ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2432/2016 от 17.11.2016 Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва)

Судья Иргит Н.Б. Дело № 33а-2432/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Кызыл 17 ноября 2016 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:

председательствующего Салчак А.А.,

судей Железняковой С.А., Кунгаа Т.В.

при секретаре М

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Республики Тыва к Правительству Республики Тыва, Министерству финансов Республики Тыва, Министерству природных ресурсов и экологии Республики Тыва о признании незаконным бездействия, обязании обеспечить исполнение бюджета в области охраны окружающей среды, реализацию мероприятия по технической рекультивации отходов комбината «Тувакобальт» по апелляционным жалобам представителя Министерства финансов Республики Тыва, представителя Правительства Республики Тыва на решение Кызылского городского Республики Тыва от 9 июня 2016 года.

Заслушав доклад судьи Железняковой С.А., пояснения представителей административных ответчиков – Министерства финансов Республики Тыва, Правительства Республики Тыва ОЛЛ, ТТА, поддержавших апелляционные жалобы, пояснения представителя административного истца ОСС,

УСТАНОВИЛА:

прокурор Республики Тыва обратился в суд с административным исковым заявлением к Правительству Республики Тыва, Министерству финансов Республики Тыва, Министерству природных ресурсов и экологии Республики Тыва о признании незаконным бездействия, обязании обеспечить исполнение бюджета в области охраны окружающей среды, реализацию мероприятия по технической рекультивации отходов комбината «Тувакобальт», указав, что постановлением Правительства Республики Тыва от 22.10.2014 года № 497 утверждена государственная программа Республики Тыва "Охрана окружающей среды на период 2015-2020 годов" (далее - Программа). В Программу входит выполнение ряда мероприятий в рамках её подпрограмм "Обращение с отходами производства и потребления в Республике Тыва" и "Сохранение биоразнообразия и развитие особо охраняемых природных территорий регионального значения Республики Тыва". Проверкой выполнения мероприятий подпрограммы "Обращение с отходами производства и потребления в Республике Тыва" установлено, что на выполнение п. 3.3 мероприятия «Техническая рекультивация отходов комбината "Тувакобальт"» по указанной программе всего предусмотрено 106 451,7 тыс.рублей, где в 2015 году – 49 233,3 тыс. рублей, в том числе: из федерального бюджета - 36 900,0 тыс. рублей, из республиканского бюджета – 12 333,3 тыс. рублей. Однако в республиканский бюджет Республики Тыва на 2015 год данные субсидии из федерального бюджета не поступили в связи с отсутствием механизма предоставления субсидии: в течение 2015 года в вышеуказанную программу Российской Федерации не были внесены изменения по включению мероприятия по рекультивации техногенных отходов.

По подпрограмме "Сохранение биоразнообразия и развитие особо охраняемых природных территорий регионального значения Республики Тыва" всего предусмотрено 11 781,9 тыс. рублей, где на 2015 год на ведение и переиздание Красной книги Республики Тыва (п.4.3 мероприятия «Ведение и переиздание Красной книги Республики Тыва») было предусмотрено из республиканского бюджета 1 800 тыс. рублей. 16.11.2015 Министерством природных ресурсов и экологии Республики Тыва заключены государственные контракты с ФГБОУ ВПО «Тувинский государственный университет» на выполнение работ по мероприятию «Ведение Красной книги Республики Тыва» в 2 томах на общую сумму 1 100 тыс. рублей. В связи с чем внесенными изменениями в Закон Республики Тыва от 12.12.2014 № 20-ЗРТ «О республиканском бюджете Республики Тыва на 2015 год и плановый период 2015 и 2017 годов» первоначальный лимит бюджетных ассигнований по вышеуказанной подпрограмме был уменьшен с 1 800 тыс. рублей до 1 100 тыс. рублей. Работы подрядчиком выполнены в полном объёме, однако финансирования по государственным контрактам не производилось. Причину отсутствия финансирования в Минфине РТ обосновали дефицитом республиканского бюджета Республики Тыва. В соответствии с письмом Министерства финансов Республики Тыва от 9 декабря 2015 г. № УД-4746 финансирование мероприятия «Ведение Красной книги Республики Тыва» (том «Животные» и «Растений») перенесено на 2016 год.

Отклонение фактически выделяемых объёмов финансирования от плановых показателей, предусмотренных паспортами программ, недофинансирование программ по сравнению с утверждёнными объёмами привело к неисполнению республиканских целевых программ, их неэффективности.

По информациям Министерства природных ресурсов и экологии Республики Тыва от 29.02.2016 № 244/4, Министерства финансов РТ от 25.02.2016 № ЭС-465 и от 01.03.2016 № ЭС-495 связи с дефицитом бюджета республики и отсутствием механизма предоставления субсидии (по мероприятию «Техническая рекультивация отходов комбината "Тувакобальт") выполнение мероприятий в 2015 году по вышеуказанным программам не осуществлялось.

При этом решения о необходимости прекращения или об изменении, начиная с очередного финансового года, исполнения государственных программ Республики Тыва "Охрана окружающей среды на период 2015 - 2020 годов» в части вышеуказанных мероприятий Правительством Республики Тыва не принималось.

Просит признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и экологии Республики Тыва, выразившееся в не реализации п. 3.3. мероприятия «Техническая рекультивация отходов комбината "Тувакобальт"» подпрограммы "Обращение с отходами производства и потребления в Республике Тыва" государственной программы Республики Тыва "Охрана окружающей среды на период 2015 - 2020 годов»; признать незаконным бездействие Министерства финансов Республики Тыва, выразившееся в отсутствии организации исполнения бюджета Республики Тыва в 2015 году в части выделения бюджетных ассигнований на реализацию п. 3.3 мероприятия «Техническая рекультивация отходов комбината "Тувакобальт"» подпрограммы "Обращение с отходами производства и потребления в Республике Тыва", п. 4.3 мероприятия «Ведение и переиздание Красной книги Республики Тыва» подпрограммы "Сохранение биоразнообразия и развитие особо охраняемых природных территорий регионального значения Республики Тыва" государственной программы Республики Тыва "Охрана окружающей среды на период 2015 - 2020 годов»; признать незаконным бездействие Правительства Республики Тыва, выразившееся в не обеспечении исполнения бюджета Республики Тыва в 2015 году в части выделения бюджетных ассигнований на реализацию п.3.3 мероприятия «Техническая рекультивация отходов комбината «Тувакобальт» подпрограммы "Обращение с отходами производства и потребления в Республике Тыва", п. 4.3 мероприятия «Ведение и переиздание Красной книги Республики Тыва» подпрограммы "Сохранение биоразнообразия и развитие особо охраняемых природных территорий регионального значения Республики Тыва" государственной программы Республики Тыва "Охрана окружающей среды на период 2015 - 2020 годов»; обязать Правительство Республики Тыва обеспечить исполнение бюджета Республики Тыва в части выделения бюджетных ассигнований на реализацию п. 3.3. мероприятия «Техническая рекультивация отходов комбината "Тувакобальт"» подпрограммы "Обращение с отходами производства и потребления в Республике Тыва", п. 4.3 мероприятия «Ведение и переиздание Красной книги Республики Тыва» подпрограммы "Сохранение биоразнообразия и развитие особо охраняемых природных территорий регионального значения Республики Тыва" государственной программы Республики Тыва "Охрана окружающей среды на период 2015 - 2020 годов»; обязать Министерство финансов Республики Тыва организовать исполнение бюджета Республики Тыва в части выделения бюджетных ассигнований на реализацию п. 3.3 мероприятия «Техническая рекультивация отходов комбината "Тувакобальт"» подпрограммы "Обращение с отходами производства и потребления в Республике Тыва", п. 4.3 мероприятия «Ведение и переиздание Красной книги Республики Тыва» подпрограммы "Сохранение биоразнообразия и развитие особо охраняемых природных территорий регионального значения Республики Тыва" государственной программы Республики Тыва "Охрана окружающей среды на период 2015 - 2020 годов»; обязать Министерство природных ресурсов и экологии Республики Тыва реализовать п. 3.3 мероприятия «Техническая рекультивация отходов комбината "Тувакобальт"» подпрограммы "Обращение с отходами производства и потребления в Республике Тыва" государственной программы Республики Тыва "Охрана окружающей среды на период 2015 - 2020 годов».

Решением суда от 9 июня 2016 года административное исковое заявление прокурора Республики Тыва удовлетворено.

Не согласившись с решением суда, представитель административного ответчика - Министерства финансов Республики Тыва ОЛЛ подала апелляционную жалобу в Верховный Суд Республики Тыва, в которой просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указывает на неправильную оценку судом обстоятельств дела, неправильное применение норм материального права. Указывает, что в 2015 году из федерального бюджета в бюджет Республики Тыва на реализацию мероприятия «Техническая рекультивация отходов комбината «Тувакобальт» не было выделено денежных средств в связи с тем, что Министерством природных ресурсов и экологии Республики Тыва не была разработана и защищена программа на федеральном уровне - Министерства природных ресурсов и экологии РФ. Вместе с тем для достаточной организации и исполнения мероприятия «Техническая рекультивация отходов комбината «Тувакобальт» необходимо выделение денежных средств не только из республиканского бюджета Республики Тыва, но и федерального бюджета, обратное привело бы к необоснованной трате денежных средств, выделенных из республиканского бюджета Республики Тыва, а также неэффективной работе по рассматриваемому направлению. На реализацию подпрограммы «Ведение и переиздание красной книги Республики Тыва» был заключён государственный контракт на выполнение работ, однако финансирование по государственному контракту не было произведено в связи с тем, что ранее дважды объявлялись конкурсы, но в связи с отсутствием участников были признанными несостоявшимися, государственный контракт был заключён в максимально поздние сроки, а именно 16 ноября 2015 года, а также в связи с дефицитом республиканского бюджета и направлением данных денежных средств на социально-значимые цели. В Законе Республики Тыва от 28 декабря 2015 года №139-ЗРТ «О республиканском бюджете Республики Тыва на 2016 год» предусмотрены денежные средства на реализацию подпрограмм «Обращение с отходами производства и потребления в Республике Тыва», «Сохранение биоразнообразия и развитие особо охраняемых природных территорий регионального значения Республики Тыва» государственной программы Республики Тыва «Охрана окружающей среды на период 2015-2020 годов». В связи с дефицитом финансовых средств Министерством финансов РТ по согласованию с Министерством природных ресурсов и экологии РТ (далее- Минприроды РТ, Министерство) было решено произвести финансирование аванса в 2016 году. Согласно пункту 8.4. Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии РТ, утверждённого постановлением Правительства РТ от 12 февраля 2013 года №95, Министерство разрабатывает и реализует республиканские, ведомственные и иные программы по вопросам, относящимся к компетенции Минприроды РТ, то есть надлежащим ответчиком является Минприроды РТ, в действиях которого усматривается бездействие. Считает, что Правительство Республики Тыва и Министерство финансов Республики Тыва не являются надлежащими ответчиками и в их действиях не усматривается фактов незаконного бездействия.

Также, не согласившись с решением суда, представитель административного ответчика - Правительства Республики Тыва ТТА подала апелляционную жалобу в Верховный Суд Республики Тыва, в которой просит отменить решение суда полностью и принять по делу новое решение, указывая на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела. В жалобе приведены доводы, аналогичные доводам жалобы Министерства финансов Республики Тыва.

В возражениях на апелляционные жалобы представитель административного истца указывает, что доводы Правительства Республики Тыва и Министерства финансов Республики Тыва об отсутствии нарушений с их стороны противоречат нормам федерального законодательства и фактическим обстоятельствам дела. Административный истец полагает, что выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Представители административных ответчиков - Министерства финансов РТ и Правительства РТ ОЛЛ и ТТА поддержали поданные ими апелляционные жалобы.

Представитель административного истца – прокурор ОСС в судебном заседании просила оставить решение без изменения.

Представитель административного ответчика - Министерства природных ресурсов РТ в судебное заседание не явился, ответчик извещён надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, поэтому судебная коллегия рассмотрела дело в его отсутствие.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.

На основании статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, их должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

На основании части 1 статьи 119 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трёх месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Административный истец просит признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и экологии Республики Тыва, выразившееся в не реализации п. 3.3. мероприятия «Техническая рекультивация отходов комбината "Тувакобальт"» подпрограммы "Обращение с отходами производства и потребления в Республике Тыва" государственной программы Республики Тыва "Охрана окружающей среды на период 2015 - 2020 годов», обязать устранить допущенное нарушение.

Как установлено судебной коллегией, о том, что Министерство природных ресурсов и экологии Республики Тыва не реализовало п. 3.3. мероприятия «Техническая рекультивация отходов комбината "Тувакобальт"» подпрограммы Обращение с отходами производства и потребления в Республике Тыва" государственной программы Республики Тыва "Охрана окружающей среды на период 2015 - 2020 годов», прокурор узнал 2 марта 2016 года из письма министра природных ресурсов и экологии Республики Тыва за исх. № 244/4 от 29 февраля 2016 года, в суд с административным иском обратился 29 апреля 2016 года, следовательно, трёхмесячный срок на обжалование действий Министерства природных ресурсов и экологии РТ им не нарушен.

Статьёй 72 Конституции Российской Федерации вопросы природопользования; охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; особо охраняемых природных территорий отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В статье 6 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» указано, что к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится разработка, утверждение и реализация региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами.

Судом первой инстанции установлено, что Постановлением Правительства Республики Тыва от 22 октября 2014 года № 497 (в ред. от 15.04.2015 №185) утверждена государственная программа Республики Тыва «Охрана окружающей среды на период 2015-2020 годов», которая состоит из 4 подпрограмм.

В программу входит выполнение ряда мероприятий в рамках её подпрограмм «Обращение с отходами производства и потребления в Республике Тыва» и «Сохранение биоразнообразия и развитие особо охраняемых природных территорий регионального значения Республики Тыва».

Программа реализуется в один этап – с 2015 по 2020 годы.

Как следует из паспорта государственной программы Республики Тыва «Охрана окружающей среды на период 2015-2020 годов» государственным заказчиком и ответственным исполнителем программы является Министерство природных ресурсов и экологии Республики Тыва.

На выполнение п.3.3 мероприятия «Техническая рекультивация отходов комбината «Тувакобальт» по подпрограмме «Обращение с отходами производства и потребления в Республике Тыва» на 2015 год предусмотрено 49 233,3 тыс. рублей, в том числе: из федерального бюджета - 36 900, 0 тыс. рублей, из республиканского бюджета – 12 333,3 тыс. рублей.

В 2015 году в республиканский бюджет Республики Тыва субсидии из федерального бюджета на реализацию мероприятия «Техническая рекультивация отходов комбината «Тувакобальт» не поступили.

Согласно Закону Республики Тыва от 09.12.2014 года № 20-ЗРТ «О республиканском бюджете Республики Тыва на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», принятому Верховным Хуралом Республики Тыва 2 декабря 2014 года, на реализацию подпрограммы «Обращение с отходами производства и потребления в Республике Тыва» на 2015 год было предусмотрено 12 333,3 тыс. рублей.

Однако Законом Республики Тыва от 30 ноября 2015 года № 129-ЗРТ «О внесении изменений в Закон Республики Тыва «О республиканском бюджете Республики Тыва на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» внесены изменения в республиканский бюджет 2015 года, бюджетные ассигнования на реализацию подпрограммы «Обращение с отходами производства и потребления в Республике Тыва» в размере 12 333,3 тыс. рублей были исключены.

Суд первой инстанции, разрешая спор и удовлетворяя административный иск прокурора к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Тыва, исходил из того, что отсутствие финансирования в рамках предусмотренных средств в 2015 году и не включение расходов на реализацию программы свидетельствуют о том, что Министерством природных ресурсов и экологии Республики Тыва необоснованно не обеспечено исполнение п.3.3 мероприятия «Техническая рекультивация отходов комбината «Тувакобальт» подпрограммы «Обращение с отходами производства и потребления в Республике Тыва», что в свою очередь свидетельствует о бездействии ответчика.

Судебная коллегия согласна с выводом суда лишь в части того, что со стороны Министерства природных ресурсов и экологии Республики Тыва имело место незаконное бездействие, выразившееся в не реализации в 2015 году п. 3.3 мероприятия «Техническая рекультивация отходов комбината «Тувакобальт»» подпрограммы «Обращение с отходами производства и потребления в Республике Тыва», поскольку с 1 января 2015 года до 30 ноября 2015 года в республиканском бюджете были предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию мероприятия «Техническая рекультивация отходов комбината «Тувакобальт» в размере, предусмотренном государственной программой Республики Тыва «Охрана окружающей среды на период 2015-2020 годов», однако они не были освоены Министерством, являющимся заказчиком и исполнителем вышеуказанной программы, без уважительных причин.

Доводы Министерства о том, что мероприятие «Техническая рекультивация отходов комбината «Тувакобальт»» не было реализовано, так как проект подпрограммы «Ликвидация накопленного экологического ущерба» государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды на 2012-2020 годы» до сих пор не утверждён Правительством Российской Федерации, отсутствует проектно-сметная документация мероприятия, соответствующая правилам отбора проектов, а бездействие предполагает невыполнение возложенных обязанностей, в результате чего причиняется вред или создаётся угроза его причинения охраняемым законом интересам, несостоятельны, так как указанные Министерством причины привели к не выделению бюджетных ассигнований из федерального бюджета на реализацию государственной программы Республики Тыва «Охрана окружающей среды на период 2015-2020 годов», они не могут быть признаны уважительными причинами неисполнения вышеуказанного мероприятия за счёт средств республиканского бюджета.

Неисполнение Министерством природных ресурсов и экологии Республики Тыва мероприятия «Техническая рекультивация отходов комбината «Тувакобальт»», предусмотренного государственной программой Республики Тыва «Охрана окружающей среды на период 2015-2020 годов», в 2015 году нарушает право неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду, гарантированное статьёй 42 Конституции Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определённого действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Суд первой инстанции обязал Министерство природных ресурсов и экологии Республики Тыва устранить допущенное нарушение путём реализации п.3.3 мероприятия «Техническая рекультивация отходов комбината "Тувакобальт"» подпрограммы «Обращение с отходами производства и потребления в Республике Тыва» государственной программы Республики Тыва «Охрана окружающей среды на период 2015 - 2020 годов».

Судебная коллегия считает необходимым изменить решение суда первой инстанции в этой части, дополнив его указанием на то, что реализация п.3.3. мероприятия «Техническая рекультивация отходов комбината "Тувакобальт"» должна производиться в объёмах, выделенных из республиканского и федерального бюджетов бюджетных ассигнований на реализацию указанного мероприятия, так как в соответствии с Постановлением Правительства Республики Тыва от 22.10.2014 года № 497 «Об утверждении государственной программы Республики Тыва "Охрана окружающей среды на период 2015 - 2020 годов» Министерство природных ресурсов и экологии Республики Тыва осуществляет координацию выполнения подпрограммы и контроль за её реализацией, с учётом выделяемых на реализацию подпрограммы финансовых средств ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации Подпрограммы, состав соисполнителей.

Судебная коллегия считает также необходимым возложить на Министерство природных ресурсов и экологии Республики Тыва в срок до 31 января 2017 года включительно (в течение 1 месяца после окончания финансового года) обязанность сообщить прокурору Республики Тыва и в Верховный Суд Республики Тыва об исполнении решения суда.

В пункте 2 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что объём бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных (муниципальных) программ утверждается законом (решением) о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

Согласно статье 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, местного бюджета обеспечивается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган (орган управления государственным внебюджетным фондом). Исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана.

Прокурор в административном иске просил признать незаконным бездействие Правительства Республики Тыва, выразившееся в не обеспечении исполнения бюджета Республики Тыва в 2015 году в части выделения бюджетных ассигнований на реализацию п.3.3 мероприятия «Техническая рекультивация отходов комбината «Тувакобальт»» подпрограммы «Обращение с отходами производства и потребления в Республике Тыва» и п.4.3 мероприятия «Ведение и переиздание Красной книги Республики Тыва» подпрограммы «Сохранение биоразнообразия и развитие особо охраняемых природных территорий регионального значения Республики Тыва», обязать обеспечить исполнение бюджета Республики Тыва в части выделения бюджетных ассигнований на реализацию указанных мероприятий, а также признать незаконным бездействие Министерства финансов Республики Тыва, выразившееся в отсутствии организации исполнения бюджета Республики Тыва в 2015 году в части выделения бюджетных ассигнований на реализацию п.3.3 мероприятия «Техническая рекультивация отходов комбината «Тувакобальт»» подпрограммы «Обращение с отходами производства и потребления в Республике Тыва» и п.4.3 мероприятия «Ведение и переиздание Красной книги Республики Тыва» подпрограммы «Сохранение биоразнообразия и развитие особо охраняемых природных территорий регионального значения Республики Тыва», обязать организовать исполнение бюджета Республики Тыва в части выделения бюджетных ассигнований на реализацию указанных мероприятий.

Удовлетворяя иск прокурора в указанной части, суд первой инстанции сослался на то, что финансирование программы должно входить в состав общего объёма расходов бюджета Республики Тыва, отсутствие финансирования в рамках предусмотренных средств в 2015 году и не включение расходов на реализацию программы свидетельствуют о том, что Правительством Республики Тыва не обеспечено, а Министерством финансов Республики Тыва не организовано исполнение бюджета Республики Тыва в 2015 году в части выделения бюджетных ассигнований на реализацию п.3.3 мероприятия «Техническая рекультивация отходов комбината «Тувакобальт»» и п.4.3 мероприятия «Ведение и переиздание Красной книги Республики Тыва» государственной программы Республики Тыва, что в свою очередь свидетельствует о незаконном бездействии ответчиков.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции не согласна по следующим основаниям.

В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря, за исключением операций, указанных в пункте 2 настоящей статьи.

Бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объёмы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря.

В связи с чем требование прокурора о возложении на Правительство Республики Тыва и Министерство финансов Республики Тыва обязанности исполнения бюджета 2015 года в 2016 году является незаконным.

Кроме того, поскольку в Законе Республики Тыва от 09.12.2014 года № 20-ЗРТ «О республиканском бюджете Республики Тыва на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» (в редакции от 29.12.2015 года) на 2015 год не предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию подпрограммы «Обращение с отходами производства и потребления в Республике Тыва», то со стороны Правительства Республики Тыва и Министерства финансов Республики Тыва отсутствует незаконное бездействие, выражающееся в неисполнении бюджета Республики Тыва 2015 года по п.3.3 мероприятия «Техническая рекультивация отходов комбината «Тувакобальт»».

Как установлено судебной коллегией, в Законе Республики Тыва от 09.12.2014 года № 20-ЗРТ «О республиканском бюджете Республики Тыва на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» (в редакции от 29.12.2015 года) на 2015 год на выполнение п.4.3 мероприятия «Ведение и переиздание Красной книги Республики Тыва» подпрограммы «Сохранение биоразнообразия и развитие особо охраняемых природных территорий регионального значения Республики Тыва» предусмотрены бюджетные ассигнования на сумму 1 100 тыс. рублей.

16 ноября 2015 года Министерством природных ресурсов и экологии Республики Тыва заключены государственные контракты с ФГБОУ ВПО «Тувинский государственный университет» на выполнение работ по мероприятию «Ведение Красной книги Республики Тыва» в 2 томах на общую сумму ** тыс. рублей.

Законом Республики Тыва от 06.07.2016 года № 193-ЗРТ "Об исполнении республиканского бюджета Республики Тыва за 2015 год" установлено, что подпрограмма «Сохранение биоразнообразия и развитие особо охраняемых природных территорий регионального значения Республики Тыва» исполнена на 0%.

На основании статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение бюджета по расходам осуществляется в порядке, установленном соответствующим финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом), с соблюдением требований настоящего Кодекса.

Исполнение бюджета по расходам предусматривает:

принятие бюджетных обязательств;

подтверждение денежных обязательств;

санкционирование оплаты денежных обязательств;

подтверждение исполнения денежных обязательств.

17 ноября 2015 года Министерство природных ресурсов и экологии Республики Тыва подало заявку в Министерство финансов Республики Тыва на финансирование аванса в сумме 330 тыс. рублей на выполнение работ по мероприятию «Ведение Красной книги Республики Тыва».

Согласно письму Министерства финансов Республики Тыва от 9 декабря 2015 года № УД-4746 финансирование мероприятия «Ведение и переиздание Красной книги Республики Тыва» в рамках государственной программы Республики Тыва "Охрана окружающей среды на период 2015 - 2020 годов» перенесено на 2016 год в связи с дефицитом финансовых средств.

Таким образом, судебной коллегией установлено, что в 2015 году Министерством природных ресурсов и экологии Республики Тыва в Министерство финансов Республики Тыва подавалась только заявка на финансирование аванса по п.4.3 мероприятия «Ведение и переиздание Красной книги Республики Тыва» на сумму 330 тыс. рублей, а не на всю сумму бюджетных ассигнований (1 100 тыс. рублей), предусмотренных в бюджете на 2015 год.

В Законе Республики Тыва от 28.12.2015 года № 139-ЗРТ «О республиканском бюджете Республики Тыва на 2016 год» предусмотрены бюджетные ассигнований на реализацию п.4.3 мероприятия «Ведение и переиздание Красной книги Республики Тыва» подпрограммы «Сохранение биоразнообразия и развитие особо охраняемых природных территорий регионального значения Республики Тыва» в размере 1 100 тыс. рублей.

Законом Республики Тыва от 06.07.2016 года № 193-ЗРТ "Об исполнении республиканского бюджета Республики Тыва за 2015 год" утверждён отчёт об исполнении республиканского бюджета Республики Тыва за 2015 год по доходам в сумме 19 662 904,9 тыс. рублей, по расходам в сумме 20 424 364,0 тыс. рублей с превышением расходов над доходами (дефицит) в сумме 761 459,1 тыс. рублей.

В соответствии со статьями 33 и 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации при составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета. Принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объёма средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определённого бюджетом объёма средств (результативности).

Учитывая, что в ходе исполнения бюджета необходимо исходить из задачи достижения эффективности расходования бюджетных средств и минимизации размера дефицита бюджета, а доходы республиканского бюджета в 2015 году не достигли прогнозируемых Законом Республики Тыва ««О республиканском бюджете Республики Тыва на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» (в редакции от 29.12.2015 года), вместе с тем дефицит республиканского бюджета уменьшился по сравнению с прогнозируемым на 202 282, 8 тыс. рублей, бюджетные ассигнования на реализацию п.4.3 мероприятия «Ведение и переиздание Красной книги Республики Тыва» в размере 1 100 тыс. рублей включены в республиканский бюджет 2016 года, то судебная коллегия считает, что в действиях Правительства Республики Тыва и Министерства финансов Республики Тыва не усматривается фактов незаконного бездействия по обеспечению исполнения и исполнению республиканского бюджета 2015 года.

Также судебная коллегия полагает, что неисполнение республиканского бюджета 2015 года в части не перечисления предусмотренных бюджетом Республики Тыва бюджетных ассигнований в размере 1 100 тыс. рублей Министерству природных ресурсов и экологии Республики Тыва не нарушает право неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду и публичные интересы Республики Тыва.

При таких обстоятельствах исковые требования прокурора Республики Тыва к Правительству Республики Тыва, Министерству финансов Республики Тыва о признании незаконным бездействия, обязании обеспечить исполнение бюджета в области охраны окружающей среды не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 9 июня 2016 года изменить, изложив в следующей редакции:

«В удовлетворении административного иска прокурора Республики Тыва к Правительству Республики Тыва, Министерству финансов Республики Тыва о признании незаконным бездействия, обязании обеспечить исполнение бюджета в области охраны окружающей среды отказать.

Иск прокурора Республики Тыва к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Тыва о признании незаконным бездействия, обязании обеспечить реализацию мероприятия по технической рекультивации отходов комбината «Тувакобальт» удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и экологии Республики Тыва, выразившееся в не реализации в 2015 году п. 3.3. мероприятия «Техническая рекультивация отходов комбината "Тувакобальт"» подпрограммы "Обращение с отходами производства и потребления в **" государственной программы Республики Тыва "Охрана окружающей среды на период 2015 - 2020 годов».

Обязать Министерство природных ресурсов и экологии Республики Тыва реализовать п. 3.3 мероприятия «Техническая рекультивация отходов комбината "Тувакобальт"» подпрограммы "Обращение с отходами производства и потребления в Республике Тыва" государственной программы Республики Тыва "Охрана окружающей среды на период 2015 - 2020 годов» в объёмах, выделенных из республиканского и федерального бюджетов бюджетных ассигнований на реализацию указанного мероприятия.

Обязать Министерство природных ресурсов и экологии Республики Тыва в срок до 31 января 2017 года включительно сообщить прокурору Республики Тыва и в Верховный Суд Республики Тыва об исполнении решения суда.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 22 ноября 2016 года.

Председательствующий

Судьи