Судья 1 инстанции Шопик М.С. | 38RS0033-01-2022-000455-92 | ||
Судья-докладчик Исакова Н.Н. | № 33а-2492/2022 | ||
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Иркутск |
Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Каракич Л.Л.,
судей Исаковой Н.Н., Махмудовой О.С.,
при секретаре судебного заседания Шаракшановой И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1566/2021 по административному иску Винокурова Михаила Леонидовича, Козлова Виктора Анатольевича к службе государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области о признании незаконным решения службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области
по апелляционной жалобе Винокурова М.Л., Козлова В.А. на решение Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 30 ноября 2021 г.,
установила:
в обоснование административного иска указали, что являются собственниками жилого и нежилого помещений многоквартирного дома по адресу: г. В результате ознакомления с материалом проверки, зарегистрированном КУСП № 9238 от 1 июня 2020 г. в ОП-6 МУ МВД РФ «Иркутское», им стало известно о подделке протокола общего собрания собственников многоквартирного дома по адресу № 1 от 6 мая 2019 г. Смена управляющих компаний произведена решением службы государственного жилищного надзора Иркутской области № 492/19 от 27 июня 2019 г. о внесении изменений в реестр лицензий Иркутской области в части сведений о многоквартирном доме (далее - МКД № (данные изъяты)), в отношении которого АО «ВУЖСК» прекращает деятельность по управлению с 1 июля 2019 г. и о внесении изменений в реестр лицензий Иркутской области в части сведений о МКД № Номер изъят, в отношении которого ООО «УК «Мир» приступает к осуществлению деятельности по управлению с 1 июля 2019 г. Основанием является протокол общего собрания собственников многоквартирного дома по адресу: , № 1 от 6 мая 2019 г. Согласно ответу службы государственного жилищного надзора Иркутской области № 02-86-14393/20 от 9 ноября 2020 г. на запрос № 42/34 от ОП-6 МУ МВД РФ «Иркутское», запрашиваемый подлинник протокола общего собрания собственников многоквартирного дома по адресу г. , № 1 от 6 мая 2019 г. в службе отсутствует. Решением службы № 492/19 от 27 июня 2019 г. нарушено волеизъявление собственников МКД и произведена смена управляющей организации без согласования тарифов, на основе несуществующего протокола собрания собственников МКД № 1 от 6 мая 2019 г., и соответственно ООО «УК «Мир» ведет незаконную деятельность, получая с собственников МКД денежные средства.
Просили признать решение службы государственного жилищного надзора Иркутской области № 492/19 от 27 июня 2019 г. о внесении изменений в реестр лицензий Иркутской области в части сведений о многоквартирном доме № , в отношении которого АО «ВУЖСК» прекращает деятельность по управлению с 1 июля 2019 г., и о внесении изменений в реестр лицензий Иркутской области в части сведений о многоквартирном доме № Номер изъят, в отношении которого ООО «УК «Мир» приступает к осуществлению деятельности по управлению с 1 июля 2019 г., незаконным и отменить его, взыскать уплаченную государственную пошлину в размере 300 руб.
Определением Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 12 августа 2021 г. произведена замена административного ответчика со службы государственного жилищного надзора Иркутской области на ее правопреемника службу государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области.
Решением Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 30 ноября 2021 г. административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Винокуров М.Л., Козлов В.А. просили решение суда отменить, принять по делу новое решение. В обоснование доводов жалобы к отмене решения, повторяя позицию административного иска, указывают, что суд, применил закон, не подлежащий применению. На момент подачи заявлений от управляющих компаний о внесении в реестр лицензий и принятия Службой решения № 492/19 от 27 июня 2019 г. действовал Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденный приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 № 938/пр в редакции от 2 марта 2018 г. № 134/пр, а суд применил Порядок в редакции 30 октября 2020 г. № 658/пр. Вывод суда о пропуске срока обращения в суд неверен, об обстоятельствах отсутствия в Службе подлинника протокола истцам стало известно из отказного материала в 5 февраля 2021 г. из постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.
В письменных возражениях на жалобу служба государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ч. 2 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте судебного заседания.
Заслушав доклад судьи Исаковой Н.Н., объяснения представителя службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области Пермяковой А.А., возражавшей против удовлетворения жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в апелляционном порядке, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ, для признания решения, действия (бездействия) должностного лица, наделенного отдельными публичными полномочиями, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя. При отсутствии одного из условий оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.
Пунктом 4 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится выбор способа управления многоквартирным домом.
Согласно части 3 статьи 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения.
Многоквартирный жилой дом может управляться только одной управляющей организацией (часть 9 статьи 161 ЖК РФ).
Деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (часть 1 стать 192 ЖК РФ).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 195 ЖК РФ сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий субъекта Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 198 ЖК РФ сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом в системе. Состав указанных сведений, подлежащих размещению в системе, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В соответствии с Федеральным законом от 21 июня 2014 г. № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» предусмотрена единая государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства (далее - ГИС ЖКХ), функционирующая на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном фонде.
Федеральным законом от 31 декабря 2017 г. № 485-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерацию» в часть 7 статьи 162 ЖК РФ внесены изменения, согласно которым управляющая организация обязана приступить к исполнению договора управления многоквартирным домом с даты внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления таким домом.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что при проведении проверки заявлений управляющих компаний нарушений, которые бы явились основанием для принятия решения об отказе или приостановлении не установлено, в связи с чем, службой принято решение № 492/19 от 27 июня 2019 г. о внесении изменений в реестр лицензий Иркутской области в части сведений о многоквартирном доме № , в отношении которого АО «ВУЖСК» прекращает деятельность по управлению с 1 июля 2019 г., и о внесении изменений в реестр лицензий Иркутской области в части сведений о многоквартирном доме № Номер изъят, в отношении которого ООО УК «Мир» приступает к осуществлению деятельности по управлению с 1 июля 2019 г.
Судебная коллегия с таким выводом суда соглашается.
Условия, последовательность и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации определены Порядком и сроками внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 декабря 2015г. № 938/пр (далее - Порядок).
Пунктом 2 Порядка установлены требования к сведениям, которые должно содержать заявление лицензиата о внесении изменений в реестр.
Согласно пункту 3 Порядка (в редакции Приказа Минстроя России № 134/пр от 2 марта 2018 г., действовавшей с 1 января 2019 г.) к заявлению о внесении изменений в реестр прилагаются следующие документы:
а) копия протокола и решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении с ней договора управления многоквартирным домом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления в случае проведения такого собрания, за исключением случая представления в орган государственного жилищного надзора подлинников указанных документов в соответствии с частью 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации;
б) копия протокола конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, в соответствии с которым управляющая организация определена победителем конкурса, либо копия протокола, в соответствии с которым управляющая организация определена единственным участником конкурса, в случае если конкурс признан несостоявшимся, в связи с тем, что только один претендент признан участником конкурса (в случае проведения указанного конкурса);
в) копия договора управления, условия которого утверждены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, или копия договора управления, заключенного с застройщиком в случаях, предусмотренных частью 14 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
г) копия акта приема-передачи технической документации и иных связанных с управлением таким домом документов, ключей от помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, электронных кодов доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и иных технических средств и оборудования, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, в случае подачи заявления об исключении многоквартирного дома из реестра;
д) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя на подачу заявления и документов, предусмотренных пунктом 3 настоящего Порядка (в случае, если от имени заявителя обращается его уполномоченный представитель), оформленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
е) копия договора управления многоквартирным домом, заключенного с управляющей организацией на основании распорядительного документа органа местного самоуправления, органа исполнительной власти городов федерального значения - Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя в случаях, предусмотренных частью 17 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
ж) копию заявления одной из сторон договора управления многоквартирным домом в случае прекращения договора управления многоквартирным домом в связи с окончанием срока его действия;
з) копия договора управления многоквартирным домом, подписанного управляющей организацией, определенной победителем открытого конкурса по отбору управляющей организации;
и) в случае реорганизации в форме присоединения к лицензиату юридического лица или юридических лиц, управляющего или управляющих многоквартирным домом или домами (далее - присоединяемые лица):
- копия листа записи Единого государственного реестра юридических лиц о реорганизации в форме присоединения к лицензиату присоединяемых лиц;
- копии решений общих собраний участников (акционеров) лицензиата и присоединяемых лиц о реорганизации в форме присоединения, оформленных протоколами общих собраний участников (акционеров) или решениями единственных участников (акционеров), или решений собственников имущества унитарных предприятий, или решений учредителей (учредителя) некоммерческих организаций о реорганизации в форме присоединения;
- копия передаточного акта между присоединяемыми лицами и лицензиатом;
к) в случае реорганизации в форме преобразования лицензиата:
- копия листа записи Единого государственного реестра юридических лиц о реорганизации в форме преобразования;
- копии решений общих собраний участников (акционеров) лицензиата о реорганизации в форме преобразования, оформленных протоколами общих собраний участников (акционеров) или решениями единственных участников (акционеров), или решений собственников имущества унитарных предприятий, или решений учредителей (учредителя) некоммерческих организаций о реорганизации в форме преобразования;
л) в случае реорганизации в форме слияния юридических лиц, управляющих многоквартирным домом или домами (далее - реорганизованные юридические лица):
- копия листа записи Единого государственного реестра юридических лиц о создании юридического лица путем реорганизации в форме слияния;
- копии решений общих собраний участников (акционеров) реорганизованных юридических лиц о реорганизации в форме слияния, оформленных протоколами общих собраний участников (акционеров) или решениями единственных участников (акционеров), или решений собственников имущества унитарных предприятий, или решений учредителей (учредителя) некоммерческих организаций о реорганизации в форме слияния;
- копия передаточного акта между реорганизованными юридическими лицами и юридическим лицом, создаваемым в результате слияния;
- справка с данными о реорганизованных юридических лицах (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами) на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц, заверенная правопреемником;
м) опись представляемых документов с указанием наименования и реквизитов каждого документа и количества листов, подписанная заявителем (уполномоченным представителем заявителя).
Копии представляемых с заявлением документов должны быть прошиты и надлежащим образом заверены уполномоченным должностным лицом заявителя.
Пунктом 5 Порядка (в редакции Приказа Минстроя России № 134/пр от 2 марта 2018 г.) предусмотрено, что в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:
а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка;
в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя;
д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;
е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 Порядка (в редакции Приказа Минстроя России № 134/пр от 2 марта 2018 г.) по итогам проверки заявления и документов, представленных заявителем, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка.
В силу пункта 7 Порядка (в редакции Приказа Минстроя России № 134/пр от 2 марта 2018 г.) по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений
а) о внесении изменений в реестр;
б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов;
в) о приостановлении рассмотрения заявления.
Из анализа вышеуказанных норм права следует, что как на момент возникновения спорных правоотношений, так и на момент рассмотрения спора судом, заявителями в государственный орган предоставляются копии документов, в том числе, протокола общего собрания собственников многоквартирного дома.
Судом установлено, что Козлов В.А. является собственником нежилого помещения, расположенного по адресу: , Винокуров М.Л. является собственником ? доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу:
13 июня 2019 г. АО «ВУЖСК» обратилось в службу с заявлением о внесении в реестр лицензий Иркутской области сведений о МКД № 60/1 по адресу: , в отношении которого АО «ВУЖСК» прекращает деятельность по управлению.
К заявлению была приложена, в том числе, копия протокола № 1 от 6 мая 2019 г. с приложением МКД по адресу: , копия акта приема-передачи технической документации МКД по адресу: .
19 июня 2019 г. ООО «УК «Мир» обратилось в службу с заявлением о внесении в реестр лицензий Иркутской области сведений о МКД № Номер изъят, по адресу: в отношении которого ООО «УК «Мир» приступает к осуществлению деятельности по управлению.
К заявлению прилагались прошитые и надлежащим образом заверенные копии протоколов о выборе способа управления и заключенных договоров управления МКД, перечень МКД.
По результатам рассмотрения указанных заявлений 27 июня 2019 г. службой принято решение № 492/19 о внесении изменений в реестр лицензий Иркутской области в части сведений о МКД , в отношении которого АО «ВУЖСК» прекращает осуществление деятельности по управлению с 1 июля 2019 г., и о внесении изменений в реестр лицензий Иркутской области, в части сведений о МКД № , в отношении которого ООО «УК «Мир» приступает к деятельности по управлению с 1 июля 2019 г.
Согласно приказу Минкомсвязи России № 504, приказу Минстроя России № 934/пр от 30 декабря 2014 г. «Об определении официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» официальным сайтом ГИС ЖКХ является https://dom.gosuslugi.ru.
Согласно сведениям, содержащимся в реестре лицензий Иркутской области, размещенном в ГИС ЖКХ, в период с 10 апреля 2015 г. по 30 июня 2019 г. предпринимательскую деятельность по управлению МКД № , осуществляло АО «ВУЖСК», а с 1 июля 2019 г. – ООО «УК «Мир».
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, действующим законодательством не предусмотрена обязанность управляющей компании прикладывать к заявлению о внесении изменений в реестр лицензий Иркутской области оригинал протокола общего собрания собственников помещений.
Доводы апелляционной жалобы, что судом неправомерно применен Порядок в редакции от 30 октября 2020 г. № 658/пр. несостоятельны.
Доводы жалобы о соблюдении срока обращения в суд основаны на неверном толковании норм права, и субъективном отношении заявителей к обстоятельствам осведомленности нарушений своих прав и не могут служить основанием для отмены решения суда.
По сути, административные истцы не согласны с управлением многоквартирным домом по адресу: ООО «УК «Мир», однако такие требования не подлежат рассмотрению способом избранном ими в настоящем деле.
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к вышеуказанным выводам, подробно изложены в оспариваемом судебном акте и оснований не соглашаться с выводами суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что решение Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 30 ноября 2021 г. является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь п. 1 ст. 309, ст. 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 30 ноября 2021 г. по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Судья – председательствующий | Л.Л. Каракич |
Судьи | Н.Н. Исакова О.С. Махмудова |