ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-24512/18 от 12.07.2018 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья – Слука В.А. Дело № 33а-24512/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 июля 2018 года г. Краснодар

Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего < Ф.И.О. >13

судей: < Ф.И.О. >12, ФИО1

по докладу судьи < Ф.И.О. >12

при секретаре < Ф.И.О. >3

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам представителей администрации города Сочи по доверенностям < Ф.И.О. >9, < Ф.И.О. >10 на решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 18 апреля 2018 года.

Заслушав доклад судьи, судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

ФИО2, ФИО3, ФИО4 обратились в суд с административным исковым заявлением к администрации горда Сочи о признании незаконным отказа администрации города Сочи, выраженного в письме Департамента имущественных отношений администрации города Сочи № 8762/020817 от 03.04.2018г.

В обоснование заявленных исковых требований указали, что на основании договора аренды <...> от 19 декабря 2017 года < Ф.И.О. >4 является арендатором земельного участка площадью 11300 м. кв., кадастровый <...>. категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования «Для строительства и эксплуатации производственной базы», по адресу: г. Сочи, Хостинский район, промзона р. Малый. На данном земельном участке расположено недвижимое имущество: мобильное модульное здание(офис) на капитальном основании - фундаменте общей площадью 331,63 кв.м., этажность: 2, принадлежащий ФИО2 на основании договора купли-продажи от 23 марта 2017 года. Данное здание было продано ФИО2 по 1/3 каждому ФИО3 и ФИО4

27 марта 2018 года ФИО2, ФИО3 и ФИО4 обратились с совместным заявлением к администрации города Сочи о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером: 23:49:0301004:3 площадью 11300 кв.м., из земель населенных пунктов, вид разрешенного использования «для строительства производственной базы», по адресу: г. Сочи, Хостинский район, в промзоне ручья Малого. Однако, письмом № 8762/020817 от 03.04.2018г. года администрацией города Сочи в лице Департамента имущественных отношений административным истцам отказано в предоставлении земельного участка в собственность. Отказ мотивирован тем, что якобы отсутствуют основания для предоставления в собственность за плату без проведения торгов испрашиваемого земельного участка.

Представитель ФИО2 - ФИО5 в судебном заседании настаивала на удовлетворении административного искового заявления.

Представитель ФИО3 - ФИО6 в судебном заседании настаивал на удовлетворении административного искового заявления.

Представитель ФИО4 - ФИО7 в судебном заседании настаивал на удовлетворении административного искового заявления.

Представитель администрации города Сочи в судебном заседании возражала против исковых требований, в административном иске просила отказать.

Решением Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 18 апреля 2018 года административное исковое заявление ФИО2, ФИО3, ФИО4 к администрации горда Сочи о признании незаконным отказа администрации города Сочи, выраженного в письме Департамента имущественных отношений администрации города Сочи № 8762/020817 от 03.04.2018г. – удовлетворены.

Суд признал незаконным отказ администрации города Сочи, выраженный в письме Департамента имущественных отношений администрации города Сочи № 8762/020817 от 03.04.2018г.

Обязал администрацию города Сочи в лице Департамента имущественных отношений администрации города Сочи заключить с ФИО2, ФИО3 и ФИО4 договор купли - продажи со множественностью лиц на стороне покупателя земельного участка с кадастровым номером: 23:49:0301004:3 площадью 11300 кв.м, из земель населенных пунктов, вид разрешенного использования «Для строительства и эксплуатации производственной базы», по адресу: г. Сочи, Хостинский район, в промзоне ручья Малого, предоставив по 1/3 доли в праве собственности каждому покупателю по цене, установленной пунктом 2.3 Порядка определения цены земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Сочи, продаваемых собственникам зданий, строений, сооружений, находящихся на этих земельных участках, утвержденного решением городского собрания Сочи от 23.12.2009 года № 181 «Об установлении порядка определения цены земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Сочи, продаваемых собственникам зданий, строений, сооружений, находящихся на этих земельных участках».

В апелляционных жалобах поданных в Краснодарский краевой суд, представители администрации города Сочи по доверенностям ФИО8, ФИО9 просят решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 18 апреля 2018 года отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований. В обоснование доводов жалобы указав, что решение суда первой инстанции незаконно, необоснованно, вынесено с нарушением норм материального права, без учета всех фактических обстоятельств по делу.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, об уважительности причин неявки не сообщили, в связи с чем, в соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ФИО2, ФИО3, ФИО4 по доверенностям ФИО10, просившего решение районного суда оставить без изменения, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции отмене или изменению не подлежит.

Как следует из материалов дела, на основании договора о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды №4900010586 от 19 декабря 2017 года ФИО2 является арендатором земельного участка площадью 11300 м. кв., кадастровый <...>. категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования «Для строительства и эксплуатации производственной базы», по адресу: г. Сочи, Хостинский район, промзона р. Малый (о чем в Едином государственном реестре недвижимости сделана запись регистрации 23:49:0301004:3-23/050/017-9).

На указанном земельном участке расположено недвижимое имущество: мобильное модульное здание(офис) на капитальном основании - фундаменте общей площадью 331,63 кв.м., этажность: 2, принадлежащий ФИО2 на основании договора купли-продажи от 23 марта 2017 года.

Указанный объект недвижимости (здание) было продано ФИО2 по 1/3 каждому ФИО3 и ФИО4

27 марта 2018 года ФИО2, ФИО3 и ФИО4 обратились с совместным заявлением к администрации города Сочи о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером: 23:49:0301004:3 площадью 11300 кв.м., из земель населенных пунктов, вид разрешенного использования «для строительства производственной базы», по адресу: г. Сочи, Хостинский район, в промзоне ручья Малого.

Ответным письмом № 8762/020817 от 03.04.2018г. года администрацией города Сочи в лице Департамента имущественных отношений административным истцам отказано в предоставлении земельного участка в собственность. Отказ мотивирован тем, что якобы отсутствуют основания для предоставления в собственность за плату без проведения торгов испрашиваемого земельного участка.

Не согласившись с указанным отказом, полагая его незаконным и необоснованным ФИО2, ФИО3 и ФИО4 обжаловали его в суд.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы. препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализаций законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия: (бездействие) органа, организации, липа, наделенных государственными или иными публичными: полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности.

Статьей 39.2 Земельным кодексом Российской Федерации установлено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, в пределах их компетенции.

В соответствии со статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Согласно части 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае если на нем расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления.

Судебной коллегией установлено, что административный истец ФИО2 является арендатором земельного участка площадью 11300 м. кв., кадастровый <...>. категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования «Для строительства и эксплуатации производственной базы», по адресу: г. Сочи, Хостинский район, промзона р. Малый.

Поскольку на испрашиваемом земельном участке расположен объект недвижимого имущества, принадлежащий административным истцам, земельный участок не обременен правами иных лиц, не изъят и не ограничен в обороте, ФИО2, ФИО3 и ФИО4 обладают исключительным правом на приобретение земельного участка в собственность.

Статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации определен порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении; принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости»; обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена; подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка; заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

Судебной коллегией установлено, что порядок подачи заявления в администрацию города Сочи о предоставлении земельного участка соблюден, ФИО2, ФИО3 и ФИО4 приложены все необходимые для получения услуги документы.

Таким образом, учитывая все установленные по делу обстоятельства, оценив представленные в материалы дела доказательства, судебная коллегия приходит к выводу, что отказ администрации города Сочи в предоставлении земельного участка в собственность, нарушает права и законные интересы истцов, предусмотренные действующим земельным законодательством Российской Федерации.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений, в том, числе, об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

При таких обстоятельствах, судом первой инстанции обоснованно удовлетворены заявленные исковые требования.

Доказательства, положенные судом первой инстанции в основу своих выводов, сомнений в достоверности не вызывают.

Доводы апелляционных жалоб не могут быть приняты судом в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам, материалам дела и направлены на ошибочное толкование норм материального права, не опровергают выводов суда первой инстанции.

Нарушений норм материального права, влекущих отмену решения суда, не усматривается.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.

Руководствуясь ст.ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 18 апреля 2018 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.

Председательствующий -

Судьи -