Председательствующий: судья Неткачев К.Н.
УИД 19RS0001-02-2020-000837-81
Дело № 33а-2477/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Абакан 02 декабря 2020 г.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Страховой О.А.,
судей Вениченко О.В., Петровой Т.Л.,
при ведении протокола помощником судьи Ербягиной М.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2 к Министерству внутренних дел по Республике Хакасия, Управлению внутренних дел России по г. Абакану, начальнику Управления внутренних дел России по г. Абакану ФИО3 об оспаривании решения,
по апелляционной жалобе административных истцов ФИО1, ФИО2 на решение Абаканского городского суда от 30 сентября 2020 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад председательствующего, объяснения представителя административных истцов ФИО4, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя административных ответчиков ФИО5, выразившей согласие с решением суда, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1, ФИО2 обратились в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения отдела по вопросам миграции УМВД России по г. Абакану - (далее ОВМ УМВД России по г.Абакану), требования мотивировали тем, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась к начальнику ОВМ УМВД России по г.Абакану с заявлением о регистрации ее сына ФИО1, отбывающего наказание в виде лишения свободы, по месту жительства в квартире <адрес>, собственником которой она является. Вместе с тем, просила назначить конкретную дату и время прибытия для представления документов специалисту паспортного стола, письменно разъяснить какие документы необходимо представить для решения вопроса о регистрации, о принятом решении уведомить письменно в установленные законом сроки. К заявлению приложила заявление ФИО1 с просьбой поставить на регистрационный учет по месту жительства в указанной квартире, заверенное ВРИО начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Хакасия, надлежаще заверенную доверенность, в соответствии с которой, ФИО1 уполномочил ФИО6 представлять его интересы в паспортном столе, отделениях и территориальных пунктах УФМС России по Республике Хакасия по вопросам постановки на регистрационный учет по месту жительства, копию своего паспорта, свидетельство о государственной регистрации права собственности на квартиру. Решением УМВД России по г.Абакану, оформленным письмом от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 разъяснен порядок получения государственной услуги, возвращены приложенные к заявлению документы со ссылкой на необходимость личного присутствия ФИО1 при подаче заявления о регистрации по месту жительства ответственному должностному лицу. Полагая указанные действия незаконными, с учетом уточнений просили возложить на ОВМ УМВД России по г. Абакану обязанность произвести постановку ФИО1 на регистрационный учет по месту жительства: <адрес>.
Определением судьи к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Министерство внутренних дел по Республике Хакасия.
Определением суда в качестве административных соответчиков привлечены УМВД России по г. Абакану, начальник УМВД России по г. Абакану ФИО3.
В судебное заседание административные истцы ФИО1, ФИО2 не явились, направили своего представителя ФИО4, которая административный иск поддержала, настаивала на его удовлетворении.
Административные ответчики МВД по Республике Хакасия, УМВД России по г. Абакану, начальник УМВД России по г. Абакану ФИО3 в судебное заседание представителей не направили.
В письменных возражениях на административный иск представитель УМВД России по г. Абакану ФИО5 просила в удовлетворении иска отказать, ссылаясь на то, что оспариваемым решением в предоставлении государственной услуги административным истцам не было отказано в связи с чем, не были нарушены их права и законные интересы.
Решением суда от 30 сентября 2020 г. ФИО1, ФИО2 отказано в удовлетворении административного искового заявления.
В апелляционной жалобе административные истцы ФИО1, ФИО2, выражая несогласие с решением суда, просят его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении требований. Ссылаясь на доводы и основания административного искового заявления, приводя законоположения, регулирующие спорные правоотношения, указывают на незаконность действий должностных лиц, поскольку считают, что закон не запрещает осуществлять регистрацию по месту жительства через представителя. Обращают внимание на то, что административными истцами были представлены все необходимые документы для регистрации ФИО1.
Выслушав представителя административных истцов ФИО4, представителя административного ответчика УМВД России по г. Абакану ФИО5, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции, руководствуясь ст.3, ч.1 ст.6 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», пунктом 16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, Административным регламентом МВД РФ по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации ( п.п.2.2,48,90,93.1), исходил из того, что осуществление регистрации гражданина Российской Федерации по месту жительства неразрывно связано с его личным прибытием и фактическим проживанием в том или ином жилом помещении, однако на момент рассмотрения дела ФИО1 содержится в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Хакасия, не может прибыть для регистрации и фактически не проживает в жилом помещении, в котором хочет осуществить регистрацию по месту жительства. При этом, заявление о регистрации по месту жительства подал через представителя, действующего на основании доверенности, составив его в произвольной форме, не приложив все необходимые документы, а именно, паспорт гражданина РФ.
Предоставление государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, как правильно указал суд первой инстанции, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации", Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным Приказом МВД России от 31 декабря 2017 г. № 984.
В силу пункта 48 Административного регламента для регистрации по месту жительства заявитель представляет заявление о регистрации по месту жительства по форме N 6 (приложение N 5 к Административному регламенту) и документы, предусмотренные пунктом 49 Административного регламента.
Заявление о регистрации по месту жительства оформляется в одном экземпляре на бланке установленной формы и заполняется с помощью средств электронно-вычислительной техники или от руки разборчиво печатными буквами чернилами черного или синего цвета. Не допускается исправление ошибок путем зачеркивания либо с помощью корректирующих средств.
Заявление о регистрации по месту жительства подписывается заявителем и собственником (нанимателем) жилого помещения, указанного в заявлении.
Бланк заявления о регистрации по месту жительства заявитель может получить в органе регистрационного учета или заполнить и распечатать на сайте МВД России.
Заявление о регистрации по месту жительства представляется лично лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, за исключением случая подачи заявления в форме электронного документа с использованием Единого портала, а также при регистрации гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущему кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, в котором он постоянно или преимущественно проживает.
Одновременно с заявлением о регистрации по месту жительства заявитель представляет (пункт 49 Административного регламента):
- Паспорт.
- Письменное согласие о вселении гражданина в жилое помещение от проживающих совместно с нанимателем жилого помещения совершеннолетних пользователей, наймодателя, всех участников долевой собственности (при необходимости).
Согласие на вселение гражданина в жилое помещение удостоверяется лицом, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, либо в соответствии с законодательством Российской Федерации о нотариате.
В соответствии с пунктом 58 Административного регламента основанием для отказа в приеме заявления о регистрации и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, является:
нарушение установленных требований к форме и содержанию заявления о регистрации, в том числе, если текст заявления о регистрации не поддается прочтению (п.58.1).
отсутствие документов, обязательное представление которых предусмотрено Административным регламентом (п.58.2).
Как следует из материалов дела, административные истцы Б-вы не представили все необходимые документы для регистрации ФИО1 по месту жительства в указанном жилом помещении, в связи с чем, у административного ответчика ОВМ УМВД России по г.Абакану отсутствовали основания для начала процедуры регистрационного учёта, документы, являющиеся приложением к заявлению ФИО2, возвращены заявителю.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, установив, что оспариваемые действия являются соответствующими действующему законодательству, пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы административных истцов о незаконности оспариваемого решения в части указания о необходимости личной явки ФИО1 для подачи заявления о регистрации по месту жительства не опровергают выводов суда и не влияют на законность решения, принятого судом первой инстанции, в связи с чем, не являются основанием для его отмены.
Решение суда первой инстанции вынесено в соответствии с нормами материального и процессуального права; основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 307-309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Абаканского городского суда от 30 сентября 2020 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу административных истцов ФИО1, ФИО2 – без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий | Страхова О.А. |
Судьи | Вениченко О.В. Петрова Т.Л. |