Судья Осмольская М.О. Дело № 33а-251/2022
70RS0005-01-2020-000705-10
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 февраля 2022 года
Судебная коллегия по административным делам Томского областного суда в составе
председательствующего Петровского М.В.,
судей Куцабовой А.А., Кущ Н.Г.
при секретарях Нетёсове И.М., Климашевской Т.Г.,
ФИО1,
помощнике судьи И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске административное дело № 2а-87/2021 по административному исковому заявлению потребительского кооператива территориального общественного самоуправления «Зеленая Долина» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области о признании незаконными действий по регистрации права собственности на сооружения, исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений о праве собственности на сооружения
по апелляционной жалобе представителя административного истца ФИО2 на решение Томского районного суда Томской области от 14 апреля 2021 г.,
заслушав доклад судьи Куцабовой А.А., объяснения представителя административного истца ФИО2, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителей административного ответчика ФИО3, ФИО4, ФИО5, заинтересованного лица ЖСК ИЗ МК «Зеленая Долина» ФИО6 против доводов апелляционной жалобы,
установила:
потребительский кооператив территориального общественного самоуправления «Зеленая Долина» (сокращенное наименование – ПК ТОС «Зеленая Долина») обратился в Томский районный суд Томской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области (сокращенное наименование – Управление Росреестра по Томской области) с административным исковым заявлением
о признании незаконными действий Управления Росреестра по Томской области, выразившихся в государственной регистрации права собственности жилищно-строительного кооператива индивидуальных застройщиков микрорайона «Зеленая Долина» (сокращенное наименование – ЖСК ИЗ МК «Зеленая Долина») на сооружение – водопровод с кадастровым номером /__/, по адресу: Томская область, Томский район, муниципальное образование «Воронинское сельское поселение», окрестности <...> протяженностью 7074 м и во внесении в Единый государственный реестр недвижимости регистрационной записи от 26 декабря 2019 г. /__/;
о признании незаконными действий Управления Росреестра по Томской области, выразившихся в государственной регистрации права собственности ЖСК ИЗ МК «Зеленая Долина» на сооружение – водозаборную скважину с кадастровым номером /__/, по адресу: Томская область, Томский район, муниципальное образование «Воронинское сельское поселение», окрестности <...> и во внесении в Единый государственный реестр недвижимости регистрационной записи от 28 января 2020 г. №/__/;
о признании незаконными действий Управления Росреестра по Томской области, выразившихся в государственной регистрации права собственности ЖСК ИЗ МК «Зеленая Долина» на сооружение – водозаборную скважину с кадастровым номером /__/, по адресу: Томская область, Томский район, муниципальное образование «Воронинское сельское поселение», окрестности <...> и во внесении в Единый государственный реестр недвижимости регистрационной записи от 28 января 2020 г. /__/;
о возложении на Управление Росреестра по Томской области обязанности исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о праве собственности ЖСК ИЗ МК «Зеленая Долина» на сооружение – водопровод с кадастровым номером /__/, по адресу: Томская область, Томский район, муниципальное образование «Воронинское сельское поселение», окрестности <...> протяженностью 7074 м, сооружение - водозаборную скважину с кадастровым номером /__/, по адресу: Томская область, Томский район, муниципальное образование «Воронинское сельское поселение», окрестности <...>; водозаборную скважину с кадастровым номером /__/, по адресу: Томская область, Томский район, муниципальное образование «Воронинское сельское поселение», окрестности <...>.
В обоснование административного искового заявления указано, что ПК ТОС «Зеленая Долина» является собственником земельных участков, на которых расположены указанные сооружения - водопровод и водозаборные скважины; право собственности на сооружения зарегистрировано Управлением Росреестра по Томской области за ЖСК ИЗ МК «Зеленая Долина».
Административный истец не согласен с действиями Управления Росреестра по Томской области по регистрации права собственности ЖСК ИЗ МК «Зеленая Долина» на указанные объекты недвижимости, полагает, что государственная регистрация прав произведена на основании неполного пакета документов; разрешения уполномоченным органом на строительство и на ввод в эксплуатацию указанных объектов инженерной инфраструктуры не выдавались; правоустанавливающие документы на земельные участки, занимаемые спорными сооружениями, не могли быть представлены в орган государственной регистрации, поскольку земельные участки оформлены на административного истца.
Государственная регистрация прав ЖСК ИЗ МК «Зеленая Долина» на водопровод и водозаборные скважины нарушает права административного истца как собственника земельных участков.
Ссылаясь на письмо Минэкономразвития России от 4 марта 2016 г. №6013-ПК/Д23и, указывает, что в представленных ЖСК ИЗ МК «Зеленая Долина» на государственную регистрацию документах не содержится указание на то, с помощью какой технологии возводились спорные объекты; государственный регистратор в отсутствие специальных познаний в области строительства не мог самостоятельно определить, какая технология применялась для создания сооружения.
Определением судьи 15 марта 2021 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация Воронинского сельского поселения (т. 1 л.д. 209-211).
Представитель административного истца ФИО2 в судебном заседании требования ПК ТОС «Зеленая Долина» поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и дополнительных объяснениях.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Томской области ФИО5 в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, указав, что ЖСК ИЗ МК «Зеленая Долина» для регистрации сооружений были представлены все необходимые документы.
Представитель заинтересованного лица ЖСК ИЗ МК «Зеленая Долина» ФИО6 возражала против удовлетворения исковых требований ПК ТОС «Зеленая Долина».
Дело рассмотрено в отсутствие заинтересованного лица Администрация Воронинского сельского поселения, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела; в письменном заявлении временно исполняющая полномочия Главы Воронинского сельского поселения ФИО7 просила рассмотреть дело в отсутствие представителя Администрации поселения, против удовлетворения требований не возражала.
Решением Томского районного суда Томской области от 14 апреля 2021 года в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней представитель административного истца ФИО2 просит решение Томского районного суда Томской области от 14 апреля 2021 года отменить, принять по делу новое решение – об удовлетворении административного иска. В обоснование указано следующее:
суд первой инстанции, указывая на неверный способ защиты права избранный административным истцом, не указал, какой способ защиты действительно обеспечит восстановление нарушенных прав;
суд не учел, что возможность обращения с требованием о признании права собственности на недвижимое имущество отсутствующим предоставлена только лицу, которое является собственником этого имущества и одновременно им владеет, в том случае, если по каким-либо причинам на данное имущество одновременно зарегистрировано право собственности другого лица;
оформление права на земельный участок, на котором возведено сооружение, или представление правоподтверждающих документов на такой земельный участок при государственной регистрации права собственности на сооружение, не требуется, только если объект является подземным объектом трубопроводного транспорта, относящимся к линейным объектам; если объект является наземным или не относится к линейным объектам, оформление права на земельный участок требуется, кроме случаев, когда объект имеет наземные элементы, но возводился методом горизонтально-направленного бурения;
из проектной документации, представленной заинтересованным лицом при регистрации права собственности, следует, что водозаборные скважины не являются исключительно подземными сооружениями, а также не относятся к линейным объектам; соответственно, ссылка на статью 90 Земельного кодекса Российской Федерации не обосновывает правомерность действий административного ответчика;
в отсутствие разрешения на ввод в эксплуатацию сооружений, административный ответчик не вправе был регистрировать право собственности заинтересованного лица на водозаборную скважину, возведенную в 2013 году, и на трубопровод; факт того, что спорные сооружения возведены ранее, чем было зарегистрировано право собственности административного истца на спорные земельные участки, не свидетельствует о правомерности действий административного ответчика.
В возражениях на апелляционную жалобу Управление Росреестра по Томской области просит оставить решение Томского районного суда Томской области от 14 апреля 2021 г. без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика – без удовлетворения.
Представитель заинтересованного лица ЖСК ИЗ МК «Зеленая Долина» ФИО6 в отзыве на апелляционную жалобу и дополнениях к нему также полагает апелляционную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения; обжалуемое решение - без изменения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Томского областного суда от 20 августа 2021 года решение Томского районного суда Томской области от 14 апреля 2021 года отменено, административное дело направлено по подсудности в Арбитражный суд Томской области.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 9 декабря 2021 года апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Томского областного суда от 20 августа 2021 года отменено, административное дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
На основании части 1 статьи 307, части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие заинтересованного лица Администрации Воронинского сельского поселения, извещенного о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Задачами административного судопроизводства являются в числе прочего правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел; укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункты 3 и 4 статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, далее также - Кодекс).
Каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой не только нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, но и в том случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав (часть 1 статьи 4, часть 1 статьи 218 Кодекса).
Законность и справедливость при рассмотрении и разрешении судами административных дел обеспечиваются соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий (статья 9 Кодекса).
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если иное не предусмотрено данным Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Из материалов дела следует, подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 21 января 2020 г. № КУВИ-001/2020-660700, от 21 января 2020 г. № КУВИ-001/2020-660676, от 19 марта 2020 г. № КУВИ-001/2020-5995216 (т.1 л.д.8-18), что административному истцу ПК ТОС «Зеленая Долина» принадлежат на праве собственности объекты недвижимости:
с 1 марта 2017 г. земельный участок с кадастровым номером /__/, расположенный по адресу: Томская область, Томский район (в северной части кадастрового квартала /__/), площадью 7214 +/- 106 кв.м, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с видом разрешённого использования - общественное использование объектов капитального строительства;
с 1 марта 2017 г. земельный участок с кадастровым номером /__/, расположенный по адресу: Томская область, Томский район, площадью 87510 +/- 207 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешённого использования – для дачного строительства;
с 24 апреля 2019 г. земельный участок с кадастровым номером /__/, расположенный по адресу: Томская область, Томский район, площадью 4898 +/- 49 кв.м, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; с видом разрешённого использования – для строительства и эксплуатации промышленных предприятий и коммунальных организаций.
Управлением Росреестра по Томской области по заявлению ЖСК ИЗ МК «Зеленая Долина» поставлены на государственный кадастровый учет объекты недвижимости и осуществлена государственная регистрации права собственности юридического лица:
26 декабря 2019 г. в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером /__/, сооружение трубопроводного транспорта – водопровод по адресу: Российская Федерация, Томская область, Томский район, муниципальное образование «Воронинское сельское поселение», окрестности <...> год завершения строительства - 2016, протяженность 7074 м, находящегося, в том числе в пределах принадлежащих ПК ТОС «Зеленая Долина» земельных участков с кадастровыми номерами /__/, /__/ и /__/ (т.1л.д.19-20);
28 января 2020 г. в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером /__/, сооружение водозаборное - водозаборная скважина по адресу: Российская Федерация, Томский район, муниципальное образование «Воронинское сельское поселение», окрестности <...> год завершения строительства - 2013, глубиной 140 м, находящегося в пределах принадлежащего ПК ТОС «Зеленая Долина» земельного участка с кадастровым номером /__/ (т.1 л.д.21-22);
28 января 2020 г. в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером /__/, сооружение водозаборное - водозаборная скважина по адресу: Российская Федерация, Томский район, муниципальное образование «Воронинское сельское поселение», окрестности <...> год завершения строительства - 2013, глубиной 135 м, находящегося в пределах принадлежащего ПК ТОС «Зеленая Долина» земельного участка с кадастровым номером /__/ (т.1 л.д.23-24).
Полагая, что данные действия Управления Росреестра по Томской области являются незаконными и нарушают права и законные интересы ПК ТОС «Зеленая Долина», кооператив обратился в суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции отклонил доводы ПК ТОС «Зеленая Долина» о том, что для осуществления регистрации права собственности на спорные сооружения требовалось предоставить правоустанавливающие документы на земельные участки, занимаемые этими сооружениями и исходя из установленных по делу обстоятельств посчитал, что спорные сооружения являются подземными, при этом способ их создания, в частности горизонтально-направленное бурение, с учетом представленной технической документации, правового значения не имеет; инженерные коммуникации, строительство которых осуществлялось в соответствии с законом, могут располагаться на земельных участках иных собственников (правообладателей). Исходя из изложенного суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности действий Управления Росреестра по Томской области по регистрации права собственности на спорные объекты недвижимости на основании представленных документов и отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований в силу следующего.
На территории Российской Федерации кадастровый учет и государственная регистрация прав регулируются положениями Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (материальные законы приведены в редакции на дату обращения административного истца в Управление Росреестра по Томской области).
В силу части 6 статьи 1 указанного Федерального закона № 218-ФЗ государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 7 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ под государственным кадастровым учетом недвижимого имущества понимается внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (часть 1 статьи 3 этого же Федерального закона).
Таким органом является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, Положение о которой утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года № 457.
Согласно пункту 4 указанного Положения Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В соответствии с пунктом 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Данная норма права в качестве оснований для возникновения права собственности на вновь созданную вещь называет два юридически значимых обстоятельства: создание новой вещи для себя и отсутствие нарушений законодательства при ее создании.
Статьей 29 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ установлено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя:
1) прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;
2) возврат прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения при наличии оснований, установленных статьей 25 настоящего Федерального закона;
3) проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
4) внесение в Единый государственный реестр недвижимости установленных настоящим Федеральным законом сведений, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
5) выдачу документов после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после прекращения государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с частью 1 статьи 40 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание, сооружение, на объект незавершенного строительства в случае, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположены такие здание, сооружение, объект незавершенного строительства, осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и (или) государственной регистрацией права заявителя на такой земельный участок, за исключением случая, предусмотренного частью 10 настоящей статьи.
В силу пункта 10 статьи 40 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на объект незавершенного строительства осуществляются на основании разрешения на строительство такого объекта и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
В статье 24 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ указано, что технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом.
Частью 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных этой статьей.
Подпунктом 4.2 пункта 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции буровых скважин, предусмотренных подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае, если в соответствии с данным кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получения разрешения на строительство не требуется.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 2 Закона Томской области от 12 июля 2016 года № 73-ОЗ «Об установлении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Томской области» на территории Томской области, помимо случаев, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации, не требуется получение разрешения на строительство в случае строительства и (или) реконструкции водонесущих коммуникаций внутренним диаметром до 500 миллиметров включительно, а также их наземных и подземных частей и сооружений, технологически необходимых для их использования.
С учетом приведенного правового регулирования выводы суда первой инстанции о том, что при строительстве спорных объектов недвижимости разрешение на строительство и, соответственно, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не требовались, материалами дела не опровергаются.
Вместе с тем судом первой инстанцией не учтено, что в соответствии со ст. 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации; государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра; в государственном реестре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить объект, на который устанавливается право, управомоченное лицо, содержание права, основание его возникновения. Уполномоченный в соответствии с законом орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество, проверяет полномочия лица, обратившегося с заявлением о государственной регистрации права, законность оснований регистрации, иные предусмотренные законом обстоятельства и документы, а в случаях, указанных в пункте 3 данной статьи, также наступление соответствующего обстоятельства.
Судом первой инстанции установлено, что в целях постановки на кадастровый учет и регистрации права собственности на указанные сооружения ЖСК ИЗ МК «Зеленая Долина» обратилось в регистрирующий орган с соответствующими заявлениями от 7 октября 2019 г. и от 10 января 2020 г. о постановке вновь созданных объектов недвижимости на кадастровый учет и регистрации права собственности.
Судом первой инстанции и по инициативе суда апелляционной инстанции истребованы из Управления Росреестра по Томской области реестровые дела в отношении спорных сооружений, из которых следует, что ЖСК ИЗ МК «Зеленая Долина» в регистрирующий орган представлены, помимо учредительных документов юридического лица, технические планы и схемы расположения объектов недвижимости, а также проектная документация, подготовленная ООО «Арсенал-Проект»; какие-либо утвержденные в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах технические проекты разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр в регистрационный орган заинтересованным лицом не представлялись.
Из технического плана объекта недвижимости от 13 декабря 2019 г., подготовленного кадастровым инженером М., следует, что сооружение, расположенное по адресу: Российская Федерация, Томская область, Томский район, муниципальное образование «Воронинское сельское поселение», окрестности <...> состоит из 11 подземных контуров, общей протяженностью 7074 кв.м и расположено на земельных участках с кадастровыми номерами /__/, /__/, /__/, /__/, /__/, /__/. Собственники земельных участков с кадастровыми номерами /__/, /__/ дали согласие на прокладку инженерных сетей – водопровода в границах земельного участка. Собственник (административный истец) земельных участков с кадастровыми номерами /__/, /__/, /__/ уведомлен о прохождении подземного водопровода.
Согласно проектной документации, подготовленной ООО «Арсенал-Проект», проектом предусмотрен поливочный водопровод для дачной застройки, водоснабжение осуществляется от двух подземных скважин; проектируемый наружный водопровод монтируется из напорных полиэтиленовых труб ПЭ 80х50 по ГОСТ 18599-01; в качестве запорной арматуры на сети водопровода предусмотрены краны шаровые Ду 20 ПЭ100SDR11 марки GF.
Из технического плана объекта недвижимости от 9 января 2020 г., подготовленного кадастровым инженером М., следует, что сооружение, расположенное по адресу: Российская Федерация, Томская область, Томский район, муниципальное образование «Воронинское сельское поселение», окрестности <...> состоит из 1 подземного контура; по паспорту разведочно-эксплуатационной скважины её глубина составляет 135 м; сооружение расположено на земельном участке с кадастровым номером /__/. Адрес сооружения не совпадает с адресом земельного участка, в пределах которого оно расположено; сооружение является объектом вспомогательного использования.
Согласно проектной документации, подготовленной ООО «Арсенал-Проект», проектом предусмотрено оборудование и обустройство водозаборной скважины для поливочного водопровода в дачной застройке, расположенной в Томской области, Томского района, окрестности <...>; проектируемый наружный водопровод монтируется из напорных полиэтиленовых труб ПЭ 80 по ГОСТ 18599-01; отключающая арматура и насосная располагаются в проектируемом металлическом павильоне.
Из технического плана объекта недвижимости от 9 января 2020 г., подготовленного кадастровым инженером М., следует, что сооружение, расположенное по адресу: Российская Федерация, Томская область, Томский район, муниципальное образование «Воронинское сельское поселение», окрестности <...> состоит из 1 подземного контура; по паспорту разведочно-эксплуатационной скважины её глубина составляет 140 м; сооружение расположено на земельном участке с кадастровым номером /__/. Адрес сооружения не совпадает с адресом земельного участка, в пределах которого оно расположено; сооружение является объектом вспомогательного использования.
Согласно проектной документации, подготовленной ООО «Арсенал-Проект», проектом предусмотрено оборудование и обустройство водозаборной скважины для поливочного водопровода в дачной застройке, расположенной в Томской области, Томского района, окрестности <...>; проектируемый наружный водопровод монтируется из напорных полиэтиленовых труб ПЭ 80 по ГОСТ 18599-01; отключающая арматура и насосная располагаются в проектируемом металлическом павильоне.
Кроме того, в уполномоченный орган ЖСК ИЗ МК «Зеленая Долина» были представлен договор безвозмездного пользования земельным участком от 1 апреля 2013 года между Б. (ссудодатель) и ЖСК ИЗ МК «Зеленая Долина» (ссудополучатель), согласно которому ссудодателем передан в безвозмездное срочное пользование ссудополучателю земельный участок с кадастровым номером /__/ (п. 1.1); ссудополучатель имеет право, в том числе возводить любые линейные объекты (линии электропередач, газопроводы, водопроводы и т.д.), здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием и соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов (соглашением сторон может быть предусмотрено иное) (п. 5.3); срок действия договора: три года (п. 4.1); в случае, если ссудополучатель продолжает пользоваться земельным участком после истечения срока, указанного в п. 4.1 договора, при отсутствии возражений со стороны ссудодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок; в этом случае каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за один месяц (по соглашению сторон может быть установлен другой срок) до предполагаемого отказа (п. 4.2).
Договор аналогичного содержания от 1 апреля 2013 года между Л. (ссудодатель) и ЖСК ИЗ МК «Зеленая Долина» (ссудополучатель), заключен в отношении земельного участка с кадастровым номером /__/.
Как указано выше,
водопровод расположен на земельных участках с кадастровыми номерами /__/, /__/, /__/ (имеется согласие собственника на возведение водопровода на земельном участке), /__/ (имеется согласие собственника на возведение водопровода на земельном участке), /__/, /__/ (согласно уведомлению от 5 сентября 2019 года ЖСК ИЗ МК «Зеленая Долина» уведомила ПК ТОС «Зеленая Долина» о том, что под земельными участками с кадастровыми номерами /__/, /__/, /__/ проходит подземный водопровод протяженностью 7074 м, принадлежащий ЖСК ИЗ МК «Зеленая Долина»);
скважина глубиной 135,0 м расположена на земельном участке с кадастровым номером /__/;
скважина глубиной 140,0 м расположена на земельном участке с кадастровым номером /__/.
Из документов, представленных по запросу суда апелляционной инстанции филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Томской области, следует, что
из земельного участка с кадастровым номером /__/ образованы земельные участки с кадастровыми номерами /__/, /__/;
из земельного участка с кадастровым номером /__/ – земельные участки с кадастровыми номерами /__/, /__/.
При этом
земельный участок с кадастровым номером /__/ образован из земельного участка с кадастровым номером /__/;
земельный участок с кадастровым номером /__/ образован из земельного участка с кадастровым номером /__/.
Таким образом, из представленных в Управление Росреестра ЖСК ИЗ МК «Зеленая Долина» документов следует, что на момент возведения спорных объектов кооперативу предоставлено право пользования земельным участком с кадастровым номером /__/ (образован из земельного участка с кадастровым номером /__/) Б. (предыдущим правообладателем земельного участка). Доказательства, которые бы подтверждали законность права пользования заинтересованным лицом земельными участками с кадастровыми номерами /__/, /__/, на которых расположены все спорные объекты, в период их возведения, в уполномоченный орган ЖСК ИЗ МК «Зеленая Долина» не представлены.
Представленные в суд апелляционной инстанции
протокол № 6 общего собрания членов ЖСК ИЗ МК «Зеленая Долина» от 11 марта 2016 г., согласно которому принято решение пробурить скважину № 2 и запустить ее в эксплуатацию как единую систему водоснабжения не позднее 30 июня 2016 г.; определить место бурения скважины – земельный участок с кадастровым номером /__/, собственник участка Б.;
протокол членов правления ЖСК ИЗ МК «Зеленая Долина» от 18 июля 2013 г., согласно которому принято решение для прокладки системы энергоснабжения, газоснабжения, водоснабжения определить земельные участки с кадастровыми номерами /__/ (собственник Б.), /__/ (собственник Л.); водозаборную скважину для хозяйственно-питьевого водоснабжения пробурить на земельном участке с кадастровым номером /__/ (собственник Б.); Л. подготовить необходимые документы, выбрать подрядчика и заключить договор на бурение скважины до начала зимнего сезона,
не свидетельствуют о наличии оснований для отказа в удовлетворении требований, поскольку указанные документы в уполномоченный орган при обращении заинтересованным лицом представлены не были и не являлись предметом правовой экспертизы.
Не являлся предметом правовой экспертизы, в связи с чем оставлен без внимания судебной коллегией, и представленный представителем административного истца в суд апелляционной инстанции договор безвозмездного пользования земельным участком от 1 сентября 2014 года между Б. (собственник) и ЖСК ИЗ МК «Зеленая Долина» (землепользователь), согласно которому собственник земельного участка обязуется предоставить в безвозмездное пользование землепользователю, а землепользователь - принять земельный участок общей площадью 87942 кв.м, кадастровый номер /__/, обязуясь своевременно возвратить его по истечении срока данного договора; категория земельного участка: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства (п. 1.1); землепользователь имеет право, в том числе по соглашению сторон возводить любые линейные объекты (линии электропередач, газопроводы, водопроводы и т.д.), здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием и соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов (соглашением сторон может быть предусмотрено иное) (п. 2.4).
При этом судебная коллегия учитывает, что Пленум Верховного Суда Российской Федерации обратил внимание судов, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) в том числе органов государственной власти суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении, однако не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия (абзацы первый и второй пункта 61 постановления от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации»).
Позиция административного ответчика о том, что в данном случае такие документы не подлежали предоставлению противоречит как положениям Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», так и письма Министерства экономического развития Российской Федерации от 4 марта 2016 года №6013-ПК/Д23и «О порядке осуществления государственной регистрации прав на сооружения, созданные с применением технологии горизонтально-направленного бурения».
Согласно положениям пункта 10 статьи 40 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ в рассматриваемом случае помимо технических планов объектов недвижимости должны были быть представлены правоустанавливающий документ на земельный участок или документ, подтверждающий в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений без предоставления земельного участка.
В силу пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в следующих случаях: проведение инженерных изысканий; капитальный или текущий ремонт линейного объекта; строительство временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирование строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения; осуществление геологического изучения недр; осуществление деятельности в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, за исключением земель и земельных участков в границах земель лесного фонда; размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Спорные правоотношения не относятся ни к одному из указанных случаев.
Письмом Министерства экономического развития Российской Федерации от 4 марта 2016 года № 6013-ПК/Д23и «О порядке осуществления государственной регистрации прав на сооружения, созданные с применением технологии горизонтально-направленного бурения», на положения которого ссылались представителя административного ответчика, разъяснено, что необходимость оформления прав на земельные участки собственником подземного сооружения, в том числе сооружения, созданного с применением технологии горизонтально-направленного бурения, части которого находятся под поверхностью земельных участков, земельным законодательством не предусмотрена.
Согласно письму Министерства экономического развития Российской Федерации от 15 июля 2019 года 2016 № 14-06924-ГЕ/19 в случае осуществления строительства сооружений, состоящих из подземных (надземных) и наземных конструктивных элементов, с использованием наземной части всех земельных участков, на которых располагается такое сооружение, необходимо оформление документов на право пользования такими земельными участками на период осуществления строительства вплоть до ввода в эксплуатацию сооружений. В данном случае отсутствие необходимости оформления прав на земельные участки, под (над) поверхностью которых расположены части сооружения, будет относиться к периоду эксплуатации таких сооружений.
Таким образом, указанные письма подтверждают необходимость оформления документов на право пользования земельными участками на период осуществления строительства сооружений в границах данных участков (под (над) их поверхностью).
При этом судебная коллегия учитывает, что данные письма Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии направило для сведения и возможного учета в работе уполномоченных органов по вопросам применения норм действующего законодательства, возникающих в процессе оформления прав на объекты недвижимого имущества, входящие в Единую систему газоснабжения, и занимаемые ими земельные участки, которые к рассматриваемым правоотношениям неприменимы.
Вместе с тем судебная коллегия учитывает, что согласно пункту 2 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Государственный регистратор прав в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывает в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в ст. 26 данного Федерального закона (статья 27 Федерального закона № 218-ФЗ).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника земельного участка либо лица, которому земельный участок предоставлен для строительства на ином праве, - при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на созданные или создаваемые ими на таком земельном участке здание, сооружение, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс.
В соответствии с пунктами 2 и 3 части 4 статьи 18 Федерального закона № 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и регистрации прав заявитель прилагает документы, являющиеся основаниями для осуществления такого учета.
При этом статья 26 Федерального закона № 218-ФЗ содержит исчерпывающий перечень оснований для приостановления государственной регистрации прав. Одним из оснований для приостановления регистрационных действий является отсутствие документов, необходимых для осуществления государственной регистрации прав (подпункт 5 части 1 указанной статьи).
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что при регистрации права собственности на спорные объекты недвижимости ЖСК ИЗ МК «Зеленая Долина» в уполномоченный орган должны были быть представлены документы, подтверждающие законность права пользования земельными участками на момент возведения сооружений, однако таких документов в полном объеме не представлено, что свидетельствует о незаконности действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области, выразившегося в государственной регистрации права собственности Жилищно-строительного кооператива индивидуальных застройщиков микрорайона «Зеленая Долина» на спорные сооружения.
Вопреки позиции административного ответчика, об обратном не свидетельствуют положения пункта 8 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которым земельные участки, предоставленные под строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов трубопроводного транспорта, из состава земель других категорий не подлежат переводу в категорию земель транспорта и предоставляются на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов. На земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном указанным Кодексом, не требуется; у собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов.
Более того, судебная коллегия учитывает, что ЖСК ИЗ МК «Зеленая Долина» ни по форме, ни по предмету и цели создания и деятельности к садоводческому некоммерческому товариществу не относится, что влечет невозможность применения в данном случае положений действующего законодательства, регламентирующего создание централизованного снабжения водой таких садоводческих товариществ.
Довод представителей Управления Росреестра по Томской области о том, что признание оспариваемого действия административного ответчика незаконным не приведет к каким-либо последствиям для административного истца, ввиду того, что в данном случае удовлетворение административного иска не приведет к восстановлению прав, несостоятелен.
В качестве оснований административного иска ПК ТОС «Зеленая Долина» указано на нарушение административным ответчиком процедуры регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества, при этом наличие в Едином государственном реестре недвижимости записи о праве собственности ЖСК ИЗ МК «Зеленая Долина» на объекты капитального строительства (водопровод и скважины) накладывает на ПК ТОС «Зеленая Долина» как собственника земельных участков, на которых указанные объекты находятся, определенные ограничения, обусловленные распространением на эти объекты правового режима, установленного действующим законодательством для недвижимого имущества, в частности, обеспечивать право пользования земельным участком, включая право требовать установления сервитута, то есть ограничивает возможность реализации имеющихся правомочий собственника.
Федеральный законодатель, предусматривая в части 1 статьи 124 Кодекса перечень требований, которые может содержать административное исковое заявление, указал в качестве самостоятельных требование о признании незаконным полностью или в части решения, принятого административным ответчиком, либо совершенного им действия (бездействия) (пункт 2).
При этом осуществление государственной регистрации прав на вещь не является обязательным условием для признания ее объектом недвижимости (пункт 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).
Поскольку факт возведения спорных объектов за счет средств ЖСК ИЗ МК «Зеленая Долина», наличие на указанных выше земельных участках спорных объектов административный истец не оспаривает, судебная коллегия полагает возможным оспаривание части процедуры легализации объектов недвижимости в виде регистрации права собственности без оспаривания постановки данных объектов на кадастровый учет.
Вопреки выводам суда первой инстанции, административное исковое заявление ПК ТОС «Зеленая Долина» не направлено на оспаривание права собственности ЖСК ИЗ МК «Зеленая Долина» на сооружения: водопровод и водозаборные скважины. Исключение из Единого государственного реестра недвижимости записей о праве собственности ЖСК ИЗ МК «Зеленая Долина» на указанные сооружения повлечет восстановление без каких-либо ограничений прав владения и пользования ПК ТОС «Зеленая Долина» земельными участками, на которых расположены спорные объекты, поскольку право собственности ЖСК ИЗ МК «Зеленая Долина» на данные сооружения будет аннулировано.
При этом данное обстоятельство не лишает ЖСК ИЗ МК «Зеленая Долина» повторно обратиться с аналогичным заявлением в Управление Росреестра по Томской области с приложением полного пакета документов.
Судебная коллегия также учитывает, срок на обращение с данным административным исковым заявлением не пропущен, так как административный истец обратился в суд 23 марта 2020 года в пределах трехмесячного срока с момента, когда ему стало известно о нарушенном праве (в данном случае судебная коллегия учитывает дату внесения сведений о регистрации права на спорные объекты недвижимого имущества в ЕГРН: 26 декабря 2019 года, 28 января 2020 года). Доказательства для иных выводов в материалы дела не представлены, стороны спора на них не ссылались.
Ссылка участников процесса на судебную практику в обоснование позиций не может быть принята во внимание в связи с наличием иных обстоятельств рассматриваемого спора.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Томского районного суда Томской области от 14 апреля 2021 года отменить, принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление Потребительского кооператива территориального общественного самоуправления «Зеленая Долина» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области о признании незаконными действий по регистрации права собственности на сооружения, исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений о праве собственности на сооружения удовлетворить.
Признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области, выразившиеся в государственной регистрации права собственности Жилищно-строительного кооператива индивидуальных застройщиков микрорайона «Зеленая Долина» на
сооружение - водопровод с кадастровым номером /__/ по адресу: Томская область, Томский район, муниципальное образование «Воронинское сельское поселение», окрестности <...> протяженностью 7074 м и во внесении в Единый государственный реестр недвижимости регистрационной записи от 26.12.2019 /__/;
сооружение - водозаборную скважину с кадастровым номером /__/ по адресу: Томский район, муниципальное образование «Воронинское сельское поселение», окрестности <...> и во внесении в Единый государственный реестр недвижимости регистрационной записи от 28.01.2020 /__/;
сооружение - водозаборную скважину с кадастровым номером /__/ по адресу: Томский район, муниципальное образование «Воронинское сельское поселение», окрестности <...> и во внесении в Единый государственный реестр недвижимости регистрационной записи от 28.01.2020 /__/;
настоящее апелляционное определение является основанием для внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости.
Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Томский районный суд Томской области.
Председательствующий
Судьи