ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2514/2021 от 13.07.2021 Ульяновского областного суда (Ульяновская область)

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

Судья Алексеева Е.В.                                                                    Дело № 33а-2514/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Ульяновск                                                                                          13 июля 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Полуэктовой С.К.,

судей Васильевой Е.В., Лифановой З.А.,

при секретаре Насыбулловой Э.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 30 марта 2021 года по делу №2а-1392/2021, по которому постановлено:

в удовлетворении административных исков Благотворительного Регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» к Министерству семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области, Исаевой Наталье Сергеевне, Васильеву Анатолию Александровичу о признании незаконным бездействия, выразившегося в нарушении сроков принятия решения на предложение организатора добровольческой деятельности отказать.

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения представителя Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия  Ульяновской области Фроловой Е.В., не согласившейся с доводами апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Благотворительное региональное молодежное общественное движение «Уроки финансовой и юридической грамотности» обратилось в суд с административными исками к Министерству семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области, министру семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области Исаевой Н.С., Министерству труда и социального развития Ульяновской области (в настоящее время – Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области), Васильеву Анатолию Александровичу, возглавлявшему Министерство труда и социального развития Ульяновской области, в которых просило признать незаконным бездействие административных ответчиков, выразившееся в нарушении сроков принятия решения на предложение организатора добровольческой деятельности о проведении профориентационных мероприятий и обеспечении реализации специальных программ, направленных на формирование у детей профессиональных навыков.

Административные дела по данным административным искам объединены судом в одно производство для совместного рассмотрения.

В обоснование требований административный истец указал, что письмами №18547 и №18548 от 30.11.2020 Благотворительное региональное молодежное общественное движение «Уроки финансовой и юридической грамотности» обратилось к органам государственной власти с предложением о намерении взаимодействовать в части организации добровольческой деятельности и с запросом о предоставлении порядка взаимодействия. Ответ на предложения заявителю не направлен, что повлекло нарушение прав, свобод и публичных интересов как детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, так и благотворителей и добровольцев г.Москвы в своевременном оказании и получении благотворительной помощи. 

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Благотворительное региональное молодежное общественное движение «Уроки финансовой и юридической грамотности» просит отменить решение как незаконное и необоснованное и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.

Считает, что суд не исполнил требования п.1 ч.3 ст.135 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при подготовке дела к судебному разбирательству. Судом не установлен разумный срок для предоставления возражений по существу административного иска и направления их административному ответчику. Административный истец не получил в разумные сроки возражения административного ответчика в связи с чем был лишен права заявлять необходимые ходатайства о привлечении заинтересованных лиц, об отказе или изменения заявленных требований, об истребовании доказательств, был лишен возможности обосновать свои требования и представить подтверждающие доказательства.

Не соглашается с выводом суда о том, что административный истец не имеет права на обращение в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц, поскольку такое право предоставлено ему федеральным законом (ч.2, 3, 5 ст.40 КАС РФ).

Указывает, что административным ответчиком не представлено доказательств законности своего бездействия.

Административный истец не получал уведомление об отказе в рассмотрении предложения ввиду его рекламного характера. Предложение организатора добровольческой деятельности подлежало рассмотрению в соответствии с Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

В возражениях на апелляционные жалобы Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В заседание суда апелляционной инстанции, кроме представителя Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области, другие лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия с учетом положений ст.150, ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Основанием для удовлетворения таких требований является несоответствие оспариваемых решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца (п.1 ч.2 ст.218 КАС РФ).

В силу ст.33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 N59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №59-ФЗ).

Нормы Федерального закона №59-ФЗ распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, подлежащих рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами (части 1 и 2 статьи 1).

В соответствии с ч.1 ст.2 Федерального закона №59-ФЗ граждане имеют право обращаться в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право, в том числе получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов; обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст.5 Федерального закона №59-ФЗ).

Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона №59-ФЗ гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу (ч.2 ст.8 Федерального закона №59-ФЗ).

Частью 1 статьи 9 названного Федерального закона установлено, что обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

В силу ч.1 ст.12 указанного Федерального закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

В соответствии с ч.4 ст.10 Федерального закона №59-ФЗ ответ на обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме.

Постановлением Правительства от 28.11.2018 №1425 в соответствии с п.1 ст.17.3 Федерального закона «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» утверждены общие требования к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями и перечень видов деятельности, в отношении которых утверждается порядок взаимодействия названных государственных и муниципальных органов и учреждений с организаторами добровольческой деятельности и добровольческими организациями.

Указанные законоположения предполагают, что, во всяком случае, заявителю должен быть дан ответ по существу на все поставленные им в обращении - предложении вопросы, если их разрешение входит в компетенцию государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц.

Как установлено судом и усматривается из материалов дела, Благотворительное региональное молодежное общественное движение «Уроки финансовой и юридической грамотности» направило в адрес Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области письмо от 30.11.2020 №18547 с предложением о намерении взаимодействовать в части организации добровольческой деятельности.

Данное предложение поступило в Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области 01.12.2020 и было зарегистрировано под №3259вх.

Письмо от 30.11.2020 №18548 с аналогичным предложением о намерении взаимодействовать в части организации добровольческой деятельности, направленное административным истцом в адрес Министерства труда и социального развития Ульяновской области, не поступало в Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области.

Министерство труда и социального развития Ульяновской области было реорганизовано в 2013 году и с указанного времени не существует.

На основании постановления Правительства Ульяновской области от 15.11.2013 №537-П полномочия Министерства труда и социального развития Ульяновской области были переданы Министерству здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области, а впоследствии, на основании постановлений Правительства Ульяновской области от 18.05.2015 №11/205-П, от 20.06.2016 №14275-П, от 16.11.2018 №25/564-П – переданы Министерству семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области

Принимая во внимание, что письмо административного истца от 30.11.2020 №18548 не поступало в адрес административного ответчика, решение суда об отсутствии оснований для признания незаконным бездействия по нарушению сроков принятия решения на содержащееся в данном письме предложение организатора добровольческой деятельности, является правильным и отмене не подлежит.

В то же время судебная коллегия не может согласиться с решением суда об отказе в удовлетворении требований административного истца о признании незаконным бездействия Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области и министра семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области, ФИО1 в связи с несоблюдением сроков принятия решения на предложение административного истца, содержащееся в письме от 30.11.2020 № 18547.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (п.п.1, 4 ч.2 ст.310 КАС РФ).

Судом при рассмотрении настоящего административного дела такие нарушения допущены.

Отказывая в удовлетворении административного иска в данной части, суд пришел к выводу, что направленное в адрес Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области письмо от 30.11.2020 №18547 с предложением организатора добровольческой деятельности Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» о намерении взаимодействовать в проведении патриотического, благотворительного, просветительского мероприятия «Военный Заём 1942-1945» является социальной рекламой, не содержит предложений, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 28.11.2018 №1425 «Об утверждении общих требований к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями и перечня видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями» и не отвечает признакам ст.4 Федерального закона №59-ФЗ, в связи с чем не являлось предложением, подлежащим рассмотрению как в порядке Федерального закона №59-ФЗ, так и в порядке названного постановления Правительства РФ от 28.11.2018 №1425.

Судебная коллегия считает данный вывод суда основанным на ненадлежащей оценке представленных в дело доказательств и неправильном применении норм материального права.

Указанное предложение организатора благотворительной деятельности подлежало рассмотрению Министерством в соответствии с порядком, утвержденным приведенным выше постановлением Правительства РФ от 28.11.2018 №1245.

Вывод суда о том, что предложение от 30.11.2020 №18547 не отвечает требованиям указанного порядка, является несостоятельным.

В соответствии с п.2 Общих требований к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.11.2018 №1245, организатор добровольческой деятельности, добровольческая организация в целях осуществления взаимодействия направляют органам государственной власти, органам местного самоуправления, учреждениям и (или) организациям почтовым отправлением с описью вложения или в форме электронного документа через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» предложение о намерении взаимодействовать в части организации добровольческой деятельности, которое должно содержать следующую информацию:

а) фамилия, имя, отчество (при наличии), если организатором добровольческой деятельности является физическое лицо;

б) фамилия, имя, отчество (при наличии) и контакты руководителя организации или ее представителя (телефон, электронная почта, адрес), если организатором добровольческой деятельности является юридическое лицо;

в) государственный регистрационный номер, содержащийся в Едином государственном реестре юридических лиц;

г) сведения об адресе официального сайта или официальной страницы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (при наличии);

д) идентификационный номер, содержащийся в единой информационной системе в сфере развития добровольчества (волонтерства) (при наличии);

е) перечень предлагаемых к осуществлению видов работ (услуг), осуществляемых добровольцами в целях, предусмотренных п.1 ст.2 Федерального закона «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» с описанием условий их оказания, в том числе возможных сроков и объемов работ, уровня подготовки, компетенции, уровня образования и профессиональных навыков добровольцев (волонтеров), наличия опыта соответствующей деятельности организатора добровольческой деятельности, добровольческой организации и иных требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Всем перечисленным требованиям предложение административного истца соответствовало, в связи с чем оно подлежало рассмотрению Министерством в сроки и порядке, установленные названным постановлением Правительства РФ от 28.11.2020 №1425, с принятием в течение 10 рабочих дней с момента поступления предложения решения о принятии предложения либо об отказе в его принятии с указанием причин, послуживших основанием для принятия такого решения, чего сделано не было.

В случае, если административным ответчиком данное предложение было расценено как предложение, подлежащее рассмотрению в порядке Федерального закона №59, оно также подлежало рассмотрению с направлением заявителю мотивированного ответа.

Так как в нарушение приведенных норм права Министерством семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области предложение административного истца не было рассмотрено в установленном законом порядке, требования Благотворительного Регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» к Министерству семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в нарушении сроков принятия решения на предложение организатора добровольческой деятельности от 30.11.2020 №18547 подлежат удовлетворению.

Поскольку министр семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области ФИО1 согласно п.п. 3.1 – 3.5 Положения о Министерстве семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области (постановление Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 №25/564-П «О Министерстве семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области») несет персональную ответственность за полное и своевременное выполнение возложенных на Министерство полномочий, требования административного истца к данному административному ответчику также подлежат удовлетворению в силу установленных выше обстоятельств и норм права.

Таким образом, решение суда в указанной части подлежит отмене с принятием нового решения о признании незаконным бездействия Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области, министра семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области ФИО1, выразившегося в нарушении сроков принятия решения на предложение организатора добровольческой деятельности от 30.11.2020 №18547 о намерении взаимодействовать в части организации добровольческой деятельности.

Ссылка Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» в апелляционной жалобе на то, что судом не соблюдены требования ст.135 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не установлен разумный срок для предоставления возражений по существу административного иска и направления их административному истцу, в связи с чем последний был лишен права заявлять необходимые ходатайства о привлечении заинтересованных лиц, об отказе или изменения заявленных требований, об истребовании доказательств и возможности обосновать свои требования, представить подтверждающие доказательства, не опровергает установленные судом обстоятельства и не свидетельствует о нарушении судом норм процессуального права.

Как следует из материалов дела, возражения Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области на административный иск, поступившие в суд 26.03.2021, были получены административным истцом в этот же день. Административный истец имел возможность реализовать предусмотренные ст. 135 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации права, о чем свидетельствуют поступившие в суд до рассмотрения дела по существу пояснения Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» на возражения административного ответчика.

Вывод суда об отсутствии у административного истца права на обращение с административным иском в интересах неопределенного круга лиц не нарушает права Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности», поскольку настоящий административный иск принят к производству суда и рассмотрен по существу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила :

решение Ленинского районного суда Ульяновской области от 30 марта 2021 года отменить в части отказа в удовлетворении административного иска Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» к Министерству семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области, ФИО1 о признании незаконным бездействия, выразившегося в нарушении сроков принятия решения на предложение организатора добровольческой деятельности от 30.11.2020 №18547.

Принять в данной части новое решение об удовлетворении административного иска.

Признать незаконным бездействие Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области, министра семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области ФИО1, выразившееся в нарушении сроков принятия решения на предложение организатора добровольческой деятельности от 30.11.2020 №18547 о намерении взаимодействовать в части организации добровольческой деятельности.

В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

Председательствующий                                        

судьи