ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2497/2016 от 06.06.2016 Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика)

Докладчик БлиноваМ.А.

Апелляционное дело №33а-2497/2016

Судья Алексеева А.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

06 июня 2016 года г.Чебоксары

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего Блиновой М.А.,

судей Юркиной И.В., Филимоновой И.В.,

при секретаре Ивановой М.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению прокурора Моргаушского района Чувашской Республики в интересах Соловьевой Т.Ю. к администрации Моргаушского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики, администрации Моргаушского района Чувашской Республики о признании незаконным бездействия администрации Моргаушского сельского поселения, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, поступившее по апелляционной жалобе администрации Моргаушского района Чувашской Республики и апелляционному представлению прокурора Моргаушского района Чувашской Республики на решение Моргаушского районного суда Чувашской Республики от 04 марта 2016 года.

Заслушав доклад судьи Блиновой М.А., выслушав объяснения прокурора отдела Прокуратуры Чувашской Республики Ивановой И.Г., полагающей решение суда подлежащим отмене по доводам апелляционного представления и апелляционной жалобы с направлением дела на новое рассмотрение,судебная коллегия

установила:

Прокурор Моргаушского района Чувашской Республики первоначально обратился в суд с административным иском в интересах Соловьевой Т.Ю. к администрации Моргаушского сельского поселения Моргаушского района о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить допущенные нарушения.

В последующем прокурор Моргаушского района Чувашской Республики уточнил исковые требования, предъявив их к двум административным ответчикам – администрации Моргаушского сельского поселения Моргаушского района и администрации Моргаушского района Чувашской Республики

Исковые требования прокурора мотивированы тем, что Соловьева Т.Ю. на основании договора от 25 января 1995 года, заключенного с отделом образования администрации Моргаушского района, проживает в жилом доме <адрес>. Жилое помещение администрацией Моргаушского района распоряжением от 19 августа 1994 года передано отделу культуры администрации Моргаушского района и в последующем приказом заведующего отделом образования администрации района от 04 апреля 1995 года преобразовано в ведомственное жилье.

Межведомственной комиссией на основания заявления Соловьевой Т.Ю. проведено обследование занимаемого ею жилого помещения и вынесено заключение от 21 августа 2012 года о непригодности его для проживания. Постановлением главы администрации Моргаушского сельского поселения Моргаушского района от 13 ноября 2012 года Соловьева Т.Ю. принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и имеющей право на государственную поддержку на строительство (приобретение) жилья.

В соответствии со ст. 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным или подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47, органом местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения межведомственной комиссии о признании жилого помещения муниципального жилищного фонда непригодным для проживания должно было быть издано распоряжение, определяющее дальнейшее использование жилого помещения. Однако, распоряжение не издано до настоящего времени.

Основываясь на изложенных в иске обстоятельствах, с учетом уточнения исковых требований прокурор просил суд:

- признать незаконным бездействие администрации Моргаушского сельского поселения Моргаушского района в части непринятия предусмотренного п. 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47, распоряжения с указанием о сроках отселения Соловьевой Т.Ю. и членов ее семьи, проживающих в непригодном для проживания доме <адрес>;

- возложить обязанность на администрацию Моргаушского сельского поселения Моргаушского района в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда внести дом указанный дом в реестр жилых домов, признанных аварийными и подлежащими сносу;

- возложить обязанность на администрацию Моргаушского сельского поселения Моргаушского района в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда принять распоряжение о сроках отселения Соловьевой Т.Ю. и членов ее семьи из вышеуказанного дома.

В судебном заседании помощник прокурора Моргаушского района Можаев А.В. исковые требования поддержал по изложенным в заявлении основаниям.

Истец Соловьева Т.Ю., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО1 и ФИО2, заинтересованные лица Днепровская Л.А. и Соловьева Е.А. в судебное заседание не явились, просили о рассмотрении дела в их отсутствие и удовлетворении исковых требований.

Заинтересованное лицо Соловьев А.П. просил исковые требования прокурора удовлетворить.

Представитель административного ответчика администрации Моргаушского района Тимофеева О.В. в удовлетворении административного искового заявления просила отказать, указав, что дом был предоставлен районным отделом образования семье Соловьевой Т.Ю. как ведомственное жилье. Договор найма помещения с Соловьевыми не заключался. Дом ни на чьем балансе, в том числе администрации Моргаушского района, не состоит. Специалист, не проверив, составил справку о том, что жилой дом состоит в реестре муниципального имущества Моргаушского района, что не соответствует дейстивтельности. Дом представлял собой здание ... школы (нежилое помещение), отсутствуют документы, подтверждающие, что дом относится к жилым помещениям. Решением межведомственной комиссии дом признан непригодным для постоянного проживания, аварийным и подлежащим сносу он не признавался. Реестр многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, администрацией Моргаушского сельского поселения не ведется.

Административный ответчик администрация Моргаушского сельского поселения Моргаушского района явку своего представителя в суд не обеспечила, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Представитель отдела образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Моргаушского района в судебном заседании суда первой инстанции не участвовал.

Решением Моргаушского районного суда Чувашской Республики от 04 марта 2016 года постановлено:

«Административные исковые требования прокурора Моргаушского района Чувашской Республики в интересах Соловьевой Т.Ю. к администрации Моргаушского сельского поселения Моргаушского района о признании незаконным бездействие администрации Моргаушского сельского поселения, обязании устранить допущенные нарушения удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Моргаушского сельского поселения Моргаушского района в части непринятия предусмотренных пунктом 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47, решения с указанием о сроках отселения Соловьевой Т.Ю. и членов ее семьи, проживающих в непригодном для проживания доме по адресу: ....

Обязать администрацию Моргаушского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики в течение 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда принять решение о внесении дома <адрес> в реестр жилых домов, признанных аварийными и подлежащими сносу.

Обязать администрацию Моргаушского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики в течение 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда издать распоряжение о сроках отселения Соловьевой Т.Ю. и членов её семьи из дома <адрес>.

Производство по гражданскому делу по административному исковому заявлению прокурора Моргаушского района Чувашской Республики в интересах Соловьевой Т.Ю. к администрации Moргаушского сельского поселения Моргаушского района, администрации Моргаушского района Чувашской Республики о признании незаконным бездействие администрации Моргаушского сельского поселения, обязании устранить допущенные нарушения, в части заявленных к администрации Моргаушского района Чувашской Республики требований, прекратить».

На указанное решение суда администрацией Моргаушского района Чувашской Республики подана апелляционная жалоба, прокурором Моргаушского района принесено апелляционное представление по мотивам незаконности и необоснованности.

Лица, участвующие в деле, извещенные в установленном порядке о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.

Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, выслушавобъяснения прокурора отдела Прокуратуры Чувашской Республики Ивановой И.Г., полагающей решение суда подлежащим отмене по доводам апелляционного представления и апелляционной жалобы с направлением дела на новое рассмотрение, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно статье 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.

В соответствии со статьей 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как усматривается из материалов дела, Соловьева Т.Ю. зарегистрирована и проживает в доме <адрес>. Совместно с ней в указанном доме зарегистрированы и проживают: ... Соловьев А.И., дети ФИО1, ФИО2, ФИО7, Днепровская (Соловьева) Л.А.

В соответствии с решением Совета РОО от 25 января 1995 года (протокол ) здание ... школы, переданное на баланс районного отдела образования по распоряжению главы районной администрации от 17 августа 1994 года, приказом по Моргаушскому районному отделу образования от 04 апреля 1995 года было преобразовано в ведомственное жилье для распределения по решению Совета РОО и райкома профсоюзов образования педагогическим работникам с. Моргауши.

На основании договора от 25 января 1995 года, заключенного между Моргаушским районным отделом образования и Соловьевой Т.Ю., <данные изъяты> я/с «...», преобразованный из старого здания ... школы под жилье дом <адрес> был выделен семье Соловьевой Т.Ю.

Заключением межведомственной комиссии, назначенной постановлением администрации Моргаушского сельского поселения Моргаушского района, от 21 августа 2012 года ведомственный жилой дом <адрес> признан непригодным для постоянного проживания, указано, что капитальный ремонт дома нецелесообразен.

В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Согласно части 4 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 42); процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в Положении требованиям включает принятие соответствующим органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии (пункт 44).

По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (пункт 47).

Согласно пункта 49 названного Положения на основании полученного заключения соответствующий орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

В рамках настоящего дела прокурором предъявлены требования об оспаривании бездействия органа местного самоуправления с возложением обязанности на администрацию Моргаушского сельского поселения Моргаушского района внести дом <адрес> в реестр жилых домов, признанных аварийными и подлежащими сносу и возложении обязанности принять распоряжение о сроках отселения Соловьевой Т.Ю. и членов ее семьи из вышеуказанного дома.

Удовлетворяя изложенные исковые требования прокурора в интересах Соловьевой Т.Ю. к администрации Моргаушского сельского поселения, суд первой инстанции указал, что в соответствии с Законом Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений» государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, единственное жилое помещение которых признано непригодным для проживания и ремонту или реконструкции не подлежит, наделены органы местного самоуправления поселений.

При этом суд первой инстанции, признав администрацию Моргаушского района Чувашской Республики ненадлежащим ответчиком по делу, постановил производство по делу в отношении указанного ответчика прекратить.

Юридическое значение для дела имеет установление в чьей собственности находится жилой дом – в муниципальной собственности Моргаушского района как ведомственное жилое помещение либо муниципальной собственности Моргаушского сельского поселения.

Поскольку отдел образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Моргаушского района Чувашской Республики согласно Положению, утв. Моргаушским районным Собранием депутатов от 10 февраля 2014г. №С-32/1 имеет права юридического лица (далее районный отдел образования), указанный районный отдел образования постановил находящееся на балансе здание ... школы преобразовать в ведомственное жилье с дальнейшим распределением семье Соловьевой Т.Ю., соответственно участие указанного районного отдела образования в качестве лица, участвующего в рассматриваемом административном деле является обязательным.

Вместе с тем представитель отдела образования, молдежной политики, физической культуры и спорта администрации Моргаушского района Чувашской Республики, в судебном заседании суда первой инстанции не участвовал. В материалах дела сведения о получении указанным муниципальным органом судебного извещения о месте и времени судебного разбирательства, в материалах дела не содержится.

Судебная коллегия также полагает обоснованными доводы апелляционной жалобы администрации Моргаушского района Чувашской Республики о том, что вынесено судом решение о включении жилого дома в реестр жилых домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, непосредственно затрагивает права и законные интересы уполномоченного органа государственной власти субъекта РФ (Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики). Указанное обусловлено Методическими рекомендациями по порядку формирования и ведения реестра многоквартирных домов и жилых домов, признанных аварийными, утв. Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 30.07.2015г. №536/пр.

В соответствии с ч. 1 ст. 310 КАС РФ, основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является:

- рассмотрения административного дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания (п.2);

- принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле (п.4).

Согласно пункту 3 статьи 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, если административное дело рассмотрено в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, или если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.

Допущенные нарушения норм процессуального права являются существенными, в связи с чем, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Моргаушского районного суда Чувашской Республики от 04 марта 2016 года отменить, дело по административному исковому заявлению прокурора Моргаушского района Чувашской Республики в интересах Соловьевой Т.Ю. к администрации Моргаушского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики, администрации Моргаушского района Чувашской Республики о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, возложении обязанности устранить допущенные нарушения направить в суд первой инстанции на новое рассмотрение.

Председательствующий М.А. Блинова

Судьи: И.В. Юркина

И.В. Филимонова