Судья: Челаева Ю.А. Дело № 33а-2519/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 марта 2018 года г.Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего – Вачковой И.Г.,
судей – Шилова А.Е., Сивохина Д.А.,
при секретаре – Астафьевой Д.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Красноярского районного суда Самарской области от 11 декабря 2017 года,
заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., объяснения ФИО1, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя администрации м.р. Красноярский Самарской области – ФИО2 (по доверенности), представителя Комитета по управлению муниципальной собственностью м.р.Красноярский Самарской области - ФИО3 (по доверенности) на доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального района Красноярский Самарской области о признании незаконными действий по сносу нестационарных объектов, указав в обоснование, что 21.09.2017 представитель администрации муниципального района Красноярский Самарской области совместно с руководителем управления потребительского рынка в присутствии сотрудников полиции частично произвели демонтаж принадлежащего ему забора, расположенного на земельном участке по адресу <адрес> Собственником вышеуказанного земельного участка является Российская Федерация, право распоряжения земельным участком принадлежит ТУ Росимущества в Самарской области, все контрольные, надзорные, разрешительные и иные функции поручены Российскому дорожному агентству. Ранее, данный земельный участок был предоставлен ФИО1 в аренду по договору №74-2001/06 от 31.08.2001. В соответствии с действующим на тот момент законодательством и правилами установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 01.12.1998 №1420 за счет административного истца обустроены площадки для стоянки и остановки автомобилей, подъезды, съезды и примыкания, обеспечивающие доступ к ним с федеральной автомобильной дороги, а также съезды и подъезды к федеральной автомобильной дороге оборудованы переходно-скоростными полосами и обустроены таким образом, чтобы обеспечить безопасность дорожного движения, также произведены неотделимые улучшения – возведен забор по периметру земельного участка, обеспечивающий сохранность имущества, поставлены ворота, проведено электроснабжение. Кроме того, на вышеуказанном земельном участке расположено здание кафе, находящееся в общей долевой собственности административного истца. Решением Красноярского районного суда от 21.06.2017 КУМС муниципального района Красноярский Самарской области отказано в удовлетворении исковых требований к ФИО1 об освобождении данного земельного участка с кадастровым номером №. Несмотря на указанные обстоятельства, администрация муниципального района Красноярский Самарской области произвела незаконный снос принадлежащего административному истцу забора и ворот, а также нестационарных контейнеров для уличной торговли, без каких-либо уведомлений и предписаний. ФИО1 считает указанные действия по демонтажу металлического забора и торговых контейнеров, расположенных на указанном земельном участке незаконными, произведенными с нарушениями ст. 35 Конституции РФ, ст. 209 ГК РФ, ч. 2 ст. 1, ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2013 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», гарантирующих права на защиту собственности и ее сохранности, и в нарушение которых созданы препятствия в осуществлении хозяйственной деятельности.
Ссылаясь на указанные обстоятельства ФИО1 просил суд признать незаконными действия администрации муниципального района Красноярский Самарской области по осуществлению сноса принадлежащего ему металлического забора, торговых контейнеров, расположенных на земельном участке по адресу: <адрес> Без соответствующего решения суда и обязать администрацию муниципального района Красноярский Самарской области восстановить забор и торговые контейнеры, расположенные на указанном земельном участке.
Судом постановлено решение, которым ФИО1 отказано в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе ФИО1 ставит вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного, постановленного при неправильном применении норм материального права.
В заседании судебной коллегии ФИО1 доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить по основаниям изложенным в жалобе.
Представители администрации м.р. Красноярский Самарской области – ФИО2 (по доверенности), Комитета по управлению муниципальной собственностью м.р.Красноярский Самарской области – ФИО3 (по доверенности) в судебном заседании возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель ТУ Росимущества в Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в силу ч. 2 ст. 306, ст. 150 КАС РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц участвовавших в судебном заседании, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с п. 1 ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу части 2 статьи 227 КАС РФ, необходимым условием для удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, является установленная судом совокупность нарушений оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и свобод административного истца, а также не соответствие их закону или иному нормативному правовому акту.
Материалами дела подтверждается, что согласно свидетельству о государственной регистрации права серии <данные изъяты>№ от 08.06.2001 земельный участок площадью 4710 кв.м, с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес> находится в собственности Российской Федерации (л.д.44).
На основании договора аренды земельного участка заключенного между Департаментом управления государственным имуществом администрации Самарской области и ИП ФИО1 от 31.08.2001 № 74-2001/06 последнему сроком на 5 лет с 01.08.2001 по 01.08.2006 предоставлен в аренду земельный участок площадью 4710 кв.м, с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес> для размещения придорожного сервиса (л.д.36-38).
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Самарской области от 13.10.2011 по делу №А55-10526/2011 по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области с ИП ФИО1 в пользу истца взыскана задолженность по арендной плате в сумме 5 866,67 руб., пени в сумме 2 482,10 руб., одновременно на ИП ФИО1 возложена обязанность возвратить Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области земельный участок с кадастровым номером №) площадью 4710 кв.м расположенный по адресу: <адрес> по акту приема-передачи (л.д.45-47).
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Самарской области от 27.04.2012 по делу №А55-4380/2012 по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области на ИП ФИО1 возложена обязанность привести земельный участок с кадастровым номером №) площадью 4 710 кв.м расположенный по адресу: <адрес> в первоначальное состояние, освободив его от расположенных на нем объектов (л.д.48-50).
Согласно части 1 статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
19.04.2017 Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области в адрес ФИО1 направлено заказное уведомление о необходимости освободить земельный участок с кадастровым номером № площадью 4 710 кв.м расположенный по адресу: <адрес> от незаконно расположенных на нем строений и возвратить участок Территориальному управлению по акту приема-передачи.
Вместе с тем, до настоящего времени указанные судебные акты ФИО1 не исполнены, вышеуказанный земельный участок по акту приема-передачи Территориальному управлению не возвращен.
Распоряжением от 05.05.2017 № 185-р Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области предоставило в безвозмездное пользование администрации муниципального района Красноярский Самарской области земельный участок с кадастровым номером № (предыдущий №(0), расположенный по адресу: <адрес> общей площадью 4570 кв.м на срок 11 месяцев для осуществления муниципальных нужд, а также выполнения требований действующего законодательства в рамках подготовки к Чемпионату мира по футболу FIFA 2018 года (л.д.62).
01.06.2017 на основании указанного распоряжения от 05.05.2017 № 185-р между администрацией муниципального района Красноярский Самарской области и Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом Самарской области заключен договор №1-2017 (2017-2018) безвозмездного пользования земельным участком.
По указанному договору Территориальное управление предоставляет, а Администрация принимает в безвозмездное пользование земельный участок, отнесенный к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, общей площадью 4570 кв.м, с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> с разрешенным использованием «для размещения придорожного сервиса».
Договором установлен срок использования земельного участка с 05.05.2017 по 05.04.2018 (л.д.59-60).
Постановлением администрации муниципального района Красноярский Самарской области от 27.01.2017 №83 утвержден Регламент (порядок) действий органов местного самоуправления городского округа Самара и иных участников отношений в сфере выявления, демонтажа, вывоза и хранения незаконно установленных нестационарных объектов потребительского рынка и услуг на территории муниципального района Красноярский Самарской области.
Пунктом 3 данного постановления Комитет по управлению муниципальной собственностью муниципального района Красноярский Самарской области (далее по тексту - КУМС) определен уполномоченным органом по организации в сфере демонтажа, вывоза и хранения незаконно установленных нестационарных объектов потребительского рынка и услуг ( л.д.15).
Сотрудниками Управления потребительского рынка администрации муниципального района Красноярский Самарской области с выездом на место установлено, что по адресу: <адрес> на земельном участке с кадастровым номером №, расположены объекты потребительского рынка без наличия правоустанавливающих документов, в связи с изложенным поручено провести мероприятия в соответствии с Регламентом (порядком) действий органов местного самоуправления городского округа Самара и иных участников отношений в сфере выявления, демонтажа, вывоза и хранения незаконно установленных нестационарных объектов потребительского рынка и услуг на территории муниципального района Красноярский Самарской области, утвержденным Постановлением администрации муниципального района Красноярский Самарской области от 27.01.2017 №83 (л.д.64).
07.06.2017 в соответствии с постановлением администрации муниципального района Красноярский Самарской области от 10.02.2017 №216 «О комиссии по установлению факта незаконного размещения, демонтажа, вывоза и хранения нестационарных объектов потребительского рынка и услуг на территории муниципального района Красноярский Самарской области) состоялось заседание комиссии, на которой принято решение о внесении в реестр незаконно установленных на территории муниципального района Красноярский Самарской области нестационарных объектов потребительского рынка, расположенных на автодороге <адрес> (Протокол №7 от 07.06.2017) (л.д.66).
На основании п. 2.2 Регламента реестр незаконно установленных нестационарных объектов потребительского рынка и услуг на территории муниципального района Красноярский Самарской области опубликован в газете «Красноярский вестник» от 10.06.2017 № 24(79) и размещен на сайте Администрации района в сети Интернет.
Также на основании вышеизложенного пункта сформированы и размещены на объектах потребительского рынка требования к соответствующему владельцу нестационарного объекта потребительского рынка о добровольном вывозе объекта от 13.06.2017 № 2490 в срок до 23.06.2017 и от 01.09.2017 в срок до 20.09.2017 или предоставление в уполномоченный орган документов, удостоверяющих право на размещение объекта потребительского рынка.
В соответствии с п. 3.3 Регламента в случае если добровольный вывоз объекта не был осуществлен, уполномоченный орган организует принудительный вывоз объекта с привлечением специализированной организации в рамках муниципального контракта (договора). Заключение муниципального контракта (договора) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных услуг».
Пунктом 3.7 Регламента установлено, что демонтаж и вывоз объекта осуществляется специализированной организацией на основании муниципального контракта (договора), заключенного с уполномоченным органом.
21.09.2017 на основании муниципального контракт № 1/06-03-2017 от 06.03.2017 ООО «Филлс» произведен демонтаж незаконно установленных нестационарных объектов потребительского рынка и услуг по адресу: <адрес> на земельном участке с кадастровым номером №
Суд первой инстанции, разрешая спор по существу, принял предусмотренные законом меры для всестороннего и объективного исследования обстоятельств дела, полно и всесторонне проверил доводы административного истца, положенные в обоснование заявленных административных исковых требований, возражения административного ответчика, правомерно руководствовался положениями закона, регулирующими спорные правоотношения, и пришел к правильному выводу об отсутствии правовых и фактических оснований для удовлетворения заявленных ФИО1 требований.
С данным выводом судебная коллегия соглашается, поскольку он соответствует обстоятельствам дела и требованиям закона.
ФИО1, ссылаясь на то, что администрация муниципального района Красноярский Самарской области в отсутствие полномочий на распоряжение земельным участком с кадастровым номером № произвела незаконный снос принадлежащего ему забора и ворот, а также нестационарных контейнеров для уличной торговли, обратился в суд с настоящим заявлением.
Вместе с тем, доводы ФИО1, приведенные как в суде первой инстанции, так и в апелляционной жалобе о том, что административный ответчик не имел полномочий по распоряжению спорным земельным участком, опровергаются материалами дела.
Как указано выше, Распоряжением от 05.05.2017 № 185-р Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> предоставило в безвозмездное пользование Администрации муниципального района <адрес> земельный участок с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 4570 кв.м на срок 11 месяцев для осуществления муниципальных нужд, а также выполнения требований действующего законодательства в рамках подготовки к Чемпионату мира по футболу FIFA 2018 года.
В соответствии с распоряжением Территориального управления от 19.06.2017 №289-р «О безвозмездной передаче имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, в собственность муниципального района Красноярский Самарской области» и актом приема-передачи имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, передаваемого в собственность муниципального района Красноярский Самарской области от 19.06.2017, земельный участок с кадастровым номером № передан в собственность муниципального района Красноярский Самарской области.
Право собственности на земельный участок зарегистрировано за муниципальным районом Красноярский Самарской области 28.09.2017, номер государственной регистрации №
На основании вышеизложенного администрация муниципального района Красноярский Самарской области является собственником указанного земельного участка, вправе владеть, пользоваться и распоряжаться данным имуществом в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Доводы ФИО1 о том, что в нарушение Постановления администрации муниципального района Красноярский Самарской области от 27.01.2017 №83, административным ответчиком в отсутствии решения суда, произведен демонтаж принадлежащих ему забора и ворот, а также нестационарных контейнеров для уличной торговли, не могут быть приняты ввиду следующего.
В соответствии с п.3.4 Регламента (порядка) действий органов местного самоуправления городского округа Самара и иных участников отношений в сфере выявления, демонтажа, вывоза и хранения незаконно установленных нестационарных объектов потребительского рынка и услуг на территории муниципального района Красноярский Самарской области, принудительный вывоз объекта (при наличии препятствий со стороны владельца объекта) может осуществляться на основании решения суда в порядке, определенном действующим законодательством. Объект может быть изъят в порядке, установленном действующим законодательством, в рамках производства по делу об административном правонарушении (статья 27.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) в целях пресечения административного правонарушения предусмотренного законодательством об административных правонарушениях.
Положения абзаца первого настоящего пункта не применяются в случае, если владелец объекта не установлен. В этом случае уполномоченный орган организует вывоз и хранение объекта по истечении 15 дней с момента опубликования информации, указанной в пункте 2.2 настоящего регламента.
Из материалов дела следует, что КУМС муниципального района Красноярский Самарской области ранее обращался в суд с иском к ФИО1 об освобождении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в том числе путем демонтажа (сноса) нестационарных объектов торговли.
Возражая против удовлетворения указанных требований ФИО1 ссылался на то, что у него в долевой собственности находится здание кафе, расположенное <адрес>, расположенными рядом с ним земельными участками, в том числе земельным участком с кадастровым номером № он не пользуется, имущества, принадлежащего ему на этих земельных участках, не имеется.
Решением от 21.06.2017 Красноярский районный суд Самарской области отказал КУМС муниципального района Красноярский Самарской области в заявленных требованиях о возложении на ФИО1 обязанности произвести освобождение земельных участков путем демонтажа (сноса) нестационарных объектов, поскольку ФИО1 отрицал факт использования спорного земельного участка и право собственности на расположенные на нем нестационарные объекты.
В ходе подготовки к рассмотрению настоящего дела суд возложил на ФИО1 обязанность предоставить правоустанавливающие документы на спорные объекты.
Однако указанные документы, ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции предоставлены не были, учитывая, что владелец спорных объектов не установлен, демонтаж незаконно установленных нестационарных объектов потребительского рынка и услуг, осуществлен в принудительном порядке, что соответствует п.3.4 Регламента (порядка) действий органов местного самоуправления городского округа Самара и иных участников отношений в сфере выявления, демонтажа, вывоза и хранения незаконно установленных нестационарных объектов потребительского рынка и услуг на территории муниципального района Красноярский Самарской области.
Приложенные к апелляционной жалобе заявления от ФИО4 и ФИО5 не подтверждают права собственности ФИО1 на спорные объекты.
Доводы апелляционном жалобы о незаконном демонтаже забора, поскольку он не относится к нестационарным объектам потребительского рынка и услуг, отмену решения суда не влекут, поскольку демонтаж забора не проводился. Из пояснений представителя КУМС муниципального района Красноярский Самарской области следует, что в настоящее время КУМС к ФИО1 предъявлен иск об обязании снести забор, данное обстоятельство административный истец не оспаривал.
Нарушений в действиях сотрудников администрации муниципального района Красноярский Самарской области при демонтаже незаконно установленных объектов потребительского рынка не установлено.
В соответствии с п.п.3.8, 3.10 - 3.13, п. 3.15-3.16 Регламента (порядка) действий органов местного самоуправления городского округа Самара и иных участников отношений в сфере выявления, демонтажа, вывоза и хранения незаконно установленных нестационарных объектов потребительского рынка и услуг на территории муниципального района Красноярский Самарской области демонтаж объекта, обладающего признаками крупногабаритного груза, оформляется актом о демонтаже незаконно установленного нестационарного объекта потребительского рынка и услуг, который составляется в трех экземплярах и подписывается уполномоченным органом, председателем Комиссии, а также представителем специализированной организации, осуществляющей демонтаж объекта, и направляется в комиссию и специализированную организацию в течение трех дней со дня его составления.
Вывоз объекта оформляется актом о вывозе незаконно установленного нестационарного объекта потребительского рынка и услуг по форме согласно приложению 2 к настоящему Регламенту (далее - акт о вывозе), который составляется в трех экземплярах в день вывоза объекта и подписывается уполномоченным органом, председателем комиссией и представителем специализированной организации, осуществляющей вывоз объекта.
Ответственность за демонтаж, вывоз и (или) хранение объекта возлагается на специализированную организацию в соответствии с гражданским законодательством.
Объект вывозится на место хранения специализированной организацией и передается на хранение ей на хранение по акту приема- передачи нестационарного торгового объекта потребительского рынка и услуг на хранение по форме согласно приложению 3 к настоящему регламенту, где хранится до момента возврата его владельцу.
Владелец для возврата объекта вправе обратиться в уполномоченный орган с соответствующим заявлением с приложением документов, подтверждающих наличие права владения и (или) пользования на объект (договор купли-продажи, аренды, иного вещного права, иные документы, в том числе подтверждающие факт приобретения материалов и составных частей, из которых изготовлен объект). Обращение о возврате объекта его владельцу подлежит передаче в комиссию для рассмотрения в течение 5 рабочих дней со дня его получения.
Возврат Объекта владельцу осуществляется уполномоченным должностным лицом специализированной организации не позднее 10 рабочих дней со дня предъявления им в специализированную организацию документов, подтверждающих право, предусмотренных пунктом 3.15 настоящего регламента, решение комиссии о возврате объекта, на основании акта приема-передачи по форме согласно приложению 4 к настоящему регламенту.
Установлено, подтверждено материалами дела, что демонтаж установленных нестационарных объектов осуществлен в соответствии с Регламентом, о демонтаже и вывозе незаконно установленных нестационарных объектов потребительского рынка и услуг по форме согласно приложению 2 к Регламенту составлены соответствующие акты от 21.09.2017 и от 01.11.2017.
Объекты по акту приема-передачи нестационарного торгового объекта потребительского рынка и услуг переданы на хранение МУП «Волжское ЖКХ», о чем также составлены акты по форме согласно приложению 3 к Регламенту от 01.11.2017.
В случае предоставления документов, подтверждающих наличие права владения и (или) пользования на спорные объекты (договор купли-продажи, аренды, иного вещного права, иные документы, в том числе подтверждающие факт приобретения материалов и составных частей, из которых изготовлен объект), их владелец вправе обратиться в уполномоченный орган с соответствующим заявлением для возврата спорных объектов.
Сведений о наступлении для административного истца в результате оспариваемых действий негативных последствий, перечисленных в ст.218 КАС РФ, что является необходимым условием для удовлетворения заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц, не имеется.
Исходя из положений ч.2 ст.227 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если признает оспариваемое решение или действие (бездействие) соответствующими нормативным правовым актам и не нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Доводы апелляционной жалобы по существу являются позицией административного истца в суде первой инстанции при разрешении спора, являлись предметом исследования и оценки, с которой судебная коллегия согласна. Каких-либо новых обстоятельств, ставящих под сомнение правильность выводов суда и влекущих отмену судебного решения, апелляционная жалоба не содержит.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену решения, так как они не содержат оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, направлены на переоценку исследованных судом доказательств и на выражение несогласия с постановленным решением, которое вынесено с соблюдением норм материального и процессуального права, содержат субъективное толкование правовых норм, однако выводов суда не опровергают, поэтому их нельзя признать убедительными. В связи с этим, оснований к отмене решения судебная коллегия не усматривает.
Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, исследованным доказательствам дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, и предусмотренных ст.310 КАС РФ, судом при рассмотрении дела не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Красноярского районного суда Самарской области от 11 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 оставить без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий –
Судьи –