления территориального развития Администрации Томского района от 02.03.2021 № 97-з. Данный правовой акт отменен после прокурорской проверки, как незаконный. Само письмо от26.05.2021 № 01-05-1241 «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка» получено только в ходе судебного разбирательства, что послужило основанием для подачи заявления об изменении исковых требований. Доводы административного ответчика о том, что решения по заявлению заместителя Главы Томского района по экономической политике и муниципальным ресурсам Администрации Томского района ФИО1 от 14.01.2021 № 3К/21/13 и заявлению СНТСН «Победа» о предварительном согласовании предоставления земельного участка от 18.05.2021 отменены и указанные заявления будут рассмотрены повторно, нарушают права административного истца, поскольку в силу пункта 6 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации заявление заместителя Главы Томского района по экономической политике и муниципальным ресурсам Администрации Томского района ФИО1 от 14.01.2021 №3К/21/13 будет рассмотрено раньше, чем заявление СНТСН «Победа» о предварительном согласовании земельного участка от 18.05.2021.
Административные ответчики заместитель Главы Томского района – начальник Управления территориального развития ФИО2, заместитель Главы Томского района по экономической политике и муниципальным ресурсам ФИО1 в судебное заседание не явились.
Заместитель Главы Томского района по экономической политике и муниципальным ресурсам ФИО1 в письменных возражениях на административное исковое заявление указала, что административным истцом не представлены доказательства соблюдения сроков обращения в суд. 26.07.2021 получено представление прокуратуры Томского района об устранении нарушений в сферах градостроительного и земельного законодательства. Административным ответчиком вынесен приказ от 20.08.2021 № 447-з об отмене приказа Управления территориального развития Администрации Томского района от02.03.2021 № 97-з. Кроме того, 20.08.2021 Управлением территориального развития Администрации Томского района принято решение № 01-05-2146 об отмене ранее принятого решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка от26.05.2021 № 01-05-1241, данного на заявление от 18.05.2021 № 1986-з. Таким образом, на момент рассмотрения дела оспариваемый приказ от 02.03.2021 № 97-з «Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории» прекратил свое действие.
Представитель административных ответчиков Администрации Томского района, Управления территориального развития Администрации Томского района ФИО5 против удовлетворения требований возражала по основаниям, изложенным в отзыве. В судебном заседании пояснила, что административным истцом пропущен срок для обращения в суд. Поскольку в настоящее время приказ Управления территориального развития Администрации Томского района от 02.03.2021 № 97-з «Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории» отменен, указанный приказ не порождает никаких правовых последствий.
Решением Томского районного суда Томской области от 25 марта 2022 г. административный иск удовлетворен частично.
Признаны незаконными решения Управления территориального развития Администрации Томского района от 02.03.2021 № 01-05-459, от 26.05.2021 № 01-05-1241 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: /__/. На Управление территориального развития Администрации Томского района возложена обязанность рассмотреть заявления СНТСН «Победа» о предварительном согласовании предоставления земельного участка от 27.01.2021 и от 18.05.2021 в течение 10 рабочих дней со дня вступления решения в законную силу. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Кроме того, с Администрации Томского района в пользу муниципального образования «Город Томск» взыскана государственная пошлина в размере 2000 рублей.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика Управления территориального развития Администрации Города Томска ФИО4 просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение – об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование жалобы указывает следующее:
признавая незаконными решения Управления территориального развития Администрации Томского района, суд первой инстанции не привел мотивов, по которым пришел к своим выводам, а также не указал, в чем конкретно выразилось нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца;
20.08.2021 Управлением территориального развития администрации Томского района принято решение об отмене ранее принятого решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка от 26.05.2021; таким образом, указанное отмененное решение перестало затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца и не требовало судебного пресечения его юридической силы из-за отсутствия таковой;
суд первой инстанции необоснованно взыскал с Администрации Томского района государственную пошлину, поскольку в силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве административных истцов или административных ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
В апелляционной жалобе представитель административного истца ФИО3 просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение – об удовлетворении заявленных требований, либо направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В обоснование жалобы указывает следующее:
вывод суда о пропуске срока на обращение в суд необоснованный, поскольку из писем Администрации Томского района от 30.03.2020, от 13.05.2020, от 10.12.2020, от02.03.2021 невозможно сделать вывод о том, что решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка является незаконным, поскольку основания для отказа отличались, носили расплывчатый характер и не содержали конкретных фактов; фактически все доказательства нарушения прав административного истца Администрацией Томского района получены только путем судебных запросов в процессе рассмотрения дела; моментом, когда СНТСН стало известно о нарушении его прав является дата не ранее 28.05.2021, поскольку именно тогда получено письмо от 28.05.2021, содержащее отказ со ссылкой на приказ Управления территориального развития Администрации Томского района от 02.03.2021 № 97-з;
кроме того, в судебном заседании достоверно не установлены даты получения административным истцом решений Управления территориального развития Администрации Томского района, относительно которых суд сделал вывод о пропуске срока обращения в суд с требования о признании их незаконными;
вывод о том, что заявление ФИО1 от 14.01.2021 не повлекло для административного истца правовых последствий в виде нарушения его прав, свобод и законных интересов, также ошибочен, поскольку в силу положений Земельного кодекса Российской Федерации оно будет рассмотрено ранее заявления СНТСН «Победа» о предварительном согласовании предоставления земельного участка от 18 мая 2021 г., что свидетельствует о злоупотреблении правом со стороны ФИО1
На основании части 1 статьи 307, части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся административных ответчиков заместителя Главы администрации Томского района – начальника Управления территориального развития ФИО2, заместителя Главы Томского района по экономической политике и муниципальным ресурсам ФИО1, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации и части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными и иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если они соответствуют нормативным правовым актам и не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, 17.03.2020 Д. как председатель СНТСН «Победа» обратился с заявлением в Администрацию Томского района, в котором просил предварительно согласовать предоставление и утвердить схему расположения земельного участка, расположенного по адресу: /__/, площадью /__/ кв.м., цель использования: ведение садоводства, категория земель: земли населенных пунктов, кадастровый /__/, испрашиваемое право: в безвозмездное пользование.
По результатам рассмотрения указанного заявления 30.03.2020 и.о. заместителя Главы Томского района по экономической политике и муниципальным ресурсам ФИО1 дан ответ № 02-33/1081 об отказе СНТСН «Победа» в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка, отказе в утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка в связи с совпадением местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек.
29.04.2020 Д. как председатель СНТСН «Победа» обратился с заявлением в Администрацию Томского района, в котором просил предварительно согласовать предоставление и утвердить схему расположения земельного участка, расположенного по адресу: /__/ площадью /__/ кв.м., цель использования: ведение садоводства, категория земель: земли населенных пунктов, кадастровый номер /__/, испрашиваемое право: в безвозмездное пользование.
Управлением территориального развития Администрации Томского района за подписью первого заместителя Главы Томского района – начальника Управления территориального развития ФИО2 дан ответ от 13.05.2020 № 01-05-427, которым отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка в связи с наличием ранее принятых решений Администрации Томского района «О формировании земельных участков в /__/», которые не отменены.
СНТСН «Победа» в лице председателя Д. 22.07.2020 обратилось к первому заместителю Главы Томского района – начальнику Управления территориального развития ФИО2 с заявлением о предоставлении копии ранее утвержденных схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории (с границами которых пересекается испрашиваемый земельный участок), копии решений (постановлений), утверждающих соответствующие схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, границы земельных участков, которые пересекаются с испрашиваемым земельным участком, в векторном формате; при этом в указанном заявлении ставился вопрос о незаконности решения от 13.05.2020 об отказе в предварительном согласовании предоставлении земельного участка.
Письмом от 24.08.2020 № 01-05-1164 на заявление от 23.07.2020 первым заместителем Главы Томского района – начальником Управления территориального развития П.Д.КБ. дан ответ, в котором указано, что для получения правоустанавливающих документов, а именно, заверенных копий постановлений Администрации Томского района от 09.06.2010 № 1533-з, от 12.07.2012 № 1656-з, от 02.07.2010 № 1857-з, от 10.11.2011 №2282-з, от 08.06.2010 № 1521-з, от 19.12.2016 № 858 заявитель может обратиться в Архивный отдел Администрации Томского района.
28.08.2020 председателем СНТСН «Победа» в Архивный отдел Управления делами Администрации Томского района подано заявление о выдаче копий постановлений Администрации Томского района от 09.06.2010 № 1533-з, от 12.07.2012 № 1656-з, от02.07.2010 № 1857-з, от 10.11.2011 № 2282-з, от 08.06.2010 № 1521-з, от 19.12.2016 № 858.
01.10.2020 в письме № 1129-1133 начальником отдела И. указано, что запрашиваемые постановления имеются на хранении в архивном отделе, данные постановления относятся к группе правоустанавливающих документов и затрагивают интересы третьих лиц, которые не являются доверителями заявителя. Согласно статье 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» указанные сведения являются конфиденциальными, распространение которых без согласия субъекта персональных данных не допускаются.
26.11.2020 председатель СНТСН «Победа» Д. обратился с заявлением в Администрацию Томского района, в котором просил предварительно согласовать предоставление и утвердить схему расположения земельного участка без проведения торгов, расположенного по адресу: /__/, /__/ кв.м., цель использования: ведение садоводства, категория земель: земли населенных пунктов, кадастровый номер /__/, испрашиваемое право: в безвозмездное пользование. Кроме того в указанном обращении ставился вопрос о незаконности решения от 30.03.2020 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, а также в отказе в предоставлении документов.
Заместителем Главы Томского района – начальником Управления территориального развития ФИО2 принято решение от 10.12.2020 № 01-05-2090 о возврате заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в связи с отсутствием в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка документа, предусмотренного пунктом 81 Перечня, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.01.2015 № 1, а именно, решения общего собрания членов товарищества о приобретении права безвозмездного пользования земельного участка, предназначенного для ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд.
27.01.2021 председатель СНТСН «Победа» Д. обратился с заявлением в Администрацию Томского района, в котором просил предварительно согласовать предоставление и утвердить схему расположения земельного участка без проведения торгов, расположенного по адресу: /__/, площадью /__/.м., цель использования: ведение садоводства, категория земель: земли населенных пунктов, кадастровый номер /__/, испрашиваемое право: в безвозмездное пользование.
02.03.2021 и.о. начальника Управления территориального развития Администрации Томского района Е. на заявление от 01.02.2021 № 372-з СНТСН «Победа» дан ответ № 01-05-459 об отказе в предварительном согласовании земельного участка. Указано, что схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации. Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек. Учитывая, что имеется ранее принятое неотмененное решение Администрации Томского района «Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории», основания для утверждения схемы земельного участка отсутствуют.
18.05.2021 председатель СНТСН «Победа» Д. обратился с заявлением в Администрацию Томского района, в котором просил предварительно согласовать предоставление и утвердить схему расположения земельного участка без проведения торгов, расположенного по адресу: /__/ площадью /__/.м., цель использования: ведение садоводства, категория земель: земли населенных пунктов, кадастровый номер /__/, испрашиваемое право: в безвозмездное пользование, в котором также ставил вопрос о признании незаконными ранее принятых решений об отказе в предварительном согласовании предоставлении в собственность земельного участка.
Заместителем Главы Томского района – начальником Управления территориального развития ФИО2 дан ответ от 26.05.2021 № 01-05-1241 на заявление от 18.05.2021 № 1956-з об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка. Согласно данному ответу основанием отказа послужило решение Администрации Томского района от 02.03.2021 № 97-з «Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории».
19.05.2021 из прокуратуры Томского района в адрес главы Администрации Томского района поступило обращение председателя СНТСН «Победа» Д. от 30.04.2021 аналогичное обращению, ранее поступившему в адрес Администрации Томского района 18.05.2021 с просьбой о признании незаконными отказов в предоставлении земельного участка от 30.03.2020, 13.05.2020, 24.08.2020, рассмотрении заявлений административного истца и утверждении схемы расположения земельного участка.
Как следует из ответа заместителя Главы Томского района – начальника Управления территориального развития ФИО2 от 28.05.2021 № 01-05-1286 на № 33-02-1885/21-0-0 от 30.04.2021 (аналогичное обращение, поступившее ранее), № 33-02-1885/21-1-0 от19.05.2021 (обращение, поступившее из прокуратуры Томского района), принято решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка по основаниям, аналогичным указанным в ответе от 26.05.2021.
Оценивая законность решения суда первой инстанции и доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия исходит из следующего.
Как установлено материалами дела, административный истец обращался с заявлениями о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка по основаниям, предусмотренным подпунктом 11 части 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающем возможность предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в безвозмездное пользование садоводческим или огородническим некоммерческим товариществам на срок не более чем пять лет.
Порядок такого предоставления установлен статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 39.14 Земельного кодекса Российской федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Согласно пункту 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно пункту 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется, в частности, органом местного самоуправления муниципального района.
Статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривается порядок предварительного согласования предоставления земельного участка.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании представления земельного участка в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации одним из оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек.
В соответствии с пунктом 3.1.31 Положения об Управлении территориального развития Администрации Томского района, утвержденного решением Думы Томского района от 31.01.2019 № 272 Управление принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельных участков.
Таким образом, рассмотрение указанных заявлений о предварительном согласовании предоставления земельного участка, являлось необходимым этапом его предоставления в безвозмездное пользование и отнесено к компетенции административного ответчика Управления территориального развития Администрации Томского района.
В качестве правового основания отказа в предварительном согласовании предоставлении земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка в ответах от 30.03.2020, 13.05.2020 указано положение подпункта 2 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек), а именно, тот факт, что испрашиваемый земельный участок налагается на земельные участки, которые ранее предоставлены гражданам в пользование на основании решений Администрации Томского района «О формировании земельных участков в /__/». Иных оснований в предварительном согласовании предоставления земельного участка указанные ответы не содержат.
В то же время ни суду первой, ни суду апелляционной инстанции доказательств наличия указанных оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка не представлено.
С учетом изложенного правовых оснований для признания указанных ответов законными у суда первой инстанции не имелось.
В соответствии с частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск указанного срока является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административных исковых требований.
Согласно пункту 7 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено данным Кодексом.
В судебном заседании представителем административного истца указано, что моментом, когда СНТСН «Победа» стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов со стороны Администрации Томского района, является дата не ранее28.05.2021, поскольку в этот день получено письмо Управления территориального развития Администрации Томского района от 28.05.2021 № 01-05-1286, содержащее отказ, основанием для которого послужил Приказ Управления территориального развития Администрации Томского района от 02.03.2021 № 97-з.
Указанные доводы апеллянта опровергаются обращениями председателя СНТСН «Победа» от 22.07.2020 и 26.11.2020, из которых следует, что им в указанных заявлениях ставился вопрос о признании незаконными вышеназванных отказов в предварительном согласовании предоставления в собственность земельных участков.
С административным иском административный истец обратился 03.06.2021, то есть спустя 7 месяцев с момента, когда ему стало известно о нарушении его прав. При этом судебная коллегия учитывает, что постановление Администрации Томского района № 97-з от 02.03.2021 не являлось и не могло являться основанием для отказа в предварительном согласовании предоставлении земельного участка на момент дачи ответов от 30.03.2020 и от13.05.2020.
В силу пункта 2 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств соблюдения срока обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, административным истцом каких-либо доказательств наличия объективных обстоятельств, являющихся уважительной причиной пропуска указанного процессуального срока, не представлено, не установлено таких обстоятельств и судом апелляционной инстанции.
Письмом от 24.08.2020 № 01-05-1164 на заявление от 23.07.2020 первым заместителем Главы Томского района – начальником Управления территориального развития П.Д.КБ. дан ответ, в котором указано, что для получения правоустанавливающих документов, а именно заверенных копий постановлений Администрации Томского района от09.06.2010 № 1533-з, от 12.07.2012 № 1656-з, от 02.07.2010 № 1857-з, от 10.11.2011 №2282-з, от 08.06.2010 № 1521-з, от 19.12.2016 № 858 заявитель может обратиться в Архивный отдел Администрации Томского района.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что указанный ответ законных прав и интересов административного истца не нарушает, поскольку он содержит лишь разъяснение порядка получения советующих документов, а не отказ в их предоставлении.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции о пропуске административным истцом срока на обращение в суд в части оспаривания ответа административного ответчика от 10.12.2020, которым заявление СНТСН «Победа» о предварительном согласовании предоставления земельного участка возвращено в связи с отсутствием документа, предусмотренного пунктом 81 Перечня, утвержденного Приказом Министерства экономического развития РФ от 12.01.2015 № 1, а именно, решения общего собрания членов товарищества о приобретении права безвозмездного пользования земельного участка, предназначенного для ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд.
Так, суд в обоснование вывода о пропуске установленного законом срока на обращение в суд сослался на соответствующий реестр почтовых отправлений, согласно которому решение о возврате заявления от 10.12.2020 № 01-05-2020 направлено в адрес административного истца 16.12.2020. В то же время указанный реестр с отметкой Почты России о принятии соответствующего почтового отправления для направления в адрес СНТСН «Победа» в материалах дела отсутствует, представленный административным ответчиком реестр простых писем (т. 1 л.д. 198) таковым не является.
В то же время из обращения административного истца от 30.04.2021 в адрес Главы Администрации Томского района и прокурора Томского района следует, что им оспаривается, в том числе, и ответ от 10.12.2021. Таким образом, коллегия приходит к выводу о том, что административный истец узнал о нарушении своих прав решением от10.12.2020 не ранее 30.04.2021, а соответственно, срок на обращение в суд им не пропущен.
Оценивая законность указанного решения от 10.12.2020, судебная коллегия исходит из следующего.
В силу положений подпункта 1 пункта 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской федерации к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Такой перечень утвержден приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 № 1 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов», в силу требований пункта 81 которого административный истец должен был предоставить при обращении с заявлением о предоставлении земельного участка по основаниям, предусмотренным подпунктом 11 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации, в том числе, решение общего собрания членов товарищества о приобретении права безвозмездного пользования земельным участком.
Как следует из материалов дела, такое решение к заявлению, зарегистрированному 30.11.2020, приложено не было, решение общего собрания от 26.12.2020 впоследствии представлено с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка от 27.01.2021.
Согласно положениям пункта 3 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской федерации в течение десяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 1 указанной статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 2 данной статьи.
Соответственно, решение от 10.12.2020 о возвращении заявления соответствовало требованиям закона.
Оценивая обоснованность решения суда первой инстанции в части признания незаконным отказа в предварительном согласовании предоставлении земельного участка от02.03.2021, коллегия исходит из того, что согласно указанному ответу и.о. начальника Управления территориального развития Администрации Томского района Е. на заявление СНТСН «Победа» от 01.02.2021 № 372-з основанием отказа послужило то, что схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не могла быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации. Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек. В связи с этим данный ответ содержал ссылку на ранее принятое решение Администрации Томского района «Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории».
В то же время ни суду первой, ни суду апелляционной инстанции доказательств наличия указанных оснований отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка не представлено.
Ссылка административных ответчиков на то, что под указанным решением имелось в виду решение Администрации Томского района от 02.03.2021 № 97-з «Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории», не обоснована, поскольку, во-первых, ссылка на него в оспариваемом ответе отсутствует, а, во-вторых, указанное постановление отменено приказом от 28.08.2021 № 447-з «Об отмене приказа Управления территориального развития Администрации Томского района от 02.03.2021 №97-з».
Суд первой инстанции, принимая решение о признании незаконным решения от26.05.2021 № 01-05-1241 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, исходил из того, что то обстоятельство, что впоследствии административным ответчиком вынесен приказ от 28.08.2021 № 447-з об отмене приказа Управления территориального развития Администрации Томского района от 02.03.2021 №97-з, не свидетельствует о том, что оспариваемые действия перестали затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
В то же время судом первой инстанции не учтено, что согласно ответу от 20.08.2021 решение об отказе в предварительном согласовании предоставлении земельного участка от26.05.2021, принятое по заявлению № 1986-з от 18.05.2021, отменено, и административному истцу разъяснено, что заявление будет рассмотрено после отмены мер предварительной защиты, установленных определением Томского районного суда Томской области от 06.07.2021. Учитывая, что форма решения об отмене ранее принятого решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка законом не установлена, оснований для признания указанного решения незаконным и возложении на административного ответчика обязанности повторно рассмотреть заявление административного истца от 18.05.2021 у суда первой инстанции не имелось.
При этом судебная коллегия учитывает, что районным судом при рассмотрении дела фактически не дана правовая оценка решению об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка от 28.05.2021.
Так, согласно указанному ответу заместителем Главы Томского района рассмотрены заявления СНТСН «Победа» от 30.04.2022 и 19.05.2021, принято решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка. Согласно данному ответу основанием отказа, как и при принятии решения от 26.05.2021, послужило решение Администрации Томского района от 02.03.2021 № 97-з «Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории». Указанные ответы от26.05.2021 и от 28.05.2021 идентичны.
Как установлено судебной коллегией, 30.04.2021 СНТСН «Победа» в адрес Главы Томского района и прокурора Томского района направлены идентичные заявления, в которых ставился вопрос о признании незаконными отказов в предварительном согласовании представления земельного участка и заявлялось требование о предварительном согласовании предоставления земельного участка. При этом к указанным заявлениям приложены, в том числе, заявление о предварительном предоставлении земельного участка и все необходимые для его рассмотрения документы, предусмотренные статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.
Ответом от 28.05.2021 СНТСН «Победа» вновь отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, при этом по своему содержанию ответ от28.05.2021 повторяет содержание ответа от 26.05.2021.
Как следует из представления прокурора Томского района Томской области от16.07.2021 № 248ж-2021, 250ж-2021 проверкой установлено, что в феврале 2021 года в Управления территориального развития Администрации Томского района вместе с заявлением Д. от 01.02.2021 № 372-з о предварительном согласовании и утверждении схемы расположения земельного участка поступило заявление заместителя Главы по экономической политике и муниципальным ресурсам Администрации Томского района о предварительном согласовании утверждении схемы расположения того же земельного участка, зарегистрированное 14.01.2021 за № ЗК/21/13.
02.03.2021 по результатам рассмотрения заявления заместителя Главы экономической политики и муниципальным ресурсам Администрации Томского района от 14.01.2021 издан приказ от 02.03.2021 № 97-з «Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории». В связи с чем, Д. 02.03.2021 Управлением отказано в предварительном согласовании и утверждении схемы расположения земельного участка на основании подпункта 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.
Прокурорский проверкой установлено, что схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению заместителя Главы по экономической политике и муниципальным ресурсам Администрации Томского района о предварительном согласовании и утверждении схемы расположения земельного участка от 14.01.2021 № ЗК/21/13, также имела полное или частичное совпадение с местоположением земельных участков, образованных в соответствии с ранее принятыми решениями при утверждении схемы расположений земельных участков, срок действия которых не истек, в связи с чем прокурором Томского района в адрес Главы Томского района внесено представление, по результатам рассмотрения которого издан приказ Управления территориального развития Администрации Томского района от 20.08.2021 № 447-з об отмене в связи с вынесением представления Прокуратуры Томского района от 16.07.2021 № 248ж-2021, 250ж-2021 приказа Управления территориального развития Администрации Томского района от02.03.2021 № 97-з «Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории».
С учетом изложенного, а также принимая во внимание отсутствие в материалах дела доказательств полного или частичного совпадения границ испрашиваемого СНТСН «Победа» земельного участка с границами земельных участков, схемы расположения которых утверждены приказом Управления территориального развития Администрации Томского района от 02.03.2021 № 97-з «Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории», отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка, выраженный в ответе от 28.05.2021 № 01-05-1286, является незаконным, соответственно, решение суда в указанной части подлежит отмене с принятием нового решения – об удовлетворении заявленных требований в данной части.
Помимо прочего, административным истцом заявлены требования о признании незаконным бездействия административного ответчика, выразившегося в неисполнении положений пункта 20 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с положениями пункта 20 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение, предусматривающее утверждение схемы расположения земельного участка, обязаны направлять в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия указанного решения в орган регистрации прав указанное решение с приложением схемы расположения земельного участка, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия. Сведения, содержащиеся в указанных решении и схеме, подлежат отображению на кадастровых картах, предназначенных для использования неограниченным кругом лиц.
Как следует из материалов дела и пояснений представителя административного ответчика, указанные требования закона соблюдены не были.
Невыполнение требований пункта 20 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации органом местного самоуправления привело, с учетом оснований отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, к нарушению прав административного истца, поскольку он был лишен возможности на основании представленных сведений, размещаемых на кадастровых картах, предназначенных для использования неограниченным кругом лиц, подготовить схему расположения земельного участка, соответствующую закону.
С учетом изложенного решение суда в части отказа в удовлетворении указанных требований также подлежит отмене.
Доводы апеллянта (СНТСН «Победа») о необоснованности отказа в удовлетворении требований о признании незаконным заявления заместителя Главы Томского района по экономической политике и муниципальным ресурсам ФИО1 от 14.01.2021 №ЗК/21/13 судебная коллегия находит несостоятельными по следующим основаниям.
Так, согласно заявлению заместителя Главы Томского района по экономической политике и муниципальным ресурсам ФИО1 от 14.01.2021 она обратилась к заместителю Главы Томского района – начальнику Управления территориального развития в соответствии положениями статей 11.3, 11.10, 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации, части 3 статьи 6 Закона Томской области № 100-ОЗ от 09.07.2015 «О земельных отношениях в Томской области» с целью утверждения схемы расположения земельных участков в целях дальнейшего предоставления участков льготным категориям граждан (т. 1 л.д. 242).
Согласно положениям пункта 3 части 1, части 3 статьи 6 Закона Томской области №100-ОЗ от 09.07.2015 «О земельных отношениях в Томской области» предусмотрена возможность предоставления земельных участков для ведения садоводства – гражданам, имеющим на день постановки на учет для получения земельного участка трех и более несовершеннолетних детей, проживающих совместно с ними. При этом решение о предоставлении земельных участков гражданам, указанным в пункте 3 части 1 данной статьи, принимается только в отношении земельных участков, поставленных в установленном действующим законодательством порядке на кадастровый учет исполнительным органом государственной власти Томской области по управлению государственным имуществом Томской области или органом местного самоуправления.
В соответствии с должностной инструкцией заместителя Главы Томского района по экономической политике и муниципальным ресурсам, заместитель главы наделен полномочиями по осуществления прав владения, пользования и распоряжения земельными участками, в том числе, государственная собственность на которые не разграничена (пункты4, 6 инструкции), а также полномочиями по реализации на территории Томского района нормативных актов органов государственной власти Томской области. Соответственно, ФИО1 была наделена полномочиями по обращению к уполномоченному должностному лицу с заявлением об утверждении схемы образования земельных участков в целях их последующего предоставления соответствующим категориям граждан.
В соответствии с Положением «Об Управлении земельно-имущественных отношений Администрации Томского района», административным регламентом «Предоставление муниципальной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в целях его образования из земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования «Томский район» и земельных участков собственность на которые не разграничена» (утвержден постановлением Администрации Томского района № 363 от 19.10.2020) полномочия по утверждению схемы расположения земельного участка отнесены к полномочиям Управления земельно-имущественных отношений Администрации Томского района. С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что в данном случае уполномоченное должностное лицо – заместитель Главы Томского района по экономической политике и муниципальным ресурсам обратилась в уполномоченный орган с заявлением об утверждении схемы образования земельных участков.
Вопросы целесообразности и законности утверждения схемы образования земельных участков в тех или иных границах в предмет рассмотрения по настоящему делу не входят, в том числе, в связи с отменой приказа Управления территориального развития Администрации Томского района от 02.03.2021 № 97-з «Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории».
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что сами по себе действия должностного лица по обращению с заявлением об утверждении схемы образования земельных участков прав и законных интересов в административного истца не нарушают по изложенным выше основаниям.
Оценивая довод административного ответчика, приведенный в его апелляционной жалобе, о неправомерности взыскания с Администрации Томского района государственной пошлины, судебная коллегия приходит к следующему.
Федеральным законодателем в подпункте 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено освобождение органов местного самоуправления, выступающих по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве административных истцов или административных ответчиков, от уплаты государственной пошлины.
В данном случае судом не разрешался вопрос о возмещении судебных расходов, понесенных административным истцом в связи с обращением в суд, поскольку таких требований административным истцом не заявлялось, в связи с тем, что государственная пошлина им уплачена не была, оснований для взыскания государственной пошлины с административного ответчика Администрации Томского района не имелось.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 309, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Томского районного суда Томской области от 25 марта 2022 г. в части признания незаконным решения Управления территориального развития Администрации Томского района от 26 мая 2021 г. № 01-05-1241, отменить, принять в указанной части новое решение – об отказе в удовлетворении административных исковых требований садоводческого некоммерческого товарищества собственников недвижимости «Победа» о признании незаконным решения Управления территориального развития Администрации Томского района от 26 мая 2021 г. № 01-05-1241 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка;
отменить решение Томского районного суда Томской области от 25 марта 2022 г. в части отказа в удовлетворении административных исковых требований о признании незаконным решения Управления территориального развития Администрации Томского района от 28 мая 2021 г. № 01-05-1286 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, принять в указанной части новое решение, которым признать незаконным решение Управления территориального развития Администрации Томского района от 28 мая 2021 г. № 01-05-1286 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, возложить на Управление территориального развития Администрации Томского района обязанность повторно рассмотреть заявления садоводческого некоммерческого товарищества собственников недвижимости «Победа» от 30 апреля 2021 г. и от 19 мая 2021 г.;
отменить решение Томского районного суда Томской области от 25 марта 2022 г. в части отказа в признании незаконным бездействия Администрации Томского района Томской области, выразившегося в неисполнении положений пункта 20 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской федерации, принять в указанной части новое решение, которым признать незаконным бездействие Администрации Томского района Томской области, выразившееся в неисполнении требований пункта 20 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно в не направлении в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия решения от 2 марта 2021 г. об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории в орган регистрации прав указанного решения с приложением схем расположения земельных участков;
отменить решение Томского районного суда Томской области от 25 марта 2022 г. в части взыскания с Администрации Томского района в пользу муниципального образования «Город Томск» государственной пошлины в размере 2000 рублей.
В остальной части решение Томского районного суда Томской области от 25 марта 2022 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы административного истца садоводческого некоммерческого товарищества собственников недвижимости «Победа», административного ответчика Управления территориального развития Администрации Томского района – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в течение шести месяцев с момента его вынесения в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Кемерово) через Томский районный суд Томской области по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 9 сентября 2022 г.