Судья Мелихова Н.В. дело № 33а-2512/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Астрахань 3 июля 2019 г.
Судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Лавровой С.Е.,
судей областного суда Степина А.Б., Берстневой Н.Н.,
при секретаре Мариненко Я.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лавровой С.Е.
апелляционное представление и.о. Астраханского межрайонного природоохранного прокурора Шамшутдинова З.З.
на решение Кировского районного суда г. Астрахани от 13 мая 2019 г.
по административному иску Астраханского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к службе природопользования и охраны окружающей среды о признании бездействия по предоставлению в орган государственного кадастрового учета необходимых сведений для постановки на государственный кадастровый учет границ особо охраняемой природной территории незаконным и понуждении устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц, указав, что ими в рамках проверки исполнения федерального законодательства установлено, что постановлением Правительства Астраханской области от 18 июля 2018г. №292-П создана природная заповедная территория «Зимовальные ямы на территории Камызякского, Икрянинского и Володарского районов Астраханской области». Однако в нарушение закона в течение пяти дней с момента вступления постановления в законную силу и в последующем, административный ответчик в орган регистрации не направил подготовленные в электронной форме графические описания местоположения границ указанной особо охраняемой природной территории и перечень координат характерных точек границ. Выявленное в деятельности государственного органа нарушение закона не обеспечивает защиту граждан на благоприятную окружающую среду. Отсутствие обозначенных в натуре границ особо охраняемых природных территорий может повлечь за собой неправомерное занятие и использование территорий расположения природных объектов, а также нарушение режима особо охраняемой природной территории. В связи с этим они были вынуждены обратиться в суд и просят признать бездействие службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области, выразившееся в непринятии мер по предоставлению в орган государственного кадастрового учета необходимых сведений для постановки на государственный кадастровый учет границ особо охраняемой природной территории природная заповедная территория «Зимовальные ямы на территории Камызякского, ИкряЙийЬкого и Володарского районов Астраханской области» незаконным, обязать административного ответчика в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу подготовить в электронной форме графическое описание местоположения границ указанной особо охраняемой природной территории и предоставить в орган государственного кадастрового учета необходимые сведения для постановки её границ на государственный кадастровый учет.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 заявленные требования поддержал, по основаниям, изложенным в административном иске, просил удовлетворить.
Представитель службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области ФИО2 заявленные требования не признала, просила в их удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 13 мая 2019г. административные исковые требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционном представлении ставится вопрос об отмене решения суда в связи с неправильным применением норм материального права.
Заслушав докладчика, представителя административного истца ФИО1, поддержавшего доводы апелляционного представления, представителя службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области ФИО2, возражавшую против удовлетворения представления, проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда по указанным в нем доводам.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 1 и пункта 1 части 2 статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
К землям особо охраняемых территорий относятся земли: особо охраняемых природных территорий.
При этом, для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий. Границы охранных зон должны быть обозначены специальными информационными знаками. Земельные участки в границах охранных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима (часть 4 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. При этом, может устанавливаться такое ограничение прав на землю, как особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных.
Частью 6 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.
В настоящее время таким федеральным законом является Федеральный закон от 13 июля 2015г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно статье 7 Федерального закона от 13 июля 2015г. №218-ФЗ единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе, из реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, особо охраняемых природных территорий.
Статьей 32 Федерального закона от 13 июля 2015г. №218-ФЗ предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении границ особо охраняемой природной территории.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 1 Федерального закона от 5 апреля 2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся: заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарными предприятиями либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 2.1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее - контракт).
Из материалов административного дела следует, что постановлением Правительства Астраханской области от 18 июля 2018г. №292-П, вступившего в силу с 6 августа 2018г. создана природная заповедная территория «Зимовальные ямы на территории Камызякского, Икрянинского и Володарского районов Астраханской области» общей площадью 61,91 га.
23 августа 2018г. Агентство по регулированию контрактной системы в сфере закупок Астраханской области размещены на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) извещение о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе на выполнение комплекса землеустроительных работ по уточнению площади, определению местоположения границ ООПТ регионального значения природной заповедной территории «Зимовальные ямы на территории Камызякского, Икрянинского и Володарского районов Астраханской области» и внесение сведений о границах особо охраняемых природных территорий в Единый государственный реестр недвижимости.
По итогам электронного аукциона 14 сентября 2018г. между службой природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области и ООО <---> заключен государственный контракт №-- со сроком выполнения всего комплекса работ до 30 ноября 2018г.
Судом первой инстанции установлено, что обязательства и условия государственного контракта от 14 сентября 2018г. подрядчиком на 4 декабря 2018г. не исполнены, в связи с чем в адрес последнего направлена претензия, а в последующем (24 декабря 2018г.) принято решение об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта.
24 апреля 2019г. административным ответчиком через Агентство по регулированию контрактной системы в сфере закупок Астраханской области, на официальном сайте в сети Интернет размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение комплекса работ по уточнению площади, определению местоположения границ объектов землеустройства - границ ООПТ регионального значения Астраханской области и внесение сведений о границах ООПТ в Единый государственный реестр, в том числе и в отношении границ природной заповедной территории «Зимовальные ямы на территории Камызякского, Икрянинского и Володарского районов Астраханской области». Срок подачи заявок установлен до 24 мая 2019г.
При этом в проекте государственного контракта предусмотрен срок выполнения всего комплекса работ до 31 октября 2019г.
Как правильно установлено судом и усматривается из материалов дела, что административный ответчик незаконного бездействия по постановке на государственный кадастровый учет границ природной заповедной территории «Зимовальные ямы на территории Камызякского, Икрянинского и Володарского районов Астраханской области» не допускал и с момента образования этой ООПТ предпринимал и предпринимает все зависящие от него действия по выполнению указанной обязанности.
Изучив и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения административного искового заявления, поскольку оспариваемое решение соответствует нормативным правовым актам, регулирующим данные правоотношения.
Судебная коллегия по административным делам соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм закона и соответствуют фактическим обстоятельствам дела, поскольку срок выполнения работ на выполнение комплекса работ по уточнению площади, определению местоположения границ объектов землеустройства - границ ООПТ регионального значения Астраханской области и внесение сведений о границах ООПТ в Единый государственный реестр, в том числе и в отношении границ природной заповедной территории «Зимовальные ямы на территории Камызякского, Икрянинского и Володарского районов Астраханской области» установлен до 31 октября 2019г.
Довод апелляционного представления о том, что органы государственной власти направляют в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) в течение пяти рабочих дней с даты вступления в силу решений (актов), указанных в части 1 статьи 32 Федерального закона от 13 июля 2015г. №218-ФЗ и то, что административный ответчик допустил незаконное бездействие при реализации возложенных полномочий и с момента неисполнения требований закона прошел достаточно длительный период времени, не может быть принят во внимание, поскольку административный ответчик делает все от него зависящее для приведения земельного участка в соответствие с требованиями закона, срок для выполнения комплекса работ не истек.
При таких обстоятельствах оснований к отмене решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда
определила:
решение Кировского районного суда г. Астрахани от 13 мая 2019 г. оставить без изменения, апелляционное представление и.о. Астраханского межрайонного природоохранного прокурора - без удовлетворения.