Дело № 33а-2481/2019 Докладчик Астровко Е.П.
Судья Ульянова А.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Астровко Е.П.,
судей Кирюшиной О.А. и Самылова Ю.В.,
при секретаре Ратниковой М.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 25 июня 2019 года административное дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Собинского городского суда Владимирской области от 24 декабря 2018 года, которым отказано в удовлетворении административного иска ФИО1 об оспаривании распоряжения главы администрации Собинского района от 05.07.2018 г. ****.
Заслушав доклад судьи Астровко Е.П., судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к главе администрации муниципального образования Собинского района Владимирской области ФИО2 о признании незаконным распоряжения от 05.07.2018 г. ****.
В обоснование указал, что распоряжением главы администрации муниципального образования Собинский район Владимирской области ФИО2 от 05.07.2018 года **** «О проведении внеплановой проверки и (или) документарной проверки соблюдения земельного законодательства», на него возложена обязанность: «прибыть **** к **** ч. по адресу: ****, явка обязательна, при себе необходимо иметь копии паспорта, ИНН, правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов на используемый земельный участок и строения, расположенные по адресу: ****…». В распоряжении не раскрыто ни оснований проведения внеплановой проверки, ни оснований необходимости предоставления запрашиваемых документов. Из содержания распоряжения не представляется возможным определить, что или кто конкретно является предметом предстоящей проверки - ФИО1, как землепользователь, или земельный участок, расположенный ****, какое отношение к этому земельному участку и расположенным на нем строениям он имеет, какие фактические данные дали административному ответчику основание считать, что указанный земельный участок им используется, почему на него возложена необходимость явки и предоставления соответствующих документов. Полагает, что ответы на перечисленные вопросы должны содержаться в обжалуемом распоряжении в соответствии с действующим законодательством. Не обоснование ответчиком принятого решения является неправомерным сокрытием информации, нарушающим права истца на своевременное получение достоверной информации в установленный законом срок и надлежащим способом. Обращение в суд за получением информации, которую он должен был получить из распоряжения, умаляет его человеческое достоинство. Поскольку возложенные обязанности на него необоснованны и немотивированны, не обоснование которых исключает возможность решения вопроса, как о законности возложения самих обязанностей, так и о законности принятия решения о проведении внеплановой проверки в отношении него в целом. Просил признать оспариваемое распоряжение незаконным.
Административный истец ФИО1, надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания в суд не явился, о причинах неявки не известил, своего представителя не направил, ходатайств об отложении разбирательства административного дела не заявлял.
Административный ответчик ФИО2, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель административного ответчика ФИО3 по доверенности в заявлении возражала против удовлетворения требований, указав, что 5 июля 2018 г. было принято распоряжение главы администрации Собинского района **** «О проведении внеплановой проверки и (или) документарной проверки соблюдения земельного законодательства». Проверка обоснованности использования земельного участка ФИО1 была вызвана обращением жительницы **** в ****ФИО4, и проведена в строгом соответствии с постановлением администрации Собинского района от ******** «Об утверждении Административного регламента по осуществлению муниципального земельного контроля за использованием земель на территории муниципального образования Собинский район». Распоряжение главы администрации являлось основанием для проведения проверки инспектором муниципального земельного контроля. В соответствии с пунктом 3.4.7 Административного регламента, проверки проводятся на основании распоряжения главы администрации Собинского района. Распоряжение издается в соответствии с типовой формой, утвержденной приказом Минэконом развития Российской Федерации от ********. В соответствии с указанным распоряжением в адрес ФИО1 было направлено письмо с просьбой о прибытии для проведения проверки. Указанное письмо было направлено своевременно в целях обеспечения явки заинтересованного лица. Отсутствие заинтересованного лица не является основанием для отмены проверки. Распоряжение о проведении внеплановой проверки было принято Главой администрации Собинского района в пределах компетенции, в соответствии с действующим Административным регламентом о проведении муниципального земельного контроля. Распоряжение адресовано главному инспектору муниципального земельного контроля в порядке подчиненности, в распоряжении обозначена цель - использование земельного участка ****, о проведении контроля своевременно были извещены заявитель ФИО4 и заинтересованное лицо ФИО1
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить, полагая, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела, а также ввиду несоответствия выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. 71 Земельного кодекса РФ под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели), гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности (п. 1).
Государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти согласно их компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (п. 2).
Предметом проверок при осуществлении государственного земельного надзора является соблюдение в отношении объектов земельных отношений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований земельного законодательства, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность (п. 3).
Должностные лица органов государственного земельного надзора имеют право, в том числе осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации; выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки (подп. 1 и 5 п. 5).
По результатам проверок должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного земельного надзора, составляются акты проверки. В случае выявления в ходе проведения проверок нарушений требований законодательства Российской Федерации к актам проверки прилагаются предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения, а лица, совершившие выявленные нарушения, привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п. 7).
Согласно подп. 3 п. 6 ст. 71.1 Земельного кодекса РФ внеплановые проверки соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации проводятся в случае поступления в орган государственного земельного надзора обращений и заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о нарушениях имущественных прав Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, юридических лиц, граждан.
Порядок проведения проверок, рейдовых и инспекционных мероприятий при осуществлении муниципального контроля определяется Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Постановлением Администрации Владимирской области № 118 от 25 февраля 2015 года утвержден Порядок осуществления муниципального земельного контроля на территории Владимирской области (л.д.206-210), согласно которому внеплановые проверки проводятся в случае получения обращений и заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, свидетельствующих о наличии признаков обязательных требований (п.9главы 3); о проведении внеплановой проверки гражданин уведомляется органами земельного контроля не позднее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом (п.10 главы 3).
Постановлением администрации МО Собинский район от 24.04.2015 г. № 512 и в соответствии с п. 2 ст. 72 ЗК РФ утвержден Административный регламент по осуществлению муниципального земельного контроля за использованием земель на территории муниципального образования Собинский район.
В соответствии с п. 1.4 Административного регламента, предметом осуществления муниципального земельного контроля является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований, установленных федеральными законами, в сфере земельных правоотношений при использовании указанными лицами земель на территории муниципального образования Собинский район.
Подпунктом 1.6.1 п.1.6 Административного регламента предусмотрено, что руководитель, должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель, физическое лицо, при проведении проверки имеют право: непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки; получать от органа муниципального контроля информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено Федеральным законом от 26.12.2008г. № 294 0ФЫЗ4 знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями инспектора по муниципальному земельному контролю; обжаловать действия (бездействие) должностного лица органа муниципального контроля, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя, физического лица, при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 3.4.2 предусмотрены основания для назначения внеплановой проверки, в том числе, поступление в орган муниципального контроля обращений и заявлений граждан по фактам нарушения прав граждан (под. 2 п.3.4.2 Административного регламента).
В соответствии с п. 3.3.1 Административного регламента, Главный инспектор по муниципальному земельному контролю проверяет обращения и заявления на соответствие следующим требованиям: 1) возможность установления лица, обратившегося в уполномоченный орган; 2) наличие сведений о фактах, указанных в пункте 3.3.1 части 3.3 раздела 3 настоящего административного регламента; соответствие предмета обращения полномочиям администрации Собинского района.
Требования прокурора, обращения и заявления передаются главе администрации Собинского района. Глава администрации Собинского района рассматривает требование прокурора, обращение и заявления и передает документы главному инспектору по муниципальному земельному контролю, подготовку решения о проведении проверки, и передает требование прокурора, обращение и заявление с соответствующим поручением (п.3.3.2).
Результатом исполнения административной процедуры является поручение главы администрации Собинского района о подготовке распоряжения о проведении проверки (п. 3.3.3); максимальный срок исполнения указанной административной процедуры - 2 рабочих дня (п. 3.3.4).
Проверки проводятся на основании распоряжения главы администрации, распоряжение издается в соответствии с типовой формой, утвержденной Приказом Минэкономразвития РФ от 30.04.2009 №141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (п.3.4.7). Проверки могут быть плановыми (не реже одного раза в год), внеплановыми по конкретным обращениям граждан (п.4.3).
По Соглашению между органами местного самоуправления поселения и органом местного самоуправления муниципального района о передаче части полномочий от 24.1.2017 №Ю-02/244, администрация г. Лакинска передала администрации Собинского района полномочия по осуществлению муниципального земельного контроля на территории МО Лакинск (решение СНД города Лакинска Владимирской области от ********).
Судом установлено, что Главой администрации Собинского района ФИО2 вынесено распоряжение ******** «О проведении внеплановой выездной и (или) документарной проверки соблюдения земельного законодательства», поводом для вынесения которого послужило обращение ФИО4 с просьбой о проведении земельного контроля, в связи с тем, что ФИО1, проживающий по адресу: ****, поставил забор на административной земле сзади ****, перегородил проход к пруду.
**** администрацией Собинского района в адрес ФИО1 направлено уведомление с просьбой прибыть самостоятельно либо обеспечить участие полномочного представителя **** к **** ч. по адресу: ****, для проведения мероприятий по осуществлению муниципального контроля с указанием обязательной явки и представления комплекта необходимых документов. Указанное уведомление и копия распоряжения получены ФИО1****.
По результатам проверки составлен Акт **** от **** внеплановой и (или) документарной проверки соблюдения земельного законодательства, с которым ознакомлен ФИО1, ему вручена копия акта. ФИО1 привлечен к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ, в связи с нарушением требований ч. 1 ст. 25 и ч. 1 ст. 26 ЗК РФ.
Разрешая требования административного иска ФИО1, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным распоряжения от 05.07.2018 года **** «О проведении внеплановой проверки и (или) документарной проверки соблюдения земельного законодательства», поскольку оспариваемое распоряжение издано в соответствии с требованиями закона ст.ст. 42, 72, 74 ЗК РФ, Административного регламента по осуществлению муниципального земельного контроля за использованием земель на территории МО Собинский район, утвержденного постановлением администрации от 24.04.2015 № 512, в пределах компетенции главы администрации Собинского района, и принято в целях проверки поступившей из обращения ФИО4 информации об установке ФИО1 забора сзади ****, которым перегорожен проход к пруду.
Распоряжение было адресовано главному инспектору муниципального контроля в порядке подчиненности, в распоряжении обозначена цель контроля - использование земельного участка южнее ****, о проведении контроля были извещены заявитель ФИО4, и заинтересованное лицо ФИО1, о незаконных действиях которого было обращение заявителя.
Судебная коллегия с указанными выводами суда первой инстанции соглашается, так как они соответствуют материалам дела и основаны на правильном применении законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Судебная коллегия также согласна с выводом суда первой инстанции о том, что административным истцом не представлено доказательств нарушения его прав, свобод и законных интересов внеплановой проверкой физического лица. Доводы административного истца об обратном судом обоснованно признаны несостоятельными.
Уведомление, содержащее просьбу прибыть самостоятельно либо обеспечить участие полномочного представителя для проведения мероприятий по осуществлению муниципального контроля с указанием обязательной явки и представления комплекта необходимых документов, направлено полномочным лицом в рамках процедуры проведения муниципального земельного контроля за использованием земель, в целях реализации гражданином, в отношении которого проводится проверка, права на участие в проверке, выражение своего мнения, представления объяснений, подтверждающих документов.
В обозначенное в уведомлении время и место ФИО1 не явился, представителя не направил, документы не представил. Невыполнение перечисленных предписаний не повлекло для него каких-либо неблагоприятных и негативных последствий. Таким образом, указанным уведомлением права и охраняемые законом интересы ФИО1 не нарушены.
С учетом изложенного, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным. Оснований для отмены данного решения суда по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется, поскольку указанные доводы повторяют позицию административного истца в суде первой инстанции и основаны на неверном толковании норм материального права, им в решении суда дана надлежащая правовая оценка. Сама по себе иная оценка заявителем жалобы представленных доказательств и норм действующего законодательства не может служить основанием к отмене правильного по существу решения.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 307-311 КАС РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Собинского городского суда Владимирской области от 24 декабря 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 без удовлетворения.
Председательствующий Е.П. Астровко
Судьи О.А. Кирюшина
Ю.В. Самылов