ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2523-2018 от 21.08.2018 Курского областного суда (Курская область)

Судья Скрипкина Е.Ю. Дело № 33а-2523-2018 г.

КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУДАПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Курск 21 августа 2018 года

Судебная коллегия по административным делам Курского областного суда в составе:

председательствующего Переверзевой И.Н.,

судей Мигущенко Н.А., Ягерь Е.А.,

при секретаре Синьковой Ю.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации Курского района Курской области к ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курской области об оспаривании действий по внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах объекта, поступившее по апелляционной жалобе Администрации Курского района Курской области на решение Ленинского районного суда г.Курска от 06 июня 2018г., которым постановлено об отказе в удовлетворении административного иска.

Заслушав доклад судьи Курского областного суда Переверзевой И.Н., выслушав объяснения представителя Администрации Курского района Курской области по доверенности Жиляева Р.Г., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу представителей ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курской области по доверенностям Котляровой И.С. и Соколовой М.Д., представителей ФГБУ «Центрально-Черноземный государственный биосферный заповедник имени профессора В.В. Алехина» по доверенностям Борзенковой М.Л. и адвоката Григорьевой В.А., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Администрация Курского района Курской области обратилась в суд с административным иском к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Курской области о признании незаконными действий по внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах объекта «Охранная (буферная) зона Центрально-Черноземного государственного биосферного заповедника имени профессора В.В. Алехина – участок «Стрелецкий», расположенный на территории Курского и Медвенского районов Курской области, номер 46.11.2.164, возложении обязанности устранить допущенное нарушение путем исключения из ЕГРН сведений о границах объекта.

В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что сведения в ЕГРН об охранной (буферной) зоне Центрально-Черноземного государственного биосферного заповедника имени профессора В.В. Алехина – участок «Стрелецкий» были внесены 18.01.2018г., однако ни органы государственной власти, ни Администрация Курского района документы для внесения сведений в ЕГРН не направляли; административный ответчик с запросами в органы государственной власти и органы местного самоуправления не обращался, никаких уведомлений от указанных органов не получал. Ограничения, введенные Положением об охранной (буферной) зоне Центрально-Черноземного государственного биосферного заповедника имени профессора В.В. Алехина, в том числе по возведению жилых зданий, не позволяют использовать земельные участки из земель, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с их целевым назначением, что может повлечь массовое расторжение договоров купли-продажи земельных участков и негативно отразиться на финансовом положении местного бюджета Курского района. Внесение сведений в ЕГРН об охранной (буферной) зоне заповедника нарушает законные интересы Администрации Курского района как органа местного самоуправления на распоряжение землями населенных пунктов в целях их застройки и развития, на выдачу разрешений на строительство, ввод объектов в эксплуатацию.

Судом постановлено вышеуказанное решение об отказе в удовлетворении административного иска.

В апелляционной жалобе Администрация Курского района Курской области просит решение суда отменить, ввиду нарушения норм материального и процессуального права и принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее Центрально-Черноземного государственного биосферного заповедника имени профессора В.В. Алехина, судебная коллегия по административным делам Курского областного суда приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Центрально-Черноземный государственный биосферный заповедник имени профессора В.В. Алехина учрежден постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 10 февраля 1935 года.

Охранная зона заповедника создана решением Исполкома Курского областного Совета депутатов трудящихся от 02 июля 1971 года №380 вокруг участков заповедника в Курской области шириной 01 км.

Решением Курского облисполкома от 17 ноября 1988 года №294 «О мерах по дальнейшему улучшению охраны и рациональному использованию территории и объектов Центрально-Черноземного государственного биосферного заповедника им. проф. В.В. Алехина в свете постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О коренной перестройке дела охраны природы в стране» утверждено Положение об охранной (буферной) зоне, в соответствии с которым вокруг всех четырех участков заповедника (Стрелецкий, Казацкий, Баркаловка, Букреевы Бармы) охранная (буферная) зона расширена до 3 км.

В силу п.6 ст.56 Земельного кодекса Российской Федерации ограничения прав на землю подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 13 июля 2015г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

В соответствии с ч.1 ст.10 указанного Федерального закона в реестр вносятся сведения о зонах с особыми условиями использования территорий, в том числе, описание местоположения границ таких зон и территорий (п.2).

Согласно п.9, 10 ч.1 ст.32 данного Федерального закона органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия им решений (актов), в том числе об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий; об установлении или изменении границ особо охраняемой природной территории.

Правила создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2015г. №138, предусматривают в п.6 внесение сведений о границах охранных зон в государственный кадастр недвижимости в соответствии со статьей 10 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».

В силу ч.1 ст.32 Федерального закона от 13 июля 2015г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» сведения об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий вносятся в ЕГРН в порядке межведомственного информационного взаимодействия на основании соответствующий решений (актов) органов государственной власти либо органов местного самоуправления.

Согласно ч.3 ст.34 данного Федерального закона документы (содержащиеся в них сведения), указанные в частях 1, 3-15 статьи 32 настоящего Федерального закона и полученные органом регистрации прав в связи с принятием органом государственной власти, органом местного самоуправления, судом соответствующих актов, заключением соглашения о создании особой экономической зоны или полученные органом регистрации прав в соответствии с нормативными правовыми актами, на основании которых установлены зоны с особыми условиями использования территорий, являются основанием для внесения сведений в ЕГРН.

В силу ч.1 ст.33 указанного закона, в случае, если указанные в частях 1, 5, 7-9, 12, 13 статьи 32 настоящего Федерального закона сведения не внесены в ЕГРН в сроки, установленные статьей 34 настоящего Федерального закона, в орган регистрации прав вправе обратиться заинтересованное лицо в порядке, установленном для представления заявления на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав с заявлением о внесении соответствующих сведений в ЕГРН.

Судом установлено, что в сведениях ЕГРН содержится следующая информация об объекте – зона с особыми условиями использования территории 46.11.2.164: статус –учтенный; вид объекта – «Охранная (буферная) зона Центрально-Черноземного государственного биосферного заповедника имени профессора В.В. Алехина – участок «Стрелецкий», расположенный на территории Курского и Медвенского районов Курской области; дата постановки на учет – 18 января 2018г. Соответствующее заявление было представлено Центрально-Черноземным государственным биосферным заповедником имени профессора В.В. Алехина в качестве заинтересованного лица.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что охранная (буферная) зона заповедника создана решением органа государственной власти, сведения о границах такой зоны подлежат обязательному внесению в Единый государственный реестр недвижимости. Заинтересованным лицом к заявлению были приложены все документы, необходимые для внесения сведений о границах охранной (буферной) зоны с особыми условиями использования территории, в связи с чем, вопреки доводам административного истца, у органа регистрации прав отсутствовала необходимость запрашивать представленные заинтересованным лицом документы (содержащиеся в них сведения) в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что действия ФГБУ «ФКП Росреестра по Курской области» по внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах объекта «Охранная (буферная) зона Центрально-Черноземного государственного биосферного заповедника имени профессора В.В. Алехина – участок «Стрелецкий», расположенный на территории Курского и Медвенского районов Курской области, номер 46.11.2.164 соответствуют закону, в связи с чем административный иск удовлетворению не подлежит.

Помимо этого, судом сделан вывод о пропуске административным истцом без уважительных причин установленного ч.1 ст.219 КАС РФ трехмесячного срока обращения в суд с административным исковым заявлением, что в соответствии с ч.8 ст.219 КАС РФ является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Вышеприведенные выводы суда первой инстанции подробно мотивированы, соответствуют установленным по делу обстоятельствам, положениям закона, являются правильными.

В апелляционной жалобе Администрация Курского района полагает ошибочным вывод суда первой инстанции о соблюдении органом государственной регистрации установленного порядка внесения сведений в ЕГРН, ссылаясь при этом на невыполнение административным ответчиком обязанности в течение трех рабочих дней со дня получения заявления в порядке межведомственного взаимодействия запросить документы (содержащиеся в них сведения) в органах государственной власти и органах местного самоуправления; кроме того, считает неверным выводом суда о пропуске Администрацией Курского района без уважительных причин срока обращения в суд с административным исковым заявлением.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда, их переоценке, не содержат ссылок на наличие оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, а потому не могут быть приняты судебной коллегией.

На основании изложенного, руководствуясь п.1 ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Ленинского районного суда г.Курска от 06 июня 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Курского района Курской области – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: